Главная/Новости/2013/Апрель/9/

Выступление митрополита Ювеналия на встрече с классными руководителями в Зарайске

Дорогая Лидия Николаевна,
уважаемая Марианна Юрьевна,
уважаемый Андрей Васильевич!
Возлюбленные братья и сестры!

Приятно, что наша встреча проходит в старинном Зарайске, с которым у меня связаны особые личные воспоминания. Когда я в 1965 году стал архиереем, то мой первый титул был — епископ Зарайский. В те годы все мое служение проходило в Отделе внешних церковных сношений, где я был заместителем председателя. Однако на праздники я всегда с радостью стремился посещать этот красивый город, чтобы совершать здесь богослужения в Благовещенской церкви. Это был единственный открытый храм Зарайска.

Наша встреча является следствием той многогранной и кропотливой работы, которая вот уже второе десятилетие осуществляется в рамках сотрудничества между Московской епархией и Министерством образования Московской области. Центральной задачей церковно-школьного взаимодействия в нашем регионе является содействие духовно-нравственному возрождению нашего народа.

Мне думается, что весьма удачно для нашей встречи избран Зарайский район. На его примере со всей отчетливостью видны проблемы, унаследованные нами от прошлого. Можно заглянуть на интернет-сайт здешнего благочиния и убедиться, что некоторые храмы до сих пор находятся в таком состоянии, как будто были подвергнуты бомбардировке, хотя войны здесь не было. Однако мы верим, что все они со временем будут восстановлены.

Именно здесь, на Зарайской земле, активно и творчески развивается сотрудничество между священнослужителями и учительством на ниве просвещения и воспитания подрастающего поколения в любви к отечественным традициям, культуре и истории. Не могут не трогать свидетельства того, как силами местных жителей, причем весьма ограниченными, возрождаются к жизни поруганные святыни. Таким образом, жизнь, во всей ее противоречивости и сложности, не лишена надежды, приносит ростки добра, которые надлежит бережно поддерживать.

Посещая Зарайск, мы ярко и отчетливо видим те задачи, которые стоят перед нашим обществом, как в материальной, так и в духовной сфере, и можем в соответствии с этим намечать планы своей дальнейшей деятельности.

Мне дорога возможность сегодняшнего общения с педагогами, которые являются классными руководителями, а, значит, по преимуществу воспитателями. Перед вами стоит сложная по нынешним временам задача, опираясь на собственный моральный авторитет, формировать у детей и юношества духовное и этическое основание личности, которое будет определять их последующую жизнь. Делать это крайне трудно в условиях современного общества, когда различие между добром и злом подвергается сомнению, а абсолютность истин, выраженных в евангельском учении Иисуса Христа, оспаривается.

Сейчас идет Великий пост, время сугубой молитвы и покаяния, когда люди с особым усердием обращают внутренний взор к состоянию своей души, стремятся избавиться от грехов и страстей, сосредоточиться на доброделании и милосердии. В эти дни верующие люди ограничивают себя и в пище, и в светских развлечениях, дабы ничто не отвлекало от молитвы и внутреннего самоанализа.

Вы можете спросить, какое все это имеет отношение к нашей встрече. Думаю, что непосредственное. Ведь воспитание самостоятельной и нравственной личности невозможно без того, чтобы человек не отдавал себе отчета в смысле и значении своих поступков, не давал им оценки, не соотносил их с высокими идеалами, которым стремился подражать. Церковь начинает Великий пост с того, что первые четыре дня в храмах читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского, в нем во всем многообразии на примерах из Библии раскрываются примеры как падения, так и высокого духовного подвига.

К теме духовного самосовершенствования обращала своих читателей и классическая русская литература. Вспомните обращенные к Богу стихотворные строки соратника Герцена, Николая Платоновича Огарева (его в прошлом веке называли «революционным-демократом»):

«Дай силу мне задуть в душе моей
Огонь себялюбивого желанья,
Любить, как братьев, как себя — людей,
Любить Тебя и все Твои созданья, —
Я буду тверд под ношею страданья».

Слова эти отсылают нас к евангельскому речению Спасителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37–39). Именно это наставление Иисуса Христа является центральным для каждого верующего, а его вторая часть также и базовой ценностью так называемой светской этики. Сегодня, когда раздается столько сетований на оскудение любви в мире, не обратить ли взоры к Тому, Кто ради спасения людей взошел на Крест и принял там смертную муку? Это пример высшей жертвенной любви, которой достойно подражать каждому. Об этом напоминает нам и нынешняя неделя, называемая в Церкви Крестопоклонной.

В храмах для поклонения выносят Святой Крест, а на богослужениях воспоминают страдания Иисуса Христа, принятые Им за всех людей.

Совершенствование в любви не происходит в мгновение ока, оно приходит через длительный труд по очищению души человека. Во время Великого поста многократно читается и дома, и за богослужением молитва древнего святого — преподобного Ефрема Сирина. Вы, наверное, знаете ее пушкинское поэтическое переложение («Отцы пустынники и жены непорочны…»). Она очень короткая, но в ней точно сказано, чего нужно избегать, а к чему стремиться человеку.

Молящийся просит Бога избавить его от безделья, уныния, властолюбия и пустословия, помочь увидеть свои грехи и не осуждать ближнего, а также стяжать целомудрие, скромность, терпение и любовь.

Как пишет Ольга Седакова, замечательный современный российский поэт и мыслитель, при произнесении этих слов «мы чувствуем себя… как будто в сердце молитвы: всех молитв. Момент самой большой серьезности и интимности».

Можно говорить об этой молитве, как о сконцентрированной в нескольких словах мощной воспитательной программе. Это может стать темой не одного классного собрания в тех коллективах, где есть доверительные и откровенные отношения между учителем и учениками. Ведь здесь речь идет о тайнах внутренней жизни человека, который просит у Бога помощи в возделывании своей души, которого молитва преподобного Ефрема Сирина, по слову Пушкина, «крепит неведомою силой».

Как видно из сказанного, влияние православия на духовный облик нашего народа имеет исключительное по важности воспитательное измерение, которое нельзя недооценивать.

Внимательное отношение учителя к этому обстоятельству может дать ему действенное средство для достижения важных педагогических целей.

В заключение хочу поблагодарить и присутствующих здесь педагогов, и представителей духовенства за усердные труды на ниве просвещения, а также пожелать дальнейших успехов в вашей многополезной деятельности.

Божие благословение да пребывает со всеми вами!

Темы: митрополит Ювеналий, образование, доклады


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.