Главная/Новости/2019/Ноябрь/19/

Открытие XVII Московских областных Рождественских образовательных чтений

19 ноября в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» г.о. Истра состоялось открытие XVII Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники».

В торжественном мероприятии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, министр образования Московской области И.А. Каклюгина, депутат Государственной думы Л.Н. Антонова, заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова, епископы Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Зарайский Константин и Луховицкий Петр, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией, представители системы образования Московской области, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

Участников собрания приветствовала временно исполняющая обязанности главы городского округа Истра Т. С. Витушева.

Затем к собравшимся обратился митрополит Ювеналий:

Сегодня собрались такие высокие гости, что, если бы я сейчас по обычаю обращался к каждому из них, нужно было бы просить об увеличении регламента. Все вы представляете важные организации и являетесь важными людьми. Но в Церкви мы ко всем обращаемся одинаково: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры», — этими словами я и хотел бы начать свое сегодняшнее выступление.

Приветствую вас на открытии очередных Подмосковных Рождественских чтений, которые в этом году посвящены теме «Великая Победа: наследие и наследники». Ее выбор обусловлен тем, что в наступающем году мы будем праздновать 75-летие победоносного завершения Великой Отечественной войны. В связи с этим актуально обсудить, каким образом это событие, имеющее огромное историческое и духовно-нравственное значение будет отражено в наших совместных просветительских и воспитательных программах.

Можно выделить несколько направлений, в которых мы могли бы развивать свою деятельность.

Первое из них объединяет различного рода мероприятия, чей целью является поддержание исторической памяти. Здесь присутствуют два измерения – практическое и просветительское. В первом случае я имею в виду проявление заботы о памятниках защитникам Родины, о торжественном захоронении останков воинов, обретенных в ходе поисковых работ, о совершенствовании музейных и выставочных экспозиций, посвященных сражениям, происходившим на территории Подмосковья. Что касается просветительской деятельности, то она включает в себя проведение специальных уроков и лекций, экскурсий, конкурсов литературных и художественных работ, посвященных событиям военного периода.

Мне представляется важным подчеркнуть существенность комплексного подхода к только что обозначенной деятельности. Задача состоит в том, чтобы донести до наших современников, в первую очередь подрастающего поколения, что Великая Победа стала плодом не только беспримерного героизма наших воинов на поле боя, но и сверхчеловеческих усилий тружеников тыла, морального единения всего общества перед лицом угрозы уничтожения народа и страны от рук захватчиков. Нельзя забывать и о страданиях миллионов людей, оказавшихся в плену или живших в условиях оккупации. Поэтому педагогически полезным было бы обращаться как к ходу военных действий, так и к картинам жизни в тылу, к свидетельствам о мучениях узников концлагерей, используя тот материал, который может быть сохранился в семьях учащихся: письма, фотографии, воспоминания.

Принципиально важно рассматривать события Великой Отечественной войны в контексте исторической преемственности, существующей между защитниками Родины разных эпох. Как писал в своем обращении в первый день войны митрополит Московский Сергий (будущий Святейший Патриарх): «Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов».

Здесь я перехожу к второму направлению – к общению с ветеранами. Немногие из тех, кто выковал Великую Победу еще с нами, но их свидетельства имеют непреходящую ценность, подвигающую молодых людей задуматься о цели своей жизни, о понятиях жертвенности и служения ближнему. Целесообразно было бы включить в программы обучения проекты по созданию того, что называется «устная история». Я имею в виду интервьюирование свидетелей исторических событий посредством аудио и видео фиксации.

Теперь остановлюсь на том, что считаю особо значимым, а именно на духовном и мировоззренческом осмыслении значения Великой Победы.

Первым и непременным выводом является утверждение о том, что война – это зло, ибо влечет за собой лишение людей жизни, подвергает их страданиям и лишает свободы. Пусть люди живут по словам пророка Исайи: «Перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).

Жизнь человека от момента зачатия является священным даром Божиим, и никто не в праве решать за людей, имеют ли они право жить или нет. Митрополит Ленинградский Алексий (будущий Святейший Патриарх), обращаясь к своей пастве в 1943 году, говорил: «Враг не только, дерзновенно попирая всякие законы Божий и человеческие, разбойнически напал на нашу землю, но он с неслыханной жестокостью и звериной злобой расправляется с нашими близкими, имевшими несчастье попасть в его руки». Великая Победа прекратила воплощение неслыханных человеконенавистнических замыслов нацистов по уничтожению людей.

Опыт военного времени учит тому, что смысл человеческой жизни не сводится к комфорту и развлечениям и приобретает возвышенное содержание через жертвенное служение ближним даже до смерти. Думаю, что духовно полезным было бы проведение поминальных богослужений с участием учащихся, а также пастырские беседы о значении исполнения заповеди Христовой: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Русская Православная Церковь, подвергавшаяся советской властью суровым гонениям, с самого начала Великой Отечественной войны включилась в патриотическую деятельность, призывая народ сосредоточить все силы ради защиты Отчизны. В православных храмах возносились молитвы о здравии сражавшихся и об упокоении павших.

Многими нашими соотечественниками Великая Отечественная война, начавшаяся в день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, была воспринята как духовное испытание, как призыв отвергнуть безбожие и вернуться на стези веры.

В Священном Писании есть такие вдохновляющие слова: «Благословен Господь Бог наш, научаяй руки наши на ополчение и персты наши на брань; Господь — милость и прибежище наше, заступник наш и избавитель, защитник наш» (Пс. 143: 1: 2).

Бог не оставил нашу Родину. И символично то, что Победа была одержана вскоре после праздника Святой Пасхи, который в 1945 году пришелся на день памяти великомученика Георгия Победоносца.

Сегодня в свободной России XXI века мы с благодарением Господу празднуем 75-летие Великой Победы, благоговейно изучаем ее историю, выражаем нашу любовь и благодарность ветеранам и утверждаемся в необходимости жертвенно трудиться ради добра и счастья людей, имея в сердце крепкую опору – веру православную.

В заключение хочу выразить всем участникам конференции благодарность за участие в церковно-школьном соработничестве на благо подрастающего поколения.

Призываю на вас Божие благословение. Спасибо за внимание.

К участникам чтений обратилась министр образования Московской области И.А. Каклюгина:

Уважаемый Владыка, уважаемые Лидия Николаевна, Татьяна Сергеевна, дорогие коллеги! Я хотела бы приветствовать вас от имени губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева и выразить слова благодарности Вам, дорогой Владыка, за проведение этого масштабного мероприятия. Рождественские чтения – одно из самых знаковых событий, которое завершает этот год и задает нам вектор в духовно-нравственном обучении и воспитании. Наша общая задача – прививать нашим детям правильные ориентиры и вкус к полноценной жизни, основанной на традиционных духовных ценностях. Как и два года назад, когда мы размышляли об истории России в связи со столетием Октябрьской революции, сегодня мы собрались, чтобы осмыслить значение события исторического масштаба, которое стало священным для каждого из нас: Победы в Великой Отечественной войне. Говоря об этом событии, историки сходятся во мнении, что это было не что иное, как чудо. Обстоятельства начала войны и анализ соотношения сил говорят о том, что все могло закончиться по-другому. Тем очевиднее становится мысль о том, что не только военная стратегия и квалификация командного состава стали определяющими в победоносном для нас исходе войны, сколько невиданно прежде единство и патриотический дух нашего народа. Сплотившись перед лицом опасности, люди встали на защиту Родины как единое целое. Мы спросим: откуда у народа, пережившего революцию, ослабленного гражданской войной и массовыми репрессиями, такая сила и мощь? Ответ нам предлагает история. Русь началась с православия, именно оно стало идеей, объединившей разрозненные княжества в единое государство. Именно православие стало главным, если не единственным, учителем в условиях отсутствия системы светского образования. Десятилетия богоборчества не смогли затмить исконную веру народа. И эта вера совершила чудо. В те страшные годы вместе стояли солдат и рабочий, офицер и врач, учитель и священник, и это единение помогло совершиться тому, что стало для нас великим наследием.

Рождественские чтения предлагают обширную программу патриотической и духовно-нравственной направленности на всех уровнях, от регионального до муниципального. Все мероприятия мы будем проводить совместно с благочиниями: открытые уроки, олимпиады по «Духовному краеведению Подмосковья», творческие конкурсы, конференции и выставки. Чтения увенчаются изданием сборника работ по духовно-нравственному воспитанию и образованию, который готовят члены Ассоциации педагогов духовно-нравственной культуры Московской области. На что нужно обратить особое внимание? Конечно, важно изучать историю военных лет, необходимо помнить о подвигах великих полководцев и простых солдат. Но не менее важно осмыслить значение этих подвигов для подрастающего поколения. В этом деле необходимо единство, потому что, когда учитель и священник вместе выходят к детям, это имеет огромное воспитательное значение. Мы по-прежнему должны искать новые формы работы с детьми, чтобы каждому привить наши нравственные ценности и духовные традиции.

С приветственным словом к собравшимся обратилась депутат Государственной думы, член думского Комитета по образованию и науке Л.Н. Антонова:

Ваше Высокопреосвященство, уважаемая Ирина Александровна, коллеги и друзья! Я очень волнуюсь, потому что всегда, когда мы начинаем Рождественские чтения, думаем, как донести содержание избранной нами темы до каждого ребенка, до каждой семьи. Тема этого года вроде бы всем знакома, но как о ней подумать по-новому? Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, мы вспоминаем подвиг наших людей – не только тех, кто был с оружием в руках, но и тех, кто находился в тылу, в Подмосковье. Я помню, как мне рассказывали о женщине, которая оставила своих малолетних детей и помогала носить снаряды. Я помню рассказ о подвиге мальчиков из Волоколамского района, которые жили в детском доме в Иосифо-Волоцком монастыре. Когда немцы заняли монастырь, окрестные жители взяли этих детей к себе. Когда наши войска стали наступать, немцы пытались вывезти из монастыря все ценности, но мальчишки не побоялись ночью пройти по потаенным ходам и спасти уникальные деревянные врата. Мне кажется, что нам очень важно найти слово, которое дойдет до молодых людей, которые совсем не так, как мы, воспринимают войну. Когда умирают тысячи, может быть, мы не прольем слезу, а когда умирает один человек, то это проникает в самое сердце. Великая Победа не ушла от нас, она с нами.

Я хочу пожелать Рождественским чтениям интересной работы и прошу вести работу с каждой семьей. Важно, чтобы наша великая история стала достоянием подростков, которые живут в непростое время — может быть, не менее сложное, чем то, когда была война. У современных детей так много рисков и вызовов, что подчас им трудно самим разобраться, где правда, где добро и где зло. Поэтому от нас зависит очень многое.

Затем к собравшимся обратился председатель Московской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов В.П. Пикуль.

В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены доклады «Великая Победа – для страны, для мира, для потомков!» депутата Московской областной думы, доктора исторических наук, профессора А.Б. Мазурова и «Изучение и духовное осмысление Великой Отечественной войны в современной школе» священника Петра Галанюка, преподавателя Коломенской духовной семинарии.

Владыка митрополит наградил заместителя министра образования Московской области, Е.А. Михайлову за усердные труды в деле духовно-нравственного просвещения медалью Московской епархии «За просветительские труды» II степени, а сотрудника министерства Т.Н. Наханович — своей благословенной грамотой.

Затем Его Высокопреосвященство и И.А. Каклюгина наградили победителей регионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2019 году.

Подводя итоги заседания, Владыка митрополит сказал:

После того, что мы слышали, не нужно никаких слов. Все это останется в наших сердцах и нашей памяти как призыв к активным действиям по воспитанию детей в мире. Минувшая война оставила кровавый след в памяти народа. Я вспоминаю, как мальчиком слышал раскаты от взрывов бомб в Ярославле. Я не знал, останусь ли жив, потому что около нашего дома упали три бомбы и разрушили дома, находившиеся рядом. Я помню раннее солнечное утро 1945 года, когда услышал какие-то взрывы и вышел на улицу. Оказалось, что это в соседней воинской части стреляли в воздух от радости. Я шел по родной улице, мне встречались радостные люди, которые здоровались и приветствовали меня. Эта картина для меня незабываема.

Сегодня мы слышали блестящие доклады и призывы к тому, чтобы участвовать в воспитании людей в духе мира, особенно подрастающее поколение. Я счастлив, что мы активно соработничаем с Министерством образования. Наши совместные труды должны воспитать сынов и дочерей, любящих свое Отечество, которое отстояли наши отцы и деды. Думаю, что сегодняшняя встреча положила хорошее начало Рождественским чтениям. Я благодарю вас за терпение, за участие и надеюсь, что мы продолжим наши совместные труды на благо мира и жителей Подмосковья. Храни вас Бог!

Программа открытия Чтений завершилась концертом хора Православной школы «Рождество».


Темы: митрополит Ювеналий, администрация Московской области, образование, Рождественские чтения


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.