25 марта в Спасском соборе Вознесенской Давидовой пустыни состоялось традиционная встреча митрополита Ювеналия и руководства министерства образования Московской области с руководителями средних и дошкольных образовательных учреждений Московской области.
В мероприятии приняли участие митрополит Ювеналий, министр образования Московской области
С приветственным словом к собравшимся обратился глава Чеховского района
Митрополит Ювеналий выступил со словом:
«Уважаемая Марина Борисовна, дорогие участники встречи! Сердечно приветствую вас в этой святой обители, которая в 2015 году отмечает свое
Исторический путь Вознесенской Давидовой пустыни сопоставим с судьбой обучения детей знаниям о христианской вере в России. Некогда эта святая обитель процветала и была крупнейшей в нашем Отечестве. Потом наступили времена гонений, монастырь был не только закрыт и осквернен, но и подвергся разрушениям. Не так ли было и с
Мы с вами являемся счастливыми свидетелями новой эпохи, когда Церковь имеет возможность развивать все традиционные направления своего служения, в том числе и просветительского. В Подмосковье сотрудничество между епархией и Министерством образования вступило во второе десятилетие интенсивного развития, сложились добрые традиции, творчески развиваются все новые направления взаимодействия.
Мне особенно дорога возможность встретиться с руководителями образовательных учреждений, поскольку от вас во многом зависит реальное воплощение в жизнь тех планов и программ, которые принимаются в результате
Поэтому, мне хочется без обиняков и откровенно поговорить с вами о значимости того общего дела, которое мы призваны делать вместе, а именно — способствовать возрастанию духовно и нравственно здоровых людей.
Спору нет, до сего дня сохраняются те негативные тенденции в жизни общества, которые мы хотели бы остановить: не снижается чудовищная статистика абортов, не исчезли ни алкоголизм, ни наркомания, налицо снижение общего культурного уровня молодежи. Можно было бы и дальше перечислять, но, думаю, сказанного довольно, чтобы понять: мы находимся на поле боя за будущее России. Ведь под воздействием зловредных внешних воздействий молодые души оказываются равнодушными к истине, правде и справедливости. „Как тело не может прожить даже самое малое время, если питается не здоровою, но вредною пищею, так и душа, получая такие внушения, не может никогда помыслить о
Праведный Иоанн Кронштадтский в начале ХХ века уделял большое внимание воспитанию, полагая, что главной целью педагога является стремление освободить детское сердце от склонности ко греху. „Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни“, — говорил святой. Актуальность этого наблюдения сохраняется и по сей день. Всё, что с любовью, вниманием и заботой закладывается в детстве, сохраняется как светлое воспоминание на все последующие годы. Знаю это по собственному опыту.
Когда спорят о том, нужно ли вводить ту или иную программу так называемого „
Сказанное вовсе не означает, что я хочу обойти вниманием ту огромную работу, которая проведена Людмилой Леонидовной Шевченко по составлению
Необходимо помнить, что
Часто жалуются на то, что широкое распространение имеют суеверия и ложные идеи относительно православия, что в значительной степени коренится в отсутствии нормального религиозного просвещения для взрослых. Действительно, в наши дни дети имеют возможность получать достоверную информацию о православии в школе, а их родители вместе с бабушками и дедушками остаются в тени неведения. Полагаю, что и школа, и детский сад могли бы способствовать хотя бы частичному просвещению старших. Это будет только на пользу семье.
Необходимо остановиться ещё на одном очень важном вопросе. Я имею в виду послушание. Еще в XIX веке святитель Филарет Московский жаловался, говоря: „Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда“. В наши же дни своеволие под видом „своеобразия индивидуальной личности“ чуть ли не возводится в идеал. Меж тем, послушание является одной из непременных христианских добродетелей, без которой не только личное духовное совершенство, но и общественное благополучие затруднительны. Поэтому хочу поддержать вас в ваших педагогических усилиях и укрепить в уверенности, что в воспитании наряду с любовью и сочувствием важны твердость и решительность.
В этом году мы празднуем
Трудиться ради детей — благородное и благословенное дело. Ведь они являются образцом искренности и чистоты. Сам Христос сказал: „если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное“ (Мф. 18:3). Благодарю вас, за то, что вы самоотверженно и жертвенно делаете на ниве просвещения и воспитания, за доброжелательное сотрудничество с Церковью. Господь да благословит вас на новые свершения в вашей многополезной деятельности!»
Участников собрания также приветствовала Министр образования Московской области
«Ваше высокопреосвященство! Уважаемые участники встречи! Сердечно приветствую Вас на традиционной встрече Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководителями образовательных организаций Московской области. Наши встречи — это общение единомышленников, людей, которых искренне волнует настоящее и будущее нашего Подмосковья, которых ведет по жизни любовь к детям, любовь к своей малой Родине и нашей большой России.
Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались с Вами не только для того, чтобы обсудить вопросы, как и при помощи каких методических приемов обучать школьников курсу ОРКСЭ, Духовного краеведения Подмосковья, а воспитанников дошкольных образовательных организаций — программе „Добрый мир“, но и определить для себя, почему мы так настойчиво говорим о преподавании предметов православной культуры, выделяя их в качестве особо значимых в современных условиях.
Для каждого из нас должна стать аксиомой вечная истина образования — школа призвана не только учить, не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать нравственные ориентиры, закладывать основы мировоззренческих понятий, основанных на отечественном историческом опыте и нашей культурной традиции, сформированной на протяжении столетий. Не случайно так торжественно мы отмечали с вами и
Наша встреча посвящена обсуждению и нашего методического опыта в преподавании предметов духовной (православной) культуры и выявлению современных механизмов реализации партнерских взаимоотношений Русской Православной Церкви и педагогического сообщества в
В „Концепции
Именно в школьном возрасте у человека формируется система его жизненных ценностей и приоритетов, происходят процессы его социализации и вовлечения в контекст национальной культуры. И поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия „Россия“ и „Православие“. Невозможно понять творчество русских писателей, художников, композиторов, невозможно понять истоки гражданственного служения Столыпина, военного гения Суворова, невозможно понять суть патриотизма русского крестьянина — партизана
По данным мониторинга, проведенного в декабре 2014 года, основными предметами, которые изучаются в школах Московской области в рамках духовно — нравственной культуры, являются „Духовное краеведение Подмосковья“ и „Православная культура“. В этом мы видим нацеленность наших педагогов на реализацию задач
Важной тенденцией современного духовного воспитания можно считать формирование основ нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Как только ребенок начинает посещать ДОУ, он открыт для формирования системы
Серьезной основой для духовного просвещения обучающихся является курс „Основ религиозных культур и светской этики“ (ОРКСЭ). В этом учебном году образовательный модуль „Основы православной культуры“ выбрали более 24 тысяч обучающихся (33,9% от общего количества четвероклассников, это на 1,7% больше, чем в прошлом году). В результате проделанной работы в марте 2015 года по предварительному выбору модуля ОРКСЭ „Основы православной культуры“ процент увеличился до 36,8.
На сегодняшний день мы с уверенностью называем в числе лидеров городской округ Восход,
Вместе с тем, г.о. Краснознаменск и Подольский муниципальный район „уверенно“ выходят на нулевую позицию. Очень близки к ним по результатам Красногорский,
В 2014 году Московская область по проценту охвата обучающихся в рамках модуля „Основы православной культуры“ заняла предпоследнее место в Центральном Федеральном округе. И это мы считаем нашей общей недоработкой.
В Подмосковье более полутора десятилетий выстраивалась система работы с Московской епархией Русской Православной Церкви, создан Координационный Совет, созданы муниципальные координационные советы, в Московском государственном областном университете работает Духовно — просветительский центр имени Кирилла и Мефодия, начали работать межмуниципальные центры „Маяки Просвещения“, создана Ассоциация учителей духовно — нравственной (православной) культуры, проведена предметная неделя предметов
Каковы же первостепенные практические шаги по изменению существующего положения дел?
Курс Основы православной культуры затрагивает духовный мир человека, а потому без взаимодействия с родителями, эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи ребенка изучение этого курса будет неполным. В этом и есть одна из ценностных линий этого предмета, что он предполагает единение семьи, совместность и соборность этой маленькой ячейки общества.
Одной из задач преподавания основ православной культуры является обеспечение заблаговременной разъяснительной работы с родителями по выбору учебного модуля таким образом, чтобы выбор этот был осознанным и свободным. Необходимо шире привлекать печатные и электронные СМИ.
Достижение результата требует четкого и понятного представления родителям концепции курса ОПК как нравственно — культурологического учебного предмета. Обсуждение условий выбора учебного модуля должно проходить в доброжелательной обстановке, предоставляющей родителям возможность задать все интересующие их вопросы и получить необходимые ответы.
Целесообразно, чтобы родителям была дана возможность не только выслушать учителя, но и познакомиться с учебными пособиями, посетить уроки, и внеурочные мероприятия в рамках дней открытых дверей, познакомиться с творческими работами обучающихся, выполненными в рамках изучения модуля Основы православной культуры. Проведение предметных недель в рамках ассоциации преподавателей духовно — нравственной (православной) культуры дало возможность организовать такое общение с родителями.
Результаты прошедших в Московской области мониторинговых исследований, показывают, что 86% родителей уверены в правильности введения курса Основ православной культуры и их детям нравится изучать этот модуль. 54% родителей считают, что этот курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка. Таким образом, мы видим общее положительное отношение к модулю Основы православной культуры со стороны родителей. Очевидно, что эти данные напрямую зависят от того, как преподается учебной предмет в конкретной школе и конкретным учителем. Соответственно, они заставляют обратить внимание на качество преподавания курса — в плане предметно — содержательной подготовки педагога, умения в доступной и интересной форме донести до детей информацию культурологического и нравственного плана, обеспечить заинтересованную и доброжелательную обстановку при обсуждении нравственных проблем, соблюсти корректность и деликатность.
По мнению большинства родителей, преподавание курса ОПК способствует развитию духовно — нравственного воспитания школьников. В числе качеств, на развитие которых направлен курс, чаще всего назывались:
1. Милосердие (70% ответов),
2. Взаимоуважение (65%),
3. Взаимопонимание (58%),
4. Терпимость (свыше 50%).
Эти ответы следует рассматривать как основные ценностные ожидания родителей от этого курса. Их следует постоянно иметь в виду педагогу, работающему с детьми, учитывать это обстоятельство и понимать, что выбор модуля ОПК не равнозначен стремлению родителей ребенка приобщить его к православной вере. Речь идет о естественном интересе к православию как неотъемлемой части культуры родной страны.
Убеждена, что преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и Законы Российской Федерации, уважающего его культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения
Подводя итоги нашего разговора, хочу отметить следующее:
1. Мы рассматриваем преподавание основ православной культуры как грамотное просвещение наших детей в рамках православной культуры, соединение образовательных целей с воспитанием духовных принципов и культуры человека и гражданина.
2. Для преподавания предметов
Дорогие коллеги! Идет весна.
С сообщением, об учреждении Ассоциации педагогов
Затем перед участниками собрания прозвучали шесть выступлений, в которых раскрывался положительный опыт преподавания
Булычевой Светланы Викторовны, учителя музыки и духовного краеведения Подмосковья Любучанской СОШ Чеховского муниципального района на тему: «Реализация
Гудковой Ольги Викторовны, заместителя директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 30 городского округа Коломна на тему: «Из опыта работы средней школы № 30 городского округа Коломна по преподаванию Основ православной культуры»;
Юдиной Елены Юрьевны, заместителя директора по
Полыгалиной Ирины Анатольевны, заместителя директора по
Тимоновой Ларисы Викторовны, заведующей детским садом № 6 «Звездочка» города Долгопрудный на тему: «Православный компонент в образовательной программе детского сада № 6 «Звездочка»;
Барановой Натальи Сергеевны, воспитателя МБДОУ Дашковский детский сад комбинированного вида «Колобок» Серпуховского муниципального района на тему: «Адаптация программы „Добрый мир. Православная культура для малышей“. Из опыта работы по
Усердием братии обители для всех участников встречи во Всехсвятском храме монастыря была организована трапеза.
Темы: митрополит Ювеналий, епископ Константин, администрация Московской области, монастыри, образование, муниципальные власти