Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№1-2 за 2011 год/

Чтец Анатолий Трушин. О Святой Четыредесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь за несколько недель до начала Великого поста начинает приготовлять верующих к нему. Во время поста тот, кто постится и осознает свою греховность, а также молит Господа о помощи и избавлении от грехов, — возрождается духовно. Но такое возрождение требует подвига духовного, продолжительного, нередко тяжкого, болезненного и упорного.

Святая Церковь в подготовительных службах и неделях не забывает сказать о всем том, что может возбудить верующих к посту и покаянию. В своих воспоминаниях Церковь восходит к первым дням существования мира и человека, к блаженному состоянию прародителей, а затем и к их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение сердца о грехах своих.

Преподобный Серафим Саровский, говоря о смысле жизни христианина, так говорит о посте: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же и бдение, и молитвы и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божия… только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатью Духа Святого, и притом, как сказанное: не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин. 3:34–35)».

К Великому посту нас ведут три подготовительные недели, каждая из которых установлена в определенное напоминание о чем-то очень важном. Первая из таких недель именуется Неделей о мытаре и фарисее. С этого дня начинается пение Постной Триоди. На утрени, по 50-м псалме, положены особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до конца Св. Четыредесятницы.

Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) — осужден.

Господь учит нас нелицемерному посту и говорит, чтобы мы вступали на поприще поста не с унылыми, а с бодрыми лицами, как истинные и верные воины Христовы, вступающие на борьбу со грехом и многострастной плотью своей. Но как же часто у нас бывает искушение отказаться от чего-нибудь во время поста напоказ, чтобы про нас говорили: «Да! Вот это постник, не то, что мы». Или как сказано в Св. Писании, наводим на себя грустные лица для того, чтобы про нас говорили примерно такое же. И это все лишь для того, чтобы «подпитывать» свои грехи тщеславия, эгоизма и другие, вытекающие из них. Но, как мы знаем из Евангелия, Господь видит каждого человека, кто как постится. И потому истинно постящимся будет и истинная награда.

Святитель Иоанн Златоуст на тему поста говорит следующее: «Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами; посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного — праведным, из злого — добрым, из нечистого — благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни».

В ознаменование того, что слепое следование букве закона (устава) несет духовный вред, в последующие среду и пятницу пост отменяется. Следующая седмица поэтому называется «сплошной» или «всеядной», так как во все ее дни, включая среду и пятницу, Устав дозволяет скоромную пищу.

Следующая неделя именуется Неделя о блудном сыне. На утрени к обычным полиелейным псалмам добавляется псалом 136-й «На реках вавилонских…» с «аллилуиею красною».

В притче о блудном сыне, которая хорошо известна каждому христианину, нам говорится о нас самих. Мы подобны сыну, который ушел из своего отечества, дабы жить, как захочется, но скоро истратил все свое имение. Так и мы уходим часто от Бога, отступаем от Него своими грехами. Но Господом нам для того и была дана эта притча, чтобы мы осознали свое положение и состояние души. Мы должны, как и блудный сын, в итоге раскаявшийся, прийти к Богу с плачем, прося о милостыне и прощении. По сути, в этой притче можно рассмотреть и весь смысл поста: духовное возрождение в итоге и разделение трапезы вместе с Отцом Небесным.

В течение следующей за нею Мясопустной седмицы еще разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы, откуда происходит ее народное наименование «пестрой».

Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту, посвящено грядущему Страшному суду Божиему — это Неделя о Страшном Суде (Мясопустная), последний день, когда разрешено вкушения мяса (заговение на мясо).

Начиная с понедельника последней недели подготовительного поста начинается Неделя Сырная, широко известная как масленица: всю седмицу, включая среду и пяток, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако в среду и пяток, согласно Типикону, положена лишь одна трапеза вечером, а богослужения в эти два дня имеют сходство с великопостным: не совершается Божественная литургия, читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами.

Последнее воскресенье пред Великим постом — Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем: после вечерни в сей день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается подвиг Святой Четыредесятницы.

Господь требует от нас не так уж и много: прощение и забвение обид, нанесенных нам ближними, ведь эти обиды так малы по сравнению с нашими собственными грехами перед Богом. И если простим мы прегрешения ближним, да и вообще всем людям, Господь простит нам наши прегрешения перед Богом.

Смысл поста заключается не просто в отказе от мясных и молочных продуктов, но в первую очередь в глубоком самопознании, осознании своей греховности, в покаянии и борьбе со страстями. Иногда очень тяжело бывает заставить себя отказаться от чего-либо в это время. Очень часто начинаем делать себе какие-либо послабления. Господь готов миловать и спасать кающихся грешников; именно Он говорит, что от нас требуются простота, безгневие, забвение обид, любовь, дружелюбие. Наше Спасение по сути в наших же руках. Если мы будем прощать другим обиды, козни против нас, погрешности, то и нас простит Господь Бог наш.

Великий пост для каждого человека, который постится, — это путь преображения человека. Путь от греховного рабства — к свободе от него, от греха — к добродетели, от духовной смерти — к воскресению души.

Первая великопостная неделя наиболее строгая. По Уставу первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, беременных или кормящих женщин эти требования ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но незасеянному полю, без молитвы не будет плодоносить.

Все недели подготовительные, а затем и самого поста установлены для духовного возрождения человека. Для осознания греховности. Для того чтобы мы с вами, пав на колени пред Господом нашим, воскликнули: «Помилуй мя Боже».

Так будем же готовы к Великому посту во всеоружии, чтобы истинно нам поститься и молиться, чтобы в итоге принять и встретить Христа, Воскресшего из мертвых, победившего смерть, дабы и нам, уже тут, на земле, вкусить плод этой победы. Чтобы мы возродились духовно, чтобы принять и осознать нам полностью радость этой благой вести. Услышим и мы с вами такие слова «Христос Воскрес!», но прежде подготовим себя к этой благой вести Великим постом. Воздержимся же от развлечений мира суетного. Будем же молиться Богу нашему Иисусу Христу о помиловании нас грешных. И как сказано в слове Святителя Иоанна Златоуста, возрадуемся же все в Светлом Воскресении Христовом.

Начнем же подготовку к встрече с Воскресшим Христом вместе со всей Церковью, которая, подобно любящей матери, заботливо открывает нам покаяния двери уже за несколько недель до Святой Четыредесятницы.

Аминь!