Главная/Новости/2018/Сентябрь/17/

Встреча митрополита Ювеналия с руководителями образовательных организаций Московской области

17 сентября в Вознесенской Давидовой пустыни состоялась встреча митрополита Ювеналия с руководителями образовательных организаций Московской области. Тема встречи: «Задачи, опыт и дальнейшее развитие соработничества».

В форуме приняли участие министр образования Московской области М.Б. Захарова, первый заместитель министра образования Московской области Н.Н. Пантюхина, глава городского округа Чехов М.В. Кононова, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Константин, игумен Давидовой пустыни Сергий (Куксов), заместители министра образования Московской области, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, начальники муниципальных управлений образования, руководители образовательных организаций, представители Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры — всего около 350 человек.

После открытия встречи собравшихся приветствовала глава городского округа Чехов М.В. Кононова:

Дорогой Владыка, уважаемая Марина Борисовна, уважаемые руководители общеобразовательных учреждений, священнослужители! Я рада видеть вас в гостеприимном Чехове. У нашего муниципального образования большие традиции, здесь очень красивая природа, история города неразрывно связана с именами А.С. Пушкина и А.П. Чехова.

И эта история продолжается. Сегодня администрация городского округа Чехов совместно с общественными и религиозными организациями уделяет большое внимание воспитанию молодежи. В образовательных учреждениях продолжается изучение предметов «Основы православной культуры», «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры и светской этики». На протяжении учебного года во всех образовательных учреждениях города Чехова проводятся мероприятия духовно-нравственной направленности, учащиеся наших школ принимают участие в многочисленных конкурсах и олимпиадах, не только дающих им знания, но и формирующих их личность.

Уважаемые участники собрания, я уверена, что эта встреча позволит нам определить цели и задачи на будущее, приобрести новый опыт решения задач духовно-нравственного воспитания. Желаю всем вам сегодня успешной работы и благодарю вас за то, что нашли возможность посетить нашу землю.

Затем к присутствующим обратился митрополит Ювеналий:

Дорогие Марина Борисовна и Марина Владимировна, возлюбленный Владыка Константин, отец игумен Сергий, уважаемые педагоги!

Я очень благодарен игумену монастыря, который второй раз принимает нас в этой святой обители. Марина Борисовна, мы должны, наверное, у Вас поучиться дисциплине, посмотрите: стопроцентная явка! Спасибо, что вы оставили свои повседневные дела, откликнулись на наше приглашение, чтобы, как и прежде мы всегда это делали, в начале нового учебного года поделиться мыслями о наших задачах, потому что задачи стоят перед нами очень большие, и от того, как мы с вами будем их исполнять, будет зависеть то, какой духовный климат будет среди молодежи, среди педагогов, среди будущего нашего Подмосковья.

С радостью приветствую вас на нашей традиционной встрече, которая проходит в начале учебного года и позволяет нам, как говорится, сверить часы, поговорить о том, какими путями будет далее развиваться наше соработничество, имеющее уже и немалую историю, и существенные достижения.

Как мне представляется, магистральным направлением совместных трудов является духовно-нравственное воспитание. Когда мы приобщаем детей и юношество к основам православной культуры, то преследуем цель вселить в сердца учащихся начатки добра и любви, благоговейного отношения к Божиему миру и ближнему.

Этот процесс включает как формирование индивидуальных нравственных устоев, основанных как на знании и исполнении установленных Богом заповедей, так и на усвоении унаследованных от традиции представлений о семейной жизни человека, как целомудренном и жертвенном пути мужчины и женщины во взаимной любви, заботах и трудах, взращивающих свое потомство. Обстоятельства складываются так, что многими, в том числе и родителями, высказанное убеждение рассматривается как ретроградное. Наша задача состоит в том, чтобы несмотря на неблагоприятный фон в средствах массовой информации и агрессивную, противоположную по содержанию настроенность массовой культуры, отстаивать похвальность хранения девственности до брака, разъяснять благословенность чадородия и недопустимость прерывания беременности. Надо прямо говорить, ссылаясь на апостольский авторитет: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).

Вопрос о крепости семьи находится в прямой связи с исполнением общественных обязанностей. Ведь если признать относительность супружеских уз, то ничто не мешает продлить цепочку релятивистских рассуждений и до признания необязательности патриотического долга гражданина в отношении Отечества.

Патриотическое воспитание начинается с взращивания любви к малой родине. Издревле центром округи на Руси был храм, и люди с особой заботой относились к приходским церквам, почитая их благоукрашение делом чести. Труды многих поколений были разрушены за время гонений на веру и Церковь. И теперь мы восстанавливаем порушенные святыни. За время возрождения церковной жизни в России в нашей Московской епархии было отреставрировано несколько сотен храмов. Нередко это были лишь камни фундамента или груда кирпичей, а сегодня они принимают богомольцев еще более прекрасными, чем до осквернения. Однако, к сожалению, в Подмосковье до сих пор о богоборческом смерче свидетельствуют более двухсот храмов, находящихся в руинированном состоянии. Для возвращения их к жизни создан Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, сопредседателями которого являются наш губернатор и Ваш покорный слуга.

Мне представляется, что было бы целесообразно поощрять краеведческие исследования учащихся, посвященные возрождаемым святыням. Причем важно обращать внимание не только на историю той или иной церкви, но и на то, кто и как ее сегодня восстанавливает. Ведь участие и простых тружеников, и состоятельных предпринимателей, и властных структур в общем деле возвращения народа к традициям отцов является значимой приметой времени и свидетельством того, как в свободной России людьми востребовано православие, как духовная основа жизни.

Грядущие XVI Московские областные Рождественские образовательные чтения будут посвящены теме «Молодежь: свобода и ответственность». Мне представляется, что тема восстановления храмов имеет к ней непосредственное отношение. Именно осознание свободного выбора как волевого акта, обусловленного ответственным отношением к себе, своему народу и стране открывает личности путь к созидательной деятельности, опирающейся на историческую духовную преемственность.

Данная проблематика имеет исключительную воспитательную актуальность также и в связи с распространением насилия в детско-молодежной среде. Сердце разрывается при чтении новостей о том, что школьники становятся инициаторами и исполнителями зверских убийств. Хочется спросить, до какой степени озверения должны дойти люди, чтобы прекратились лицемерные споры о допустимости православного воспитания в школе! Конечно, трагические события, упомянутые мной, произошли не в Подмосковье, но мы живем в единой стране, и совершившееся следует воспринимать как тревожный сигнал для всех. Нам необходимо с особым усердием объединить наши усилия на ниве воспитания и просвещения.

Еще один вопрос, на котором мне хотелось бы сегодня остановиться, причем не в первый раз, – это бережное отношение к родному языку. Все учат в школе наизусть слова Ивана Сергеевича Тургенева, которому в этом году исполняется 200 лет, о русском языке: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Однако мы при этом наблюдаем резкое снижение грамотности и деформацию словарного состава языка вследствие бездумных иностранных заимствований.

Хочу исповедоваться перед вами: когда слушаю, порой, многие репортажи по телевидению, большую часть ничего не понимаю, потому что говорят все время какими-то терминами иностранными, не имеющими корней в русском языке. Это уже вошло в жизнь, к сожалению.

Остановившись на ряде острых и беспокоящих нас проблем, завершаю свое выступление на оптимистической ноте. Соработничество между Церковью и школой поступательно и плодотворно развивается, за что хочу выразить благодарность всем участникам, как педагогам, так и представителям духовенства. Особенно я хотел бы поблагодарить Марину Борисовну, которая, приняв эстафету от своих предшественниц, смело идет вперед. Особенность духовной сущности человека такова, что он не меняется сразу, его как растение нужно растить, поливать и лелеять, вот так и души людей, и особенно, молодежи и детей, с которыми вы повседневно имеете контакт.

Я благодарю вас за эту встречу, надеюсь, что наши труды принесут положительные результаты. Поздравляю всех вас с началом учебного года и призываю на вас благословение Божие!

С докладом выступила министр образования Московской области М.Б. Захарова:

Ваше высокопреосвященство, дорогой Владыка! Уважаемые участники встречи!

Сердечно приветствую в этом зале людей, чья деятельность осуществляется в хрупкой и очень важной сфере духовного и нравственного развития, воспитания, формирования личности!

Храм и школу, Церковь и систему образования очень многое объединяет, даже то, что система образования начинает свой год 1 сентября, и Русская Православная Церковь отмечает новолетие тоже первого сентября (начало церковного года)! По новому стилю этот день был всего три дня назад, так что я смело могу всех присутствующих поздравить с новым годом!

И очень важно, что именно в эти дни мы собираемся по Вашей инициативе, дорогой Владыка, чтобы продолжить наше профессиональное общение, чтобы совместно проанализировать нашу работу, оценить стоящие перед нами задачи и наметить пути решения, повестку нашего соработничества в наступившем учебном году.

Мы уже не в первый раз встречаемся в этом святом, намоленном месте, в Давидовой пустыне, где на протяжении веков, несмотря на все исторические и общественные потрясения, хранились традиции русской православной духовности. Спасибо Вам, дорогой Владыка, и большое спасибо за гостеприимство отцу Сергию и всем насельникам обители.

Здесь все располагает к раздумьям, именно здесь уместно вспомнить о своих истоках и как важно уметь идти вперед, не останавливаться на достигнутом.

Более пятисот лет назад в 1515 году преподобный Давид, игумен Вознесенский пришел на это место с иконой Богоматери «Знамение» с двумя монахами и двумя послушниками. Они поселились здесь, поставили кельи, возвели первые деревянные храмы в честь Вознесения Господня. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Так начиналось это святое место. Искреннее восхищение вызывает смиренный и в то же время величественный подвиг преподобного Давида. И в нашей жизни большое начинается с малого. По крупице собирается достойное, по кирпичику строится вечное.

Именно по крупице мы все годы соработничества с Вами, дорогой Владыка, собираем лучший опыт в воспитании наших детей. Тема духовно-нравственного, этического воспитания детей и молодёжи была актуальной всегда, и острота мнений в обществе в отношении проблем воспитания только возрастает.

Хочу обратить ваше внимание: ровно шесть лет назад, в сентябре 2012 года состоялась встреча Президента России Владимира Владимировича Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. И на этой встрече Владимир Владимирович отметил, что «…культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды — это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить об агрессии, но противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки».

Шесть лет назад эти слова могли показаться излишне жёсткими, но сегодня мы видим, что анализ ситуации, сформулированный Президентом страны, был предельно точным, с этого момента противостояние в идеологии, в сфере воспитания молодёжи только возрастает. И тем более актуальной остаётся задача, поставленная тогда Президентом: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в непростой современной обстановке».

И в этом году, выступая с ежегодным обращением, Владимир Владимирович вновь подчеркнул: «Сохранить свою идентичность крайне важно в бурный век технологических перемен!».

Как вы знаете, Президент поставил перед системой образования задачу войти в число лидеров современного мира по качеству образования. Стать лидерами, но при этом остаться собой, сохранить культурную, духовную идентичность, вот это и есть та цель, которую мы ставим перед собой, уважаемые коллеги, и которую можем решить только вместе!

Но лидерство, качество образования невозможны без духовно-нравственной основы, без крепкого единства школы, Церкви, семьи.

У нас уже накоплен колоссальный опыт соработничества, и есть результаты, о которых стоит говорить.

Начиная с 2001 года, совместно с Московской епархией Русской Православной Церкви, через систему конкретных шагов, через построение традиционных мероприятий сформировали целостное единое поле духовного воспитания и просвещения наших обучающихся.

Такая полная и многоступенчатая система имеется далеко не в каждом регионе Российской Федерации. Созданы линейки учебников и учебных пособий. Проходят олимпиады для школьников. Охвачены все уровни образовательного процесса.

Ассоциация педагогов духовно-нравственной (православной) культуры поддерживает успехи самостоятельных методических поисков наших педагогов, активизирует взаимодействие преподавателей разного уровня, выявляет и содействует распространению лучших практик духовного просвещения обучающихся.

Конкурс «За нравственный подвиг учителя» стал смотром бесценного педагогического опыта лучших педагогов Подмосковья.

Совместные мероприятия с благочиниями одним своим перечислением перешагнули бы не одну страницу. Каждый наш совместный шаг, благодаря заботам Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования и Московской епархией Русской Православной Церкви, был, с одной стороны, выверен, продуман и согласован до мелочей, а с другой стороны, был успешен, потому что выстраивалась еще одна веха великого духовного соработничества во благо нашего подрастающего поколения, его духовного здоровья, нравственных ориентиров, понимания и соблюдения лучших народных традиций.

За годы совместной деятельности мы обрели в лице благочиний верных, мудрых и мощных соратников и помощников в деле духовного образования наших детей.

А ведь начало нашего соработничества под управлением Координационного совета совпало по временным рамкам с формированием и осознанием во всем российском обществе системы нравственных ценностей новой, великой и могучей России.

Вопрос, кем быть и каким быть новому гражданину новой России и сейчас решается ежедневно и ежечасно всеми институтами современного гражданского общества, в первую очередь системой образования.

За годы нашего соработничества выросли и стали взрослыми те дети, к которым впервые пришли предметы духовно-нравственного цикла в качестве учебных дисциплин. И вместе с их взрослением окрепло в обществе понимание гражданственного служения, милосердия, деятельной любви к своему Отечеству и малой родине, доброты, открытости как существенных и необходимых качеств современного человека.

Мы с вами всегда особенно хорошо помним, что именно дети наиболее уязвимы и беззащитны против различного рода идеологических диверсий, и особенно там, где мы, взрослые, слабо заботимся о формировании надежной поддержки развивающемуся духовному опыту подрастающего поколения.

Доброта, понимание, взаимоподдержка, выдержка и чувство собственного достоинства – эти качества в полной мере формируются только через целенаправленный, единый учебно-воспитательный процесс.

В этом учебном году школы получают более 12 тысяч учебных пособий «Духовное краеведение Подмосковья» автора Л.Л. Шевченко и 500 методических пособий для учителей. И это не первое поступление издания в образовательные организации.

В следующем году будет переиздано пособие «Добрый мир» для дошколят, и эти книги поступят в детские сады.

Важно отметить, что изучение предметов духовно-нравственной направленности в Московской области строится в нескольких направлениях и является базой системы духовно-нравственного воспитания нашего региона.

Уважаемые руководители! К нам продолжают поступать обращения от родителей о слабой информационно-разъяснительной работе в данном направлении.

Прошу взять на особый контроль вопрос организации предварительного выбора модуля ОРКСЭ, который проводится в школах в апреле среди родителей учащихся 3-х классов.

В систему предметов духовно-нравственной направленности в рамках ФГОС общего образования входит обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая является логическим продолжением учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Обращаю ваше внимание на преподавание учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья».

Прошу напомнить нашим педагогам, преподающим данный предмет, что содержание курса носит культурологический характер и знакомит с историей и традициями христианской культуры в социокультурном контексте вне зависимости от конфессиональной принадлежности обучающихся.

В рамках учебного курса «Духовного краеведения Подмосковья» изучение христианской культуры Подмосковья обеспечивает преемственность, связь поколений, позволяет сохранить культурную самобытность народа, его корни, историческую память.

Активно включаются в работу по духовно-нравственному воспитанию дошколята.

Традиционным стало активное участие школьников Подмосковья в олимпиадах по «Основам православной культуры» и «Духовному краеведению Подмосковья», которые играют важную роль в популяризации знаний и активизации познавательной деятельности обучающихся.

Важность духовно-нравственной направленности работы с обучающимися я отмечала в августе в своем выступлении на Форуме педагогов Подмосковья и в качестве первостепенной задачи, стоящей перед системой образования Московской области в этом учебном году, назвала задачу духовно-нравственного воспитания.

Ещё раз обращаюсь к руководителям образовательных организаций – внимательно пересмотрите разработанные образовательные программы учреждения, программы развития, подумайте, не остались ли нереализованными имеющиеся возможности и ресурсы для расширения духовно-нравственного образования и воспитания в вашем учреждении.

Если проанализировать динамику изменения тем ежегодных итоговых сочинений выпускников школ можно увидеть, что в центре этих направлений – духовно-нравственная тематика – понимание качеств личности и нравственных проблем человека, которые требуется осмыслить нашему выпускнику на материале художественных или публицистических произведений.

А ведь «мы уже не можем представить себе нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни» - отметил в июле этого года Святейший Патриарх Кирилл.

У нас сегодня есть возможность усиления духовно-нравственного компонента на уровне межпредметного обучения, построения метапредметных модулей, позволяющих углубить понимание литературы и усилить воспитательный потенциал этого учебного предмета. Об этом стоит подумать всем преподавателям гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин.

Результат нашей работы - это, прежде всего, поведение в обычной жизни нашего ученика.

Результат наших образовательно-воспитательных усилий хочется видеть в повседневной жизни, на улицах, в общественных местах; видеть в учтивом обращении наших учеников, в опрятности и скромности в одежде; слышать в разумности, в культуре речи.

Давайте помнить о том, что духовность и нравственность не живут отдельно от жизни, наоборот, именно духовность и нравственность обеспечивают полноту и яркость бытия.

Когда мы говорим о процессе воспитания нравственных идеалов и духовных ценностей, следует помнить о том, что личность формируется, прежде всего, в семье и через семью.

В системе духовно-нравственного воспитания в Московской области семейному воспитанию, работе с родителями традиционно придается большое значение. Выпускаются книги духовно-нравственной тематики для семейного чтения и обсуждения. Проводятся совместно с благочинием семейные уроки и иные мероприятия. Но вместе с тем, есть вопросы, которые не могут не тревожить, и которые активно выходят на повестку дня. Нам всем понятно, что опыт семьи зачастую проецируется у ребенка на образ своего собственного семейного очага, который он будет строить, когда вырастет.

Это очень серьезная проблема. Внимание к неблагополучным семьям, социализация неблагополучного ребенка – это не только проявление милосердия, но и наш с вами профессиональный долг. В нашу образовательную практику входит работа на прогнозируемую перспективу, повторюсь, индивидуальные траектории освоения социальных практик, создание перспективных карт индивидуального духовного развития – рассматриваются как направления результативности духовно-нравственного образования и воспитания в образовательной организации.

А еще нам с вами не хватает, пожалуй, положительной фоновой информации. Очень хочется большей активности школьных СМИ и вообще развития школьного медийного образования. Прикладное изучение языка, критическое отношение к поступающей информации, описание полноводного шумного потока повседневной школьной жизни на сайтах образовательных организаций школьными учительско-ученическими командами. Это важно!

Уважаемые коллеги, в сентябре этого года страна отмечает памятную дату — 125-летний юбилей выдающегося философа, писателя, мыслителя Алексея Фёдоровича Лосева. До конца своих дней он был педагогом, работал в педагогическом институте, учил учителей. Так вот он говорил: «Если человек имеет только знания и не имеет ничего другого — это страшный человек, беспринципный человек. Знание есть любовь. Однако любовь зовёт к действию. Надо мыслить и действовать».

Давайте следовать завету нашего выдающегося земляка. Будем действовать и служить примером для коллег, родителей, учеников, отдавая им, прежде всего нашу любовь, делясь своей верой.

Когда-то любая дорога на Руси была именно дорогой к храму. Церкви, и даже небольшие часовни строились на высоком месте, рядом с большими сёлами, и когда путник, уставший от долгих скитаний, видел впереди церковные купола — он знал: его скитания были не напрасны, он вышел к людям. И сегодня, когда мы теряемся в сложных условиях реальности и современности, важно увидеть общие для всех ориентиры - нравственность, душевную чистоту и порядочность.

Подмосковье богато прекраснейшими местами для осмысления этих ориентиров, местами, где можно дать себе возможность освободиться от повседневных забот и мыслей, найти умиротворение. Одно из таких мест - Вознесенская Давидова пустынь. Это необыкновенно красивое место, расположенное на высоком берегу реки Лопасни, где можно отдохнуть в тишине возле пруда с лебедями и полюбоваться великолепным архитектурным ансамблем, прекрасным панорамным видом. Яркие соборы и церкви зачаруют любого. А ещё пустынь - лакмусовая бумажка для души – все, что самое светлое и чистое спрятано глубоко, активно проявляется именно здесь, открывая новые ориентиры духовно-нравственного пути.

Пусть в вашей жизни, коллеги, эти ориентиры и истины остаются едиными, чтобы это научились понимать наши дети, чтобы духовность и нравственность не оставались для них только предметами образовательного цикла.

Чтобы свет вечных истин, который особенно отчетливо видится именно в таких святых, чистых местах, как Вознесенская Давидова пустынь, маленьким негасимым огоньком согревал наши сердца и души.

Хочу завершить свое выступление словами Владимира Караковского: «Все проблемы не должны приводить к пессимизму и безверию, к отказу от наших профессиональных ценностей, к самооправданию собственной слабости. Наоборот, сегодня, как никогда нужна энергия преодоления и созидания.

Во что мы верим, вопреки потерям?
Лишь в то, что мы живем, покуда верим!»

Будем жить, коллеги! Жить и выполнять свой долг!

Затем руководители образовательных учреждений Подмосковья поделились своим опытом работы. Директор гимназии «Дмитров» А.В. Курбатова рассказала о опыте работы гимназии по духовно-нравственному воспитанию и образованию школьников. Директор средней школы № 22 города Сергиево-Посада И.Н. Порохова выступила с докладом «Система работы духовно-нравственного образования и воспитания через урочную и внеурочную деятельность». Директор средней школы № 16 городского округа Серпухов Е.В. Кудряшова сделала сообщение на тему «Миссия школы как ресурсного центра в деятельности Ассоциации учителей духовно-нравственной (православной) культуры». В заключение с докладом о духовно-нравственном воспитании школьников на примере взаимодействия Церкви и светских учреждений села Новый Быт выступил директор Новобытовской средней школы и преподаватель воскресной школы при Вознесенской Давидовой пустыни А.М. Лысенко.

С заключительным словом к собравшимся обратился митрополит Ювеналий:

Я хотел бы горячо и сердечно поблагодарить всех выступавших. Вы показали, какой огромный духовный потенциал имеется у нас в Московской области. Я даже попросил Марину Борисовну написать мне записку о том, сколько у нас педагогов в Московской области, и она мне ответила – 105 000 человек. Это целая армия!

Слава Богу, что мы идем сегодня одной дорогой. Я молюсь, чтобы и в дальнейшем мы не свернули с этого пути. Я рад, что у меня в епархии есть хорошие, надежные помощники. В первую очередь я имею ввиду ректора Коломенской духовной семинарии, Преосвященного Владыку Константина, который как настоящий подвижник не оставляет своего послушания ни на минуту. У него налажен прекрасный контакт с Министерством образования, и это помогает нам координировать совместную работу.

Марина Борисовна говорила о красоте этого монастыря. Я думаю, что Вы еще не все здесь посетили. Здесь есть прекрасная купель, и я знаю, что на праздник Крещения Господня здесь стоят огромные очереди людей, желающих окунуться в купель, и среди первых всегда приезжает бывший министр образования Лидия Николаевна Антонова. Я думаю, что вам не нужно сегодня спешить, вы тоже можете искупаться, чтобы у вас осталась хорошая память о посещении монастыря. Мы уже второй раз встречаемся в этой обители, а у русских есть поговорка: «Третий раз не миновать». Мы не будем спешить, потому что в Московской области на сегодняшний день 24 монастыря: 12 мужских и 12 женских. Они завидуют отцу Сергию: «Почему к нему все так летят, а к нам никто не едет?» Поэтому, я думаю, что мы с Мариной Борисовной подумаем насчет того, где нам провести следующую встречу через год, но не будем забывать и этой пословицы.

Когда я вошел сегодня в храм, то увидел много-много платочков, которыми покрыты головы женщин, и почувствовал, что здесь такая родная обстановка, которую я привык за богослужением видеть в храмах. Но это не только внешнее впечатление. По тем докладам, которые мы слышали, я увидел, какая огромная работа ведется педагогами, и рад, что вы не чуждаетесь встреч с нашим духовенством. Я думаю, что совместными усилиями мы будем воспитывать нравственность нашего подрастающего поколения. Спасибо вам за ваши неустанные труды, пусть Господь даст вам и здравие, утешение и личное счастье. Я думаю, что, если Бог мне даст жизни, мы еще долго будем встречаться, чтобы и дальше развивать наше сотрудничество. Сейчас Марина Борисовна объявит о завершении нашего заседания, но мы не прощаемся, а продолжим наше общение за трапезой. Спасибо вам за внимание.

Встреча завершилась концертом учеников воскресной школы и праздничного монастырского хора.

Каждый участник встречи получил подарки от монастыря.

После общей трапезы участники встречи во главе с митрополитом Ювеналием и министром образования Московской области М.Б. Захаровой возложили цветы к памятнику «Бойцам спецназа — воинам России» у стен обители.


Темы: митрополит Ювеналий, епископ Константин, Чеховский округ, администрация Московской области, монастыри, образование, Отдел религиозного образования


Архив новостей
Основные темы

Все темы новостей

Поделиться: