Главная/Новости/2015/Март/25/

Встреча митрополита Ювеналия с руководителями школ и детских садов Московской области

25 марта в Спасском соборе Вознесенской Давидовой пустыни состоялось традиционная встреча митрополита Ювеналия и руководства министерства образования Московской области с руководителями средних и дошкольных образовательных учреждений Московской области.

В мероприятии приняли участие митрополит Ювеналий, министр образования Московской области М. Б. Захарова, глава Чеховского района С. В. Юдин, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Константин, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов), благочинный церквей Чеховского округа священник Александр Сербский, первый заместитель министра образования Московской области Н. Н. Пантюхина, президент Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры Л. Л. Шевченко, руководители образовательных организаций Московской области, всего около 300 человек.

С приветственным словом к собравшимся обратился глава Чеховского района С. В. Юдин.

Митрополит Ювеналий выступил со словом:

«Уважаемая Марина Борисовна, дорогие участники встречи! Сердечно приветствую вас в этой святой обители, которая в 2015 году отмечает свое 500-летие. То, что мы собираемся на нашу встречу в древнем храме, призвано обратить внимание на то, что истоки нашей духовной культуры и нравственных ценностей восходят к традиции святого православия.

Исторический путь Вознесенской Давидовой пустыни сопоставим с судьбой обучения детей знаниям о христианской вере в России. Некогда эта святая обитель процветала и была крупнейшей в нашем Отечестве. Потом наступили времена гонений, монастырь был не только закрыт и осквернен, но и подвергся разрушениям. Не так ли было и с духовно-нравственным воспитанием, которое богоборцы объявили „опиумом для народа“? Между школой и Церковью, веками пребывавшими в состоянии единения, была возведена непроходимая стена, существование которой имело следствием, как минимум, падение общественной нравственности.

Мы с вами являемся счастливыми свидетелями новой эпохи, когда Церковь имеет возможность развивать все традиционные направления своего служения, в том числе и просветительского. В Подмосковье сотрудничество между епархией и Министерством образования вступило во второе десятилетие интенсивного развития, сложились добрые традиции, творчески развиваются все новые направления взаимодействия.

Мне особенно дорога возможность встретиться с руководителями образовательных учреждений, поскольку от вас во многом зависит реальное воплощение в жизнь тех планов и программ, которые принимаются в результате церковно-школьного соработничества. Ведь ни для кого не секрет, что любое начинание можно исполнять формально. При этом я вовсе не имею в виду злонамеренное сопротивление. Просто, может быть, у исполнителя нет полного согласия с предлагаемым решением, или оно вызывает у него внутренний протест.

Поэтому, мне хочется без обиняков и откровенно поговорить с вами о значимости того общего дела, которое мы призваны делать вместе, а именно — способствовать возрастанию духовно и нравственно здоровых людей.

Спору нет, до сего дня сохраняются те негативные тенденции в жизни общества, которые мы хотели бы остановить: не снижается чудовищная статистика абортов, не исчезли ни алкоголизм, ни наркомания, налицо снижение общего культурного уровня молодежи. Можно было бы и дальше перечислять, но, думаю, сказанного довольно, чтобы понять: мы находимся на поле боя за будущее России. Ведь под воздействием зловредных внешних воздействий молодые души оказываются равнодушными к истине, правде и справедливости. „Как тело не может прожить даже самое малое время, если питается не здоровою, но вредною пищею, так и душа, получая такие внушения, не может никогда помыслить о чем-либо доблестном и великом“, — отмечал святитель Иоанн Златоуст. Наш гражданский, патриотический долг делать все от нас зависящее, чтобы наперекор обстоятельствам вкладывать в детские души понятия о вере, добре, справедливости, любви и жертвенности.

Праведный Иоанн Кронштадтский в начале ХХ века уделял большое внимание воспитанию, полагая, что главной целью педагога является стремление освободить детское сердце от склонности ко греху. „Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни“, — говорил святой. Актуальность этого наблюдения сохраняется и по сей день. Всё, что с любовью, вниманием и заботой закладывается в детстве, сохраняется как светлое воспоминание на все последующие годы. Знаю это по собственному опыту.

Когда спорят о том, нужно ли вводить ту или иную программу так называемого „духовно-нравственного цикла“, подчас забывают о том, что высокие ценности и представление об истине могут передаваться учащимся также в рамках любого другого предмета. Можно говорить о красоте созданного Богом мира на уроках рисования, размышлять, занимаясь музыкой, о том, что дар пения и владения музыкальным искусством имеется у человека как средство для выражения духовных молитвенных переживаний. Изучение всемирной и отечественной истории дает множество убедительных примеров того, как следование Божией воле или отступление от нее сказывается на судьбе народов. Шедевры отечественной классической литературы являются уникальным по богатству материалом для осмысления жизни человеческой души и ее поисков пути ко спасению. Можно перечислять и дальше, но думаю, и так понятно, что главная задача педагога — самому ощутить Божию правду, действующую в мире, и помочь маленькому человеку с размышлением, рассуждением и благоговением прикоснуться к ней.

Сказанное вовсе не означает, что я хочу обойти вниманием ту огромную работу, которая проведена Людмилой Леонидовной Шевченко по составлению учебно-методических комплектов по православной культуре для всех возрастов обучающихся. Эти книги без всякого преувеличения являются сокровищницами знаний о православной вере и ее месте в истории и культуре России. И я призываю их как можно шире внедрять в обучающий процесс.

Необходимо помнить, что духовно-нравственное воспитание находится в непосредственной связи с эстетическим. Бог сотворил мир добрым или хорошим (см.: Быт. 1:21). Состоявшееся в феврале сего года Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви обратило особое внимание на умение разделять в современном искусстве прекрасное и безобразное. Задача воспитания не только в усвоении ребенком этических ценностей, но и в приобретении им способности видеть красоту Божиего мира, а, значит, и стремления ее приумножать. Думаю, что в этой области мы тоже можем много сделать вместе.

Часто жалуются на то, что широкое распространение имеют суеверия и ложные идеи относительно православия, что в значительной степени коренится в отсутствии нормального религиозного просвещения для взрослых. Действительно, в наши дни дети имеют возможность получать достоверную информацию о православии в школе, а их родители вместе с бабушками и дедушками остаются в тени неведения. Полагаю, что и школа, и детский сад могли бы способствовать хотя бы частичному просвещению старших. Это будет только на пользу семье.

Необходимо остановиться ещё на одном очень важном вопросе. Я имею в виду послушание. Еще в XIX веке святитель Филарет Московский жаловался, говоря: „Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда“. В наши же дни своеволие под видом „своеобразия индивидуальной личности“ чуть ли не возводится в идеал. Меж тем, послушание является одной из непременных христианских добродетелей, без которой не только личное духовное совершенство, но и общественное благополучие затруднительны. Поэтому хочу поддержать вас в ваших педагогических усилиях и укрепить в уверенности, что в воспитании наряду с любовью и сочувствием важны твердость и решительность.

В этом году мы празднуем 1000-летие со дня кончины равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси, а также 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, 2015 год объявлен Годом литературы. Все это открывает поистине безграничные возможности для просветительства и патриотического воспитания подрастающего поколения в духе осознания исторической преемственности и укрепления культурной идентичности. На протяжении завершающегося учебного года и первой половины будущего в рамках церковно-школьного сотрудничества можно будет немало сделать для того, чтобы расширить кругозор детей и юношества, помочь им осознать личную причастность к историко-культурному явлению мировой истории, которое мы называем Великая Россия.

Трудиться ради детей — благородное и благословенное дело. Ведь они являются образцом искренности и чистоты. Сам Христос сказал: „если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное“ (Мф. 18:3). Благодарю вас, за то, что вы самоотверженно и жертвенно делаете на ниве просвещения и воспитания, за доброжелательное сотрудничество с Церковью. Господь да благословит вас на новые свершения в вашей многополезной деятельности!»

Участников собрания также приветствовала Министр образования Московской области М. Б. Захарова:

«Ваше высокопреосвященство! Уважаемые участники встречи! Сердечно приветствую Вас на традиционной встрече Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководителями образовательных организаций Московской области. Наши встречи — это общение единомышленников, людей, которых искренне волнует настоящее и будущее нашего Подмосковья, которых ведет по жизни любовь к детям, любовь к своей малой Родине и нашей большой России.

Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались с Вами не только для того, чтобы обсудить вопросы, как и при помощи каких методических приемов обучать школьников курсу ОРКСЭ, Духовного краеведения Подмосковья, а воспитанников дошкольных образовательных организаций — программе „Добрый мир“, но и определить для себя, почему мы так настойчиво говорим о преподавании предметов православной культуры, выделяя их в качестве особо значимых в современных условиях.

Для каждого из нас должна стать аксиомой вечная истина образования — школа призвана не только учить, не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать нравственные ориентиры, закладывать основы мировоззренческих понятий, основанных на отечественном историческом опыте и нашей культурной традиции, сформированной на протяжении столетий. Не случайно так торжественно мы отмечали с вами и 700-летие Преподобного Сергия Радонежского, и Благословенный выбор великого князя Владимира. Празднование этих событий стало посвящением нравственному подвигу нашего народа, не раз доказавшего верность своим духовным корням. О том, что именно духовность служила и служит одним из источников той силы, которая помогала нашей стране, нашему народу противостоять суровым испытаниям, выпадавшим на его долю, являясь мощной цементирующей силой, говорят события, годовщину которых мы с вами отмечали совсем недавно — вхождение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.

Наша встреча посвящена обсуждению и нашего методического опыта в преподавании предметов духовной (православной) культуры и выявлению современных механизмов реализации партнерских взаимоотношений Русской Православной Церкви и педагогического сообщества в духовно-нравственном воспитании молодежи.

В „Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России“, отраженной в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, говорится, что „важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально -педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России“.

Именно в школьном возрасте у человека формируется система его жизненных ценностей и приоритетов, происходят процессы его социализации и вовлечения в контекст национальной культуры. И поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия „Россия“ и „Православие“. Невозможно понять творчество русских писателей, художников, композиторов, невозможно понять истоки гражданственного служения Столыпина, военного гения Суворова, невозможно понять суть патриотизма русского крестьянина — партизана 1812-го года и русского солдата, шедшего в сорок первом — сорок пятом годах в бой со словами „За Родину, за Сталина!“, но и сжимая маленький медный крестик, принятый из рук матери, да и чудодейственной спасающей молитвы матери о своих сынах, молитвы соборной, обо всех ушедших героях, невозможно понять и объяснить, если не знать, не уважать той веры, которая питала и питает нашу культуру и нашу историю.

По данным мониторинга, проведенного в декабре 2014 года, основными предметами, которые изучаются в школах Московской области в рамках духовно — нравственной культуры, являются „Духовное краеведение Подмосковья“ и „Православная культура“. В этом мы видим нацеленность наших педагогов на реализацию задач духовно-нравственного воспитания школьников. Наиболее активно эти предметы преподаются в 8 — х классах (46% от общего количества классов, в которых изучаются предметы духовно-нравственной культуры), в 9-х- 21%, в 7-х — 19,3%. Причем важно отметить, что процент охвата обучающихся в 8 — х классах вырос на 16% по сравнению с прошлым годом. Это объясняется наличием учебно — методического комплекта под редакцией Л. Л. Шевченко, вошедшего в Федеральный перечень, грамотной работой педагогов, осуществлением контроля со стороны администрации образовательных организаций.

Важной тенденцией современного духовного воспитания можно считать формирование основ нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Как только ребенок начинает посещать ДОУ, он открыт для формирования системы духовно-нравственных понятий. Там, где мы с вами хорошо проработаем этот этап образовательной системы, там получим качественные результаты обучения в школе. Дошкольные образовательные организации, опираясь на пособие Л. Л. Шевченко „Добрый мир“, могут и должны выстроить фундамент в освоении воспитанниками норм и правил поведения, отношения к старшим, к родителям, к окружающему миру. Без этого процесс дальнейшего воспитания невозможен.

Серьезной основой для духовного просвещения обучающихся является курс „Основ религиозных культур и светской этики“ (ОРКСЭ). В этом учебном году образовательный модуль „Основы православной культуры“ выбрали более 24 тысяч обучающихся (33,9% от общего количества четвероклассников, это на 1,7% больше, чем в прошлом году). В результате проделанной работы в марте 2015 года по предварительному выбору модуля ОРКСЭ „Основы православной культуры“ процент увеличился до 36,8.

На сегодняшний день мы с уверенностью называем в числе лидеров городской округ Восход, Серебряно-Прудский и Дмитровский муниципальный районы, дающие по предварительным данным 90–100% в охвате школьников по предмету основы православной культуры! Есть примеры поучительного опыта на уровне образовательных организаций, например, средняя школа № 16 города Серпухова, в которой духовная православная культура преподается с первого по одиннадцатый классы.

Вместе с тем, г.о. Краснознаменск и Подольский муниципальный район „уверенно“ выходят на нулевую позицию. Очень близки к ним по результатам Красногорский, Наро-Фоминский, Истринский муниципальные районы, а также городские округа Дубна, Жуковский, Серпухов, Реутов, Фрязино, дающие 10 и менее процентов в этой работе.

В 2014 году Московская область по проценту охвата обучающихся в рамках модуля „Основы православной культуры“ заняла предпоследнее место в Центральном Федеральном округе. И это мы считаем нашей общей недоработкой.

В Подмосковье более полутора десятилетий выстраивалась система работы с Московской епархией Русской Православной Церкви, создан Координационный Совет, созданы муниципальные координационные советы, в Московском государственном областном университете работает Духовно — просветительский центр имени Кирилла и Мефодия, начали работать межмуниципальные центры „Маяки Просвещения“, создана Ассоциация учителей духовно — нравственной (православной) культуры, проведена предметная неделя предметов духовно-нравственной культуры в рамках деятельности вновь созданной ассоциации. Очередь за руководителями образовательных организаций.

Каковы же первостепенные практические шаги по изменению существующего положения дел?

Курс Основы православной культуры затрагивает духовный мир человека, а потому без взаимодействия с родителями, эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи ребенка изучение этого курса будет неполным. В этом и есть одна из ценностных линий этого предмета, что он предполагает единение семьи, совместность и соборность этой маленькой ячейки общества.

Одной из задач преподавания основ православной культуры является обеспечение заблаговременной разъяснительной работы с родителями по выбору учебного модуля таким образом, чтобы выбор этот был осознанным и свободным. Необходимо шире привлекать печатные и электронные СМИ.

Достижение результата требует четкого и понятного представления родителям концепции курса ОПК как нравственно — культурологического учебного предмета. Обсуждение условий выбора учебного модуля должно проходить в доброжелательной обстановке, предоставляющей родителям возможность задать все интересующие их вопросы и получить необходимые ответы.

Целесообразно, чтобы родителям была дана возможность не только выслушать учителя, но и познакомиться с учебными пособиями, посетить уроки, и внеурочные мероприятия в рамках дней открытых дверей, познакомиться с творческими работами обучающихся, выполненными в рамках изучения модуля Основы православной культуры. Проведение предметных недель в рамках ассоциации преподавателей духовно — нравственной (православной) культуры дало возможность организовать такое общение с родителями.

Результаты прошедших в Московской области мониторинговых исследований, показывают, что 86% родителей уверены в правильности введения курса Основ православной культуры и их детям нравится изучать этот модуль. 54% родителей считают, что этот курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка. Таким образом, мы видим общее положительное отношение к модулю Основы православной культуры со стороны родителей. Очевидно, что эти данные напрямую зависят от того, как преподается учебной предмет в конкретной школе и конкретным учителем. Соответственно, они заставляют обратить внимание на качество преподавания курса — в плане предметно — содержательной подготовки педагога, умения в доступной и интересной форме донести до детей информацию культурологического и нравственного плана, обеспечить заинтересованную и доброжелательную обстановку при обсуждении нравственных проблем, соблюсти корректность и деликатность.

По мнению большинства родителей, преподавание курса ОПК способствует развитию духовно — нравственного воспитания школьников. В числе качеств, на развитие которых направлен курс, чаще всего назывались:

1. Милосердие (70% ответов),

2. Взаимоуважение (65%),

3. Взаимопонимание (58%),

4. Терпимость (свыше 50%).

Эти ответы следует рассматривать как основные ценностные ожидания родителей от этого курса. Их следует постоянно иметь в виду педагогу, работающему с детьми, учитывать это обстоятельство и понимать, что выбор модуля ОПК не равнозначен стремлению родителей ребенка приобщить его к православной вере. Речь идет о естественном интересе к православию как неотъемлемой части культуры родной страны.

Убеждена, что преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и Законы Российской Федерации, уважающего его культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения

Подводя итоги нашего разговора, хочу отметить следующее:

1. Мы рассматриваем преподавание основ православной культуры как грамотное просвещение наших детей в рамках православной культуры, соединение образовательных целей с воспитанием духовных принципов и культуры человека и гражданина.

2. Для преподавания предметов духовно-нравственной направленности должна быть проделана серьезная подготовительная работа: с родителями — по популяризации и объяснению; с обучающимися на уровне формирования первичного интереса; со средствами массовой информации и сайтом образовательной организации — на уровне расширения информационной поддержки; с педагогами — силами методических объединений; Ассоциации преподавателей духовной (православной культуры).

Дорогие коллеги! Идет весна. Где-то очень теплая и мягкая, как в день, когда была создана Ассоциация педагогов духовной (православной) культуры; Где — то ершистая и колючая, какими бывают наши проблемы в реализации задач образования и воспитания. Но впереди апрель, чудесные Пасхальные дни. Тема воскресения — такая отрадная и согревающая душу. Давайте не будем лишать наших детей этой удивительной возможности ощущения соборности, духовной общности, очищения и сопричастности. Счастья Вам, радости, духовного обновления!»

С сообщением, об учреждении Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры и о порядке ее работы выступила президент Ассоциации Л. Л. Шевченко.

Затем перед участниками собрания прозвучали шесть выступлений, в которых раскрывался положительный опыт преподавания духовно-нравственных предметов в школе и детском саду. Это были доклады:

Булычевой Светланы Викторовны, учителя музыки и духовного краеведения Подмосковья Любучанской СОШ Чеховского муниципального района на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании Основ православной культуры;

Гудковой Ольги Викторовны, заместителя директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 30 городского округа Коломна на тему: «Из опыта работы средней школы № 30 городского округа Коломна по преподаванию Основ православной культуры»;

Юдиной Елены Юрьевны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Боровковской основной общеобразовательной школы Ногинского муниципального района на тему: «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию школьников Боровковской основной общеобразовательной школы Ногинского муниципального района»;

Полыгалиной Ирины Анатольевны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ Новощаповской СОШ Клинского муниципального района на тему: «Опыт преподавания предметов духовно-нравственного содержания в рамках реализации программы «Духовно-нравственное воспитание, обучение и социализация школьников»;

Тимоновой Ларисы Викторовны, заведующей детским садом № 6 «Звездочка» города Долгопрудный на тему: «Православный компонент в образовательной программе детского сада № 6 «Звездочка»;

Барановой Натальи Сергеевны, воспитателя МБДОУ Дашковский детский сад комбинированного вида «Колобок» Серпуховского муниципального района на тему: «Адаптация программы „Добрый мир. Православная культура для малышей“. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников».

Усердием братии обители для всех участников встречи во Всехсвятском храме монастыря была организована трапеза.


Темы: митрополит Ювеналий, епископ Константин, администрация Московской области, монастыри, образование, муниципальные власти


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.