Главная/Новости/2013/Июнь/1/

Божественная литургия в Бутове

1 июня 2013 года, в день памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции возглавил служение Божественной литургии под открытым небом вблизи храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне — месте массовых расстрелов и захоронения жертв политических репрессий, в том числе многих священнослужителей и мирян, прославленных ныне в сонме новомучеников.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Добрянский Никон; епископ Видновский Тихон; епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Валаамского ставропигиального монастыря; епископ Серпуховской Роман; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Иероним (Чернышов); епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Балашихинский Николай; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого ставропигиального монастыря; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; а также архимандрит Александр (Пихач), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси; протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне; духовенство Москвы и Московской области. За Литургией молились настоятельницы и насельницы женских монастырей, паломники из Москвы и Московской области. На богослужении присутствовали глава администрации Ленинского муниципального района Московской области С. Н. Кошман и глава Одинцовского муниципального района Московской области А. Г. Гладышев. Пел хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (регент — Т. И. Королева).

За сугубой ектенией прозвучали прошения об упокоении душ рабов Божиих, «за веру и правду в годы лихолетия страшные страдания, истязания и мученическую кончину претерпевших и на месте сем погребенных». Проповедь произнес священник Александр Мазырин, преподаватель ПСТГУ, клирик московского храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах.

По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской и заупокойную литию о всех, кто погиб и погребен на Бутовском полигоне.

Со словом приветствия к Его Святейшеству обратился настоятель храма на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа, который, в частности, отметил: «В этом году мы вспоминаем, как 75 лет тому назад на этом месте в течение полутора лет совершались злодеяния, совершался вместе с тем и подвиг стояния за веру. В период с августа 1937-го по октябрь 1938 года здесь пострадало более 20 тысяч человек. Из них многие пострадали за Христа, и 51 раз в году мы совершаем память тех святых, которые лежат здесь, в этой земле, и сегодня, в 52-й день, мы прославляем их Собор». Настоятель храма передал в дар Святейшему Владыке от прихода и от Соловецкого монастыря деревянный крест из сибирского кедра, вырезанный в Соловецком монастыре как символ единения русских голгоф.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении! Отец Кирилл, настоятель сего святого храма! Дорогие братья и сестры!

Когда мы сегодня совершали Божественную литургию, мне на память пришла замечательная мысль святого Иоанна Златоустого, который сказал, что сущность истины заключается и в том, что она возвращается, когда многие на нее восстают. Только истина способна восстать тогда, когда с ней борются и когда ее разрушают силы, кажущиеся непреодолимыми абсолютному большинству людей. Вот такой истиной является наша вера. Эта та самая истина, которая, по слову Евангельскому, ныне слышимому нами, освобождает человека (см. Ин. 8:31–42), потому что эта истина исходит от Отца через Сына во Святом Духе. Нет никакой человеческой силы, нет никакой человеческой власти, какими бы могущественными они нам ни казались, которые были бы способны разрушить Божию истину. А истина только одна, не может быть нескольких истин. Истина одна, и истина в Боге, и истина та, которую Бог открыл нам через Сына Своего Господа Иисуса Христа. И пребывание на Бутовском полигоне утверждает нас в правоте слов Евангелия и в правоте слов Иоанна Златоуста. Кто бы мог подумать, что здесь когда-то будет храм? С августа 37-го по октябрь 38-го, особенно в конце 37-го года — октябрь, ноябрь, декабрь, мрачные, темные месяцы, не то осень, не то зима, снег и дождь, холод и ветер,- и вот сюда привозят несчастных, обреченных на смерть людей. Темно, сыро, грязно — казалось бы, никакой надежды на свет, никакой надежды на то, что Бог явит правду. Может быть, до самого последнего мгновения эти люди верили, что чудо произойдет и они останутся живы. Но Бог тогда никакого чуда не явил, и они были умерщвлены на кромке этих страшных рвов, которые потом заваливались грязью, погребая в себе тела мучеников за Христа… Позже, когда наступили относительно благополучные времена, это место пребывало в забвении. Оно, конечно, всегда сохранялось в памяти Церкви, но никакой возможности открыто выразить свои чувства к тем, кто был здесь убит и погребен, не было. Однако сегодня все те, кто погибал здесь в страшные месяцы 37-го и 38-го годов, в том числе за веру Христову, молитвенно вспоминаются, и мы поклоняемся святым мученикам, прося их помощи и заступления, а также вспоминаем словами заупокойного богослужения тех, кто был здесь невинно убиен.

Чему же учит нас все то, что произошло здесь? На какие мысли настраивают нас слова Иоанна Златоуста? На мысль о том, что истина не может быть забыта, не может быть уничтожена даже тогда, когда многие восстают на нее. Эти слова помогают нам понять смысл исповедания веры в наше время. От нас с вами не требуется идти на смерть. Никто не ставит вопрос так: либо вы христиане, либо мы вас выталкиваем из общества, деклассируем, лишаем работы, пенсии, благополучия. Но разве сегодня не требуется исповедовать веру во Иисуса Христа, когда общее течение современной так называемой культуры уносит сознание людей в сторону, противоположную Христу? И какая разница, кто на той стороне: люди с оружием на краю этих страшных рвов или те, кто словом своим, примером своим, а иногда и властью своею отрывает людей от Христа и разрушает веру? Мы знаем, что сегодня происходит во многих странах мира, когда для того, чтобы быть членом благополучного и богатого общества, требуется отказаться от веры через принятие богохульных законов, идущих против Божественной воли и Божественной истины. И мы знаем, что многие мужественные люди восстают против принятия этих законов, как мы все видели по телевидению, которое свидетельствовало нам о массовых протестах французов против принятия богопротивных законов.

Быть христианином сегодня — значит ни на минуту не терять бдительности, значит заботиться о религиозном воспитании своих детей, значит с любовью относиться к своему Отечеству, молиться за него, беречь его, и словом, и делом ограждая людей наших от всяких соблазнов, которые способны помрачить истину, но неспособны ее искоренить. И какими бы великими силами ни пугали нас, как бы ни были эти силы действительно велики, они неспособны ослабить силу Божию, и наш народ, как никакой другой, пройдя через горнило страданий за Христа, знает это. И Бутово является не только памятником прошлого — Бутово является местом, которое сегодня будит христианскую совесть, свидетельствуя о величии Божией истины, которую невозможно помрачить или разрушить даже тогда, когда многие стараются это сделать.

Мы сегодня молились святым мученикам Бутовским об укреплении веры в народе нашем, об укреплении истины Христовой в мире, о том, чтобы Господь приклонил милость Свою к роду человеческому, чтобы как можно больше людей осознали, что невозможно идти против рожна, как сказал явившийся апостолу Павлу Спаситель (см. Деян. 9:5). Невозможно идти против силы Божией, потому что на этом пути одерживаются только временные победы, но окончательная победа там, где Воскресший Христос. И потому с особой силой звучат на Бутовском полигоне слова пасхальных песнопений и гимнов. Особым образом откликается в сердце великое свидетельство о том, что воскрес Христос. И с этой верой, подкрепленной памятью святых новомучеников и исповедников Российских, со смирением, внутренней силой и спокойствием будем идти по тому пути, который нам указывает Сам Христос, — молясь о себе, о народе нашем и о всем мире, дабы истина Христова оставалась видимой и притягательной для людей вне зависимости от сил, восстающих против этой истины.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь».

После своего слова Его Святейшество передал в дар храму пасхальное яйцо с изображением Воскресшего Спасителя. Затем митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в здании храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской возглавил церемонию открытия выставки «Крест — мучеников похвала», организованной совместно с Соловецким монастырем и посвященной 75-летию мученической кончины пострадавших в годы большого террора (1937–38 гг.), а также 400-летию Дома Романовых. В экспозицию вошли более 120 деревянных резных крестов, а также эскизы и фотографии больших поклонных крестов, установленных в России и за рубежом. Выставка раскрывает глубину многовековой православной традиции символических крестов, которая в течение 20 лет возрождается в кресторезной мастерской на Соловках. Экспозиция условно делится на пять частей: деревянные кресты-иконы работы Соловецкой кресторезной мастерской, эскизные проекты поклонных крестов, стенд с фрагментами древних поморских соловецких крестов, фотографии установленных поклонных крестов и видеоряд о деятельности мастерской.

Сообщение подготовлено по материалам пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.


Темы: Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Ювеналий, новомученики


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.