Главная/Новости/2013/Ноябрь/4/

Крестный ход в Коломне

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, когда в стране отмечается День народного единства, в Коломне прошёл традиционный общегородской крестный ход с Казанской иконой из Успенского Брусенского монастыря. Как и в прошлом году, по благословению митрополита Ювеналия, его возглавил ректор Коломенской православной духовной семинарии епископ Зарайский Константин. В этот день во всех храмах города и района состоялась Божественная литургия. В храме Тихвинской иконы Божией Матери её совершил Владыка Константин. Основное шествие началось после богослужения, в 10.30 от Соборной площади. Однако, первыми вышли на крестный ход духовенство и прихожане Троицкого храма на Репне во главе с благочинным церквей Коломенского округа протоиереем Владимиром Пахачевым. С пением тропарей, в первую очередь, конечно, Казанской иконе, и других богородичных песнопений, они проследовали к храму Архангела Михаила, откуда вместе с местными клириками и прихожанами направились дальше, к памятнику святому благоверному князю Димитрию Донскому у кремлёвской стены.

Здесь уже ждали: молодёжь города, коломенцы, представители городского руководства, среди них — заместитель главы администрации Коломны Д. Н. Редькин. Дмитрий Николаевич поздравил всех с двойным праздником — Днём народного единства и Казанской иконы Божией Матери и предложил возложить цветы и венки к памятнику св. Димитрию Донскому.

От памятника через Михайловские ворота крестный ход вошёл в кремль и оказался на территории Успенского Брусенского монастыря. Здесь шествие встречали клирики и прихожане монастырского храма во главе с игуменией Екатериной (Варфоломеевой). Из храма Успения Пресвятой Богородицы вынесли украшенную цветами Казанскую икону, священники взяли её на плечи, и, в сопровождении казаков, тоже присоединившихися к шествию, по старинной пешеходной улице Лажечникова (бывшая Брусенская) направились к Соборной площади.

Площадь была вся запружена народом. После богослужения люди не расходились, желая принять участие в крестном ходе, и всё время подходили ещё: прихожане из других храмов и те, кто по каким-то причинам не смог быть на Божественной литургии. Для участия в праздничном шествии из Бобренева монастыря прибыл игумен Пётр (Дмитриев).

Икону пронесли по площади, ненадолго задержались у входа в Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, и вот — два огромных потока слились воедино. Владыка Константин положил начало молебну, и людская река, обтекая собор, устремилась далее: крестный ход начал своё основное шествие по улицам старой Коломны — кремля и посада. В составе крестного хода было много родителей с детьми, даже с колясками. Некоторые ребята постарше несли хоругви — хотя и не такие большие, как «взрослые», но тоже довольно внушительные.

У каждого храма остановливались, пели храмовый тропарь, священнослужители кропили народ святой водой. По пути к Пятницким воротам прошли храмы Николы Гостиного и Крестовоздвиженский, присоединяя всё новый народ. У ворот тоже остановились, пропели тропарь св. великомученице Параскеве. Древними воротами, осеняемыми Донской иконой Богоматери, вышли из кремля на посад. Покровская церковь — памятник Отечественной войны 1812 года, чья голубая маковка виднелась из-за домов, осталась в стороне от дороги, но и из неё вышел народ и присоединился к крестному ходу, и здесь был пропет тропарь празднику Покрова.

Красивейший храм Воскресения Христова, он же — Николы на Посаде, жемчужина коломенской архитектуры. Здесь спели сразу два тропаря — «Христос Воскресе» и «Правило веры и образ кротости». Напротив храма — музей «Коломенская пастила», обустроенный под старинную лавку; посетители и музейные работники высыпали на улицу и стояли у ворот, пока крестный ход не прошёл. Да и жители густозаселённой Посадской улицы, как встарь, выходили за калитку встречать крестоходцев, крестились на Казанский образ. Празднично звонили колокола передвижной звонницы — в этом году она сопровождала Крестный ход на всём его протяжении, восполняя отсутствие колоколен у некоторых храмов. Замыкал шествие молодёжный хор из Михаило-Архангельского храма. Таким образом, пение было слышно всем участникам. Волонтёры из молодёжи раздавали тексты тропарей всем желающим, чтобы и они могли подпевать.

За Никольским храмом — церковь Рождества Христова, что на территории войсковой части, служат здесь только по субботам и воскресеньям, а далее уже встречают прихожане Никитского храма во главе с батюшкой.

Свернув с Посадской улицы, крестоходцы оказались на территории древней Гончарной слободы. Когда-то здесь копали глину и изготавливали посуду, а затем и кирпич для построек. В память о тех временах осталось название улицы — Гончарная. Именно здесь расположен Богоявленский храм, который раньше так и назывался — Богоявления в Гончарах. И здесь прихожане и духовенство встречали крестный ход. Запели «Во Иордане…», снова покропили молящихся.

Далее путь лежал к старинному Петропавловскому кладбищу, в середине ХХ века превращённому в Мемориальный парк. Церковь Петра и Павла несколько лет назад вернулась к своему предназначению. Здесь тоже многолюдно: некогда кладбище находилось за заставой, на выезде из города, теперь же парк — самый его центр. Некогда на кладбище нашли своё последнее пристанище родные святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Теперь на том месте — памятный крест. У креста Владыка Константин совершил краткую литию, пропели «Вечную память».

Из парка путь продолжился к Вознесенскому храму. Здесь опять в общий поток влились новые участники — крестный ход стал таким многолюдным, что даже довольно широкая улица казалась маловата: поток занял всю проезжую часть (спасибо сотрудникам полиции, обеспечившим отсутствие движения по пути следования крестного хода), а также оба тротуара. Тем, кто хотел пройти вперёд, чтобы сфотографировать грандиозное зрелище, приходилось с трудом прокладывать себе путь. Общее число участников крестного хода составило более четырёх тысяч.

Вот и старинная Житная площадь. Сейчас она так не называется, да и утратила, в основном, своё прежнее торговое значение, превратившись в крупный транспортный узел города. Однако торговые ряды, построеннные в XIX веке, сохранили и по сей день своё назначение. Среди них высится шпиль колокольни Иоанно-Богословского храма — некогда самого высокого сооружения в городе. У храма — ещё одна остановка, поют тропарь апостолу и евангелисту Иоанну, настоятель храма кропит народ. Далее крестный ход сворачивает на улицу Лажечникова и останавливается у ворот Успенского Брусенского монастыря. Круг завершён.

Завершив молебен, Владыка Константин поздравил всех коломенцев с праздником Казанской иконы Божией Матери и Днём народного единства. Он призвал в этот торжественный день молиться Богу, благодарить Господа и Его Пречистую Матерь за все благодеяния, явленные нам, а также рассказывать об этом празднике другим. Владыка приложился к Казанскому образу, его примеру последовало духовенство, а затем икону подняли вверх, чтобы весь многочисленный народ мог пройти под ней.


Темы: епископ Константин, Коломенская духовная семинария, Коломенский округ, крестный ход


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.