Толкование Псалтири. Псалом III

Предыдущая статья
Неделя Крестопоклонная

На церковно-славянском яз.На русском яз. (перевод П.Юнгерова)На русском яз. (синодальный перевод)
№. Pал0 мъ дв7ду, внегдA tбэгaше t лицA ґвессалHма сhна своегw2, G. в7. ГDи, чт0 сz ўмн0жиша стужaющіи ми2; мн0зи востаю1тъ на мS, G. Мн0зи глаг0лютъ души2 моeй: нёсть сп7сeніz є3 мY въ бз7э є3гw2. д7. Тh же, гDи, застyпникъ м0й є3си2, слaва моS, и3 возносsй главY мою2. є7. Глaсомъ мои1 мъ ко гDу воззвaхъ, и3 ўслhша мS t горы2 с™hz своеS. ѕ7. Ѓзъ ўснyхъ, и3 спaхъ, востaхъ, ћкw гDь застyпитъ мS. з7. Не ўбою1сz t тє1 мъ людeй, w4крестъ напaдающихъ на мS. }. Воскrни2, гDи, сп7си1 мz, б9е м0й: ћкw ты2 порази1лъ є3си2 вс‰ враждyющыz ми2 всyе, зyбы грёшникwвъ сокруши1лъ є3си2. f7. ГDне є4сть сп7сeніе, и3 на лю1дехъ твои1хъ бlгословeніе твоE.Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! Как умножились гонители мои! Многие восстают на меня. Многие говорят душе моей: «нет спасения ему в Боге его». Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим ко Господу я воззвал, и Он услышал меня от горы святой Своей. Я уснул, спал и восстал, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множества людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех, напрасно враждующих против меня, зубы грешников сокрушил. От Господа спасение, и на народе Твоем благословение Твое. Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

В толковании псалмов христианскими авторами ясно виден важнейший экзегетический принцип: прообразовательное значение священного текста. Так, будучи написаны в определенном историческом контексте, строки Библии пророчески возвещают новозаветные события и далее, уже более аллегорически, отражают различные состояния души человека. В псалмах, отражающих некую историческую действительность, христианские авторы усматривали пророчества о событиях Нового Завета, а в происходящем с Давидом могли видеть разные ситуации из жизни Иисуса Христа. Но истолкование не ограничивалось земной жизнью Спасителя. Даже более актуальным оказывался либо нравоучительный вывод из библейских строк, либо поиск вечного значения псалма, подходящего всем и всегда, отражающего важнейшие духовные движения человека. Третий псалом звучит на каждой Утрени в составе Шестопсалмия, отражая чувство брошенности и уязвимости человека, главная надежда которого может быть только на Бога: «Господне есть спасение». «Он приличествует не Давиду только одному, а и всякому подвергающемуся нападениям от врагов видимых и невидимых» (Евфимий Зигабен).

Как говорится в надписании третьего псалма (Псалом Давиду, внегда отбегаше от Авессалома сына своего), он был составлен в связи с бегством царя Давида во время захвата власти его сыном Авессаломом (2 Цар. 15–18)1. Будучи гоним со стороны самого близкого человека, зная о предательстве Ахитофела — одного из своих приближенных, Давид воззвал к Господу, одновременно прообразуя отвержение Христа Израилем (который в Библии именуется сыном Божиим), предательство Иуды, страдание и воскресение Иисуса Христа2.

Историческое объяснение псалма имеет вместе и нравственное приложение. Давид был наказан за свое преступление: он разбил чужую семью — отправил Урию на смерть, а сам женился на его жене Вирсавии. От IV—V вв. до нас дошел текст под именем свт. Иоанна Златоуста, приписываемый ныне Астерию (IV–V? вв.), в котором содержится сугубо нравственное толкование псалма и утверждается, что «домашние бедствия суть плоды грехов». «Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам. Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: Не убий, не прелюбы сотвори (Исх. 20:13)… Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги, — и каждый мучится, досадует, сражается, при-чиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, — если бы не под-ложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его«3.

Блж. Иероним говорит, что псалом можно отнести к Давиду или ко Христу, а через Него ко всем святым4. Вообще западные толкователи чаще подчеркивают связь псалмов с жизнью Иисуса Христа. В особенности 6-й стих (Аз уснух и спах, востах) получил христологическое объяснение, как возвещающий смерть и воскресение Христа. Так, блж. Августин говорит: «Не умолчали пророчества псалмов и о воскресении Его. Ибо о чем другом поется в псалме третьем от лица Его: „Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня“ (Пс. 3:6)? Разве кто-нибудь окажется до такой степени потерявшим здравый смысл, что подумает, будто пророк хотел представить нам как нечто великое то, что он уснет и встанет, если под сном этим не разумелась смерть, а под пробуждением — воскресение, которое в таких выражениях надлежало предвозвестить о Христе?» (О граде Божием 17, 18). Среди восточных это место находит похожее понимание. Так, Давид «научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя» (Пс. 3:6). (Свт. Григорий Нисский. О надписании псалмов. 2, 10.)

Однако более распространенным подходом к восприятию третьего псалма стал поиск духовного смысла, актуального вне временных событий библейской истории. Толкователей часто привлекало соотнесение псалмов с внутренней жизнью души, отражение в них многообразного духовного мира. Свт. Афанасий говорит, «что псалмы для поющего их служат как бы зеркалом; в них познает он движения души своей… И слушающий читающего принимает псалом за песнопение о нем самом… И всякий, когда поет третий псалом, взирая на собственные скорби, заключающиеся во псалме слова почитает как бы своими«5. «Если гоним ты своими и много восстающих на тебя, — то говори третий псалом«6. Такой подход делает псалом более универсальным, применимым в любое время, отражающим вечные законы духовной жизни. Так, борьба с врагом, невидимая духовная брань — неизменный спутник человека на протяжении всей жизни.

Восточные толкователи в поисках вечного смысла Священного Писания более склонны относить содержание псалмов к внутренним движениям души. В особенности это ярко видно в комментарии на третий псалом свт. Григория Нисского: „Так первый псалом удалил человека от сродства со злом, второй, предвозвестив явление Господа во плоти и показав, что блаженство наше — упование на Него, указал, к кому должны мы прилепиться. Третий псалом предвещает предстоящее тебе от врага искушение, так что тебя, помазанного уже на царство за веру и соцарствующего с истинным Помазанником, намеревается свергнуть с сего достоинства не кто-либо внешний, но тот, кто от тебя самого происходит. Ибо не со стороны заимствованную имеет над нами силу неприятель, и не бываем мы свергнуты с своего достоинства кем другим, если сами при тяжких муках не соделаемся отцами злого порождении…“ Такое духовное толкование далее переходит у свт. Григория в аллегорию, иносказание, загадку: поскольку в первых псалмах не укреплены еще наши силы к борьбе, чтобы при нападениях противника лицом к лицу вступить с ним в битву; то слово показало боримым, что не маловажно для безопасности избегать нашествия подобного врага, примером из надписания, научая тебя, что, когда родится у тебя Авессалом, власатый пороками братоубийца, вознеистовавший на честный твой брак и на ложе нескверное; тогда бегай, как говорит Господь, из города в город (Мф. 10:23). Ибо бегством от лица такого сына — Авессалома, тому, кто собрал свои силы при помощи древа, привязавшего к себе лукавые власы Авессаломовы, можно тремя стрелами умертвить врага… стрела сия есть живое Слово Господне, острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12), слово же есть Христос; и в сем имени исповедуется таинство Троицы. В Нем познаем и Помазанного, и Помазавшего, и Того, Кем помазан». (О надписании псалмов. 2, 11.) Так, в этом случае мы уже сталкиваемся с крайностями аллегорического метода, усвоенного свт. Григорием, вероятно, от Оригена.

Теперь обратим внимание на некоторые детали.

Несколько неожиданным кажется надписание третьего псалма. Этот псалом — один из первых, а события, связанные с восстанием Авессалома, имели место далеко не в начале жизненного пути царя Давида и уж точно, например, после повода и написания псалма 50-го. В связи с этим рассмотрим один из общих вопросов псалтири, а именно последовательность псалмов, обратим внимание на их порядок. Они идут один за другим не в порядке исторических событий и, очевидно, не в порядке их написания. Но вряд ли можно говорить о случайном и беспорядочном расположении псалмов в этом древнем священном сборнике. На определенном порядке псалмов особо останавливается и свт. Григорий Нисский, он говорит о цели, которую преследует данный порядок: «иной основательно спросит и о том, почему порядок псалмопения не согласен с последовательностью истории. Ибо, если кто обратит вниманье на расстояние времени, в которое продолжалась жизнь Давида, и на последовательность событий, то не найдет, чтобы расположение псалмов согласовалось с порядком истории. Поэтому, обращаясь к первой цели нашего слова, скажем, что ни о чем этом не было заботы у нашего Учителя; а Учителем, думаю, должно наименовать Духа Святого, как говорит Господь: Тот научит вас всему (Ин. 14:26). Итак, Сим руководителем и наставником душ признается делом второстепенным все иное, попечение же у Него только о том, чтобы спасти блуждающих в суете жизни и привлечь к жизни истинной. Ибо для всякого дела, совершаемого с какою-либо целью, есть некий естественный и необходимый порядок, при котором последовательно с успехом исполняется желаемое… В первом отделе псалмопения отлучены мы от порочной жизни, а в следующих отделах непрерывною последовательностью уподобление доведено до совершенства. Поэтому порядок псалмов строен, потому что, как сказано, Духу желательно научить нас не простой истории, но души наши образовать добродетелью по Богу, как требует сего последовательное уразумение написанного в псалмах, а не какое нужно в исторической последовательности». (О надписании псалмов 2, 11.) Церковное употребление псалтири предполагает регулярное прочитывание всей книги подряд по порядку с известной периодичностью (один или два раза в неделю). Один ученый библеист так сформулировал мысль о важности последовательного чтения псалмов в данном в Библии порядке: «Полагаю, что Псалтырь действительно имеет определенный порядок, который сегодня вновь стараются открыть экзегеты, и этот порядок надо уважать. Имеется, как говорили отцы церкви, consequential между одним псалмом и другим, последовательное сцепление терминов и мотивов, которое обязывает и читателя к последовательности, к непрерывности чтения, становящегося некоей чередой (по-гречески аколуфиа). Через чтение сверху донизу всех давидовых псалмов в нас реализуется подлинный мессианский опыт, опыт следования за Мессией«7.

Характерной фигурой речи, отражающей особенности еврейского текста Библии, является следующий гебраизм в 5-м стихе: гласом моим ко Господу воззвах. Понятно, что взывать можно только гласом, но такое, вроде бы излишнее, повторение придает тексту особую поэтику, выразительность и усиление. Господь слышит Давида «от горы святыя Своея», т. е. Сиона, как места особенного благодатного Своего присутствия.

Примечательно по своей выразительности выражение: «зубы грешников сокрушил еси» (Пс. 3:8). В Объяснении на псалмы свт. Афанасия приводится следующее объяснение: «Зубами же грешников называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы». Затем там же следует другое объяснение, приписываемое ныне Евагрию Понтийскому: «зубы грешников — бессловесные (или неразумные) помыслы, приходящие к нам по природе, пользуясь которыми наши враги часто приближаются к нам, чтобы снести плоти наша (Пс. 26:2), то есть рождающееся из плоти: явлена же суть дела плотская (Гал. 5:19), как говорит божественный апостол»8. Блж. Феодорит в своем Объяснении Псалтири так поясняет образ зубов: «лишил их всей крепости; образ выражения заимствован от зверей, которые, если лишены зубов, нимало не опасны и удобно одолеваются».

Священник Димитрий Румянцев,
магистр богословия


  1. Блж. Феодорит Кирский замечает, что «по причине принесенного им теплого покаяния воздействовал в нем тогда Божий Дух».
  2. «В высшем пророческом смысле в псалме слышен глас Господа нашего Иисуса Христа к Богу Отцу во время Крестных страданий». Миллер Т. А. Комментарии // Учебная Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. М., 2011. С. 661.
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. — М.: Спасское братство, 2013. С. 8.
  4. Psalms 1–50. Edited by Craig A. Blaising and Carmen S. Hardin. Ancient Christian commentary on Scripture. Old Testament VII. 2008. P. 19.
  5. Послание к Марцеллину, 12.
  6. Там же, 15.
  7. Мелло А. Божья любовь в псалмах. М.: ББИ, 2014. С. 4–5. Ср. строки Д.Бонхёфера: «нельзя выбирать отдельные псалмы по своему вкусу, этим мы бесчестим библейский молитвенник и ведем себя так, будто мы лучше Самого Бога знаем, о чем нам следует молиться» (Бонхёффер Д. Псалтирь — библейский молитвенник. О душепопечении. М., 2006. С. 28). Речь идет не о том, чтобы не использовать отдельные псалмы, а о том, чтобы не пренебрегать остальными, как бы к нам не относящимися.
  8. Scholia in Psalmos. См.: PG 12, 1132. В Патрологии Миня эти строки находятся в произведениях Оригена.
Следующая статья
Композитор А. В. Никольский
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)