Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№7-8 за 2013 год/

Таинство Святой Евхаристии

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Великое Таинство Тела и Крови Господа Иисуса Христа называется Евхаристией (ευχαριστια), что значит в переводе с греческого «благодарение». Совершая Евхаристию, народ Божий благодарит Господа «о всех благодеяниях, на нас бывших, явленных и неявленных», «о всех и за вся». Участвуя в Таинстве, верующие присутствуют при действительном воспоминании жертвы Господа Иисуса Христа и благодарят Его за спасение всего человечества. В жертве и благодарении состоит сущность Евхаристии.

Евхаристия совершается за богослужением, которое называется «Литургия» (от греческого — λειτουργία, λειτος — «общественный» и εργον — «дело»). Литургия есть «общее дело» народа Божиего.

Для совершения Евхаристии верующие собираются вместе и составляют собой Церковь, которая выявляется в данном месте в их молитвенном собрании. «Народ Божий собирается в Церковь для служения Богу, где каждый служит совместно с другими под предстоятельством одного"1.

В отличие от всех служб суточного круга за Литургией совершается Таинство, Таинство Евхаристии. Кроме молитв и песнопений за Литургией приносится бескровная жертва и преподаются верующим Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Поэтому Божественная литургия является главным христианским богослужением. Она — сакраментальный центр всех церковных служб суточного круга. Святые отцы называли Евхаристию «Таинством Таинств».

Божественная литургия является школой богословия и богомыслия. Она открывает христианину тайны Царства Небесного, исполняет Духа Святого и соединяет с Богом.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕВХАРИСТИИ

Первую Евхаристию совершил Сам Господь Иисус Христос во время Тайной вечери. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28). Таким образом, было установлено Таинство Тела и Крови Христовых.

После вознесения Господа апостолы и их преемники продолжили совершать Евхаристию, исполняя завет своего Учителя.

Прощальная трапеза Христа с апостолами стала основанием литургического богослужения первых христиан.

СОВЕРШИТЕЛЬ

Чин Литургии построен на принципе сослужения предстоятеля и народа Божия. Это сослужение выражается в диалогической форме евхаристических молитв. «Каждую из них собрание «запечатывает» словом «аминь», одним из ключевых слов христианского богослужения, связывающим в одно органическое целое предстоятеля и возглавляемый им народ Божий"2.

Церковь есть Тело Христово. Христос пребывает в Церкви и Святым Духом совершает все священнодействия и Таинства. «Священник — не «представитель» и не «заместитель» Христа. В Таинстве — он Сам Христос, подобно тому как собрание — Тело Его. Возглавляя собрание, Он в Себе являет единство Церкви, единство с Собою всех ее членов. Таким образом в этом единстве предстоятеля и собрания явлено богочеловеческое единство Церкви — во Христе и со Христом"3.

В Церкви верующие несут различные служения. Не только священники, но и миряне посвящены на служение Христу. Наиболее значимо их молитвенное служение в приношении бескровной Жертвы.

При совершении Литургии служение священника состоит в том, что он является образом Главы Церкви — Христа. Таинство Евхаристии совершает Сам Христос, но совершает через священника и посредством всего существа священника. «Действия сего Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил сии действия на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Сам Христос"4.

В апостольское время каждая местная Церковь собиралась в одно евхаристическое собрание. В Древней Церкви евхаристические собрания возглавляли только апостолы или их преемники — епископы. «Единство местной Церкви проявлялось в единстве Евхаристического собрания, которое обуславливало единство епископата в местной Церкви"5.

Пресвитеры стали совершать Евхаристию с течением времени в связи с увеличением количества христиан. Так как епископы не могли уже лично совершать Таинство в многочисленных церковных общинах, они стали делегировать право служения Литургии пресвитерам, выдавая им специальные грамоты.

Гонения на Церковь также стимулировали процесс деления единого городского евхаристического собрания, так как всей общине было опасно собираться в одном месте. Причем совершение Таинства отдельными группами верующих считалось не самостоятельными евхаристическими собраниями, а расширением единого епископского собрания. Епископ оставался единым предстоятелем Церкви и единым совершителем Таинств Господних. Когда в дальнейшем пресвитеры возглавили отдельные общины, они стали не более как уполномоченными епископа, который поручал им совершать Таинство, тем самым пространственно расширяя единое евхаристическое собрание местной Церкви.

ВОСПОМИНАНИЕ

«Вся Литургия — воспоминание Христа, вся — Таинство и опыт Его присутствия"6. Чинопоследование Божественной литургии не «изображает» жизнь Господа Иисуса Христа, но реально воспроизводит ее, приобщая к ней верующих. «Вспоминать — значит помнить и жить в воспоминаемом, его получать и хранить"7.

Евхаристия является не только воспоминанием Тайной вечери, но всей жизни Господа: воплощения, проповеди, голгофской жертвы, воскресения и вознесения. Святитель Иустин (Попович) пишет: «В Евхаристии благодатно оживляется все Богочеловеческое домостроительство спасения: от воплощения до Вознесения, как жизнь нашей жизни и как душа души нашей"8.

Евхаристическое воспоминание не абстрактное размышление, но живое созерцание жизни и жертвы Христа.

ИСТИННОСТЬ ПРЕЛОЖЕНИЯ

Православная Церковь на протяжении всего своего существования исповедует, что хлеб и вино Евхаристии — истинные Тело и Кровь Христа, а не их символы.

Православное учение о Евхаристии основывается на словах Господа Иисуса Христа: ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:55–56).

В соответствии с Евангельским учением святые отцы и учителя Церкви утверждали, что евхаристические хлеб и вино являются истинной Плотью и истинной Кровью Иисуса Христа. Так, святой Игнатий Богоносец в Послании к римлянам писал: «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю — крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная"9.

Хлеб и вино во время преложения становятся не призрачными, а реальными Телом и Кровью Христа. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, пишет: «Когда Сам Христос объявил и сказал о хлебе: сие есть тело Мое; после сего кто осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто усомнится и скажет, что сие не кровь Его?«10.

Преподобный Иоанн Дамаскин утверждал: «Хлеб и вино суть не образ тела и крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное тело Господа, так как Сам Господь сказал: сие есть не образ тела, но тело мое, и не образ крови, но кровь моя"11.

Большинство отцов и учителей Церкви, писавших о Евхаристии, считали, что «евхаристические хлеб и вино после их освящения оставляют свою субстанцию и делаются истинными, реальными телом и кровью Христа"12.

КАК ПРЕСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ

Человеческий ум не может постичь таинственный характер преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы. По слову преподобного Иоанна Дамаскина, на Евхаристии «действие Духа совершает то, что превышает естество и чего не может вместить ничто, кроме одной только веры"13. Поэтому святые отцы в своих сочинениях не рассуждали на эту тему. И на Вселенских Соборах не поднимался вопрос о том, каким образом хлеб и вино становятся Плотью и Кровью Господа.

Евхаристия, как и все Таинства, выходит за рамки рационального восприятия и объяснения. Таинство Евхаристии совершается под воздействием Святого Духа. «Хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Святого Духа сверхъестественно претворяются в тело Христово и кровь"14. Разум человека ограничен и не может вместить действие Божественной благодати.

ВРЕМЯ ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЯ

По поводу момента пресуществления архимандрит Киприан (Керн) писал: «Церковному сознанию всегда было чуждо искание «тайносовершительной» формулы и точного момента преложения Даров. Это позднейшее схоластическое мудрование в древности заменялось верой в освятительную силу всего текста евхаристического канона (анафоры)«15.

С архимандритом Киприаном согласен профессор Н. Д. Успенский. Он пишет: «Не существует ни одного соборного определения, как нет ни одного святоотеческого высказывания в том смысле, что претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа совершается при определенных словах анафоры как совершительной формулы. Претворение евхаристических да-

ров — это сверхъестественное, метафизическое явление, не постижимое разумом и только принимаемое верой. Поэтому отцы Церкви и не связывали освящение даров с какой-либо определенной фразой анафоры"16.

Литургическая традиция Древней Церкви подчеркивала значение общей молитвы народа Божия и не выделяла отдельных молитв, придав им характер тайносовершительной формулы. Тем не менее, с течением времени в богословско-литургической литературе утвердилось представление о том, что во время Литургии идет нарастание пневматологической значимости молитв. Кульминация призывания Святого Духа достигается в эпиклезе, которая таким образом становится решающим моментом в освящении Святых Даров.

ЖЕРТВА

Во время Евхаристии приносится бескровная жертва. Об этом ясно сказано в Евангелии. На Тайной вечери Господь, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22:19–20).

Помнить о жертве Христовой, совершаемой за Евхаристией, призывал христиан апостол Павел: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1 Кор. 11:26).

Евхаристическая жертва заключает в себя всю жизнь Христа и Его служение роду человеческому. А в онтологическом смысле Евхаристическая жертва распространяется и на предвечную жертву Бога Сына, которую Он приносит Богу Отцу. Эта жертва заключается в сыновстве, самоотдаче и совершенном послушании вплоть до крестной смерти за жизнь мира.

Евхаристия есть жертва, которую Господь заповедал совершать Своим ученикам в Его воспоминание. Преимущественно Евхаристия — воспоминание и повторение Голгофской жертвы Сына Божия.

Христос принес жертву Богу и Отцу единожды (Евр. 9:28). Эта жертва очистила людей от всех грехов и освятила их. Благодаря жертве Христовой человечество получило полноту спасения. Других жертв для спасения мира не требуется.

Однако за каждой Литургией приносится вновь жертва. Является ли она новой жертвой? Нет. «Евхаристическая жертва, совершаемая всюду и ежедневно, остается всегда одной и той же, потому что в жертву всегда приносится один и тот же Агнец Божий. Поэтому она не является какой-то новой жертвой, но одна и та же, и так как Голгофская жертва была неоскудевающей, то и данная не служит к ее восполнению"17.

Евхаристия не зависит от времени и пространства. Она совершается по всей земле в разное время множеством священнослужителей, но при этом остается полностью идентичной той, которую Господь совершил на Тайной вечери. Впервые совершенная в Сионской горнице, Евхаристия совершалась, совершается и будет совершаться на протяжении всей истории человечества до конца мира.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сия трапеза есть та же самая, которую предложил Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту предложил Христос, а эту — человек, но ту и другую предлагает Сам Христос"18.

Жертвоприношение, совершаемое за Божественной литургией, таинственно и непостижимо. В каждой Евхаристии Христос Сам вечно и единожды приносит Себя в жертву за грехи и спасение мира. В этом Таинстве Христос является и Первосвященником, приносящим жертву, и самой жертвой, очищающей грехи человечества.

Почему во время освящения Святых Таин священнослужитель обращается с молитвой к Богу Отцу? На этот вопрос отвечает святитель Николай Кавасила: «Чтобы ты знал, что Спаситель освящает не как человек, а как Бог, по Божественному Своему могуществу, которое у Него одно с Отцом"19.

Евхаристическая жертва не ограничена пространственными и временными границами. Жертва Христа в замысле Божием существовала предвечно, принесена была в определенный исторический момент, но совершается «всегда, ныне и присно и во веки веков».

ЦЕРКОВЬ И ЕВХАРИСТИЯ

Слово «церковь» — εκκλησια — означает «собрание». Когда верующие во Христа собираются вместе, они составляют Церковь, которая осуществляется и проявляется в этом собрании. Именно это имел в виду апостол Павел, когда писал коринфянам: когда вы собираетесь в церковь (1 Кор. 11:18). «С первых дней после Пятидесятницы быть или состоять в Церкви означало участвовать в ее евхаристическом собрании. Где евхаристическое собрание, там Церковь, и где Церковь, там и евхаристическое собрание"20.

Собрание верующих является непременным условием совершения Евхаристии. Она не совершается вне такого собрания. Церковное собрание можно также считать первым евхаристическим деянием общины, собравшейся совершить Таинство. «Евхаристия с самого начала была явлением и осуществлением единства Нового народа Божия, собранного Христом и во Христе. Надо твердо знать и помнить: в храм мы идём не для индивидуальной молитвы, мы идем собраться в Церковь, и сам видимый храм есть только образ того нерукотворного храма, который он знаменует. Поэтому «собрание в Церковь» есть действительно первое литургическое действие, основание всей Литургии"21.

Когда верующие собираются в Церковь, они образуют Тело Христово. Епископ или священник, возглавляющий собрание, становится образом Христа — Главы Тела. «Благодаря именно Евхаристии, которая соединяет верующих в одно Тело Христово, Церковь становится Телом Христовым, и без Евхаристии не было бы и Церкви"22.

Церковь не может существовать без Евхаристии. Верующие не могут без нее соединяться в единое тело Церкви. Евхаристия — неотъемлемая составляющая часть природы Церкви. «Церковь — тело Христово. Евхаристия — тело Христово. Церковь в Евхаристии, а Евхаристия — в Церкви"23. Таинство Христово является стержнем всей церковной жизни христиан.

Вместе с тем и сама Евхаристия не может совершаться вне Церкви. Будучи Таинством, она получает освящения под воздействием Святого Духа. Он же снисходит только в Таинствах Православной Церкви. Поэтому Евхаристия, совершаемая в сообществах, которые откололись от Матери-Церкви, — безблагодатны. «Церковь там, где совершается Евхаристия, и где совершается Евхаристия, там — Церковь"24.

В Церкви сочетаются две природы: божественная и человеческая. Верующий приобщается божественной природе через Евхаристию. Это Таинство Церкви соединяет человека с Богом.

Через Евхаристию «мы входим в общение и соединяемся друг с другом. Ибо все мы, так как от единого хлеба причащаемся, делаемся единым телом Христовым и единою кровью, и членами друг друга, будучи сотелесниками Христа"25.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА

Когда христианин участвует в Евхаристии, он усваивает плоды жертвы Господа Иисуса Христа.

Как богослужебная жизнь Церкви зиждется на Евхаристии, так духовная жизнь каждого верующего должна основываться на участии в Таинствах Христовых.

Обо́жение является высшим смыслом жизни христианина. Причащение Пречистых Таин дает возможность верующему стать единою плотию со Христом. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что в Евхаристии «мы соединяемся с телом Господа и с Духом Его и делаемся телом Христовым"26.

Причащаться христианин должен со смиренным, но пламенным желанием обо́жения своего естества. «Дабы приобщившись тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественного естества причастницы (2 Петр. 1:4)«27.

Для причащающихся Христовых Таин процесс обо́жения становится реальностью. «Соединившись со Христом, верующий становится храмом Пресвятой Троицы. Так как вся полнота Божества сосредоточена в теле Христа, то Святая Троица пребывает в сотелесных Христу"28.

Причащаясь, верующий получает возможность жить во Христе уже на земле. Причастие помогает идти путем спасения, наполняет духовной крепостью и хранит от нападения темных сил. «Тело и кровь Христовы входят в состав нашей души и тела, не истощаясь, не истлевая и не извергаясь вон (да не будет!), но входят в нашу сущность для охраны, отражения от нас всякого вреда, очищения всякой скверны"29.

Приобщаясь Святых Таин, человек получает залог жизни со Христом в вечности. Еще при земной жизни христианин становится членом Царства будущего века. «Для принимающих причастие с верою достойно оно служит во оставление грехов, и в жизнь вечную, и в соблюдение души и тела"30.

Протоиерей Вячеслав Тулупов

_______________

1 Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 8.

2 Шмеман Александр, прот. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1988. С. 19.

3 Там же. С. 30.

4 Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений. ТСЛ., 1993. Кн. 2. С. 290.

5 Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 95.

6 Шмеман Александр, прот. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1988. С. 251.

7 Там же. С. 277.

8 Jустин Попович, архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978. С. 567.

9 Писания мужей апостольских. Рига, 1995. С. 332.

10 Кирилл, архиеп. Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 329.

11 См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 372–373.

12 Малахов В. Я. Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии / ТСЛ., 2008. С. 62.

13 См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 370.

14 Там же. С. 372.

15 Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947. С. 285.

16 Успенский Н. Д. Анафора: Опыт историко-литургического анализа // Богословские труды. М., 1975. Сб. 13. С. 138.

17 Там же. С. 140.

18 Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений. ТСЛ., 1993. Кн. 2. С. 290.

19 Николай Кавасила, архиеп. Изъяснение Божественной литургии // Христос. Церковь. Богородица. М., 2002. С. 162.

20 Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 12.

21 Шмеман Александр, прот. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1988. С. 27.

22 Сергиев И.И., прот. Мысли о Церкви и православном богослужении. М.,1894. С. 136.

23 Jустин Попович, архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978. С. 567–568.

24 Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 23.

25 См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 376.

26 Там же. С. 375.

27 Кирилл, архиепископ Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 330.

28 Мандзаридис Георгий. Обожение человека. ТСЛ., 2003. С. 49.

29 См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 374.

30 Там же. С. 372.

Литература:

Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев, 2003.

Иларион (Алфеев), митр. Православие. М., 2009. Т. 2.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011.

Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений. ТСЛ., 1993. Кн. 2.

Jустин Попович, архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978.

Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947.

Кирилл, архиепископ Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные.

М., 1991.

Малахов В. Я. Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии. ТСЛ., 2008.

Мандзаридис Георгий. Обожение человека. ТСЛ., 2003.

Николай Кавасила, архиеп. Изъяснение Божественной литургии // Христос. Церковь. Богородица. М., 2002.

Писания мужей апостольских. Рига, 1995.

Сергиев И.И., прот. Мысли о Церкви и православном богослужении. М.,1894.

Успенский Н. Д. Анафора: Опыт историко-литургического анализа // Богословские труды. М., 1975. Сб. 13.

Шмеман Александр, прот. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1988.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.