Главная/Новости/2014/Август/24/

Первосвятительский визит на Дмитровскую землю

24 августа, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил свой Первосвятительский визит на Дмитровскую землю Подмосковья.

Утром Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Николо-Пешношский мужской монастырь в поселке Луговой Дмитровского района Московской области. В этой обители, основанной по благословению преподобного Сергия Радонежского одним из его учеников — преподобным Мефодием Пешношским, торжественно отмечают 700-летие со дня рождения преподобного Сергия.

У святых врат монастыря Святейшего Патриарха встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Московской областной думы И. Ю. Брынцалов, глава Дмитровского муниципального района Московской области В. В. Гаврилов, архипастыри и пастыри во главе с настоятелем монастыря игуменом Григорием (Клименко). На соборной площади обители между Никольским собором и Сергиевским храмом, где под сенью был установлен престол, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископ Можайский Григорий; епископ Илиан (Востряков); епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской православной духовной семинарии; протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; игумен Григорий (Клименко), настоятель Николо-Пешношского монастыря; настоятели мужских монастырей и благочинные церковных округов Московской епархии, насельники обители в священном сане, духовенство. На богослужении присутствовали председатель Московской областной думы И. Ю. Брынцалов, первый заместитель председателя правительства Московской области Л. Н. Антонова, член Совета Федерации ФС РФ Л. В. Тягачев, глава Дмитровского муниципального района Московской области В. В. Гаврилов. Песнопения Литургии исполнил сводный хор Московской епархии (регент — священник Сергий Голев).

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Затем были вознесены молитвы о упокоении душ погибших в результате произошедшей 15 июля с.г. аварии в Московском метрополитене (накануне исполнилось 40 дней со дня трагедии), а также рабов Божиих Виктора, Ольги и Зинаиды «мученически во время богослужения в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского града Кировское в земле Донецкой убиенных». Проповедь перед причастием произнес епископ Зарайский Константин.

По окончании Литургии Святейшего Владыку приветствовал митрополит Ювеналий:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец!

По Вашему благословению сегодня Московская епархия торжественно совершает празднование великого юбилея — 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В этом монастыре, основанном в 1361 году по благословению преподобного Сергия, впервые вступила нога Первосвятителя — Патриарха Московского и всея Руси.

Ваше Святейшество! Как многие святыни России этот монастырь пережил свои трагические страницы истории — мученическую кончину ее насельников и ее разорение, начиная с 1917 г., осквернение и разрушение. И нашелся один человек Божий, именно так хочется о нем сказать, — глава Дмитровского района Валерий Васильевич Гаврилов, который с сильной верой в сердце, дерзновением и любовью к Святой Церкви в 2007 г. взялся за возрождение этой обители. И по милости Божией сделано то, что Вы сегодня здесь видите. И очень хочется сказать также, что преосвященный епископ Роман, который является благочинным монастырей Московской епархии, духовно вдохновлял этот созидательный процесс.

Ваше Святейшество, то, что сегодня многие люди из Подмосковья и других соседних областей прибыли сюда, показывает, какую притягательную силу имеют наши святыни и Ваша Первосвятительская личность. Поэтому позвольте просить Вашего разрешения, чтобы мы ежегодно, в день памяти преподобного Мефодия Пешношского 17 июня, совершали здесь торжественное богослужение с участием архипастырей и пастырей и, конечно же, монашествующих и мирян, с тем, чтобы эта святыня вновь стала центром духовной жизни. Когда-то митрополит Платон (Левшин) называл этот монастырь своей „второй лаврой“, и мы надеемся, что, начиная с сегодняшнего дня, с Вашего благословения это впечатление о „второй лавре“ будет вновь входить в жизнь Церкви.

Спасибо Вам за то, что Вы предприняли Первосвятительский труд паломничества сюда, возглавления этого богослужения. Спасибо за благословение всем нам прибыть сюда, и множеству верующих, которые с радостью сегодня присутствовали за этим богослужением. Для нас останется в памяти и в истории Ваш сегодняшний Первосвятительский визит. И мы просим от нас, монашествующих, принять, Ваше Святейшество, эти святые панагии и крест с тем, чтобы Вы, когда будете совершать свое патриаршее богослужение, поминали нас недостойных в своих святых молитвах. Пусть Господь предстательством наших святых, в земле Российской просиявших, хранит Вас на многая и благословенная лета!»

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с замечательным событием. Мы совершили первую в истории патриаршую Божественную литургию в возрожденном Николо-Пешношском монастыре, который предстал пред нами своими дивными красками, дивными архитектурными формами. Листая специально изданный по случаю этого события альбом, я сравнивал то, что было в дореволюционное время, до закрытия монастыря (не говоря уж о том разорении, которое имело место в послереволюционные годы), с тем, что мы видим сейчас. Сравнить невозможно, потому что сия первозданная красота засверкала теперь новыми красками, ведь в то далекое время технологий таких не было. А сегодня с огромной любовью, с огромным вниманием к этому дивному архитектурному памятнику все восстановлено так, как было изначально. Даже весьма известный в истории архитектуры Никольский собор Пешношского монастыря, замечательный памятник архитектуры XV ― начала XVI веков, предстал ныне в своем первозданном виде, потому что еще в дореволюционные времена разного рода надстройки и не совсем разумные благоукрашения скрывали от людей первозданную красоту этого храма.

Все, что совершается сегодня на нашей земле, — восстановление церквей и монастырей, строительство новых храмов, — совершается не только для того, чтобы люди могли порадоваться красоте сооружений, постичь культуру и духовную жизнь своих предков, осмыслить связь времен, осознать себя причастниками величайшей духовно-культурной традиции нашего народа, но в первую очередь для того, чтобы открыть людям дорогу к спасению. Спасение есть жизнь вечная, но не только за гробом. Спасение есть правильная, разумная, счастливая жизнь на земле, когда человек возвышается над своими страстями, над ненужными потребностями. Как много сил мы тратим, чтобы обрести нечто, не имеющее отношения к нашему счастью, к нашему благополучию! Нередко мы приносим в жертву этим устремлениям наше физическое и нравственное здоровье, состояние нашего ума, воли и чувств. Что же тогда говорить о Царствии Божием? Можем ли мы войти в него с нераскаянными грехами, со злобой на ближних и дальних, с гневом и раздражительностью, в плотской нечистоте?

Наверное, кто-то спросит: как же можно спастись? Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 18: 23–35) дает каждому из нас ключ к спасению. И у того, кто вовлечен в круговерть повседневной жизни, и у того, кто помрачил сознание, волю, осквернил свои чувства, ― ключ к спасению есть в руках у каждого.

Уподобилось Царствие Небесное царю, который простил своему рабу огромный долг ― десять тысяч талантов, слышали мы сегодня в Евангелии от Матфея. Это огромное состояние — наверное, на такую сумму можно было бы два Пешношских монастыря отреставрировать. И вот пришел раб к царю и стал просить: прости меня. Упал в ноги, умоляет, — и простил царь. И, как вы сегодня слышали, вышел этот человек на улицу, встретил товарища, который задолжал ему сто динариев ― сумма небольшая, ― схватил и стал душить, говоря: отдай. Тот упал на колени, просит: потерпи, пока нет возможности. И тогда он отдал товарища в долговую тюрьму, чтоб его там истязали, пока не вернет долг. Когда же царь об этом узнал, он призвал к себе раба, которому простил огромное состояние, и отдал его в руки истязателей. Наверное, этот раб негодный никогда не смог бы вернуть свои деньги, так что истязатели довели его до смерти.

Эта удивительная притча говорит нам о том, что прощение имеет некое мистическое значение, превосходящее человеческий разум. Прощение есть некая тайна в отношениях между людьми. Исполнение этой тайны прямо относится к Божиему Царству: „уподобилось Царствие Божие царю…“ (см. Мф. 18: 23). Святой Григорий Богослов произносит замечательные слова на эту тему: „Прощай, и будешь прощен“. Я бы предложил эту короткую фразу: „прощай, и будешь прощен“ — написать крупными буквами и у себя в комнате разместить так, чтобы каждый день ее видеть. А святой Ефрем Сирин говорит: „Если не прощаешь, оставь пост и молитву“. Оставь — они не нужны, они не принесут никакой пользы. Как же так? Тот самый пост и молитва, с помощью которых бесы изгоняются (см. Мф. 17: 21), — а Ефрем Сирин говорит: оставь пост и молитву, они будут впустую, ничего не получится. Хоть лоб разбей, молись хоть сутками, — Царствие Небесное будет для тебя затворено.

А святой Иоанн Златоуст, развивая эту тему, говорит: если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено. Оказывается, прощение — это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам. И вся наша круговерть, все наше повседневное беспамятство, все наши большие и малые грехи, — все это омывается и стирается из книги жизни и не будет представлено на суд, если мы прощаем. А если к этому прибавить еще и пост с молитвой!

А что означает прощение с социологической точки зрения? Ведь большинство проблем, существующих в обществе, проистекают от злобы, от зависти, от непрощения, от желания добить противника до конца. Но действительно ли противник такой плохой? Можем ли мы вообще судить о том, что внутри души человеческой? Если же мы прощаем, мы снимаем всю проблематику конфликта.

Кто-то скажет: так ведь на этом фоне будут и преступления совершаться, и люди злые будут торжествовать. Но ведь никто не призывает позволять людям с преступными наклонностями творить зло за счет того, что мы готовы их простить. Если государство будет прощать всех преступников, жизнь превратится в ад. Речь о другом. Когда святые отцы говорят о прощении, они говорят о состоянии нашей души. Мы не должны держать зла на человека. Даже если он вступает в схватку с нами, мы должны молиться за него и простить его, свидетельствуя пред Богом: Господи, я не виновен пред ним и я прощаю его. Я предаю его в Твои руки ― вот слово христианина. Не мы вершим суд в наших межличностных отношениях — мы должны предать Божественному суду того, кто нас несправедливо обижает, а сами оставаться свободными от злобы, зависти, гнева, желания отомстить. Вот тогда и прощаются наши грехи — чем более страшного человека мы простили, который сильно нас обидел, тем больше прощается грехов. В этом величайшая логика Божественной жизни.

Будем жить по этому закону. Это очень непросто, потому что много скорбей мы принимаем от людей. Но помните: всякий раз, когда вы простили человека, всякий раз, когда вы помолились за своего обидчика, вы исполнили то, что Господь нам велит. А Он готов нам простить десять тысяч талантов, готов простить всю скверну нашей жизни, тем более что скверна эта уже искуплена Его кровью, — если мы сто динариев простим нашим ближним. Пусть Господь поможет каждому из нас понять эту величайшую страницу Божественного откровения, которая способна сделать человека счастливым на земле и открыть перед ним двери Царствия Божия».

Предстоятель Русской Церкви напомнил о трагедии в Московском метрополитене, в котором 40 дней назад произошла страшная трагедия:

«Мы вспоминаем этих невинных людей, каждый из которых спешил на работу, к друзьям или просто по делам и, сев в поезд метро, погиб. Пусть Господь невинные эти жертвы примет к Себе и простит людям их грехи вольные или невольные — об этом мы сегодня молились; а также о том, чтобы Господь приклонил милость к тем, кто не исцелил свои болезни за эти 40 дней. Но время лечит, и пусть это время идет быстро и силой Божией восстанавливается здоровье тех, кто еще страдает от ран, полученных в метро, а также тех, кто потерял близких своих и духовно страдает».

Также в своем слове Святейший Патриарх рассказал о страшной трагедии, случившейся накануне в г. Кировское Донецкой области Украины:

«23 августа в результате артиллерийского обстрела снаряд попал в храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Кировское. Храм полностью разрушен, три человека погибли. Еще несколько пострадавших доставлены в больницы с тяжелыми травмами. По словам настоятеля храма протоиерея Георгия Цыганова, обстрел произошел во время воскресного всенощного бдения, около 16.30. Пелось Великое славословие, когда снаряд пробил крышу в центре здания и обрушил перекрытие на молившихся людей. Свечница Ольга Радченко и прихожане Зинаида Мелуга и Виктор Чернышев скончались на месте. С травмами различной степени тяжести госпитализированы второй священник храма протоиерей Сергий Пивень и его супруга Людмила, а также прихожанки Татьяна, Надежда, Любовь и еще одна Любовь. При этом же обстреле снаряд попал в больницу, где также есть двое погибших и тяжелораненых».

Святейший Владыка напомнил, что ранее он обращался к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом возвысить голос в защиту православных христиан востока Украины. «Я жду ответа от Организации Объединенных Наций, от Совета Европы, от ОБСЕ, к главам которых я также обратил свое слово с призывом прекратить бойню, в результате которой убивают православных людей», — сказал Патриарх.

«Я не верю, чтобы на храм мог быть случайно сброшен снаряд, я не верю, что это мог сделать православный человек, принадлежащий к нашей Церкви, но я знаю, какой злобой дышат те, кто к нашей Церкви не принадлежит, — заявил Святейший Патриарх Кирилл. — И не исключено, что целясь в этот храм, они целились во всех нас, во всю Русь Святую, во всю Русь историческую, в которую многократно целились на протяжении всей нашей истории».

«Будем молиться, — призвал Предстоятель верующих, — чтобы Господь прекратил это страшное кровопролитие, чтобы остановил беду, чтобы защитил православный народ восточной Украины, и чтобы в результате переговоров был достигнут прочный и справедливый мир».

«А мы будем и дальше трудиться и делать все для того, чтобы прекратилось это боестолкновение. Вместе с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, которая сегодня является единственной миротворческой силой на всей Украине, которая объединяет и восток, и запад, и север, и юг, которая молится о прекращении братоубийственной войны, мы вместе будем молиться и трудиться. И верим, что Господь приклонит милость Свою ко всем нам», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В дар Николо-Пешношской обители Святейший Владыка передал икону с изображением святителя Николая и преподобного Мефодия Пешношского. Митрополиту Ювеналию Святейший Патриарх вручил набор медалей, выпущенный к 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Во внимание к помощи в реставрации Николо-Пешношского монастыря Предстоятель вручил высокие церковные награды: глава Дмитровского муниципального района Московской области В. В. Гаврилов был награжден орденом преподобного Андрея Иконописца I степени, епископ Серпуховской Роман — орденом преподобного Серафима Саровского III степени, директор Дмитровского филиала Московского областного БТИ Л. А. Гаврилова — орденом преподобной Евфросинии, княгини Московской, II степени, заместитель директора ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская Аркада-НТ» И. Ю. Коровин — орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Патриарших грамот были удостоены заместитель председателя Московской областной думы И.В Чарышккин, генеральный директор музея-заповедника «Дмитровский Кремль» А. Ф. Садова и др.

Верующим были розданы иконки преподобного Мефодия Пешношского с Патриаршим благословением.

После торжественного богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Сергиевском храме обители встретился с участниками мужского просветительского сбора-лагеря «Русская мечта». Этот просветительский сбор-лагерь проходил 22—24 августа в селе Озерецком Дмитровского района Московской области на территории жилого комплекса «Мечта» в рамках общенационального проекта «Русская улица». Проект «Русская улица» нацелен на возрождение традиционных духовных ценностей в пространстве малых территориальных общностей и в повседневной среде проживания граждан России. Организаторами лагеря «Русская мечта» выступили Федерация кикбоксинга Курской области, партнерские патриотические организации регионов Центрального федерального округа, а также группа компаний «Мечта», осуществляющая в Дмитровском районе строительство жилого комплекса на 30 000 жителей, в котором особое внимание будет уделено формированию новой среды жизни граждан, основанной на традиционном укладе и ценностях. Участниками лагеря стали около 100 человек — лидеры и активисты патриотических молодежных общественных организаций Центрального федерального округа (Московская, Курская, Белгородская, Воронежская, Брянская, Владимирская, Липецкая области), а также Кубани и Крыма.

Во встрече приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, почетные гости, преподаватели и участники лагеря.

Обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал:

«Хотел бы сердечно приветствовать спортсменов, молодых людей, которые принимают участие в этом сборе и проводят здесь и тренировки и беседы, размышляя о самом главном, что нужно для того, чтобы стать сильным человеком.

Единоборства, которыми вы занимаетесь, требуют огромной отдачи физических сил, и не только физических. Человек должен быть всегда сконцентрированным, должен уметь преодолевать самого себя, потому что если самого себя не умеешь преодолевать, то никогда не победишь противника; должен быть терпеливым, целеустремленным. А все эти качества имеют отношение не к состоянию мышц, не к физической тренировке, а к тренировке души. В этом смысле духовный подвиг сродни подвигу спортсмена…

Если не тренируешься, то мышцы будут дряблыми, форму потеряешь и проиграешь на соревнованиях. Так же и в духовной жизни — если каждый день не думать о самом себе, о своей жизни, если не исповедоваться в своих грехах, если не призывать помощь Божию в молитве, то никакого совершенствования не будет» — сказал Святейший Патриарх.

Затем в Сретенском храме обители состоялся торжественный прием в честь Святейшего Патриарха, а за стенами монастыря паломникам было предложено монастырское угощение.

В этот же день Его Святейшество посетил Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы, расположенный в поселке Луговой сельского поселения Куликовское Дмитровского района Московской области, который с недавнего времени находится в новом комплексе зданий. В связи с восстановлением Николо-Пешношского монастыря интернат был переведен из помещений обители, в которой он располагался с 1966 года.

Святейший Патриарх в сопровождении директора интерната С. В. Бутырского посетил домовый храм в честь святого великомученика Пантелеимона, где обратился к персоналу и пациентам с кратким словом. Святейший Патриарх поблагодарил районные власти и всех, кто принимал участие в строительстве нового здания интерната. В дар больничному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону святого великомученика Пантелеимона. Сотрудникам и пациентам были розданы иконки преподобного Мефодия Пешношского с Патриаршим благословением.

Далее Святейший Владыка отправился в г. Дмитров, где посетил Успенский кафедральный собор, расположенный на территории Дмитровского кремля, а также центральную площадь города.

На соборной площади Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали глава Дмитровского муниципального района В. В. Гаврилов, благочинный Дмитровского церковного округа, настоятель Успенского собора г. Дмитрова протоиерей Афанасий Чорногуз, духовенство и прихожане собора. В Успенском соборе отец Афанасий приветствовал Святейшего Патриарха от лица духовенства и прихожан и преподнес Его Святейшеству икону небесного покровителя города Дмитрова — святого великомученика Димитрия Солунского.

Святейший Патриарх Кирилл обратился ко всем собравшимся со словом приветствия:

«Рад, что сбылась моя давнишняя мечта посетить древний Успенский собор в городе Дмитрове. Больше 20 лет назад я проезжал мимо этого места и хотел зайти в храм, но мне сказали, что здесь музей. С тех пор я ни разу не бывал в Дмитрове, но память об этом городе, о закрытом кафедральном соборе, историю которого я, конечно, знал, меня никогда не покидала. И когда в прошлом году владыка митрополит Ювеналий спросил, какое место в области я бы хотел посетить, я ответил, что хотел бы побывать в Дмитрове.

По милости Божией посещение Московской областной епархии в этом году совпало с завершением реставрационных работ в Николо-Пешношском монастыре, почему мы и совершили там богослужение. Но я рад, что мне удалось переступить порог этого исторического храма — собора города Дмитрова в честь Успения Пресвятой Богородицы, и увидеть то, что я так давно хотел увидеть.

Здесь не осталось и следа от прежних искажений. Все находится в замечательном состоянии, проведены реставрационные работы, очень красиво поет хор, чувствуется намоленность этих стен. Все это свидетельствует о том, что жива вера в сердцах людей и что Господь приклоняет Свою милость к нам. Он дает особое вдохновение тем людям, от которых многое зависит, в том числе в плане возвращения и восстановления монастырей и храмов. И я хотел бы особенно отметить роль Валерия Васильевича, руководителя сего прекрасного места, за труды по восстановлению Дмитровского кафедрального Успенского собора. Действительно, это большая историческая заслуга. Я уверен, что Вам помогали многие из Ваших единомышленников и коллег, и хотел бы всем тем, кто потрудился для передачи этого храма, а затем его восстановления, пожелать обильных Божиих плодов. Потому что открытие или строительство храма — это дело, которое особым образом воспринимается на небесах, и мы получаем особый ответ свыше за такие деяния.

Я хотел бы также поприветствовать отца Афанасия. Это молодой, энергичный, способный священнослужитель, которому вверено очень высокое служение настоятеля и благочинного. Сегодня Церкви предстоит многое сделать. Традиционно мы привыкли проповедовать в стенах наших храмов, но мы знаем, что сейчас этого недостаточно. Если будем по старинке служить, по старинке проповедовать, замыкаться в своей собственной скорлупе, мы потеряем народ. Потому что сегодня люди испытывают на себе огромное информационное влияние, и противостоять этому можно только опираясь на силу Божию, молитвой и ревностным служением, в том числе и за пределами храма. И все те требования, которые сегодня формулируют Архиерейский Собор, Священный Синод, которые передает Церкви Патриарх, нужно обязательно исполнять, даже если все это очень непросто делать, потому что мы создаем будущее. А от того, какой будет Церковь, будет зависеть и то, какой будет Россия.

Поэтому, обращаясь к Вам, я одновременно обращаюсь ко всем пастырям Дмитровского благочиния и всего Подмосковья с горячим призывом трудиться, не жалея живота своего. Господь дал нам особое время, когда мы можем сделать все, что готовы сделать, чтобы ответить на Его призвание. Верю, что так и будет.

Ну, а всем жителям Дмитрова, Дмитровского района — благословение Божие. Душевный мир и покой пусть пребывают в ваших сердцах, и помощь Божия да сопутствует всем вашим добрым делам и начинаниям».

В дар храму Святейший Владыка передал список чудотворной Киккской иконы Божией Матери, пребывающей в Киккском монастыре на Кипре. Верующим Святейший Патриарх Кирилл благословил раздать иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением.

Святейшего Патриарха приветствовал заслуженный художник России В. И. Нестеренко, руководитель творческого коллектива по восстановлению живописно-орнаментального убранства собора. Он преподнес Его Святейшеству образ Святой Троицы — копию изображения, находящегося на своде стен Сергиевского придела.

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл осмотрел Сергиевский придел Успенского собора и возложил цветы к памятнику священномученику Серафиму (Звездинскому), епископу Дмитровскому, установленному рядом с собором.

Прибыв на центральную площадь Дмитрова, Предстоятель Русской Церкви возложил венок к памятнику воинам-дмитровчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Была возглашена «Вечная память» «вождям и воинам на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положившим». Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к ветеранам Великой Отечественной войны, представителям молодежных организаций и многочисленным жителям Дмитрова, собравшимся на площади:

«Дорогие учащиеся, дорогие взрослые, дорогие жители Дмитрова! Уважаемый Валерий Васильевич! Ваше Высокопреосвященство, митрополит Ювеналий!

Я бы хотел сердечно поздравить всех вас с этим светлым и радостным воскресным днем. Для меня он особенно значим, потому что я впервые после избрания на Патриарший престол посетил Дмитровскую землю, прикоснулся к святыням Успенского кафедрального собора и Николо-Пешношского монастыря, где сегодня совершил богослужение, возложил цветы у могилы героев.

И сегодня у мемориала павшим воинам я подумал: а хранили бы мы память о наших умерших, о наших героях, если бы со смертью все заканчивалось, если бы смерть уничтожала личность? Наверное, нет. Даже люди с мировоззрением, исключающим веру в Бога и вечную жизнь, приходят на могилы, движимые чувством некой внутренней духовной связи с умершими, будь то отец, мать, бабушка, дедушка или герои, великие люди. Но если смерть ― это небытие, если после смерти человек рассыпается в прах, то никакой связи с умершим установить невозможно. Никто не пойдет к колодцу, в котором нет воды, и никто не стал бы приходить к могиле, если бы этой могилой всё заканчивалось.

Поминовение усопших, память о героях с огромной силой свидетельствует о вечной жизни человеческой личности. Если же все иначе, если нет вечной жизни, зачем тогда жить, работать, трудиться, — ведь рано или поздно мы умрем? Многие люди так и считают: ешь, пей, веселись, потому что завтра умрешь. А зачем тогда делать добрые дела, зачем кому-то помогать, жертвовать, отдавать от себя, ― даже родителям своим, ― если мы живем только раз? Тем не менее, людей, которые следуют этой злой логике эгоизма, мы осуждаем и не считаем, что они поступают правильно. Во всей нашей истории и культуре, во всей древней и классической русской литературе положительным героем является тот, кто живет по иной логике, кто помогает людям и, что самое главное, способен пожертвовать своей жизнью. А разве может человек, который ни во что не верит, отдать свою жизнь? Наше почитание героев, наша способность совершить подвиг, способность отдать жизнь за родину ― ярчайшее свидетельство того, что человек бессмертен, потому что только в том случае, если человек бессмертен, всё обретает смысл: и жизнь, и подвиг, и физическая смерть за родину и за своих ближних.

Мы живем сейчас в таком мире, когда у человека есть много возможностей тратить деньги, развлекаться, удовлетворять все свои потребности и все свои прихоти. Многие считают, что смысл жизни в том и состоит, чтобы как можно больше потреблять: всё больше получать и всё больше тратить. Особенно эта философия захватывает молодых людей, у которых еще только происходит становление личности, которым не с чем сравнить то или иное явление, у которых не хватает опыта. Многие из них вовлекаются в подобную жизнь и теряют голову. Мы знаем, как среди молодежи распространяются пьянство, наркомания, беспорядочные отношения между полами, потому что многие считают, что нужно взять от жизни как можно больше. Такая позиция недостойна человека, потому что в такой жизни никогда не будет героизма и мужества, ― того, что так высоко ценит наш народ и благодаря чему существует Россия.

Я хотел бы обратиться ко всем вам, особенно к молодым: храните в сердцах веру в Бога! Сильнее веры нет ничего в этом мире. Вера помогает человеку преодолевать трудности и искушения, вера делает его сильным. И пусть память о героях, жизнь свою положивших за родину, помогает каждому из нас понять, что жизнь человека не заканчивается могилой. И все то, что мы накопим в этой жизни, — весь интеллектуальный, культурный, духовный потенциал, ― окажет влияние на нашу жизнь в вечности. Я желаю всем вам идти по жизни, утверждая возвышенные великие идеалы, которыми жил наш народ, с которыми мы соприкасаемся, когда отдаем дань благодарной памяти нашим павшим героям.

Я всех вас еще раз поздравляю с воскресным днем, благодарю, что вы пришли в таком множестве, чтобы встретиться с Патриархом. Буду хранить в памяти эту встречу и ваши лица. Пусть благословение Божие пребывает на вас, на ваших семьях, на городе Дмитрове и на всей нашей стране. Храни вас Господь!».


Темы: Святейший Патриарх Кирилл, епископ Тихон, митрополит Ювеналий, епископ Роман, епископ Николай, епископ Константин, администрация Московской области, монастыри, муниципальные власти,


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.