Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Ваше Преосвященство! Уважаемый Владыка Константин!
Уважаемые коллеги, педагоги!
Всечестные братья и сестры!
Сегодня наша традиционная встреча проходит в необычный день. Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит Всемирный день предотвращения самоубийств с целью укрепления приверженности и поощрения деятельности по предотвращению самоубийств во всем мире.
Современные ритмы жизни и работы, а также,
Суицид — это глобальная и трагическая проблема для мирового здравоохранения. По статистике, в результате самоубийств в мире умирает столько же людей, сколько в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых. По распространенности случаев суицида лидируют развитые страны. Поэтому Международная ассоциация предотвращения самоубийств в сотрудничестве с ВОЗ призывают общественность и власти проводить в этот день мероприятия и акции по укреплению чувства ответственности за спасение жизни людей, которые могут быть потеряны в результате суицида. Необходимо на глобальном уровне повысить уровень информированности общественности о том, что самоубийства являются одной из основных предотвратимых причин преждевременной смерти.
Первенство принадлежит странам Восточной Европы. В Японии ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 30 тысяч человек. Наименьшие же показатели — в Латинской Америке и исламских странах. По Африке статистические данные практически отсутствуют.
В России в последнее время, к сожалению, также участились случаи суицидов, особенно среди подростков, что наиболее страшно…
Уважаемые
Однако на сегодня рост социальной неопределённости, фундаментальность происходящих
Все они характеризуются изменением социального пространства — нарастающей тенденцией социальной стратификации детства, процессами маркетизации, диктующей новую этику рынка и потребления; отрывом ребенка от культурных традиций общества и его истории.
Вопросы развития семьи, наследование опыта семейных неудач и родительской неэффективности порождают дисгармоничные типы семейного воспитания. Неблагоприятной тенденцией остается обеднение и ограничение общения детей и подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности и мотивации общения, сотрудничества и кооперации. Вызывает тревогу нарастание тенденций бегства от реальности, рост компьютерной, игровой, эмоциональной и других видов зависимостей, особенно ярко выраженной у подростковой группы. На этом фоне возрастают трудности формирования гражданской идентичности личности и недостаточный уровень развития толерантности.
Мы многое делаем на сегодня для профилактики таких асоциальных явлений как детская и молодежная наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, являющихся наиболее острыми социальными проблемами.
Необходимо, чтобы уже в школе ребёнок получал «прививку» от асоциальных явлений, для этого нужно развивать интеллектуальные способности ребенка, реализовывать образовательные потребности ребенка.
Уважаемые коллеги, формируя интеллект наших детей, развивая их образовательные потребности, создавая условия реализации индивидуальных образовательных траекторий, мы с вами должны понимать безусловный приоритет формирования духовных ценностей и воспитания нравственности у наших детей.
В отсутствие этого главного смыслового стержня существования у любого человека, и в первую очередь, у человека растущего, происходит серьезнейшая деформация личности, мир распадается на отдельные более, а чаще, менее понятные фрагменты, поступки лишаются своей нравственной основы и приносят непоправимый ущерб развитию как самого человека, так и общества в целом.
Поэтому задача совершенствования региональной системы
Сегодня для создания единого духовного образовательного пространства во всех муниципальных образованиях в рамках реализации школьного или регионального компонента базисного учебного плана созданы условия для предоставления возможности изучения основ Православной культуры, Духовного краеведения Подмосковья.
Во всех
Охват школьников изучением предметов
Основными предметами, преподаваемыми в школе в рамках
Различны формы преподавания предметов:
В 29 муниципальных образованиях в 100% общеобразовательных учреждений ведётся преподавание предметов
Министерство образования Московской области отмечает тот факт, что на протяжении уже ряда лет в тех школах, где курсы православной культуры ведутся на всех ступенях общего образования, нет ни одного случая правонарушений или проявления асоциального поведения.
Это и есть главный результат, и чтобы он был проявлен в полной мере, в системе образования Московской области необходимо сохранить созданный ценой многолетних совместных усилий уникальный для образовательного пространства России ресурс. Это единый комплекс программ по изучению основ православной культуры, включающий создание вариативного
По результатам мониторинга на сегодняшний день большее количество классов, в которых изучаются предметы
Поэтому нам необходимо добиваться того, чтобы изучение этого курса велось не на отдельных ступенях в отдельных школах, а сохраняя и развивая принцип преемственности, с 1 по 11 класс,
С 1 сентября 2011 года все первые классы Московской области перешли на обучение в соответствии с Федеральными государственными стандартами начального общего образования. Министерство образования Московской области рекомендует в рамках внеурочной деятельности по
С 1 сентября 2012 года во всех
2442 педагога из числа учителей начальной школы, истории, литературы, мировой художественной культуры, прошли курсы повышения квалификации по преподаванию курса ОРКСЭ.
По трем ведущим модулям разработаны:
Подготовлены методические рекомендации по методическому сопровождению введения этих программ и диссеминации лучших инновационных практик по ОРКСЭ через сеть региональных стажировочных площадок.
63 774 четвероклассника вместе с их родителями (законными представителями) осуществили выбор учебного модуля.
Все обучающиеся четвертых классов обеспечены учебниками для изучения предмета согласно выбору.
На сегодня единая комплексная региональная программа, объединяющая курсы по изучению православной культуры, других религиозных культур и светской этики, позволяет решать целый ряд задач высокой степени сложности:
Приобщение наших школьников к богатейшим
Системность подхода к
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
С 2010 года в Московской области организовано ознакомление воспитанников с предметами
В 2011–2012 учебном году организовано знакомство с основами
Формы работы с детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Московской области в рамках
Таким образом, дан старт работе по
Для дошкольников разработан
С 2011 года организовано обучение воспитателей дошкольных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации «
С
С 2010–2011 учебного года организовано изучение предметов
В рамках данной дисциплины учащиеся и студенты изучают историю родного края, активно занимаются краеведческой и поисковой работой, собирают исторический материал о духовной основе жизни известных людей, которые внесли немалый вклад в развитие духовной жизни и культуры в целом.
В Московском областном колледже информационных технологий, экономики и управления (
В Зарайском профессиональном училище № 83 ежегодно проводятся Рождественские образовательные чтения «Душа — обитель света и добра».
Раскрывая смысл понятий «духовность», «историческая память», «религиозная культура», «достоинство», учащиеся и студенты приобретают главные ценности жизни — любовь к ближнему, любовь к Родине и уважение к великим традициям и истории.
За прошедшее десятилетие в тесном сотрудничестве Московской епархии Русской Православной Церкви и учреждений высшего профессионального образования Московской области выстроена эффективная система
Проводится целый ряд совместных мероприятий, ставших уже традиционными. Наиболее значимые из них: празднование Дня Православной молодежи, Дня славянской письменности и культуры, Дня памяти Святителя Филарета. Стало традицией проведение ежегодных областных семинаров «Актуальные проблемы
Регулярными стали встречи представителей
В 2011 году под руководством ректора Коломенского института Алексея Борисовича Мазурова вышла в свет коллективная монография «
Помимо преподавания предметов
Министерством образования Московской области были определены базовые учебные учреждения высшего профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации:
В 2011 — 2012 годах разработаны новые программы подготовки педагогов по направлению
Программы подготовки учителей на курсах повышения квалификации:
Программа по повышению квалификации для педагогов учреждений среднего и начального профессионального образования:
Программы подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений:
Следует отметить, что все разработанные программы — не только результат практического опыта в данной области, но и результат многолетних научных исследований сотрудников учреждений высшего профессионального образования Московской области.
Курсы повышения квалификации на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования проходят все учителя Московской области, ведущие преподавание предметов культурологического цикла.
В помощь педагогам на базе
В работу по
Для завершения полного цикла преподавания предметов, основывающихся на
Считаю это одной из задач, которые должны быть решены в течение 2012–2013 учебного года.
Позвольте выразить глубокое уважение, любовь и признательность уважаемый Владыка Ювеналий, за Ваш духовный и нравственный подвиг, который выразился в коренном переломе общественного и профессионального сознания подмосковного учительства и привел к тем заметным результатам духовного и нравственного оздоровления огромного числа наших детей.
Также хочу выразить искреннее признание благочинным Московской епархии Русской Православной Церкви, настоятелям православных монастырей и храмов за ту неустанную, кропотливую работу в области духовного просвещения, изучения исторических православных культурных традиций Подмосковья, которую они ведут на протяжении уже
В четверг на прошлой неделе я участвовала в программе на телевидении, тема которой «Введение в школах нового курса „Основы религиозной культуры и светской этики“. Вместе со мной участие в программе принимал епископ Николай, благочинный Балашихинского округа. Мы, конечно, с Владыкой Николаем выступали за введение в школах нового курса, а оппонировал нам директор Московского института педагогики и психологии образования Савенков Александр Ильич. Один из основных аргументов против введения курса следующий: „новый предмет должен вести человек неравнодушный, горящий своим делом, увлеченный темой. А необходимого количества таких педагогов найти невозможно“. Я, безусловно, не согласна с таким аргументом, так как считаю, что с детьми вообще не может работать равнодушный человек, не должно быть таких педагогов ни в детском саду, ни в школе, ни тем более в учреждениях профессионального образования».
Именно к учителю, к педагогу более всего применимы слова из послания апостола Павла к колоссянам: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Именно так школа отвергает равнодушного педагога. У нас достаточно педагогов, готовых преподавать с душой и сердцем. А профессионально освоить новый предмет нам поможет соработничество с Московской епархией Русской Православной Церкви.
Темы: администрация Московской области, образование, доклады