Главная/Новости/2013/Сентябрь/3/

Встреча митрополита Ювеналия с педагогическим активом Московской области

3 сентября в трапезной палате Успенского храма Новодеичьего монастыря состоялась встреча педагогического актива Московской области с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием по вопросам преподавания предметов духовно- нравственного воспитания в образовательных учреждениях Московской области.

На совещании присутствовали первый заместитель председателя Правительства Московской области Л. Н. Антонова, министр образования Московской области М. Ю. Кокунова, первый заместитель министра образования Московской области В. С. Запалацкая, руководитель секретариата Л. Н. Антоновой — М. К. Хайретдинова, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), помощник Управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам протоиерей Петр Иванов.

Владыка митрополит обратился к присутствующим со словом:

«Дорогие Лидия Николаевна,
Марина Анатольевна
и Марианна Юрьевна!
Уважаемые участники встречи!

Сердечно поздравляю Вас с началом нового учебного года.

Мне доставляет особую радость приветствовать вас в Новодевичьем монастыре на традиционной встрече педагогов Подмосковья, которые радеют о распространении духовно-нравственного просвещения и его совершенствовании.

Замечательно, что в результате развития сотрудничества между Московской епархией и Министерством образования Московской области стали возможны наши ежегодные собеседования, в ходе которых мы совместными усилиями определяем направления педагогической деятельности, ориентированной на воспитание подрастающего поколения.

Когда зарождалось наше сотрудничество, российское общество пребывало на стадии выхода из атеистической эпохи, и усилия, направленные на возрождение православной традиции, воспринимались как что-то новое, необычное, а то и недопустимое.

В наши дни положение совсем иное. Выросло новое поколение людей, для значительной части которых православная вера и жизнь в Церкви являются нормой, и они заинтересованы в соответствующей организации образовательной деятельности. Поэтому можно сказать, что развитие церковно-школьного соработничества происходит сегодня в условиях общественного сочувствия и востребованности.

При наступлении нового учебного года мы размышляем о наших подходах к практической деятельности и думаем об очередных задачах. Как вы знаете, в 2014 году предстоит празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, великого русского святого, духовного наставника и молитвенника. Особенностью этого юбилея является то, что он празднуется государством и Церковью совместно. Это не только свидетельствует о широком признании вклада православия в отечественную историю, но и дает импульс для осуществления новых интересных церковно-школьных проектов.

Выдающийся православной педагог протоиерей Василий Зеньковский писал, что христианство есть не только учение о вечной жизни, но и наставление о том, как человеку вести себя в жизни земной. Много рассуждая о том, насколько нас печалят некоторые современные нестроения, выражающиеся в падении нравов, низком уровне культуры и деградации языка, мы должны отдавать себе отчет в том, какими средствами можно противостоять наблюдаемым деструктивным тенденциям. Это, прежде всего, преподавание положительных знаний, совершаемое с усердием и настойчивостью. Нужно сказать молодым о добре и правде с твердостью и убеждением.

„Воспитать детей в добродетели — дело ума и воли“, — говорил святитель Иоанн Златоуст. Задача современной школы состоит в противостоянии развращающим тенденциям окружающего мира, причем не через опору на простое отрицание и осуждение, а посредством выдвижения альтернативы — знакомства с основами нравственной жизни и добрыми примерами общественно-созидательной деятельности.

Важно понять, что рассказывая детям о Святом Евангелии, об учении Иисуса Христа, об истории Церкви и ее святых, мы преследуем не только культурологическую, но и духовно-нравственную цель. Православие — это вечно живое учение, которое на протяжении многих веков побуждало наших соотечественников стремиться стать лучше, добрее, честнее, жертвеннее, — и в конечном итоге стимулировало развитие великой державы.

Испытания, пережитые многими верующими в ХХ веке, — это не только страдания, но и заслуживающий пристального внимания и изучения героический опыт исповедничества, который может быть поучителен и вдохновлять современников в созидании будущего нашего Отечества.

К счастью, у нас в Подмосковье созданы возможности для того, чтобы преподавание знаний о православии распространялось, хотя бы в части образовательных учреждений. Процесс этот до сих пор идет не безболезненно. Противники нашего сотрудничества находят разные поводы для критики, но все они, так или иначе, субъективны. Обратимся к главному.

Я прочту вам хорошо знакомые слова, которые обращает Иисус Христос к тем, кто сподобился вечной жизни в Царстве Небесном за праведные дела на земле: „Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне“ (Мф. 25:34–36).

Здесь сказано о том, что является основой человечности, о сущности жизни доброго сердца, — а, следовательно, об идеальной цели воспитательного процесса. И что может быть прекраснее, чем труд педагога, который взращивает подрастающее поколение в духе высоких нравственных ценностей?

Хочу сказать вам, что именно в данной перспективе следует рассматривать имеющее уже определенную историю и традицию современное сотрудничество между Церковью и школой.

Мы живем в эпоху, когда человеку предлагается альтернатива: или признать, что в его существовании на земле есть смысл, сопряженный с поиском истины и духовного подвига, или согласиться, что все вокруг временно, обречено на погибель и не заслуживает серьезного отношения, что можно, как теперь говорят, „расслабиться“ и не о чем не заботиться. Тут уместно напомнить слова людей, лишенных веры в вечную жизнь, которые приводит святой апостол Павел: „Станем есть и пить, ибо завтра умрем!“ (1 Кор. 15:32).

Вызов сегодняшнего дня — помочь молодежи сделать правильный выбор. И работа в этом направлении ведется.

Не могу не выразить особой радости по поводу того, что многими педагогами Подмосковья эта задача воспринята как важная и требующая творческого подхода. Об этом свидетельствуют ежегодные результаты конкурса на соискание премии „За нравственный подвиг учителя“. Наше учительство постоянно находится в поиске новых методик, создает новые программы обучения для приобщения детей и юношества к отечественному духовному наследию и для позитивного формирования личности учащихся.

Все это происходит при постоянно развивающемся соработничестве между педагогами и священнослужителями Московской епархии. Такое развитие событий представляется мне очень важным, поскольку свидетельствует о существующих между нами единении и взаимопонимании.

Надеюсь, что из сегодняшних выступлений мы узнаем о том, какие новые достижения и творческие успехи имеются у подмосковных педагогов в деле совершенствования преподавания духовно-нравственных дисциплин.

Еще раз сердечно приветствую вас в стенах нашей древней обители и желаю, чтобы Господь помогал всем нам в тех трудах, к которым мы призваны».

После этого выступили Л. Н. Антонова, М. А. Кокунова, а также О. М. Захарова, заместитель директора по УВР МБОУ Одинцовская СОШ № 12 на тему: «Формирование духовно-нравственной культуры школьника»; Л. С. Баринова, учитель истории и «Духовного краеведения Подмосковья» МОУ «Лицей № 26» городского округа Подольск на тему: «Педагогически рациональная работа по формированию духовно-нравственной личности школьника»; Ю. А. Синодальнова, заведующая МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» городского округа Подольск на тему: «Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего школьного возраста «Добрый свет».

В завершение встречи была сделана общая фотография, после чего многие из участников имели возможность вместе с экскурсоводами церковного музея осмотреть храмы и поклониться святыням Новодевичьей обители.

Приложение. Выступление первого заместителя Председателя Правительства Московской области Л.H. Антоновой

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!

Ваше высокопреподобие, уважаемая матушка Маргарита!
Уважаемая Марина Анатольевна!
Уважаемая Марианна Юрьевна!
Уважаемые участники встречи!

Удивительно складываются для меня первые сентябрьские дни этого года. В День Знаний, 1 сентября, мне выпала честь поздравить с началом нового учебного года наших будущих духовных наставников, семинаристов Коломенской духовной семинарии. Вчера я была в школах Реутова и Люберец на праздничных линейках, посвящённых первому уроку нового учебного года.

И сегодня, на святой земле Новодевичьего Богоро-дице-Смоленского монастыря мы с лучшими представителями подмосковного образования обсуждаем вопросы духовно-нравственного воспитания нашей молодёжи.

Календарная взаимосвязь тут не случайна. Новый учебный год в России всегда начинался 1 сентября, потому что это — день новолетия, начало года церковного, а все первые школы на Руси были при храмах. Тогда не было вопроса о взаимодействии Церкви и школы — это было одно целое. В XXI веке школа и Церковь, государство и Церковь разделены законодательно. Но духовно разделить нас нельзя, наша история и наша культурная традиция — это единая душа нашего народа.

В историю русской культуры вошла стихотворная переписка двух гениев. Александр Сергеевич Пушкин однажды в тяжёлые минуты написал: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?».

Согласитесь, эти строки будто взяты с одного из тысяч сайтов, которые подталкивают, призывают подростков совершить смертный грех — самоубийство.

Пушкину ответил не менее гениально святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Его стихи, начинающиеся со слов «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана» не входят в курс русской литературы, но зато они очень уместны в курсе духовно-нравственного воспитания.

Вот почему для нас очень важно, что бы этот курс был неотъемлемой частью образования наших школьников.

С 1 сентября 2012 года во всех 4-х классах в соответствии с федеральным базисным учебным планомвведен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». 68 тысяч 472 четвероклассника вместе с их родителями (законными представителями) избрали для себя изучение этого курса.

(Выборучебного модуля:

- «Основы светской этики» - 36 тысяч 717 детей (53,6%);

- «Основы православной культуры» - 21 тысяча 401 обучающийся (31,3%);

- Основы мировых религиозных культур» — 10 тысяч 339 детей (15,1%),

- «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» — менее 1% детей.)

Кроме того, во всех 72-х муниципальных образованиях Московской области продолжается преподавание предметов духовно-нравственной культуры «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы православной культуры».

В 2012-2013 учебном году преподавание предметов духовно-нравственной культуры организовано в 1 203 общеобразовательных учреждениях Московской области. Число школьников, охваченных изучением предметов духовно-нравственной культуры, составило 122 тысячи 111, что на 32,9% больше по сравнению с предыдущим годом.

Образовательный процесс обеспечен необходимыми учебниками и учебными пособиями, разработанными и изданными в Московской области. Учебные пособия Шевченко Людмилы Леонидовны «Духовнонравственная культура. Православная культура» вошли в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год.

Общее число дошкольных образовательных учреждений, в которых преподаются основы духовнонравственной культуры, составляет 582, число воспитанников дошкольных образовательных учреждений, охваченных изучением основ духовно-нравственной культуры, превысило 30 тысяч.

Для дошкольников разработан учебнометодический комплект «Духовно-нравственная культура. Добрый мир. Православная культура для малышей» (автор Шевченко Л.Л.).

Кроме того, занятия культурологического направления организованы и проводятся в 110 учреждениях дополнительного образования детей Московской области (что составляет 38% от всех учреждений дополнительного образования) и охватывают 24 тысячи воспитанников.

Важным направлением в области духовнонравственного воспитания является подготовка педагогических кадров. За период с 2010 по 2013 год в Московской области обучено 2 тысячи 616 педагогов, из них за 2013 год - 271 педагог. На сегодняшний день из всех прошедших курсовую подготовку педагогов 30% составляют педагоги дошкольных образовательных учреждений (753 человека).

Эти результаты достигнуты во многом благодаря плодотворному взаимодействию Министерства образования Московской области с Московской Епархией Русской Православной Церкви.

На расширенном заседании Координационного Совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви, состоявшемся 3 июня 2013 года, были подведены итоги работы по духовно-нравственному воспитанию школьников в 2012-2013 учебном году, принято решение о создании сети Духовно-просветительских культурных центров в Московской области на базе Духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия с целью дальнейшего приобщения молодёжи к духовно-нравственной культуре и возрождению духовно-нравственных идеалов. Я считаю, это очень важная ступень в развитии нашего сотрудничества.

Педагоги и священнослужители Московской области, реализующие в своей деятельности программы духовно-нравственного воспитания, ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания, работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг Учителя». В 2013 году на Региональный этап конкурса было представлено 48 работ (92 участника) из муниципальных образований Московской области, 6 работ признаны победителями.

Этих замечательных людей мы сегодня чествуем, они получат свои заслуженные награды, но очень важно, что их пример вдохновляет и других подвижников нести молодёжи добро и свет духовного знания.

Уважаемые участники встречи! 30 августа в Мытищах, на территории Федерального мемориального кладбища, состоялось освящение закладного камня на месте будущего храма во имя Преподобного Сергия Радонежского.

В церемонии освящения приняли участие Его Святейшество, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Вы, дорогой Владыка, министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу, временно исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Юрье-

вич Воробьёв, а также жители района - ветераны, молодёжь, священники и прихожане храмов.

Храм будет построен к сентябрю 2014 года, когда страна будет широко праздновать 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. Имя этого святого неразрывно связано с многовековой историей страны и русского воинства.

Но мы, педагоги, помним, что святой Сергий — ещё и покровитель всех, кто учится. Маленькому отроку Варфоломею не давалось учение, пока не произошло событие, запечатленное на полотне Михаила Васильевича Нестерова, когда таинственный старец сказал ему «...даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания». Преподобный Сергий сыграл решающую роль в объединении русских земель и мобилизации нашего народа на сопротивление страшному врагу. Его благословение творило чудеса, и князья, будучи захвачены междоусобицей, примирялись, сплачивались и оказались способными выставить против врага единую русскую дружину, которая на Куликовом поле разгромила противника» Но при этом он стал символом мудрости, знания — и мирского, и духовного.

Михаил Васильевич Нестеров писал в своём дневнике: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет поеле моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я». Нестеров умер в 1942 году, 71 год назад. Отрок Варфоломей жив в нашей культуре. А значит, живо сердце нашего народа, его душа.

А теперь разрешите перейти к церемонии награждения замечательных людей, победителей и лауреатов конкурса «За нравственный подвиг учителя».


Темы: митрополит Ювеналий, администрация Московской области, образование, Новодевичий монастырь


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.