Главная/Новости/2015/Март/13/

Областное родительское собрание в Королеве

13 марта в центральном дворце культуры им. М. И. Калинина г. Королева состоялось традиционное областное родительское собрание «Подмосковная весна. Дорога к храму», объединенное со встречей митрополита Ювеналия и руководства министерства образования Московской области с классными руководителями.

В мероприятии приняли участие митрополит Ювеналий, министр образования Московской области М. Б. Захарова, глава администрации г. Королева Ю. А. Копцик, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Константин, благочинный церквей Ивантеевского округа протоиерей Иоанн Монаршек, члены Координационного совета по взаимодействию между министерством образования Московской области и Московской епархией, руководители органов управления образования, классные руководители общеобразовательных учреждений, классные руководители воскресных школ, родители, всего около 560 человек.

Торжественное собрание открылось пением хора Королевского отделения Православной гимназии «Ковчег».

С приветственным словом к собравшимся обратился глава администрации г. Королева Ю. А. Копцик.

Владыка Ювеналий в своем выступлении сказал:

«Уважаемая Марина Борисовна, дорогие участники встречи! Проблемы воспитания и духовно-нравственного просвещения, которые мы ежегодно рассматриваем на наших встречах, являются исключительно важными и для каждой семьи, и для каждого образовательного учреждения, и для общества и страны в целом.

Я хотел бы напомнить хорошо известное место из Святого Евангелия: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих“ (Мф. 4:4). Эти слова были произнесены в период сорокадневного поста Господа в пустыне. Думаю, и нам полезно сегодня об этом поразмышлять. В Священном Писании обозначена проблема, не теряющая своего значения и даже ставшая особенно актуальной в наши дни. Она состоит в том, что люди забывают Бога, закрывают свои души для духовного подвига, а стремятся лишь к материальным благам и удовольствиям, причем предпочтительно получаемым даром, без каких-либо усилий. Лозунгом дня становится призыв: все брать и ничего не давать. Меж тем, как Господь сказал: „блаженнее давать, нежели принимать“ (Деян. 20:35). Я обращаю на это внимание, чтобы обозначить церковный взгляд на приоритеты воспитательной деятельности: различение добра и зла, понимание того, что каждый человек в течение своей жизни „ходит перед Богом“ и призван трудиться на благо ближнего.

Задача всех нас — родителей, школы и Церкви — состоит в том, чтобы всемерно содействовать воспитанию и просвещению подрастающего поколения на основе высоких духовных и нравственных принципов, в контексте отечественных традиций, при опоре на достижения мировой и русской культуры. Реализовав названную задачу, мы достигнем цели — воспитаем людей, обладающих необходимым личностным и профессиональным потенциалом для самореализации в созидании семьи и в трудах на благо общества.

Что нам мешает в полной мере осуществлять задуманное?

Первое — это отсутствие единства в видении педагогических проблем сегодняшнего дня. Мы в этом году празднуем 1000-летие завершения земного пути равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси, который через приобщение нашего народа к вере Христовой, ввел Русь в систему международных отношений тогдашнего мира, приобщил к достижениям мировой культуры, заложил основу для будущего бурного всестороннего развития. И в то же время у нас до сих пор идут споры о том, является ли наша вера культурообразующим фактором национального развития, нужно ли знакомить детей и юношество с основами православия? Нам даже пытаются доказывать, что существует якобы некая позитивная историческая роль славянского язычества.

Второе препятствие — это педагогическая неосвоенность современных технологических средств. Сами по себе, они, как вещи бездушные, не могут рассматриваться как источник зла, однако, будучи неверно используемыми, безусловно, могут принести вред. Приведу такие примеры: телевизор, не выключаемый на протяжении всего дня и засоряющий сознание человека потоком разнородной, подчас низкопробной и ненужной информацией; аудиокниги, которые при постоянном употреблении отучают человека от общения с книгой; Интернет, который при неограниченном воспитателем или самодисциплиной употреблении способен вовлечь человека в потоки вредной информации и в сомнительные и опасные сообщества. Примеры можно продолжать.

Третий камень преткновения — это то, что издавна принято называть духом времени, проявляющего себя в нашу эпоху апологией вседозволенности, расслабленности и потребительства.

Ну и что же предлагается делать, скажете вы? Ответ будет один — продолжать трудиться, причем в первую очередь над собою.

Семья — это первичный источник душевного мира и благополучия ребенка. Если в доме царят любовь, взаимная забота и жертвенность, если родители живут по вере и с молитвой, это уже важный вклад в воспитательный процесс. Однако случается так, что межличностные связи разрушены, а родители пытаются их компенсировать материальными затратами. Изобилие посреди духовной пустыни не приносит внутреннего мира, а только развращает. Как сказано у поэта, „Нет, не надо улыбок, добытых ценою // Осквернения высших святынь“ (Марина Цветаева).

Искренность и доверие во внутрисемейных отношениях, взаимная ответственность и сотрудничество между старшими и младшими, — все это важнейшие факторы, способствующие укреплению внутреннего мира в доме, а, значит и снижению кризисности в процессе созревания подростка.

Если семья отвечает за душевное здоровье ребенка (хотя и не всегда справляется с этой задачей), то ответственность за его интеллектуальное развитие ложится в значительной степени на школу. Ведь дома не всегда могут быть для этого возможности. Особой при этом является роль классного руководителя, который, с одной стороны, преподает конкретный предмет, а, с другой, — является воспитателем, принимая на себя своего рода родительские функции.

Какие качества следует, прежде всего, стремиться воспитать в ребенке? Об этом замечательно пишет священномученик Владимир, митрополит Киевский (Богоявленский, +1918). Он называет благочестие и набожность, правдивость и самоограничение, послушание и стыдливость. Согласитесь, что многие в наше время считают большинство из названных добродетелей устаревшими. Как же быть? Ответ однозначен: не отказываться от обозначенного святителем пути, утверждающего непреложность Божиих заповедей, а также абсолютную ценность происходящих из их исполнения нравственных достоинств человека.

В этом году мы будем праздновать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И это событие обращает нас к очень важной теме соотнесенности духовного воспитания и патриотизма. В Евангелии от Иоанна приведены слова Иисуса Христа, сказавшего: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“ (Ин. 15:13). Здесь, конечно, идет речь о глубоком религиозном основании жертвенного человеческого действия, в том числе и по защите Отечества. Русская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля раньше высшего руководителя советского государства выступила в июне 1941 г. с призывом защищать Родину от фашистских захватчиков. Неизменной остается патриотическая и воспитательная позиция нашей Церкви и сегодня. Это является дополнительным основанием для углубления сотрудничества между ней и светской школой в деле воспитания подрастающего поколения в духе преданности Отечеству и любви к национальным традициям.

Важной темой для всякого воспитателя является формирование у юношества приверженности чистоте и целомудрию. В этом деле лучшей опорой являются установления православной веры. В Священном Писании читаем: „Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему“ (Пс. 118:9), то есть по заповедям Божиим. Кто-то возразит, все возможности здесь упущены, кругом царят разврат и распущенность. Вседозволенность возведена в идеал поведенческой модели. Но на это можно ответить, что упадок нравов произошел практически без какого-либо массированного общественного противодействия. Результатом этого, например, стало то, что Россия занимает одно из первых в мире мест по численности абортов. Так хочется спросить, будет ли общество, в первую очередь педагоги и родительская общественность и дальше молчать, или предпринимать какие-то шаги в направлении изменения сложившегося положения? Церковь всегда готова к сотрудничеству в деле возрождения нравственности и просветительской деятельности, направленной на укрепление семьи.

Мне очень приятно сегодня принимать участие в Областном родительском собрании. Я знаю о многих многодетных семьях, которые воспитывают не только родных, но и приемных детей, являясь достойным восхищения примером жертвенности и человеколюбия. Хочу пожелать вам помощи Божией в жизни и трудах, и молюсь о том, чтобы как можно больше наших сограждан последовали вашему примеру.

Отдельно приветствую прибывших на нашу встречу классных руководителей. Великое дело наставничество. В Библии Наставником неоднократно называется Сам Бог (см.: Иов. 36:22; Мф. 23:10 и др.). Ваш труд сложен и ответственен, ибо непросто приобрести доверие ребенка и велика ответственность за формирование его души. Заверяю вас, что во всем, что зависит от Церкви и ее священнослужителей, вы можете рассчитывать на поддержку и сотрудничество.

В дни Святой Четыредесятницы — Великого поста хочу пожелать всем вам благодатной помощи Божией в деле воспитания подрастающего поколения, совершать это дело на благо детей и во славу России.

Пусть Господь сподобит вас душеполезно провести время поста и радостно встретить Светлое Христово Воскресение.

Божие благословение да пребывает со всеми вами!

Спасибо за внимание.»

Участников собрания также приветствовала Министр образования Московской области М. Б. Захарова.

Затем перед участниками собрания прозвучали выступления:

Методиста муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Учебно-методический образовательный центр», кандидата педагогических наук Л. В. Любезновой по теме: «Духовный выбор князя Владимира и формирование современной образовательной реальности»;

Ученицы 7 класса средней общеобразовательной школы № 12 Дарьи Киселевой по теме: «Выбор Святого Князя Владимира как ориентир духовной жизни молодого поколения»;

Заместителя директора по воспитательной работе лицея научно-инженерного профиля города Королева, кандидата исторических наук И. П. Исаковой по теме: «Преемственность традиций семейного воспитания в работе классного руководителя»;

Директора средней общеобразовательной школы № 1 И. Е. Гайдуковой по теме: «Ответственность перед памятью».

Министр образования Московской области М. Б. Захарова вручила областные награды наиболее отличившимся классным руководителям.

Подвёл итоги встречи в своем слове митрополит Ювеналий.

В заключение с концертом перед участниками собрания выступил академический хор «Подлипки» имени Б. А. Толочкова.


Темы: митрополит Ювеналий, епископ Константин, администрация Московской области, образование, муниципальные власти, Королёвский округ


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.