16 мая в Ледовом дворце
Напомним, что ежегодный Открытый урок — одно из центральных
В фойе Ледового дворца была развернута выставка детского творчества; работали
Прологом к открытому уроку, сценарий к которому был написан протоиереем Игорем Лепешинским, послужила
«Свет мира» — так назывался юбилейный открытый урок; увлекательное действо состояло из ряда связанных между собой сюжетов, посвященных молитве, страницам истории Святой Руси, её святым угодникам, началу славянской письменности. По форме сам открытый урок представлял собой диалог между юношей и девушкой, к которому присоединился священник — и благодаря его духовному наставничеству молодые люди смогли найти ответ на самые волнующие вопросы.
Ведущие задумываются над тем, какой выбор сделать в жизни, какой дорогой пойти, ведь подобные вопросы задает себе каждый человек. Священник — недавний выпускник Коломенской Православной духовной семинарии Димитрий Огнев — лишь несколькими годами старше юных ведущих, но он сумел сделать правильный выбор и готов помочь в этом своим современникам.
Кроме детских коллективов в открытом уроке принял участие Хор московской епархии под управлением священника Сергия Голева. Прозвучали не только произведения церковные, но и популярные патриотические песни: «Песню о Родине», написанную Исааком Дунаевским на слова Василия
По завершении сценического действа участников открытого урока и гостей приветствовали Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и первый заместитель председателя Правительства Московской области
Слово митрополита Ювеналия на открытом уроке в Балашихе:
«Дорогие друзья, возлюбленные дети, Христос Воскресе!
Я счастлив в эти пасхальные дни горячо и сердечно приветствовать вас, поздравить с великим праздником святой Пасхи, а также недавно отмеченным нами днем Победы. Впереди у нас, как Вы сегодня слышали праздник — День славянской письменности и культуры, который мы отмечаем в день памяти святых равноапостольных просветителей славян, изобретателей нашей азбуки Кирилла и Мефодия. Сегодняшний концерт — это дар наших сердец вам, и министерства образования Московской области, и Московской епархии РПЦ. Так я говорю потому, что хочу подчеркнуть нашу радость, что мы сегодня в свободной России вместе можем — пастырь и учитель — обращаться к молодому поколению. Если вы будете листать вечные страницы святого Евангелия, то там встретите много притчей Господних. Что такое притча и многое другое вы узнаете из той книжечки, которую сегодня вам всем подарят на память. Через притчи Господь говорил о вечных вещах. Например, не задолго до Своих Крестных Страданий (есть такая страничка в святом Евангелии, где повествуется о том, что Господь изгонял торгующих из храма), когда Его спросили: „Какою властью Ты это делаешь“, Он ответил: „разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его“ (Ин. 2:19). И не поняли этого приточного оборота речи Спасителя и говорили: „сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?“ (Ин. 2:20). Потом евангелист добавляет, что когда Христос после Крестной смерти воскрес, то эти слова поняли апостолы, что Он говорил о храме Своего тела.
А мне хочется вам сказать не евангельскую притчу, а то, что у меня сегодня на сердце, чтобы вы поняли смысл наших совместных трудов с педагогами. Представляете растение — дерево. У каждого растения есть корни, и чем глубже в земле корни, чем могучее они, сильнее, больше, тем дерево крепче стоит на земле. Так, дуб большой долго живет благодаря этим корням. Мне хочется сравнить с этими корнями культуру, веру нашу, традиции нашего народа. Невозможно жить, не зная своей истории и своих корней. Вера Православная в течение тысячи лет оказала неизгладимое и неистребимое влияние и оставила следы в жизни, культуре и искусстве нашего народа. Мне очень хочется, чтобы ваши жизненные корни как можно глубже уходили в землю, в вашу повседневную жизнь. Христос Воскресе!»
Слово
«Ваше Высокопреосвященство, уважаемый, дорогой и любимый нами митрополит Ювеналий! Уважаемые участники сегодняшнего открытого областного урока, посвященного духовному краеведению Подмосковья!
Заканчивается учебный год. Вместе со светлой Пасхой на нашу землю пришла настоящая весна, которая дарит нам летние дни. Скоро педагоги начнут готовиться к новому учебному году, а вы, уважаемые ребята, будете отдыхать в летние каникулы. Я думаю, что сегодня вы как посланцы многих тысяч детей, которые обучаются в системе образования Московской области, побывав здесь, на открытом уроке в Балашихе, вновь вспомнили, узнали новое об истории нашей страны. Пять веков назад известный путешественник Афанасий Никитин писал: „Да хранит Бог нашу землю! В мире другой такой страны нет!“ В своих многочисленных путешествиях он пережил много испытаний, но самым главным испытанием, как писал Афанасий Никитин, было то, что он не мог с братьями христианами разделять христианские праздники и те многие традиционные вещи, которые близки каждому православному человеку.
Сегодня вы в подарок, как и все школы Московской области, получаете новую книгу. Эта книга подарена вам руководителем нашей области Андреем Юрьевичем Воробьевым и называется она „Духовная азбука“. В этой книге вы найдете ответы на многие вопросы, которые, я надеюсь, не только вас интересуют, но и ваших родителей и ваших близких. Мне бы хотелось пожелать, чтобы эта книга всегда была вашей настольной книгой и чтобы вы могли свои знания передавать своим друзьям, своим близким. В этой книге многие известные люди сделали для вас свои обращения. Андрей Юрьевич Воробьев также написал обращение к юным читателям и среди его обращения есть такая строка, что „все люди хотят счастья и добра, но путь к этим великим понятиям идет через любовь“. Нам с вами надо учиться не только уметь получать знания по всем предметам, которые, безусловно, нужны каждому человеку, уметь познавать мир, уметь улучшать его, но очень важно воспитать в себе любящего, отзывчивого человека, любящего свою семью, свою Родину, свою родную страну, своих близких людей и стремящегося сделать их жизнь еще краше.
Дорогие ребята, я желаю вам хорошего летнего отдыха, набраться сил, позаниматься духовным краеведением, посетить интересные места в Московской области. Я хочу от вашего имени и от имени тысяч школьников Московской области поблагодарить всех воспитателей и педагогов, которые присутствуют в этом зале, которые работают в ваших учебных заведениях, за тот огромный труд, который они с четью посвящают вам, детям Московской области. Я хочу поблагодарить руководителей муниципальных систем образования из многих районов Московской области, которые здесь присутствуют за огромную работу. Я хочу поблагодарить, владыка, вас и всех священнослужителей Московской области за содружество, которое мы имеем радость разделять в течение уже более десяти лет на ниве просвещения, образования и культуры. От имени руководителя области Андрею Юрьевича Воробьева всех хочу поздравить с праздником, с сегодняшним замечательным мероприятием здесь, в Балашихе, поблагодарить артистов, администрацию Балашихинского района, министерство образования за хорошую работу в подготовке урока, пожелать всем счастья, мира, доброты и любви. С праздником!»
В тот же день в муниципальном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Балашихи состоялась традиционная
Перед началом конференции к её участникам обратились
Сердечно приветствую вас и поздравляю со светлым и всерадостным праздником Воскресения Христова.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Проходя в период пасхальных торжеств и в преддверии Дня славянской письменности и культуры, наша конференция призвана показать, насколько прочной является историческая связь бытия нашего народа со Святым Православием, основа укоренения которого в сердцах славян была заложена равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием.
Если взглянуть на Московскую область с высоты птичьего полета, то можно повсеместно увидеть плоды просветительской деятельности святых братьев. Это храмы и монастыри, украшающие наши родные просторы. Сегодня они особенно заметны, поскольку почти все, что было порушено и осквернено в минувшем столетии, в настоящее время восстановлено. Однако это то, что непосредственно зримо для глаза. Есть, однако, еще и духовная сторона жизни людей, которая имеет определяющее значение. Ведь храмы существуют для того, чтобы в них совершалась молитва, чтобы люди приходили к Богу и стремились к внутреннему совершенству.
Если взглянуть на Московскую область с высоты птичьего полета, то можно повсеместно увидеть плоды просветительской деятельности святых братьев. Это храмы и монастыри, украшающие наши родные просторы. Сегодня они особенно заметны, поскольку почти все, что было порушено и осквернено в минувшем столетии, в настоящее время восстановлено. Однако это то, что непосредственно зримо для глаза. Есть, однако, еще и духовная сторона жизни людей, которая имеет определяющее значение. Ведь храмы существуют для того, чтобы в них совершалась молитва, чтобы люди приходили к Богу и стремились к внутреннему совершенству.
Это один из примеров того, как духовное возрождение нашего региона имеет преемственную связь с историей святынь, с опытом святых угодников, подвизавшихся здесь, в том числе и в особенности — новомучеников Российских XX века. Поэтому представляется исключительно важным внимательное и вдумчивое изучение прошлого, в том числе — малой родины. В этом совокупный залог и православного, и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Напомню вам слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
Мы в Московской области имеем право гордиться тем, что педагоги и священнослужители идут рука об руку в осуществлении задач
В Московской епархии уже многие годы ведется исследовательская работа по изучению истории церковных святынь. С этим связано и немало издательских проектов. Надеюсь, что сегодняшняя конференция, уже на уровне
Желаю участникам конференции успехов в работе, призываю на вас Божие благословение и вновь обращаюсь с жизнеутверждающим пасхальным приветствием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Уважаемый Юрий Владимирович
Уважаемые участники конференции!
Я очень рада, что сегодня продолжается традиция празднования Дней Славянской письменности и культуры на священной подмосковной земле.
Вся культура российского народа основана на языке, подаренном нам Святыми Равноапостольными Братьями Кириллом и Мефодием.
Сегодня Московская область — крупнейший регион России, который, подобно зеркалу, отражает тенденции духовного образования, происходящие в разных регионах нашего Отечества.
И я с гордостью должна отметить, что именно в нашем регионе разработана многоступенчатая система духовного образования на уровне нескольких ступеней: дошкольного — разработан
«Духовное краеведение Подмосковья» и одногодичный модульный курс «Основы православной культуры» для 4 класса, входящий в состав программы «Основы религиозных культур и светской этики», обеспеченный полным корпусом учебных пособий от дошкольного звена до 11 класса общеобразовательной школы.
Эти курсы выстроены преемственно, с учётом возрастных особенностей детей разных ступеней обучения, так как это основано на концепции одного автора.
Разработаны пособия для внеучебной работы «Маршруты духовного краеведения для малышей», для семейного чтения — «Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители», разработаны и сертифицированы программы и ведётся подготовка педагогов ДОУ и СОШ на курсах повышения квалификации. В этом году на Открытом уроке школы получили новое пособие по духовнонравственному воспитанию: «Духовную азбуку», которая продолжает цикл просветительской литературы для детей, учителей и родителей.
Учебник по «Основам православной культуры» для 4 класса (автор Шевченко Людмила Леонидовна) в 2013 году вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ для использования в учебном процессе (№ 413) — мы обращаем ваше особое внимание на этот факт, так как в школах Московской области уже многие годы ведётся работа по учебнометодическим комплектам Людмилы Леонидовны, и использование содержания, знакомого учителям уже в рамках курса ОРКСЭ снимет многие проблемы в выборе в качестве учебного именно модуля «Основы православной культуры».
Наверно, это немало, если принять во внимание, что этот опыт используется сегодня в 57 регионах РФ. Московская область всегда шла с опережением, показывая возможности возвращения в светскую систему образования ценностей религиозной культуры.
Например, вопрос о разработке стандарта православного компонента дошкольного образования еще находится в стадии обсуждения, а в Московской области уже разработан содержательный модуль «
Опыт Московской области уже востребован Белгородской, Калужской областями. На педагогических курсах, проводимых Духовнопросветительским культурным центром им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета, обучаются не только учителя Московской области, но и педагоги Калужской области, посчитавшей необходимым для их региона опыт Московской области. Конечно, несмотря на все наши достижения, сегодня мы задумываемся о перспективах.
«ОРКСЭ» — курс одногодичный. А как быть с теми классами, в которых велось и ведётся преподавание православной культуры с 1 по 10- класс? Сегодня много говорят о том, что региональный опыт нужно сохранять. Как это сделать? Формально, с учетом всех поправок Закона РФ «Об образовании» преподавание православной культуры можно сохранить в рамках часов школьного компонента и права образовательного учреждения в выборе вариативной части образовательной программы. Учебные пособия, по которым работала до сих пор система образования Московской области, также могут быть использованы на вполне законных основаниях, так как издательство, которое их издает, включено в перечень, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Министерство образования Московской области не просто работает над разработкой учебного обеспечения процесса
Однако на практике многое в сохранении положительного опыта Московской области сегодня будет зависеть и от руководителей муниципальных органов управления образования на местах и руководителей образовательных учреждений.
Для того чтобы не утратить тот положительный опыт Московской области, который сегодня уже тиражируется другими регионами, нашим руководителям следует проявить ответственность в его сохранении и развитии.
Среда, как мы знаем, важный фактор развития личности и от того, как она будет организована, зависит результат воспитанности современной молодёжи. Задача системы образования — есть такой научный термин — педагогизация среды, проще — её организация как среды воспитывающей. Можно сказать, что все усилия системы образования на протяжении многих лет ведутся в этом направлении.
Родители, семья, дети, учитель, школа, учреждение дополнительного образования — каждый из названных субъектов формирует определенную среду — семейную, школьную, образовательную. Объединяющим фактором социального взаимодействия, нам. кажется, должно являться главное — забота о
Московская область — крупнейший регион России, который подобно зеркалу отражает тенденции духовного образования, происходящие в разных регионах нашего Отечества. С чем мы пришли к этому времени?
Процесс
Во всех
По данным мониторинга в Московской области преподавание предметов
Основными предметами, преподаваемыми в школе в рамках
Сегодня важно, подумать о том, что ещё нужно сделать. Прежде всего, важно не расплываться в перечислении этически положительных понятий, с которыми сегодня уже не многие спорят: имеется в виду
При всем положительном, сегодня мы задумываемся о перспективах, которые можно охарактеризовать как неопределенные. С нового учебного 2013 года мы утрачиваем нормативное обоснование возможности преподавания православной культуры в том формате, в котором мы работали. «ОРКСЭ» — курс одногодичный. А как быть с теми классами, в которых велось и ведется преподавание православной культуры с 1 по 10?
Сегодня много говорят о том, что региональный опыт нужно сохранять. Как это сделать? Формально, с учетом всех поправок Закона РФ «Об образовании» преподавание православной культуры можно сохранить в рамках часов школьного компонента и права образовательного учреждения в выборе вариативной части образовательной программы. Учебные пособия, по которым работала до сих пор МО, так же могут быть использованы на вполне законных основаниях, так как издательство, которое их. издает, включено в перечень, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Однако на практике многое в сохранении положительного опыта МО будет зависеть от Вас, уважаемые коллеги. Здесь все определяется отношением к православной культуре руководителей Управлений образования и директоров школ. Сегодня мы видим отступление в некоторых регионах (можно привести конкретные примеры) от накопленного опыта преподавания. Администрации школы сегодня проще принять шестимодульный курс «ОРКСЭ», чем сохранять в учебном плане православную культуру для 1–10 классов.
Сегодня мы сталкиваемся с фактами навязывания администрацией школ в некоторых районах МО одного — двух модулей курса, в нарушение права родителей выбирать из шести самостоятельно. И чаще всего администрация предлагает учителю и родителям модуль светской этики или мировых религий. Возникает вопрос: почему с таким трудом наработанный опыт Московской области столь бездумно ломается?
С 1 сентября 2012 года во всех
Вот некоторые данные, которые показывают потери позиций в области изучения школьниками православной культуры.
63 тысячи 774 четвероклассника вместе с их родителями (законными представителями) осуществили выбор учебного модуля:
33 тысячи 909 детей (50,9%) выбрали «Основы светской этики».
23 тысячи 170 обучающихся (34,8% от общего количества четвероклассников); выбрали «Основы православной культуры»;
«Основы мировых религиозных культур»
9 тысяч 429 детей (14,2%),
«Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» — менее 1% детей.
Что же следует сделать для сохранения опыта
Сегодня Федеральный перечень учебников для 4 класса по предмету «
В образовательных учреждениях Московской области реализуются
Для создания единого духовного образовательного пространства в Московской области во всех муниципальных образованиях в рамках реализации школьного или регионального компонента базисного учебного плана созданы условия для предоставления возможности изучения основ Православной культуры, Духовного краеведения Подмосковья. Различны формы преподавания предметов:
Основной предмет — 48%
Факультатив — 25%
Кружок — 27%
Классы, в которых наиболее активно преподаются предметы
Системность подхода к
В дошкольных образовательных учреждениях Московской области второй год малыши путешествуют маршрутами духовного краеведения в «Добрый мир» православной культуры.
Организовано знакомство с основами духовнонравственного воспитания в
Формы работы с детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Московской области в рамках
В учреждениях профессионального образования также изучают предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья».
Предметы изучаются в форме уроков и факультативных занятий в 106 учреждениях НПО и СПО, что составляет 89% от общего количества учреждений. Преподаванием охвачены около 12 тысяч обучающихся, что составляет 30% от их общего числа.
В 94 учреждениях дополнительного образования ведутся занятия по предметам культурологического цикла — 35,2% от общего количества учреждений. Более 27 тысяч воспитанников охвачены
В 2012 году по программе «Добрый мир. Основы
Районы, приславшие наименьшее количество слушателей (по 1 человеку): Бронницы г.о., Истринский район, Пушкинский район, Реутов г.о., Рошаль г.о.,
Кроме воспитателей, подготовку на курсах проходили методисты, зам. заведующего по УМР, музыкальные руководители,
С 13 февраля по 15 мая 2013 года для учителей духовного краеведения и православной культуры средних образовательных учреждений Московской области на базе
Министерством образования Московской области на курсы присланы 160 слушателей из 45 муниципальных районов и городских округов Московской области — Волоколамского, Дмитровского, Егорьевского, Каширского, Клинского, Истринского, Коломенского, Ленинского, Можайского и городских округов Бронницы, Долгопрудный, Звенигород, Котельники, Орехово- Зуево и других.
В 2011–2012 учебном году на курсах по программе «
1. Балашиха г.о. 1 человек
2.Бронницы г.о. 2 человека
3. Власиха г.о. 2 человека
4. Воскресенский м.р. 3 человека
5. Дмитровский м.р. 1 человек
6. Долгопрудный г.о. 4 человек
7. Домодедово г.о. 5 человек
8. Егорьевский м.р. 3 человека
9. Железнодорожный г.о. 6 человек
10. Зарайский м.р. 4 человека
11. Звездный городок г.о. 1 человек
12. Звенигород г.о. 1 человек
13. Каширский м.р. 4 человека
14. Клинский м.р. 5 человек
15. Коломна г.о. 3 человека
16. Королев г.о. 4 человека
17. Красногорский м.р. 8 человек
18. Ленинский м.р. 5 человек
19. Лобня г.о. 12 человек
20. Лыткарино г.о. 1 человек
21. Люберецкий м.р. 12 человек
22. Можайский м.р. 4 человека
23.
24. Ногинский м.р. 1 человек
25. Одинцовский м.р. 9 человек
26. Озерский м.р 2 человека
27.
28.
29. Подольск г.о. 2 человека
30. Пушкинский м.р. 11 человек
31. Пущино г.о. 1 человек
32. Раменский м.р. 7 человек
33.
34.
35. Солнечногорский м.р. 5 человек
36. Талдомский м.р. 9 человек
37. Химки г.о. 3 человек
38. Щёлковский м.р. 9 человек
39. Щербинка г.о. 2 человека
40. Электрогорск г.о. 1 человек
Не прислали в 2012 году на курсы учителей 34 района:
Волоколамский м.р. Восход г.о. Дзержинский г.о.
Дубна г.о. Жуковский г.о. Ивантеевка г.о. Истринский м.р. Климовск г.о. Коломенский м.р. Котельники г.о. Красноармейск г.о. Краснознаменск г.о.
4 района сделали заявки на учителей в АСОУ. но учителя не приехали: Дубна г.о. Краснознаменск г.о. Серпуховской м.р. Электросталь г.о.
Олимпиады по
На базе
В 2012 году в олимпиаде приняло участие 100 школьников из 61 муниципального района и городского округа Московской области. Из них учащихся 7, 8, 9 классов — 49 человек, учащихся 10 классов — 29 человек, учащихся 11 классов — 22 человека.
Из 140 возможных баллов равное максимальное количество баллов — 133 — набрали 2 ученика: Середина Василиса Александровна из МОУ Одинцовская гимназия № 7 Одинцовского м.р. и Киселев Федор Сергеевич из МОУ гимназия № 2 «Квантор» г.о. Коломна. Более 115 баллов набрал 21 ученик. Они были выделены как призеры.
В 2013 году в Олимпиаде по «Духовному Краеведению Подмосковья» приняло участие 126 школьников из 61 муниципального района и городского округа Московской области. Из них учащихся 7, 8, 9 классов — 54 человека, учащихся 10 классов — 33 человека, учащихся 11 классов — 39 человек. Участники олимпиады показали высокие результаты в своих работах. Из 58 возможных баллов максимальное количество баллов — 57 — набрал 1 ученик, Протасов Егор Дмитриевич, учащийся 10 класса НОУ «Православная классическая гимназия имени при. Серафима Саровского», г.о. Домодедово, который был определен как абсолютный победитель олимпиады.
6 февраля 2013 года
В олимпиаде по основам православной культуры приняло участие 53 человека из 61 муниципального района и городского округа Московской области. Из них учащихся 7, 8, 9 классов 25 человек, учащихся 10 классов — 9 человек, учащихся 11 классов — 19 человек.
Обладателями Диплома 1 степени стали 2 школьника, набравшие 132,8 и 127,6 баллов из 150 максимально возможных — Нестерова Ольга Сергеевна, учащаяся 10 класса НЧОУ «Православная классическая гимназия «Ковчег" Щёлковского м.р. и Яблочков Радомир Андреевич, ученик 11 класса АННОО «Православная гимназия им. прп. Сергия Радонежского" Сергиево Посадского м.р.
Дипломы 2 степени присуждены 9 школьникам. Дипломы 3 степени — 11 учащимся.
К настоящему времени на основе программы «
Уважаемые участники конференции! Сегодняшний день для нас открылся открытым уроком, в котором участвовали три тысячи школьников. Христос сказал: пустите детей приходить ко мне. В Московской области эту заповедь выполняют.
Спасибо за внимание!
Гостей Балашихи приветствовал также глава г. Балашиха
Конференция собрала более 150 человек, в том числе представителей муниципальных органов управления образованием и педагогов общеобразовательных учреждений, работающих в области
Выступающие с докладами педагоги и священники затронули вопросы формирования
По результатам конференции будет выпущен сборник, в который войдут не только прозвучавшие в Балашихе доклады, но и ещё ряд интересных сообщений, представленных организаторам конференции её участниками.
В завершение насыщенной программы дня митрополит Ювеналий побывал в православной гимназии «Ковчег» при Преображенском храме г. Балашихи. Гимназисты приветствовали своего Архипастыря пасхальными песнопениями, а Владыка митрополит рассказал ребятам о возникновении православных пасхальных традиций и, благословив каждого, подарил им расписные пасхальные яйца.
На память о визите Владыки митрополита была сделана совместная фотография.
Митрополит Ювеналий также встретился за чашкой чая в трапезной Преображенского храма с руководителями предприятий г. Балашихи.