Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Борис Егорович!
Уважаемые участники и гости Чтений!
Сегодня у нас знаменательное событие: наши Рождественские образовательные чтения открываются в десятый, юбилейный раз. Круглая дата — это знак того, насколько большой путь мы прошли в нашей совместной деятельности по
Тему сегодняшних, юбилейных Чтений Вы, дорогой Владыка, по традиции назвали в прошлом году на Девятых Рождественских образовательных чтениях, и эта тема — «Возрождение через просвещение». Два ключевых слова названия определяют ее глубокий смысл. Культура эпохи Возрождения возрождала ценности культуры античных времён. А термин «просвещение» обращает нас к истории культуры 18 века, связанной с деятельностью плеяды ученых — энциклопедистов, основавших движение, давшее название всей эпохе — эпоха просвещения.
С конца 20 века в общественной жизни России восстановлена значимость ценностей духовной культуры, что подтверждает и десятилетняя традиция наших Рождественских чтений.
В контексте традиций духовной культуры «возрождение» и «просвещение» — важнейшие слова русского языка, рассказывающие о самом главном в жизни — о рождении (боговоплощении) в мире Божественного Младенца, определившего дальнейшее развитие культуры многих стран мира и жизни многих людей. И появились в мире страны, которые стали называться странами христианкой цивилизации, к ним относятся: Германия, Франция, Великобритания, США, Греция, Болгария, Сербия. И, конечно, наша страна Россия.
Президент США Теодор Рузвельт, лауреат Нобелевской премии мира, которую он получил за помощь в окончании
Возрождение для широких общественных слоев граждан нашего Отечества культурного пласта знаний — религиозной культуры — позволяет реально осуществить право каждого человека получать образование, в содержании которого представлена нравственная составляющая, а также фундаментальный пласт знаний, вне владения которым невозможно современному человеку понимание ни истории, ни искусства, ни русской классической литературы и музыки.
Возрождение культурного пласта знаний в образовании ведет к расширению кругозора, прежде всего — подрастающего поколения,
И они уже ориентируются в том, что понятия христианской культуры связаны с ее содержанием, вероучением. Они объяснят, что слово «свет» христианская культура относит в Личности родившегося в мире Богочеловека Христа, возродившего человека от рабства греху к жизни.
И не только на уроках, но и во внеурочной деятельности школьники имеют возможность сегодня приобщиться к духовной культуре. В соответствии с Федеральными государственными стандартами начального общего образования в рамках внеурочной деятельности по
Каждую весну в Московской области проводится Областной открытый урок, на котором, сохраняя добрую традицию: «книга — лучший подарок» школьники Московской области получают в подарок книгу, которая написана специально для них.
Так они получили в подарок книги «История Родного слова. От Кирилла и Мефодия до наших дней», «Сказ о Кирилле и Мефодии» «Отчий дом», «Наследие веков живое» и «Просветители». И они могут нас с вами просветить в том, кого называют просветителями в традициях христианской православной культуры.
Сегодня мы с вами не только наблюдаем, но и участвуем в процессе возрождения: пласт духовной культуры сегодня возвращается в отечественное образование, занимая достойное место, просвещая умы, сердца наших детей ценностями добра, любви, милосердия.
В Московской области одним из важных направлений комплексной воспитательной работы в учреждениях образования, обеспечивающей приоритет в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, является решение проблем профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, наркомании и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защите их прав.
В общеобразовательных учреждениях продолжается работа по внедрению в практику работы классных руководителей с 1 по 11 класс методик проведения воспитательных мероприятий и родительских собраний по программе
В Московской области разработаны практические программы по формированию межкультурной компетентности личности, профилактике ксенофобии, по формированию толерантной личности (Тренинги толерантности). Их цель — сформировать многоролевую личность, социокультурное развитие которой происходит на перекрестках разных культур и социальных пространств. В Московской области на основе этих программ ведется регулярная работа уже в течение 10 лет и она дает свои положительные результаты:
Значимым направлением профилактики является специальная образовательная и
В образовательных учреждениях Московской области реализуются
Хотелось бы подчеркнуть, что всё, о чем мы сегодня говорим, не является для Московской области
Для создания единого духовного образовательного пространства в Московской области во всех муниципальных образованиях в рамках реализации школьного или регионального компонента базисного учебного плана созданы условия для предоставления возможности изучения основ Православной культуры, Духовного краеведения Подмосковья.
Во всех
Охват школьников изучением предметов
В 34 муниципальных образованиях в 100% общеобразовательных учреждений ведётся преподавание предметов
Муниципальные районы: Волоколамский, Егорьевский, Истринский, Коломенский, Красногорский, Ленинский, Лотошинский, Луховицкий, Ногинский,
По данным мониторинга в Московской области преподавание предметов
Различны формы преподавания предметов:
Классы, в которых наиболее активно преподаются предметы
С 1 сентября 2012 года во всех
63 тысячи 774 четвероклассника вместе с их родителями (законными представителями) осуществили выбор учебного модуля:
Системность подхода к
В дошкольных образовательных учреждениях Московской области второй год малыши путешествуют маршрутами духовного краеведения в «Добрый мир» православной культуры.
Организовано знакомство с основами
Формы работы с детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Московской области в рамках
В учреждениях профессионального образования также изучают предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья».
Предметы изучаются в форме уроков и факультативных занятий в 106 учреждениях НПО и СПО, что составляет 89% от общего количества учреждений. Преподаванием охвачены около 12 тысяч обучающихся, что составляет 30% от их общего числа.
В 94 учреждениях дополнительного образования ведутся занятия по предметам культурологического цикла — 35,2% от общего количества учреждений. Более 27 тысяч воспитанников охвачены
За прошедшее десятилетие в тесном сотрудничестве Московской епархии Русской Православной Церкви и учреждений высшего профессионального образования Московской области выстроена эффективная система
Проводится целый ряд совместных мероприятий, ставших уже традиционными. Наиболее значимые из них: празднование Дня православной молодежи, Дня славянской письменности и культуры, Дня памяти святителя Филарета. Стало традицией проведение ежегодных областных семинаров «Актуальные проблемы
Регулярными стали встречи представителей
В 2011 году под руководством ректора Коломенского института Алексея Борисовича Мазурова вышла в свет коллективная монография «
Помимо преподавания предметов
Педагоги образовательных учреждений Московской области получают подготовку к ведению занятий по
В помощь педагогам на базе
В работу по
Уважаемые участники Чтений! Я не ставлю перед собой задачи в выступлении осветить все вопросы организации работы по
Я хочу завершить своё выступление фрагментом из сочинения Полины Шалаевой, ученицы девятого класса Красногорского района:
«Финал каждой прочитанной мною книги вводит меня в странное состояние окончания мною
Очень жаль, что в стране осталось так мало людей, стремящихся к „высокому“, если бы люди были немного добрее, просвещённее, исполняли бы Заповеди Христа, их жизнь была бы лучше. Возможно, не распалось бы столько семей, не страдали бы дети и старики».
В этих словах школьницы соединяются ключевые понятия — просвещение, и возрождение нравственности. Я только не соглашусь с Полиной в том, что людей, стремящихся к высокому, у нас мало. Их много в этом зале, в наших образовательных учреждениях, в наших городах и районах. И конечно, их число возрастает — в том числе, и благодаря таким событиям, как Московские областные Рождественские образовательные чтения.
Спасибо за внимание.
Темы: Рождественские чтения, администрация Московской области, образование, доклады