Главная/Новости/2018/Май/18/

Областная научно-практическая конференция и открытый урок «Духовные родники Подмосковья» в городе Люберцы

18 мая во дворце спорта «Триумф» г. Люберцы прошла научно-практическая конференция и областной открытый урок «Духовные родники Подмосковья», посвященные празднованию Дня славянской письменности и культуры.

В работе конференции приняли участие митрополит Ювеналий, министр образования Московской области М. Б. Захарова, ее первый заместитель Н.Н. Пантюхина, глава Люберецкого района В.П. Ружицкий, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Константин, благочинный Люберецкого церковного округа священник Вячеслав Новак, руководители муниципальных органов управления образованием, духовенство Московской епархии, руководители православных гимназий и школ, члены ассоциации педагогов «Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры».

Участников мероприятия приветствовал глава Люберецкого района В.П. Ружицкий:

Ваше Высокопреосвященство, уважаемый Владыка Ювеналий, уважаемая Марина Борисовна, дорогие гости! Я искренне рад, что было принято решение провести такое значимое мероприятие у нас в Люберцах.

Сегодня идет активная борьба за души людей, которая начинается в детском садике, в школе. Поэтому поговорка «что посеешь, то и пожнешь» абсолютно оправдана. Мероприятия, подобные сегодняшнему, раскрывают нам пути, каким образом мы можем бороться за человеческие души.

Православие, что бы кто ни говорил – это хребет государственности России. И если кто задумывается о какой-то национальной идее, то эта национальная идея – в вере. Желаю вам сегодня плодотворной работы и еще раз благодарю за то, что вы выбрали наш город для проведения этой встречи.

С приветственным словом к участникам конференции обратился митрополит Ювеналий:

Уважаемая Марина Борисовна, уважаемый Владимир Петрович, возлюбленные участники! Сейчас Владимир Петрович сказал такое содержательное приветствие, что дальше можно уже и не говорить, но протокол есть протокол, и мы будем его придерживаться.

Я хотел бы поблагодарить дорогого Владимира Петровича за то, что он вновь гостеприимно принимает нас, чтобы мы могли провести нашу традиционную конференцию, посвященную памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и нашему церковно-государственному празднику – Дню славянской письменности и культуры.

Мне в прошлом в течение довольно длительного времени довелось быть сопредседателем оргкомитета всероссийских торжеств, связанных с этой темой, и я хорошо помню, сколько предпринималось усилий для того, чтобы пробудить по всей России интерес к родном духовным корням. Мне радостно видеть сегодня добрые плоды сеяния, совершавшегося трудами работников образования и культуры и духовенства. Ныне значение кирилло-мефодиевского наследия для отечественной культуры общепризнанно, чему свидетельство и то, что делается для распространения знаний о великих просветителях славян в рамках сотрудничества Московской епархии и Министерства образования Московской области.

Трудами святых братьев была создана славянская письменность и совершен перевод Священного Писания на родной для наших предков язык. Это событие стало судьбоносным, ибо с тех пор евангельские заповеди стали идеалом, определяющим высоким нравственным стандартом для государства, общества, каждого человека в отдельности. Об этом можно судить по русским пословицам и поговоркам, впитавшим библейскую мудрость. Они составляют целый отдельный словарь. Многие, используя их, даже не подозревают, что цитируют, например, Псалтирь или Книгу притчей Соломоновых. Говорю это к тому, чтобы показать, как на уровне национального сознания глубоко были усвоены представления о святости и грехе, о добре и зле, о правде и лжи.

И в этом контексте, конечно, нельзя не переживать как трагедию тот кардинальный слом, который произошел в жизни народа сто лет назад. Под воздействием сложнейшего комплекса множества разнородных и разноприродных факторов произошел крах государственной и хозяйственной жизни. Одновременно новой властью были развернуты имеющие аналог только в истории Древней Церкви гонения на веру. Наступила эпоха разрушения храмов и осквернения святынь, преследования, а вслед за тем и физического уничтожения тех, кто отказывался отречься от Христа и Его Церкви. Революционеры стремились к тому, чтобы смести память об исторической Россию с лица земли. Именно поэтому состоявшееся в 1918 году бесчеловечное и бессудное убиение царственных страстотерпцев носило для палачей символический характер. В лице императора и его семьи они расстреливали Тысячелетнюю Россию, мечтая возвести на ее руинах призрачный земной рай.

Все это давно стало достоянием минувшего. История ни на мгновение не прекращает свой труд, поглощая настоящее. Но прошлое требует осмысления, настаивает на том, чтобы его уроки были усвоены. И для нас, православных людей, вдохновляющим является пример новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым Господь дал такую силу веры, что они своим подвигом смогли исполнить призыв Христа Спасителя, сказавшего: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк.12:4).

Конечно, десятилетия пропаганды безбожия не могли не сказаться на нравственном состоянии общества, которое ныне нуждается в уврачевании духовных ран. И сегодня, когда в свободной России Церковь и школа совместно трудятся на ниве нравственного просвещения и воспитания, мы опираемся на опыт страдальцев за веру. О них можно сказать словами пророка Исайи: «Остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме… Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!» (Ис.30:17-18).

Нас восхищает не только мужество святых, твердо веривших в обетование Господне: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Они для нас являются образцом исполнения заповедей Божиих о милосердии и доброделании. Гонимые и оскорбленные, они были незлобивы и добросердечны; отвергнутые и презираемые, они трудились на благо ближнего и радели о судьбе своего Земного Отечества.

Очень важно понять, что жития наших новомучеников – это благовестие праведной жизни, столь важное для подрастающего поколения в XXI веке. Подвижники веры отдали все, что имели, Богу, Родине, ближнему, - и вошли (голодные, нищие, обесчещенные, оскорбленные, убитые и зарытые в безвестных могилах) как граждане в Царство Небесное. Как нужно это юродство проповеди (см.: 1 Кор. 1:21) сегодня, когда, как бы в насмешку над Христом, призывавшим к иному, со всех углов звучат слова: блаженнее принимать, нежели давать (см.: Деян. 20:35).

Когда нынешний год был объявлен в России Годом добровольца, мое сердце возрадовалось. Пришло общественное понимание того, что народ должен жить в обстановке взаимной любви, заботы и жертвенности. Следуя по пути укрепления нашего единства, мы восстановим цепь духовной преемственности, которая идет от древних святых просветителей через новомучеников ХХ века к людям современной России.

Вот существенный шаг в этом направлении. Сегодня будет представлена подготовленная под руководством Людмилы Леонидовны Шевченко очередная книга для чтения, издаваемая для раздачи участникам открытого урока, который состоится после нашей конференции. Книга называется «Доброделание». Помимо того, что это очередная страница в подвижнической биографии нашего выдающегося педагога, это огромный вклад в ту совместную воспитательную работу, которую совместно ведут Московская епархия и Министерство образования Подмосковья.

Хочу в заключение горячо поблагодарить всех педагогов и священнослужителей, которые в добром согласии самоотверженно трудятся на ниве образования. Всеми вами руководит преданность Отечеству и любовь к детям. Ваши дела блаженны пред Господом, Который через Священное Писание неоднократно говорил верным: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5; см.: Быт. 28:15; Иис. Нав. 1:5).

Желаю участникам конференции успехов в работе и призываю на вас Божие благословение!

Спасибо за внимание.

Затем с докладом выступила министр образования Московской области М. Б. Захарова:

Ваше высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Уважаемые участники встречи!

Рада приветствовать всех участников областной конференции, посвященной празднованию Дня Славянской письменности и культуры. Очень важно, что каждый год в мае, когда подходит к концу очередной учебный год, мы имеем уникальную возможность в формате открытого диалога обсудить самые актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания со священнослужителями Московской епархии русской православной Церкви, нашими духовными наставниками.

В человеческом обществе всегда существовало учительство и наставничество, как и в Православной Церкви. С первых веков христианства апостолы наставляли своих последователей, учили, давали определенные советы и объясняли суть учения Христова. Из Священного Писания и из личного опыта все мы знаем, что человек не может руководствоваться только собственными знаниями. Он обязательно должен обращаться за советом к более опытным, точно так же, как дети должны обращаться к родителям за советом.

Тема наставничества очень актуальна в настоящее время, лучших наставников страны награждает Президент страны Владимир Владимирович Путин. Конечно, проект «Кадры для будущего», инициированный Агентством стратегических инициатив, ориентирован на профессиональное наставничество, но в сфере духовности и нравственности наставничество, авторитетное руководство не менее важны, особенно, когда мы говорим об образовании, сфере, где профессионализм и компетентность неотъемлемы от нравственных качеств учителя.

Учитель – это, прежде всего, наставник, тот, кто передает свой жизненный, духовный, культурный и нравственный опыт, и здесь особенно необходимы моральные качества учителя, его способность обратиться к душе, к чувствам ребенка, помочь ему выбрать правильный путь в информационном потоке.

Несколько дней назад произошло ключевое событие для российского образования: Президент России Владимир Владимирович Путин подписал майский указ, в котором перед образованием поставлены глобальные по масштабу и сложности задачи:

  • обеспечить конкурентоспособность образования полученного в России;
  • вхождение РФ в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • создать базу для воспитания гармонично развитой социально ответственной личности, основываясь на духовность и нравственные ценности, исторические корни и национально-культурные традиции народов России.

Задачи, в сущности, едины, и требуют от нас создания принципиально новой школы, впитавшей в себя и усвоившей лучшие модели современного обучения, и при этом основанной на фундаментальных достижениях российской культуры, на понятиях, вошедших в цивилизационный код нашей нации, а это:

  • любовь к ближнему,
  • сострадание,
  • милосердие.

Возможно, поэтому Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл назвал нравственные ценности условием «…выживания человеческой цивилизации».

Опора на православную культуру, на высочайший авторитет Русской Православной Церкви стала привычным для нас явлением. Педагоги Подмосковья совместно со священнослужителями проводят бинарные уроки, классные часы, конкурсы сочинений, детские утренники, родительские собрания, на которых затрагиваются темы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Традиционные встречи Его Преосвященства владыки Ювеналия с руководителями муниципальных органов управления образованием Московской области, научно-практические конференции, выставки «Православное Подмосковье», олимпиады по учебному предмету «Духовное краеведение Подмосковья», наш сегодняшний открытый урок и многое другое – серьезный задел для будущих новых проектов.

Я обращаюсь к руководителям муниципальных органов управления образования: организация работы по повышению компетентности педагогических кадров в вопросах духовно-нравственной культуры сегодня нуждается в планомерном, систематическом контроле. Нам необходим мониторинг успешности освоения учителями программ дополнительного образования, и в этом нужно активнее сотрудничать с Ассоциацией педагогов Московской области «Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры». Ассоциация в полной мере реализует все поставленные перед ней цели и задачи. Успешно проводятся многочисленные, ставшие уже традиционными семинары, конкурсы методических разработок, предметные недели, научно-практические конференции по духовно-нравственной тематике, например, конференция «За нравственный подвиг учителя».

Увы, особенность времени такова, что каждое слово наставника, каждый поступок учителя в любой момент может стать поводом широкого обсуждения тысяч разных, незнакомых ему людей. И среди них много таких, кто исповедует совсем другие ценности и использует детскую наивность, юношеский максимализм, чтобы посеять смуту, разжечь вражду. Только что мы стали свидетелями, а большинство сидящих здесь, несомненно, и участниками большого святого дела – акции «Бессмертный полк», посвящённой памяти павших в годы Великой отечественной войны. И все мы знаем, что только благодаря единодушной многомиллионной поддержке, только благодаря доброй воле всех участников эта акция смогла приобрести размах планетарного масштаба. Сомневается ли в этом кто-то? Кажется, что нет. Но вот находятся люди, которые, узнают, что педагог, рассказывая своим ученикам об этой акции, советует ребятам принять в ней участие, и злонамеренно раздувают публичный скандал, обращаясь от имени учащихся к омбудсмену, призывая защитить права детей, которых якобы заставляют пожертвовать своим выходным днём. Видимо, это делается для того, чтобы посеять у молодых людей сомнение в том, что акция «Бессмертный полк» – это искреннее проявление чувств благодарности ушедшим героям. Можно ли, говоря сегодня о нравственности, обойти вниманием такой вопиющий случай? А ведь он многому нас учит. Мы все работаем сейчас в условиях жёсткого информационного противостояния с силами, пытающимися склонить наших детей к протесту. Их призывают к непослушанию старшим, им показывают прелести вседозволенности, называемой свободой – то есть сознательно, целенаправленно работают над духовным растлением подрастающего поколения ради своих политических планов. В этой обстановке педагог должен быть очень осмотрителен, высоко компетентен, но главное – он должен своим личным примером, своими делами показывать детям свой нравственный выбор. Только это может убедить детей, научить их отличать семена от плевел. Научить каждого понимать: ради чего живет человек в мире, где он - «мера всех вещей»? Ведь каждый человек тогда находит в жизни собственный смысл внутри себя, думая о том, что делает его счастливым. Понятие счастья также для каждого свое: кто-то счастлив, создав благотворительный фонд и помогая другим, кто – то – усыновив ребенка, обучая детей, спасая людей, создавая шедевры литературы и искусства. И это прекрасно. Но все ли выбирают в своей жизни высокие цели?

Истина, которая должна быть донесена до наших детей, проста – настоящее счастье приходит только тогда, когда человек делает счастливым других людей. Чтобы быть добрым, надо относиться ко всем с любовью, с радостью, видеть во всех людях только хорошее. На добре держится жизнь, творить добро - одна из основных потребностей человека.

Мы должны учить детей на примерах добродетели и послушания, которые должны стать для каждого ребенка и подростка ориентиром. Помните в Евангелии Иисус жил в простой, бедной хижине с родителями, незаметно для мира, совершал добродетели, которые достойны подражания. Первое и самое важное, чему Он научает нас своим примером — это послушание. «Он был послушен своим родителям». Он послушен во всём, что ему поручается, даже в самых ничтожных вещах обыденной жизни. Он всецело и во всём подчиняет свою волю и свой разум воле родителей, не спрашивая: зачем и почему?

Послушание – это смирение, по которому человек, сознавая свою слабость, неосведомленность и неопытность, подчиняет себя руководству других, которые старше, опытнее и дальновиднее его, это и признательность за ту любовь и попечение, которыми они пользуются со стороны родителей, воспитателей, учителей. Это обоюдная любовь, выражающаяся в заботливости с одной стороны и в послушании с другой.

Послушание было первой и единственной добродетелью, которую Бог потребовал от наших прародителей в раю и которой они, к несчастью, не оказали. Но, чтобы снова научить людей этой добродетели, Сам Сын Божий сошёл с неба, сделался человеком и был послушен не только Своему небесному Отцу, но и своим родителям, духовному и светскому руководству.

Я благодарна нашему духовному наставнику, Управляющему Московской епархией Русской Православной Церкви, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, по инициативе и по благословению которого в образовании Подмосковья совместно с благочиниями реализуется множество уникальных проектов, несущих свет и добро в души нашего подрастающего поколения, ведущих по пути добродетели.

Один из ярких примеров – деятельная позиция в сохранении и развитии национального культурного достояния, участие в восстановлении наших разрушенных святынь. Сегодня нет района или города в Подмосковье, где не встают из руин храмы и обители, становясь духовными центрами нравственного возрождения народа. Это намоленные поколениями наших предков святыни, и очень важно, что в их восстановлении активно участвуют педагоги, школьники, работники Министерства образования. За последние три года только работники Министерства и подведомственных организаций собрали более четырех с половиной миллионов рублей, часть из которых направлена на счет Благотворительного фонда по восстановлению порушенных святынь, остальная часть – на восстановление Иосифо – Волоцкого мужского монастыря.

Храмы и обители, многие из которых входят в золотой фонд российской культуры, реконструируются, возвращаются в молитвенное пространство, в них возобновляется богослужебная деятельность. Они входят в культурное пространство Московской области.

Возводятся храмы в городах и посёлках, где их никогда не было.

Говоря о святынях Веры, мы все понимаем, — главные святыни не в храмах, а душах людей.

Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без веры, только вера дает человеку прочную нравственную основу, только в православной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.

Размышления на вечные темы о нравственности и духовности, об определяемых ими принципах и ориентирах – с каждым годом приобретают всё большее значение. Совместными усилиями - школа-семья-церковь мы стремимся открыть для школьников богатый духовный мир нашего народа, прежних поколений, показать наши святыни, и делаем мы всё это с высокой гуманной целью – воспитать в наших детях нравственность, совесть, чувства любви и сопереживания, научить трудолюбию и послушанию, отвернув их от пути эгостичного потребительства, научить терпению и смирению в противовес гордыне и злобе, научить творить добрые дела. Как сказал преподобный Ефре́м Си́рин (христианский богослов и поэт, один из Учителей Церкви IV века): «Рукояти добрых дел, пожатые в юности, питают старость, потому что запас добрых дел, сделанный в юности, сохраняет старость».

Сегодня человечество переживает об экологии, но не увязывает ее с нравственностью, а они связаны. Человечество переживает о демографии, но не связывает ее с нравственностью. А они связаны. Человечество переживает о тысяче проблем, но не связывает их с нравственностью. А все в жизни связано.

Альберт Эйнштейн как – то написал: «Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

Я от всей души желаю, чтобы наше соработничество и дальше пробуждало в детях, родителях, коллегах сознание правильного выбора пути – пути добра и сопричастности к ходу истории, ответственности за сохранение высоких духовных и культурных ценностей, которые дают ощущение единства нации и побуждают к высокому гражданскому служению.

Вместе нам под силу задача - научить детей и подростков, с одной стороны, быть достаточно открытыми к восприятию того, что несет им современный мир, а с другой — быть способными сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей. От этого зависит наша возможность жизни завтра.

После вступительных слов прозвучали доклады настоятеля Успенского кафедрального собора г. Коломны священника Илии Лукьянова, ректора Государственного социально-гуманитарного университета, депутата Московской областной думы А.Б. Мазурова и доцента Гжельского государственного университета В.В. Никонова.

Перед тем, как начать свой доклад, А.Б.Мазуров сообщил о решении Московской областной думы переименовать Ногинский городской округ в Богородский. Это известие было встречено аплодисментами.

Президент ассоциации педагогов «Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры» Л. Л. Шевченко выступила с докладом и презентацией своей новой книги «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека», изданной к данному мероприятию.

Итоги конференции подвел митрополит Ювеналий:

Дорогие друзья, для меня эта конференция явилась своего рода богослужением, она проникла в глубину моей души. Я не мог без слез слушать то, о чем говорилось на этой конференции. Это итог многолетнего соработничества Министерства образования и Церкви. Благодаря такому соработничеству нам широко открывают двери представители местных властей. Когда мы организуем такого рода мероприятия, они предоставляют нам лучшие места. Сегодня дети будут встречаться во дворце. Прошли те мрачные для Церкви времена, когда мы в темных углах проповедовали Христа. Конечно, я понимаю, что есть и искушения сегодняшнего дня. Как Правящий архиерей Московской епархии, я всегда обращаю внимание духовенства, и особенно кандидатов в священники, чтобы они видели милость Божию, которая дается нам в наше время. Нас никто не ограничивает в проповеди, нам никто не указывает методы этой проповеди. Я не знаю, есть ли такие епархии, где Министерство образования и Церковь идут прямой дорогой сотрудничества. Я понимаю, как иногда бывает трудно собеседникам в диалоге: священников с педагогами, и еще труднее педагогов со священниками. Но за минувшие годы мы стали ближе друг ко другу и идем прямым путем служения подрастающему поколению. Конференции, подобные сегодняшней – это свидетельство повседневной работы, которая совершается Министерством образования и нашей епархией. Вот сидят двое собеседников, Владыка Константин и Наталья Николаевна Пантюхина. Я всегда вижу на наших встречах Алексея Борисовича Мазурова. Он всегда украшает наши встречи, потому что так живо и доступно говорит о великих истинах, что они доходят до самого сердца. Я очень ценю Ваше участие. Вы даже не по теме сегодня выступали, нашли возможность сказать о том, что является знаковым событием в нашей области, когда переименовано одно из наших поселений. Мы не хотим говорить о победе, тут нет ни победителей, ни побежденных. Мы говорим об обретенной радости, что люди, живущие в этом поселении, могут говорить: «Богородица – наша покровительница». Это не политическая победа, это радость, которую законодатели дарят нашим жителям.

Мы сегодня уже встречали аплодисментами нашу любимую и дорогую Людмилу Леонидовну Шевченко. Я считаю, что Вы нам посланы от Бога, потому что не по должности, а по велению своего сердца Вы отдаете свои таланты подрастающему поколению, будущему нашего Подмосковья. Мы не остановимся в наших совместных трудах, потому что они полезны, они никому не мешают, они не против кого бы то ни было. Мы занимаемся служением любви, добра, строим в истинном смысле этого слова счастливое будущее нашей страны.

Затем состоялся открытый урок «О верности и вере», участниками которого стали более трех тысяч учеников старших классов школ Подмосковья. С приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Ювеналий:

Дорогая Марина Борисовна, дорогой Владимир Петрович, дорогие дети, педагоги и все присутствующие! Сложилась традиция, что в преддверии праздника наших святых просветителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мы проводим такую встречу. Вы можете спросить, почему мы так почитаем равноапостольных Кирилла и Мефодия. Представьте, что слепому человеку будут описывать красоты мира. Как он это будет воспринимать? Святые Кирилл и Мефодий перевели на наш родной язык Священное Писание, Евангелие. Это можно сравнить с тем, что человеку дали зрение, и он видит духовные красоты мира. Духовные красоты можно сравнить только с природными красотами. Почему, например, в отпуска, в летнее время люди едут туда, где красивая природа? Чтобы духовно и телесно отдохнуть и насладиться благолепием Божиего творения. Святые Кирилл и Мефодий дали нам такой подарок, бесценный, вечный, что с детства мы можем воспринимать духовную красоту. И как несчастен человек, который слеп, который глух и не может воспринять духовные красоты, дарованные Богом.

Я пожилой человек и был свидетелем разных периодов в жизни нашей страны, но мне Господь дал такую радость – с детства пройти прямым путем, и не только познать духовные красоты, но и показывать их другим людям, быть их наставником. Сегодня в свободной России я отдаю все свои силы, какие у меня еще остались, чтобы вместе с педагогами свидетельствовать о вечных Христовых истинах.

Мы прошли большой путь. В начале мы не собирались в таких громадных помещениях, нам хватало маленького класса в Коломенской духовной семинарии, когда мы проводили наше первое совместное заседание с Министерством образования. В Евангелии есть такой образ: из горчичного зерна, то есть из маленького зернышка, опущенного в землю, вырастает огромное дерево (см.: Мф. 13:31-32). То, что мы видим сегодня – это не дерево, это большой лес. Хочу сердечно поблагодарить министра образования, педагогов, родителей, что вы нашли путь к Церкви, поблагодарить властей, что вы открыли нам двери для наших встреч. Я поздравляю вас с этим прекрасным явлением, дорогие друзья, братья и сестры. Знайте, что это верный путь, и он никому не мешает, он всех духовно обогащает. Спасибо за внимание.

С приветственным словом к собравшимся обратилась М. Б. Захарова:

Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемый Владыка Ювеналий, уважаемый Владимир Петрович, уважаемые участники открытого урока «Духовные родники Подмосковья»! Я имею честь приветствовать всех вас от имени губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева и Правительства Московской области. Сегодня наш открытый урок проходит в городском округе Люберцы. Мы проводим его на Подмосковной земле. У нас с вами есть счастье и радость здесь учиться, трудиться и жить. Мы живем на земле замечательных людей, которые всегда отстаивали независимость нашей Родины от врагов, которые на нас нападали. Нам с вами есть кем гордиться и есть с кого брать пример.

Рука об руку соработничают в Московской области Министерство образования и Московская епархия Русской Православной Церкви. Все наши открытые уроки говорят о добре и об умении этим добром делиться с человеком, который находится рядом. Этот год в Российской Федерации объявлен годом добровольца. Это люди, которые по доброй воле творят добрые дела. Все, что мы в жизни отдадим другим людям, все останется с нами, а все, что заберем себе, исчезнет бесследно, как прах. Я очень хочу верить и верю в то, что всю свою любовь вы отдаете родителям и своим друзьям, что вы никогда не пройдете мимо того, кому нужна ваша помощь, и согреете и своим добрым словом и добрым взглядом человека, который в этом нуждается, потому что вам хочется, чтобы другой человек тоже был счастлив и имел маленькую радость и сопричастие к тому, что и он живет в мире добра.

Я призываю всех нас внимательно посмотреть и послушать то, о чем будут говорить наши дети во время открытого урока. Это простые, но важные и нужные всем истины на дороге духовного просвещения, по которой мы вместе идем, которую в дни славянской письменности и культуры мы так часто вспоминаем. Мы научились говорить, читать, и мы должны помнить тех просветителей, кто подарил нам такую возможность. Мы должны беречь наш могучий язык и правильно его использовать, передать его тем, кто будет жить и трудиться в Московской области после нас. Будем всегда помнить, что Кирилл и Мефодий, которые подарили нам возможность читать и говорить на родном языке, в свое время даже помыслить не могли, как в Московской области в наши дни будут воспоминаться их замечательные деяния.

Я поздравляю всех вас с праздником и очень надеюсь, что 24 мая в каждой школе на уроках вы еще раз вернетесь к подвигу просветителей славян.

К участникам праздника обратился В. П. Ружицкий:

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка, уважаемая Марина Борисовна, уважаемые гости, друзья, школьники, педагоги! Я искренне рад приветствовать всех вас на земле люберецкой. Я безмерно благодарен Вам, Владыка, Вам, Марина Борисовна, что именно Люберцы стали площадкой для проведения открытого урока.

Любой урок, особенно открытый, несет какую-то информацию, какую-то воспитательную задачу. Очень важно, когда мы на уроке обсуждаем и традиции Руси, и вопросы нравственности, и такие темы, как будущее человечества. Каким же образом вопросы нравственности приходят к человеку? Каким образом формировались представления о нравственности у конкретного человека и у всего общества в целом? Я думаю, что на протяжении тысячелетней истории Руси представления о нравственности формировались именно благодаря православию, вере Христовой. Потому что самые глубокие нравственные принципы заложены в христианстве. Если мы говорим о будущем человечества, будущем России, русского народа, то оно лежит в области веры православной, потому что это доброта, справедливость, забота, взаимопонимание. Я глубоко убежден, что вера Христова незыблема. Хорошего вам урока.

Затем начался открытый урок, подготовленный коллективом Православной школы «Образ» поселка Малаховка Люберецкого района совместно с Православными гимназиями «София» г. Клина, «Ковчег» села Душоново Щелковского района, «Светоч» села Сидоровское Одинцовского района и «Рождество» поселка Снегири Истринского района.

Все участники урока получили в подарок книгу Л.Л. Шевченко «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека» и икону свв. равноапп. Кирилла и Мефодия.


Темы: митрополит Ювеналий, Люберецкий округ, администрация Московской области, молодежь, образование


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.