Главная/Новости/2012/Декабрь/2/

Доклад иером. Иосифа (Лужнова). Святитель Филарет (Дроздов) и cобытия Отечественной войны 1812 года

Храм Христа Спасителя. Здесь в Кафедральном соборе Русской Православной Церкви покоятся мощи великого светильника и молитвенника земли Российской святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Святитель Филарет принадлежал к кругу тех из своих современников, которых обошли стороной грозные события начала XIX века, потрясшие Россию — нашествие армии «двунадесяти языков» французского императора Наполеона Бонапарта. Однако Богу было угодно, чтобы мощи святителя нашли свое упокоение в храме, который был воздвигнут, при самом непосредственном его участии, благодарным русским народом в память о славной победе над непобедимой доселе наполеоновской военной армадой.

В настоящем докладе нам хотелось бы остановиться на тех страницах обширной биографии святителя Филарета, которые так или иначе связаны с событиями Отечественной войны 1812 года. Ибо во многом благодаря им раскрываются великие дарования личности святителя как патриота и сына своего Отечества. Однако вначале перенесемся мысленно на несколько лет назад.

Начало XIX столетия ознаменовалось в Европе крупными войнами, в ходе которых решались судьбы государств и народов Старого Света. Вступивший в 1801 г. на российский престол император Александр I пытался поначалу не вмешиваться в европейские дела. Но рост агрессивной политики Наполеона заставил российского императора изменить позицию. В 1805 г. Россия вступает в антифранцузскую коалицию, в которую входили Австрия, Англия, Швеция и Неаполь.

29 октября 1805 г. в сражении под австрийским Дюренштейном русские войска одерживают первую в истории победу над наполеоновской армией. В ответ на это честолюбивый Бонапарт захватывает столицу Австрии Вену. Вскоре известия об этом достигли Москвы. 1 декабря молодой преподаватель Троицкой лаврской семинарии Василий Дроздов в письме отцу в Коломну напишет в числе прочего: «Что говорят у Вас о войне? Здесь уверяют, что наши войска выиграли баталию: с другой стороны слух носится, будто Наполеон в первых числах ноября вступил в Вену. Если сие последнее известие справедливо, то что будет несчастней Германии от такого человека, который обыкновенно подает оливу одною, а другою рукою вонзает меч?» Много лет спустя, уже после заката звезды Наполеона, святитель даст яркую оценку личности кумира своих современников, вскрыв религиозно-нравственные причины его падения.

Но тогда слава Бонапарта гремела в Европе. 25 июня 1807 г. Россия и Франция заключают в Тильзите мирный и союзный договор, о чем Василий Дроздов упоминает в письме отцу от 5 июля: «О мире и здесь ничего не слышно решительного: уверяют только, что приступ к сему есть, и было свидание инкогнито, после коего отношения переменились из неприятельских в дружеские…». Василий был далек от политики. Год спустя он принимает постриг и с этого времени его жизнь всецело посвящается Богу и Церкви.

Прошло 4 года. Внешне обстановка оставалась спокойной. Однако тучи все более сгущались. Еще в августе 1811 г. святитель внимательно следил за событиями, происходившими на западе, и чувствовал наступление войны. Еще тогда он предугадал коварные замыслы Наполеона и открыто писал своему родителю: «Вольнолюбивый неистовствует, наступает и, когда слышит жалобы, молчит: но само молчание многим кажется угрожающим. Я готов думать, что и до вас дошли слухи о готовой и уже наступающей войне, только вид мира в обществе подавляет и сдерживает эти слухи».

Наступал 1812 год. В день Рождества, 25 декабря, в Александро-Невской лавре архимандрит Филарет читал «Слово на Рождество Христово», в котором чувствовалась тревога: «Доколе мы живем в мире с беспечностию граждан и наслаждаемся им с самовластием обладателей, дотоле Христос не может вообразиться в нас… О Боже, давый нам Сына Твоего!.. Даждь токмо нам ро дити в себе дух Христов и жити Его жизнию. Тогда пусть и против нас, как некогда против Него, мятется Ирод и весь Иерусалим с ним; пусть неистовствует князь века сего, и весь, мир вооружается: Ты покрыеши нас в тайне селения Твоего; на воде покойне воспитаеши нас, и чрез Ангела завета твоего введеши нас в гору святую Твою, Аминь». Зная, что суждено испытать России в 1812 году, как не видеть в этих словах грозного пророчества? «Ирод и весь Иерусалим с ним» — читай: «Наполеон и вся Европа с ним». Но русские родят в себе дух Христов, а посему напрасно «неистовствует князь века сего и весь мир вооружается»! Велик Бонапарт, но ничтожно мал в сравнении с Сыном Божьим. Такими словами вдохновенный проповедник встречал зарю и грозу Двенадцатого года.

В ночь на 12 июня французская армия перешла р. Неман и направилась в пределы России. 6 июля Александр I издал манифест; которым призывал все сословия и состояния к единодушному и общему содействию против замыслов врага.

Однако далеко не все русские люди понимали необходимость сопротивления иноземцам. В России того времени к французам было особенное отношение. Ими восхищались, их приглашали учить своих детей, им подражали во всем. Да и отношение к государственной власти во всех слоях общества было весьма недоброжелательным. «Перед двенадцатым годом, — вспоминал позже святитель, — правительство утратило доверие…, и некоторые — пока Наполеон был вдали — ждали его как освободителя». В этих условиях как никогда важен был авторитетный голос Церкви.

15 июля было обнародовано воззвание Святейшего Синода, составленное, по всей видимости, не без участия архимандрита Филарета, поскольку в нем прослеживается характерный для него возвышенный риторический стиль: «С того времени как ослепленный мечтою вольности народ французский ниспровергнул престол единодержавия и алтари христианские, мстящая рука Господня видимым образом отяготела сперва над ним, а потом через него и вместе с ним над теми народами, которые наиболее его отступлению последовали. За ужасами безначалия следовали ужасы угнетения. Одна брань рождала другую и самый мир не приносил покоя. Богом спасаемая Церковь и держава Российская доселе были по большей части сострадающею зрительницею чуждых бедствий как бы для того, чтобы тем более утвердилась в уповании на Промысл и тем с большим благоразумием приготовилась сретить годину искушения. Ныне сия година искушения касается нас, россияне!.. Церковь, уверенная в неправедных и нехристолюбивых намерениях врага, не престает от всея кротости своея вопиять ко Господу о венцах победных для доблестных подвижников и о благих нетленных для тех, которые душу свою положат за братию свою. Да будет как было всегда, и утверждением и воинственным знамением россиян сие пророческое слово: о Бозе спасение и слава!»

Войну архимандрит Филарет, которому еще не исполнилось тридцати лет, встретил в должности ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии и настоятеля новгородского Юрьева монастыря. «Гроза двенадцатого года» гремела вдалеке от северной русской столицы. Тем не менее «робкие и праздные» люди покинули город.

Святитель Филарет сохранял в себе дух спокойствия, оставаясь в столице. Вместе с ним остались и студенты академии и воспитанники семинарии. Его великодушию последовал и Обер-прокурор Святейшего Синода князь Голицын.

В отличие от Петербурга, в Москве, по мере продвижения наполеоновской армии к Первопрестольной, волнение заметно нарастало. Многие жители на повозках с домашним скарбом спешно выезжали вглубь страны. Не избежали этой участи и жители Коломны, среди которых были и ближайшие родственники святителя. Его отец, Михаил Федорович, с зятем уехали в Рязань, а мать с детьми — в Козлов. И если сам святитель за себя не беспокоился, то за других переживал. «Что до меня принадлежит, — писал он отцу, — я скорбел и скорблю только о нещастьях родных, знакомых и отечества, пользуясь сам незаслуженною безопасностию и спокойствием». Хотя, конечно, в реальности обстановка даже в Петербурге была далеко не столь спокойна. Напротив, обстоятельства требовали особой выдержки и самообладания.

В своих проповедях в связи с событиями 1812 г. святитель выступает как Патриот Земли Русской, горячо любящий свое Отечество и вносящий свой вклад в его спасение от врага. В годину величайших для Родины испытаний своими мудрыми словами он поддерживал твердость духа и спокойствие у всех тех, кто оставался в столице, кто неизменно сохранял патриотические чувства.

Но не только словом и молитвой поддерживал свт. Филарет свою паству в годину суровых испытаний. Вместе с другими священниками и монахами он постоянно призывал людей имущих жертвовать как можно больше на дело спасения Отечества от нашествия европейских варваров. Все эти месяцы, когда в Петербург одна за другой приходили страшные вести, он сам жертвовал от своего жалованья столько, чтобы оставалось лишь на самое скудное проживание.

О патриотических настроениях святителя ярко свидетельствуют следующие его слова: «Не смущайся сомнением и неизвестностью, в клятве, которую ты дал в верности царю и Отечеству, ты найдешь ключ к мудрости, разрешающей все недоумения. Находясь целую жизнь под защитой законов и правительства, воспользуйся случаем быть хотя единожды защитой законов и правительства. Не страшись опасностей, подвизаясь за правду, лучше умереть за нее, нежели пережить ее. Искупи кровью для потомков те блага, которые кровью купили для тебя предки. Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество — ты приимешь жизнь и венец на небе».

Наряду с теми скорбями, которые святитель испытал в связи с нашествием на Русь французов, ему пришлось пережить и личную скорбь. 11 ноября 1812 г. скончался его покровитель и благодетель митрополит Московский Платон (Левшин). Во время панихиды по новопреставленном архимандрит Филарет горько плакал. Разлука с любимым архипастырем была для него невыносимой.

Однако вскоре скорбь о бедствиях Отечества восполнилась радостною вестью о победе над Наполеоном, скорби о родных — известием о их сохранении. В день Светлого Рождества Христова вышел манифест государя императора Александра I об окончательном изгнании неприятеля из пределов России. Тем радостнее звучали рождественские проповеди, читаемые во дни избавления, от бедствия, которое еще недавно казалось непреодолимым. «Если же кто с волхвами притек в сокровенный Вифлеем от шумного Иерусалима: да не возвратится тот ко Ироду похвалиться своим обретением; да не соделается тайна Царя славы оружием миродержителя тмы века сего, который ищет Отрочате, да погубит Е. Аминь!», — взывал архимандрит Филарет к торжествующим соотечественникам.

В январе 1813 г. Россия начала «ответный визит в Париж» — знаменитый Заграничный поход русской армии. Однако радость победоностного шествия была омрачена. Вскоре после светлого праздника Пасхи пришло скорбное известие о кончине победителя Наполеона — фельдмаршала М. И. Кутузова. Погребение светлейшего князя Кутузова-Смоленского состоялось 13 июня. Честь произнести прощальное слово перед погребением великого полководца была оказана архимандриту Филарету, как лучшему проповеднику Петербурга. Отдавая должное гению почившего «архистратига Российского», святитель почел справедливым прежде всего «превознести Единого невидимого Виновника всякого спасения» — Бога.

В уповании русских людей на Бога — источник высшей Правды — виделась святителю истинная причина победоносного завершения страшной войны. Эту мысль он блестяще раскрыл спустя несколько месяцев после освобождения Отечества в своем знаменитом «Рассуждении о нравственных причинах неимоверных успехов наших в войне 1812 года»: «Непорфирородный царь, возжелавший быть еще непомазанным пророком, не провидел того, что, кроме физических и политических, государства одушевляются и действуют высшими нравственными силами, что насилие возбуждает против себя те самые силы, которые ему покоряются, что ухищрения могут быть перехитрены или разрушены нечаянностью, что правота всегда могущественнее коварства и злобы, своей твердостью и провидением. Высокоумный повелитель надменного мнимой образованностью народа не знал и, к продолжению бед Европы, не изучил и доселе сего простого языка нравственности… Ныне заблудившиеся народы, познайте пути к потерянному вами и тщетно в суетных мечтаниях искомому благоденствию! Бич Божий поражает Европу так, что его удары раздаются во всех концах Вселенной. Услышите глас наказующего и обратитесь к Нему, дабы Он был и вашим Спасителем. Ныне благословенная Богом Россия, познай твое величие и не воздремли, сохраняя основания, на которых оно воздвигнуто!»

Святителю Филарету было суждено стать первым, кто дерзнул осмыслить значение великих событий. Ему же суждено было первым увековечить величие русского духа. 30 августа 1814 г. императором Александром I был издан Высочайший Манифест постановлявший: «Декабря 25 дня, день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном «Избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Последование молебствия было сочинено архимандритом Филаретом, и Православная Россия из года в год коленопреклоненно благодарила Спасителя в день пришествия Его в мир словами составленной святителем молитвы: «…Видехом, Господи, видехом и вси языцы видеша в нас, яко Ты еси Бог, и несть разве Тебе… Благодарим Тя, Господи, яко наказуя наказал еси ны вмале, да не смерти во веки предаси нас. Даждь нам, Господи, память сего славного посещения тверду и непрестанну имети в себе, яко да в Тебе утверждени сыновним страхом и верою, и любовию, и Твоею крепостию ограждени, выну якоже днесь, поем и славословим имя святое Твое…». На протяжении целого столетия звучало это величественное моление в русских православных храмах, пока не было предано забвению. К счастью, уже в наши дни дивное филаретовское слово вновь зазвучало над бородинскими просторами.

Не в силе Бог, а в правде. Время и злоба человеческая оказались бессильны сокрыть великие деяния дивного во святых митрополита Московского и Коломенского Филарета. Ныне, как и полтора столетия назад, возвышается на Подмосковной земле великолепный Спасо-Бородинский монастырь, основанный вдовой героя Бородина генерала Александра Тучкова игуменьей Марией (Тучковой) — духовной дочерью свт. Филарета, внесшего огромный вклад в дело созидания и благоукрашения обители. Как и столетие назад, украшает стольный град Москву величественный храм Христа Спасителя, воздвигнутый по благословению и при непосредственном участии святого Филарета.

И ныне великий сын Отечества святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, в сонме многочисленных святых русских предстательствует за Россию, призывая на нее Божие благословение и заступничество.

Иеромонах Иосиф (Лужнов),
помощник ректора КПДС по научной работе,
кандидат богословия

Темы: Коломенская духовная семинария, Филаретовские чтения


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.