Главная/Новости/2012/Декабрь/2/

Слово митрополита Ювеналия на Филаретовском акте в Коломне

Ваше Преосвященство,
досточтимые братья-сопастыри,
дорогие братья и сестры!

Ежегодные празднования памяти духовного покровителя Коломны — святителя Филарета Московского — собирают нас на богослужение и на торжественный акт, на котором мы обращаем свои мысленные взоры к жизненному пути и богословскому наследию этого светильника Русской Православной Церкви.

Творения митрополита Филарета поистине необъятны. Они охватывают и сферу церковного управления, и область библеистики, а также представляют собой богатый источник наставлений по православной аскетике и благочестию. Интересно, что глубоким по содержанию материалом для исследования являются не только собственно академические труды святителя или его проповеди, но и его обширная переписка, а также архипастырские резолюции. В последние годы церковными и светскими исследователями предпринимаются усилия для переиздания писаний митрополита Филарета, а также введению в научный оборот новых архивных материалов, связанных с его житием. Начата работа над хроникой жизни святого, над анализом его богословских воззрений. Это не может не радовать, в особенности если вспомнить слова архиепископа Никона (Рождественского), написанные еще в начале ХХ века: «Если бы творения митрополита Филарета были изучаемы поглубже, то в них наши богословы находили бы ответы на многие вопросы, которые возникают у них теперь, между тем как великий святитель решал их сто лет назад».

Житие святого насыщено важными событиями и свершениями исторического значения. Например, многое из того, что является частью современной церковной действительности, связано с его именем. Это и московский Храм Христа Спасителя, в возведении которого он принимал самое деятельное участие, и составленный им молебен «В воспоминание избавления Церкве и державы Российския от нашествия галлов, и с ними двадесяти язык», повсеместно совершавшийся в этом году в связи с празднованием 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года.

Для нас, людей XXI века, представляется важным то, что по прошествии 145 лет с момента кончины святителя Филарета многие его наблюдения и наставления остаются жизненными и актуальными.

С тревогой наблюдая за событиями своего времени, митрополит Филарет скорбел о нравственном и духовном упадке современников. Он писал: «Век сей лукав, чистому добру неохотно верит; случаи к нареканию и клевету ловит жадно; жалом насмешки, даже неосновательной, язвит иногда не без вреда успехам добрых предприятий». В другом месте читаем: «Век сей страстен к беспорядку и вздору и забыл первые начала здравого смысла и приличия».

Анализируя происходящее и обличая недуги мира, угодник Божий призывал во всем полагаться на Христа: «В самом деле до Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко; поелику Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти сию близость верой и молитвой». «Радуйтесь о Господе и тогда, когда образ мира сего не обещает радости». «Если невольно чувствуется тягость жизни, надо возводить взор к милующему Богу, но жаловаться на тягость жизни не должно. Бог дает и продолжение ее для нашего спасения, следовательно, это дар. Дарующего благодарить должно, а не жаловаться». К серьезным испытаниям митрополит Филарет относился мужественно, отмечая: «Если как-нибудь допущено в мир бедствие, то разве как средство Провидения, наказательное и исправительное, а иногда испытательное и усовершительное, — как истина и милость путей Господних».

Обладая высоким положением в Церкви и обществе, митрополит Филарет выше всего ставил приверженность истинам святого православия, не смущаясь нередко возникавшими трениями даже с самим самодержцем. Он укреплялся таким рассуждением: «Будьте там, где поставлены, делайте порученное вам до последней возможности». Святитель пророчески указывал на разрушительные последствия безбожия или увлечения ложными идеями. «Религия в обществе есть пружина, по ослаблении коей все действия машины приходят в бóльший беспорядок», — предостерегал он.

С точки зрения дня сегодняшнего, исключительное значение имеют труды святителя Филарета, направленные на развитие церковной науки и просвещения. Мы можем говорить о нем, как об одном из первых российских библеистов, поскольку именно им заложены основы для академического исследования Священного Писания. Наряду с усилиями, обращенными к углубленному изучению Библии, многое было сделано для того, чтобы ее текст был удобопонятен для широких масс верующих. Именно благодаря усилиям митрополита Филарету начал создаваться перевод на русский язык, в окончательной своей версии получивший название Синодального.

Однако этого было недостаточно. Требовалось донести до народа истины веры, дать ключ к ее пониманию. Исходя из мысли, что «христианство не есть юродство или невежество, но Премудрость Божия», святитель создает «Пространный христианский катехизис», являющийся до сего дня важнейшим вероучительным руководством в Русской Православной Церкви. Митрополит Филарет свидетельствует в этой книге о том, что спасение невозможно без истинной веры и добрых дел, а истинная вера хранится только в Православной Церкви.

Перед нами встает фигура поистине огромного масштаба: экзегет и богослов, чье влияние распространяется на церковную жизнь последующих столетий. Как сказано в современном исследовании, посвященном трудам митрополита Филарета, «в его лице Русская Церковь обрела святителя вселенской значимости… В его трудах путь русского богословия непреложно определился как „путь отцов“».

Однако не только это характеризует личность святителя Филарета. В контексте современных преобразований в нашей Церкви, в частности, направленных на совершенствование епархиального управления, представляет особый интерес его опыт архипастырской деятельности. Об этом свидетельствуют и его эпистолярное наследие, и летопись епархиальной жизни. Митрополит Филарет имел редкий дар с особым вниманием и тщательностью входить во все обстоятельства рассматриваемых дел, дабы принять решение, верное и с духовной, и с административной точки зрения. Ему принадлежат слова: «Иногда и малое дело требует немало осторожности».

Святитель имел особое попечение о своем родном граде Коломне, стремился здесь бывать, совершал богослужения, освящал храмы. Для Московской епархии особо значима та духовная забота, которую митрополит Филарет проявлял в отношении основательницы Спасо-Бородинского монастыря игумении Марии (Тучковой). Его письма открывают перед нами архипастыря, искусного в молитве и монашеском делании, мудрого и строго наставника.

Из жития угодника Божия мы знаем, что, имея множество обязанностей и как член Святейшего Синода, и как Правящий архиерей Московской епархии, он стремился к уединению и молитве, полагая, что «поистине благо человеку, когда Господь Иисус Христос есть его сердце и его жизнь». Нельзя не признать, что в нем жило тайное желание пустыни. Оно находило свое отражение в напряженной духовной жизни, в самоотверженном исполнении своего служения, наконец, в составленных им молитвословиях. Глубина смирения и готовность принять волю Божию отражены в «Молитве ежедневной», в которой в частности говорится: «Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей!»

Вспоминая сегодня святителя Филарета Московского как выдающегося церковного и общественного деятеля, видного ученого и искусного проповедника, премудрого архипастыря и смиренного молитвенника, мы испрашиваем его молитв перед Престолом Божиим за Отечество и народ. С благоговением вспоминаем и обращаем ко Господу сохраняющие свое значение и поныне слова из написанной им «Молитвы в день воспоминания тысящелетия России»: «Соблюди в нас Православную веру в ее чистоте и силе, и да пребудет она, якоже бысть, средоточием общественного единения, источником просвещения, основанием и твердынею народного благоправия, правды законов, благодетельности управления, нерушимости благосостояния. Да не увянет и не изсхнет древнее насаждение добра. Но да привьется к нему новое стеблие лучшаго, и да изыдет новый свет благолепия и плод совершенства».

Собираясь на ежегодные торжества, посвященные памяти святителя Филарета Московского, и приникая к его духовному наследию, мы неизменно приобретаем благодатную пищу для ума и сердечное утешение, тем самым следуя наставлению святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

Темы: митрополит Ювеналий, Коломенская духовная семинария, Филаретовские чтения, доклады


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.