Главная/Новости/2012/Ноябрь/27/

Выступление первого заместителя Председателя Правительства Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии Московских областных Рождественских образовательных чтений

Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Борис Егорович!
Уважаемые участники и гости Чтений!

Сегодня у нас знаменательное событие: наши Рождественские образовательные чтения открываются в десятый, юбилейный раз. Круглая дата — это знак того, насколько большой путь мы прошли в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Одно из мероприятий нашего совместного календаря называется «Дорога к храму», но так можно назвать весь наш совместный труд, все педагогические, научно-методические, культурологические мероприятия, которые мы проводим вместе с Церковью, — всё это дорога к Храму, и этой дорогой идём мы, наши педагоги, школьники, родители школьников под мудрым руководством наших духовных наставников, вашим руководством, дорогой Владыка.

Тему сегодняшних, юбилейных Чтений Вы, дорогой Владыка, по традиции назвали в прошлом году на Девятых Рождественских образовательных чтениях, и эта тема — «Возрождение через просвещение». Два ключевых слова названия определяют ее глубокий смысл. Культура эпохи Возрождения возрождала ценности культуры античных времён. А термин «просвещение» обращает нас к истории культуры 18 века, связанной с деятельностью плеяды ученых — энциклопедистов, основавших движение, давшее название всей эпохе — эпоха просвещения.

С конца 20 века в общественной жизни России восстановлена значимость ценностей духовной культуры, что подтверждает и десятилетняя традиция наших Рождественских чтений.

В контексте традиций духовной культуры «возрождение» и «просвещение» — важнейшие слова русского языка, рассказывающие о самом главном в жизни — о рождении (боговоплощении) в мире Божественного Младенца, определившего дальнейшее развитие культуры многих стран мира и жизни многих людей. И появились в мире страны, которые стали называться странами христианкой цивилизации, к ним относятся: Германия, Франция, Великобритания, США, Греция, Болгария, Сербия. И, конечно, наша страна Россия.

Президент США Теодор Рузвельт, лауреат Нобелевской премии мира, которую он получил за помощь в окончании русско-японской войны, писал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно — значит вырастить угрозу для общества».

Возрождение для широких общественных слоев граждан нашего Отечества культурного пласта знаний — религиозной культуры — позволяет реально осуществить право каждого человека получать образование, в содержании которого представлена нравственная составляющая, а также фундаментальный пласт знаний, вне владения которым невозможно современному человеку понимание ни истории, ни искусства, ни русской классической литературы и музыки.

Возрождение культурного пласта знаний в образовании ведет к расширению кругозора, прежде всего — подрастающего поколения, т. е. к просвещению. Наши дети сегодня знают больше в области религиозной культуры, чем их родители, которые не имели возможности в школе познакомиться с азбукой духовной культуры. И слово «просвещение» они нам объяснят уже не в контексте французской культуры 18 века, а в контексте христианской православной культуры. Почему так? Потому, что в школе они изучают предметы культурологического цикла: «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья».

И они уже ориентируются в том, что понятия христианской культуры связаны с ее содержанием, вероучением. Они объяснят, что слово «свет» христианская культура относит в Личности родившегося в мире Богочеловека Христа, возродившего человека от рабства греху к жизни.

И не только на уроках, но и во внеурочной деятельности школьники имеют возможность сегодня приобщиться к духовной культуре. В соответствии с Федеральными государственными стандартами начального общего образования в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию 1 час внеурочной деятельности отводится на реализацию духовно-нравственного направления.

Каждую весну в Московской области проводится Областной открытый урок, на котором, сохраняя добрую традицию: «книга — лучший подарок» школьники Московской области получают в подарок книгу, которая написана специально для них.

Так они получили в подарок книги «История Родного слова. От Кирилла и Мефодия до наших дней», «Сказ о Кирилле и Мефодии» «Отчий дом», «Наследие веков живое» и «Просветители». И они могут нас с вами просветить в том, кого называют просветителями в традициях христианской православной культуры.

Сегодня мы с вами не только наблюдаем, но и участвуем в процессе возрождения: пласт духовной культуры сегодня возвращается в отечественное образование, занимая достойное место, просвещая умы, сердца наших детей ценностями добра, любви, милосердия.

В Московской области одним из важных направлений комплексной воспитательной работы в учреждениях образования, обеспечивающей приоритет в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, является решение проблем профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, наркомании и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защите их прав.

В общеобразовательных учреждениях продолжается работа по внедрению в практику работы классных руководителей с 1 по 11 класс методик проведения воспитательных мероприятий и родительских собраний по программе нравственно-этического воспитания «Этическая грамматика», психологической программы по развитию социальных компетенций у школьников «Жизненные навыки», психолого-педагогических и социально-психологических гуманитарных технологий, направленных на формирование толерантного сознания, оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, поддержку позитивных межнациональных отношений в системе образования. Данные технологии разработаны подмосковными вузами в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие образования Московской области». Ежегодно эти технологии осваивает свыше 7 тысяч педагогических работников различных категорий.

В Московской области разработаны практические программы по формированию межкультурной компетентности личности, профилактике ксенофобии, по формированию толерантной личности (Тренинги толерантности). Их цель — сформировать многоролевую личность, социокультурное развитие которой происходит на перекрестках разных культур и социальных пространств. В Московской области на основе этих программ ведется регулярная работа уже в течение 10 лет и она дает свои положительные результаты:

Значимым направлением профилактики является специальная образовательная и культурно-просветительская работа по проблеме наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения несовершеннолетних, которая проводится с учащимися и их родителями с привлечением работников здравоохранения, ГУВД, органов наркоконтроля и других ведомств.

В образовательных учреждениях Московской области реализуются культурно-образовательные программы, допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации, Экспертно-консультативным советом, созданным при Управлении Федеральной службы наркоконтроля по Московской области: «Твое здоровье», «Все цвета, кроме черного», «Мой выбор», «Разговор о правильном питании».

Хотелось бы подчеркнуть, что всё, о чем мы сегодня говорим, не является для Московской области каким-то «сиюминутным» мероприятием, но именно — процессом духовно-нравственного образования, который выстроен к настоящему времени уже на уровне четырех звеньев системы образования: дошкольного, школьного, профессионального, последипломного.

Для создания единого духовного образовательного пространства в Московской области во всех муниципальных образованиях в рамках реализации школьного или регионального компонента базисного учебного плана созданы условия для предоставления возможности изучения основ Православной культуры, Духовного краеведения Подмосковья.

Во всех 72-х муниципальных образованиях предоставлена возможность для обучающихся с 1 по 11 класс по заявлению родителей или законных представителей изучать программы духовно-нравственной культуры.

Охват школьников изучением предметов духовно-нравственной направленности ежегодно увеличивается.

В 34 муниципальных образованиях в 100% общеобразовательных учреждений ведётся преподавание предметов духовно-нравственной культуры. (В 2011 — 2012 учебном году таких территорий было на 6 меньше). Городские округа: Балашиха, Бронницы, Восход, Власиха, Дзержинский, Домодедово, Жуковский, Звенигород, Звёздный городок, Ивантеевка, Коломна, Королёв, Котельники, Лобня, Молодёжный, Протвино, Пущино, Серпухов, Электросталь.

Муниципальные районы: Волоколамский, Егорьевский, Истринский, Коломенский, Красногорский, Ленинский, Лотошинский, Луховицкий, Ногинский, Орехово-Зуевский, Подольский, Пушкинский, Серпуховский, Ступинский, Щёлковский.

По данным мониторинга в Московской области преподавание предметов духовно-нравственной культуры организовано в 1212 общеобразовательных учреждениях Московской области (что составляет 88% от общего количества) для 123 с половиной тысяч школьников, что составляет 20% от общего количества детей, обучающихся в школах Московской области. Основными предметами, преподаваемыми в школе в рамках духовно-нравственной культуры, являются «Духовное краеведение Подмосковья», «Православная культура».

Различны формы преподавания предметов:

  • Основной предмет — 48%
  • Факультатив — 25%
  • Кружок — 27%

Классы, в которых наиболее активно преподаются предметы духовно-нравственной культуры: 8-ые классы — 27,4% от общего количества классов, в которых изучаются предметы ДНК, 9-ые классы — 19%, 7-ые классы — 18,4%.

С 1 сентября 2012 года во всех 4-х классах в соответствии с федеральным базисным учебным планом введен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

63 тысячи 774 четвероклассника вместе с их родителями (законными представителями) осуществили выбор учебного модуля:

  • «Основы православной культуры» выбрали 23 тысячи 170 обучающихся (34,8% от общего количества четвероклассников);
  • «Основы мировых религиозных культур» — 9 тысяч 429 детей (14,2%),
  • «Основы светской этики» — 33 тысячи 909 детей (50,9%).
  • «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» — менее 1% детей.

Системность подхода к духовно-нравственному воспитанию в Московской области не ограничивается введением предметов духовно-нравственной направленности в общеобразовательных учреждениях.

В дошкольных образовательных учреждениях Московской области второй год малыши путешествуют маршрутами духовного краеведения в «Добрый мир» православной культуры.

Организовано знакомство с основами духовно-нравственного воспитания в 587-ми дошкольных образовательных учреждениях Московской области — 33,3% детских садов от общего количества учреждений для 34 тысяч воспитанников, что составляет 13,5% от общего количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Формы работы с детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Московской области в рамках духовно-нравственного воспитания различны: это и занятия, и цикл бесед, и прикладное творчество.

В учреждениях профессионального образования также изучают предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья».

Предметы изучаются в форме уроков и факультативных занятий в 106 учреждениях НПО и СПО, что составляет 89% от общего количества учреждений. Преподаванием охвачены около 12 тысяч обучающихся, что составляет 30% от их общего числа.

В 94 учреждениях дополнительного образования ведутся занятия по предметам культурологического цикла — 35,2% от общего количества учреждений. Более 27 тысяч воспитанников охвачены духовно-нравственным воспитанием, что составляет 11,1% от общего количества воспитанников учреждений дополнительного образования.

За прошедшее десятилетие в тесном сотрудничестве Московской епархии Русской Православной Церкви и учреждений высшего профессионального образования Московской области выстроена эффективная система духовно-нравственного воспитания и образования молодежи.

Проводится целый ряд совместных мероприятий, ставших уже традиционными. Наиболее значимые из них: празднование Дня православной молодежи, Дня славянской письменности и культуры, Дня памяти святителя Филарета. Стало традицией проведение ежегодных областных семинаров «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания в современном мире» в Ногинске в педагогическом колледже.

Регулярными стали встречи представителей Орехово-Зуевского благочиния, Коломенской духовной семинарии со студентами по темам «Церковь и высшая школа. Точки соприкосновения», «Духовно-нравственное воспитание молодежи и формирование активной гражданской позиции».

В 2011 году под руководством ректора Коломенского института Алексея Борисовича Мазурова вышла в свет коллективная монография «Духовно-нравственное воспитание: от теории к практике».

Помимо преподавания предметов духовно-нравственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях Московской области важным направлением является подготовка педагогических кадров.

Педагоги образовательных учреждений Московской области получают подготовку к ведению занятий по духовно-нравственной культуре на педагогических курсах на базе областных учреждений высшего профессионального образования. За последние 5 лет обучено более 4 000 педагогов. Из них в 2011 и 2012 годах подготовку прошли учителя общеобразовательных учреждений — 980 человек, педагоги дошкольных общеобразовательных учреждений — 860 человек, педагоги учреждений СПО — 29 человек. В настоящее время ведется обучение двухсот педагогов на базе Духовно-просветительского центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета.

В помощь педагогам на базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета разработан и действует Методический кабинет «В помощь учителю духовной культуры», в котором представлен Банк педагогического опыта «Духовная культура».

В работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников активно включился Центр дошкольного образования, созданный в 2011 — 2012 учебном году на базе Московского государственного областного гуманитарного института (г. Орехово-Зуево).

Уважаемые участники Чтений! Я не ставлю перед собой задачи в выступлении осветить все вопросы организации работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Духовно-нравственное образование на уровне организации системы работы — это сложный, планомерный и долговременный процесс. Но, учитывая значимость тех духовно-нравственных ориентиров, которые были заданы Вами, наш дорогой Владыка, и с которыми мы полностью согласны, так их актуальность подтверждается социально-общественным запросом, мы предлагаем поразмышлять, как на своем рабочем месте каждый из педагогов может способствовать реализации этих важных задач. В этом важном деле нет посторонних, так как речь идет о духовно-нравственном здоровье молодежи. И в этом, как мы все хорошо понимаем, будущее нашей страны.

Я хочу завершить своё выступление фрагментом из сочинения Полины Шалаевой, ученицы девятого класса Красногорского района:

«Финал каждой прочитанной мною книги вводит меня в странное состояние окончания мною какого-то важного этапа жизни. За время чтения ты как будто проживаешь не только свою, но и жизнь каждого персонажа. Мне искренне жаль людей, не испытывавших ни разу этого замечательного чувства. Мой любимый спектакль „Мама, папа, сын, собака“, он идёт в замечательном театре города Москвы „Современник“. На его премьере, в конце, я плакала, и сотни взрослых людей плакали рядом со мной, а мужчины с трудом сдерживали слёзы. Разве может это ощущение, сравниться с просмотром телевизионного сериала о бандитах и стрельбе? Каждый сам для себя может ответить на этот вопрос. Лично я говорю: „нет, не может!“

Очень жаль, что в стране осталось так мало людей, стремящихся к „высокому“, если бы люди были немного добрее, просвещённее, исполняли бы Заповеди Христа, их жизнь была бы лучше. Возможно, не распалось бы столько семей, не страдали бы дети и старики».

В этих словах школьницы соединяются ключевые понятия — просвещение, и возрождение нравственности. Я только не соглашусь с Полиной в том, что людей, стремящихся к высокому, у нас мало. Их много в этом зале, в наших образовательных учреждениях, в наших городах и районах. И конечно, их число возрастает — в том числе, и благодаря таким событиям, как Московские областные Рождественские образовательные чтения.

Спасибо за внимание.

Темы: Рождественские чтения, администрация Московской области, образование, доклады


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.