Главная/Новости/2016/Октябрь/26/

Праздник в честь иконы Божией Матери «Иверская» в Новодевичьем монастыре

25 октября, накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Иверская», митрополит Ювеналий в сослужении викариев и духовенства Московской епархии совершил всенощное бдение в Успенском храме Новодевичьего монастыря, где находится древнейший в России список Иверской иконы Божией Матери, принесенный со Святой Горы Афон в 1648 году.

В день праздника в Смоленском соборе обители Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшеству в этот день сослужили: митрополит Ювеналий, епископ Илиан (Востряков), епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховской Роман, руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва, епископ Балашихинский Николай, епископ Зарайский Константин, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков, благочинные и духовенство Московской епархии.

За богослужением молились: губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, председатель Московской областной думы И.Ю. Брынцалов, министр образования Московской области М.Б. Захарова, директор ЗАО «Щелково-хлеб» И.В. Ларин, паломники, прихожане и насельницы обители.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого, викария Московской епархии.

Богослужебные песнопения исполнял Хор духовенства Московской епархии под руководством священника Сергия Голева.

После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Михаила (Александрова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Проповедь по запричастном стихе произнес епископ Серпуховской Роман.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Луховицкого Петра на служение: «Преосвященный епископ Петр! Ныне по Промыслу Божию через возложение на твою главу рук архипастырей ты соделался епископом.

По славном Своем Воскресении Господь наш Иисус явился посреди ближайших учеников, сказав: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. <…> Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:1-23). Приняв Небесного Утешителя, апостолы получили полноту духовной власти, необходимой им для проповеди Евангелия и управления будущей Церковью Христовой.

Сегодня, как и две тысячи лет назад, эти Божественные слова вновь обретают особую силу и действенность, ибо Сам Спаситель пребывает с нами по Своему неложному обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Веру в это обетование утверждает совершитель Литургии, возглашая своим сослужителям: «Христос посреди нас!» — и получает твердый ответ: «И есть, и будет!».

Промысел Вседержителя таинственным образом предуготовлял тебя к тому, что свершилось ныне у престола этого древнего храма. Владыка мира, избравший тебя, с юных лет возжег в сердце твоем любовь к Церкви и возрастил в душе твоей горячее желание потрудиться на ниве Православия.

Ты получил образование в Московских духовных школах, напитал свою душу божественными глаголами и примерами духовных подвигов насельников Троицкой обители преподобного Сергия. Исполняя послушание в Покровском домовом храме Академии, ты привык к строгому уставному распорядку и богослужебной дисциплине, что, несомненно, помогло тебе в твоих трудах.

Искренне убежден, что особенно ценным был для тебя опыт работы под омофором Высокопреосвященного митрополита Ювеналия, принимавшего сегодня участие в твоей епископской хиротонии. Говорю это с уверенностью потому, что сам лично знаю этого достойнейшего архиерея на протяжении многих десятилетий. Известно, что находящаяся в ведении Владыки Ювеналия епархия являет добрый пример в организации всех направлений церковной деятельности.

Несмотря на молодые годы тебе уже довелось нести послушание в должности заведующего канцелярией Московского епархиального управления, быть игуменом обители, благочинным храмов Коломенского округа. Все это позволило тебе обрести ценный административный опыт. Используй же его творчески и в предстоящем тебе новом служении. Как помощник правящего архиерея, старайся во всем являть единомыслие с ним, показывая добрый пример послушания.

В монашеском постриге ты получил имя в честь апостола Петра. Стремись подражать своему тезоименитому небесному покровителю в искренности веры, в решительном исповедании Христа, в готовности осуществлять волю Господню, оставив все житейские попечения. Будь ревностным исполнителем богодухновенных слов первоверховного апостола: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3).

Вместе с тем всегда помни о том, что без содействия Божественной благодати, лишь личными способностями и упорством в труде не добиться настоящего успеха ни в каком церковном деле, в отличие, может быть, от дел мирских. Тем более если речь идет о таком славном и ответственном служении, как служение епископа.

Рассуждая о столь необходимой для человека Божественной помощи, афонский подвижник преподобный Силуан говорил: «Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: "Просите и дастся". И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией».

Вслушайся в это мудрое наставление преподобного старца, соотечественника нашего, и старайся всегда пребывать в молитве. Сугубое же прилежание имей о молитве соборной, о совершении Божественной литургии, когда клир и паства во главе с архиереем едиными усты и единем сердцем прославляют пречестное и великолепое имя Пресвятой Троицы и от Единой Чаши приобщаются Святых Христовых Таин. Именно причащаясь Тела и Крови Господней и пребывая в непрерывном общении со Спасителем, обретешь ты необходимые для созидательных трудов и силу, и разумение, и возможности для того, чтобы достойно осуществить свое церковное призвание.

Вручаю тебе сей архипастырский жезл как символ дарованной тебе духовной власти и паки обращаю к тебе слова твоего небесного покровителя, желая, чтобы Бог всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, <…> совершил тя, утвердил, укрепил, соделал непоколебимым (1 Пет. 5:10-11). Теперь же преподай архиерейское благословение народу Божию, вместе с нами молившемуся о ниспослании обильных даров Духа, потребных тебе на предлежащем епископском служении. Аминь».

Его Святейшество вручил епископу Петру архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Ювеналий: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! В этот праздничный и радостный для нас день позвольте обратиться к Вам с приветствием и благодарностью. В природе, когда после ночи появляется солнце, оно все согревает, все освещает, и жизнь жительствует. Что-то подобное происходит и в жизни нашей епархии. Ежегодно Вы, Ваше Святейшество, совершаете Первосвятительское служение в этой древней обители, которая уже сегодня готовится к своему 500-летию. И как дары солнца, всякий раз мы получаем от вас что-то благодатное: или начинается строительство храма, или реставрация обители. А сегодня Вы принесли особый, божественный, дар и нашей епархии, и Церкви Христовой, потому что одного из клириков рукоположили в сан епископа. Ваше Святейшество, мы как дети, которые хотят не богатыми дарами, а дарами сердца своего порадовать Вас, думали о том, что можно Вам на молитвенную память сегодня преподнести. После возрождения монашеской жизни в Новодевичьем монастыре здесь возрождаются традиционные ремесла, и сегодня сестры обители подготовили для Вас образ Заступницы Усердной – икону Казанской Божией Матери, которую они искусно, с любовью и усердием, изготовили. Примите вместе с нашей глубокой сердечной сыновней благодарностью этот образ, и пусть Царица Небесная хранит Вас честным Своим омофором на многая и благая лета».

В завершение Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Ювеналий! Ваши Преосвященства, многочтимые владыки! Матушка Маргарита! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником. Мы сегодня почитаем особым образом Иверскую икону Пресвятой Богородицы, с которой очень много связано в жизни Вселенского Православия, потому что образ был явлен на Святой Горе Афон как последствие страшного иконоборческого гонения. По преданию, этот образ сохранился в водах, когда иконы в храмах уничтожались силой государственной власти, и по прошествии двух столетий приплыл к берегу Афона. Это предание сохраняется на Святой Горе, оно окружено такими подробностями, такими деталями, что даже у самого критически настроенного ума возникает доверие к этому повествованию.

Святой образ Иверский почитался и у нас на Руси, как и другие чудотворные образы Пресвятой Богородицы. В связи с почитанием Богородицы и возник этот Новодевичий монастырь. Его история тесно связана с героическими страницами в истории нашего Отечества. Великий князь Василий III в начале XVI века совершил деяние огромного исторического значения. После долгого нахождения русского города Смоленска под иноземным владычеством он вернул его и княжество Смоленское стало частью Святой Руси. Василий III, направляясь к стенам Смоленска, сознавал, что бой за город будет кровопролитным и неизвестно, чем он закончится, потому что гарнизон иноземных войск был очень силен. И тогда, подступив к стенам города, князь Василий III Великий дал обет, что если он возьмет Смоленск, он построит в честь образа Пресвятой Богородицы обитель в Москве. Князь Василий с русской ратью берет Смоленск и возвращает его в державу Российскую. Вернувшись в Москву, он выполняет свое слово и на Девичьем поле строит Новодевичий монастырь, чтобы здесь возносилось имя Пресвятой Богородицы, возжелавшей, чтобы древний град Смоленск, отмеченный пребыванием Ее чудотворного образа, вернулся в Землю Русскую.

Следующее XVII столетие было омрачено тем, что мы называем Смутным временем, распадом страны, потерей национального самосознания, потерей авторитета центральной власти. Страна разрывалась на куски, не было никакой надежды на спасение. Но знаем, что по милости Божией Смутное время завершилось победой русского духа, победой ополчения, победой нашего народа. И Смута прекратилась, а вот последствия Смуты продолжались. И, наверное, самым тяжелым последствием было пребывание града Смоленска под властью польско-литовской рати. И тогда благочестивый царь Алексей Михайлович решил вернуть Смоленск, как сделал это и князь Василий III. И пошел на Смоленск, и овладел этим городом. И в благодарность Пресвятой Богородице он в этот Новодевичий монастырь принес Иверскую икону, которая несколько ранее была по его просьбе написана на Афоне и принесена в город Москву. И вот этот образ, дар царя Алексея Михайловича, освободителя Смоленска, великого государя, так много сделавшего для укрепления державы Российской, хранился в Новодевичьем монастыре до 1913 года. А когда страна праздновала 300-летие Дома Романовых, этот образ для поклонения был отправлен в Чудов монастырь в Московском Кремле. Оттуда он не вернулся, потому что произошла революция и образ оказался в руках безбожной власти.

Чудом образ сохранился как значительное произведение искусства и хранился в музее до самого недавнего времени, когда стараниями уже нашего Президента Владимира Владимировича Путина он был возвращен в Новодевичью обитель.

Чему учит нас эта история? Василий III, Алексей Михайлович, современный Президент Путин — носители высшей государственной власти державы Российской. Всякий раз, когда великие деяния свершались в граде Москве, то каким-то образом они отображались в действиях высших руководителей государства в отношении этой обители вплоть до XXI века. И в этом мы видим замечательную преемственность. Дай Бог, чтобы эта преемственность никогда не пресеклась. Дай Бог, чтобы высшая государственная власть России всегда сознавала силу Божиего присутствия в истории. Если так будет, то Россия будет непобедима и непобедимым будет наш народ.

И сегодня, вспоминая все эти события, связанные с ключевыми моментами нашей национальной истории, мы благодарим Господа за Его милость ко всем нам. Благодарим Царицу Небесную за то, что чрез Свой чудотворный Иверский образ, как и через иные великие чудотворные иконы, хранимые в земле нашей, Она простирает Покров над градом Москвой и над всей землей Русской.

Сегодня мы тоже как народ, как государство проходим через непростые обстоятельства. Но если посмотреть в историю, то как же много было таких обстоятельств, с которыми люди связывали ответ на вопрос «быть или не быть». И ответ всегда был — «быть», когда мы этот вопрос и этот ответ сопровождали искренней верой и обращенной к Богу молитвой о стране нашей, о народе нашем и о сохранении веры православной.

Пусть Покров Царицы Небесной и ныне пребывает над Отечеством нашим, над всей исторической Русью. Да примирит Царица Небесная Своей материнской любовью чад Своих в России, Украине, в иных местах пребывающих. Да дарует Она нам надежду на то, что по молитвам святых, в земле нашей просиявших, Ее милость, Ее материнское заступление пред Сыном Ее и Богом нашим всегда будут действенными в ответ на наши смиренные молитвы и на нашу искреннюю веру. Аминь».

По окончании богослужения в Успенском храме Новодевичьего монастыря состоялся прием в честь визита Святейшего Патриарха.


Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 г. Президент России В.В. Путин передал чудотворный образ Русской Православной Церкви.


Темы: Святейший Патриарх Кирилл, епископ Тихон, митрополит Ювеналий, епископ Роман, епископ Николай, епископ Константин, Новодевичий монастырь


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.