Главная/Новости/2012/Август/12/

Открытие нового комплекса зданий КПДС

11—12 августа в Коломенской православной духовной семинарии прошли торжественные мероприятия, посвященные открытию нового комплекса зданий КПДС и освящению нового семинарского храма в честь Трех святителей.

Возрождение Коломенской православной духовной семинарии началось в 1990 году, когда митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием было дано благословение на открытие Московского епархиального духовного училища с двухлетним курсом обучения. В начале 1996 года училище было преобразовано в семинарию.

Первоначально семинария располагалась в своем историческом здании на территории Ново-Голутвина женского монастыря, а впоследствии была переведена в Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Однако было очевидно, что для развития семинарии требовалось возведение нового комплекса.

На пожелание митрополита Ювеналия откликнулся Николай Александрович Цветков, председатель совета директоров финансовой корпорации «Уралсиб», известный российский филантроп. Вместе со своей семьей он более 20 лет занимается благотворительной деятельностью.

Реализацию коломенского проекта взял на себя фонд просвещения «МЕТА», основанный Н. А. Цветковым с целью возрождения духовных ценностей общества. В современной истории России этот проект стал первым опытом создания новой семинарии с учетом традиций и истории возведения духовных школ в России, а также новейших достижений и международных стандартов строительства светских образовательных учреждений.

Строительство началось в 2007 году. Общее руководство строительством вела руководитель фонда просвещения «МЕТА» В. А. Сигаева.

Новый комплекс в Коломне спланирован так, что все корпуса соединены между собой переходами: жилая зона для учащихся и преподавателей, учебная зона, административный корпус с трапезной и актовым залом. Центром всего обширного комплекса является храм во имя вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В цоколях жилого корпуса размещен медицинский блок, учебного корпуса — спортивная зона, административного корпуса — хозяйственная зона с прачечной. В административном корпусе расположен многофункциональный актовый зал, который может использоваться для лекций, конференций, концертов духовной музыки. Малый конференц-зал, находящийся в учебной зоне, предназначен для проведения круглых столов и семинарских занятий.

Пространства учебного, административного и жилого корпусов семинарии общей площадью около 10 тысяч кв.м дают возможность значительно увеличить количество слушателей. При этом новый комплекс по таким показателям, как количество площади на одного студента находится на уровне лучших мировых практик. При оснащении аудиторий Коломенской духовной семинарии были использованы самые современные технологии.

Архитектурную концепцию нового комплекса зданий КПДС разработала московский архитектор Е. Ю. Огородова. В 1990 годах она принимала участие в восстановлении Успенского кафедрального собора, Тихвинского храма, храма Воскресения словущего в Коломне.

Особым украшением нового комплекса КПДС является звонница семинарского храма, созданная на пожертвования Галины Викторовны Цветковой. Для оборудования колоколами был приглашен один из ведущих в России специалистов по колоколам — Игорь Коновалов, председатель Общества церковных звонарей, определивший состав колоколов. Всего их — 13. При этом учитывалось назначение храма как семинарского, учебного, в котором звонница могла бы давать учащимся более широкое представление о колокольном звоне и о его значении в храмах. Потому в помещениях под самой звонницей разместился музей колокольного звона. Сами же колокола в большинстве своем выполнялись как копии наиболее известных в России колоколов.

11 августа ректор КПДС архимандрит Константин (Островский) в сослужении клириков семинарского храма совершил в Трехсвятительском храме водосвятный молебен и освятил учебный, жилой и административный корпуса нового комплекса. На богослужении присутствовали председатель Совета директоров ФК «Уралсиб» Н. А. Цветков с супругой, жертвователи и строители комплекса, сотрудники и студенты семинарии.

В этот же день, в 17:00 в Трехсвятительском храме было совершено всенощное бдение.

12 августа, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил с первосвятительским визитом Коломну. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил чин великого освящения семинарского храма в честь Трех святителей — покровителей богословской науки — и служение Божественной литургии.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Константина (Островского), ректора Коломенской православной духовной семинарии, во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Можайский Григорий; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии и семинарии; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного храма Христа Спасителя г. Москвы; духовенство Московской епархии.

За богослужением молились епископы Видновский Тихон, Серпуховской Роман и Балашихинский Николай. Пел хор духовенства Московской епархии под управлением игумена Петра (Пузенко).

В храме присутствовали председатель Центральной избирательной комиссии РФ В. Е. Чуров, председатель совета директоров ФК «Уралсиб» Н. А. Цветков с супругой, глава Коломны В. И. Шувалов и многие другие почетные гости. На территории Старо-Голутвина монастыря была организована видеотрансляция богослужения для множества паломников, которые не смогли попасть в храм.

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Константина на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Константин!

Ныне, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Господь и Вседержитель через возложение на твою главу архипастырских рук ниспослал тебе полноту даров Святого Духа и соделал преемником Своих учеников и апостолов.

Твоя хиротония совершилась в Коломне, и в этом ты можешь усмотреть действие промысла Божиего, постепенно приуготовлявшего тебя к этому знаменательному и важному событию в твоей жизни. Здесь долгие годы ты исполнял различные послушания под омофором митрополита Ювеналия, от которого принял монашеский постриг, рукоположение в священный сан, а затем и назначение на должность проректора Коломенской духовной семинарии. Днесь же он участвовал в твоей епископской хиротонии. Тебе предстоит и дальше нести свои труды под водительством Преосвященного владыки, но теперь уже в качестве его викария, ближайшего помощника и соратника. Стремись чаще прибегать к советам этого многоопытного и авторитетного архипастыря.

Тебя ждет нелегкое и очень ответственное служение. Епископ призван подражать апостолам всем своим житием, и в первую очередь в усердном евангельском свидетельстве миру и в ревности о деле Господнем. Исполняя завет Спасителя благовествовать Царствие Божие (см. Лк. 9:60), заботься о том, чтобы словесные овцы стада Христова утверждались в вере, научались любви и милосердию. Тех же, кто еще блуждает вне ограды церковной и живет не по Божественным установлениям, призывай задумываться о вечном, переосмыслять свою жизнь и начинать путь ко Господу. Но для того, чтобы „не осталось тщетным ни одно слово“ (Нав. 23:14) и проповедь твоя не была лишь медью звенящей или кимвалом звучащим (см. 1 Кор. 13:1), тебе самому надлежит явить образец добродетелей, твердого следования по стезе спасения, пример смирения, послушания и незлобия. Как пишет святитель Григорий Богослов, необходимо „прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других“ (святитель Григорий Богослов. Слово защитительное по случаю удаления в Понт).

Волею Небесного Владыки и решением Священноначалия тебе предстоит продолжить свое служение в Коломенской духовной семинарии, но уже на посту ее ректора. Опираясь на свой собственный десятилетний опыт руководства Ленинградскими академией и семинарией, могу тебе свидетельствовать, что это весьма кропотливый труд, требующий ежедневного напряжения духовных, умственных, творческих и физических сил. Всегда призывай на помощь благодать Христову, которая покрывает наши несовершенства, немощи и недостатки.

Уповая на Спасителя, помни о том, что силы душевные и способности различные даны нам не ради нас самих, но ради Церкви, и не себе должны угождать мы <…>, но Церкви, ибо если не служить Церкви — нет никакого смысла во всякой деятельности (священномученик Иларион (Троицкий). О церковности духовной школы и богословской науки). Пусть эти слова священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, сказанные им от сердца во времена гораздо более тяжелые, чем наши, вдохновляют тебя в предстоящем служении.

Повышение качества духовного образования — один из приоритетов церковной деятельности сегодня. Семинарии и академии — это не просто учебные заведения, где получают некую сумму знаний по богословию, церковной истории и другим дисциплинам. В духовных школах происходит передача церковного Предания от поколения к поколению, усвоение вековых традиций Православия. И от того, какими мы воспитаем пастырей, во многом зависит успех церковной миссии в целом.

Важно, чтобы, заканчивая семинарию, священнослужители выходили богословски грамотными и образованными людьми, но еще важнее, чтобы, начиная проповедовать Евангелие Царства Божиего, они умели с терпением и нелицемерной любовью относиться к своей пастве, видеть в каждом человеке того, за кого умер Христос (см. 1 Кор. 8:11). Необходимо, чтобы молодые клирики были хорошо знакомы с практическими сторонами приходской жизни, с главными вызовами эпохи и насущными проблемами наших соотечественников, чтобы, используя полученные в духовной школе знания, они могли достойно отвечать на вопрошания и чаяния современного человека.

Желающие принять священный сан должны понимать всю высоту своего призвания, посему тщательно испытывай кандидатов на поступление в семинарию, разъясняя им истинный смысл предстоящего служения и вразумляя их как возлюбленных детей своих (см. 1 Кор. 4:14). Воспитывай будущих служителей Слова в благоговейном отношении к Таинствам, в послушании церковному начальству, в благочестии и чистоте.

Работа с молодежью должна стать одним из центральных направлений твоей деятельности. Привлекай подрастающее поколение к участию в различных духовно-просветительских проектах, дабы через служение ближним они научались жить в соответствии с евангельскими заповедями.

Многое предстоит тебе сделать. Ныне Господь подает тебе эти труды, но Он же подаст и силы для их осуществления.

Напутствуемый этими словами, прими сей жезл — видимый знак твоей власти и апостольского преемства — и преподай благословение народу Божиему, молитвенно соучаствовавшему в твоей хиротонии. Аминь».

По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Ювеналий:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец!

Когда Вы облачались, Вам желали молитвенно, чтобы возрадовалась душа Ваша о Господе. Верю и вижу, что возрадовалась душа Ваша о Господе, потому что сегодня в вертограде Христовом Вы освятили храм в честь Трех святителей нашей Коломенской православной духовной семинарии.

Только что Вы сказали, какие требования предъявляете Вы к будущим пастырям. Неоднократно Церковь и особенно архипастыри слышат от Вас призыв подготовить будущих пастырей, которые могут говорить на одном языке со своей паствой. Сегодня здесь создано все для того, чтобы готовились такие священнослужители.

Но Вы не только обращаете внимание на то, чтобы священнослужители были просветителями. Вы считаете, что и подходящие миряне должны совершать миссионерскую и социальную работу. В Московской епархии построено и восстановлено много храмов, но горе было бы нам, если бы эти храмы были пустыми. Чтобы наполнить их, нужны пастыри-просветители, и сегодня, Ваше Святейшество, есть все для того, чтобы так было в Московской епархии.

Спасибо Вам, что Вы своим личным Первосвятительским визитом освятили наши труды. В знак нашей молитвенной признательности примите этот Донской образ Матери Божией, который исторически связан с героической эпохой в истории Коломны и Русской Православной Церкви, и просим Ваших Первосвятительских молитв и благословения».

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом:

«Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы в первую очередь поздравить всех нас с радостным знаменательным событием — с освящением храма и целого комплекса зданий Коломенской духовной семинарии. Благодарю Вас, Владыка, за Ваши добрые слова и радуюсь, что имел возможность вместе с Вами, вместе со всей нашей благочестивой подмосковной паствой в лице тех, кто присутствует сегодня здесь, участвовать в этом событии.

В этот же день мы совершили рукоположение архимандрита Константина во епископа Зарайского. Ему надлежит быть ректором сей духовной семинарии, и будем надеяться, что один тот факт, что Владыка Константин получил свое епископское рукоположение в день освящения храма и комплекса зданий Коломенской духовной семинарии, крепчайшим образом, на уровне сердца и ума, более того, на уровне всей жизни соединит его с этим местом и с этим служением.

Действительно, Церковь наша сегодня нуждается в том, чтобы как можно больше было пастырей духовно и всесторонне просвещенных, пастырей подвижников и тружеников, в первую очередь полагающих силы свои во славу Божию, во спасение своей паствы и только в десятую очередь думающих о самих себе, о своем благополучии. Большинство священнослужителей Русской Православной Церкви, которые несут сегодня, в это непростое время свое служение, таковы. Не имея особых материальных и иных привилегий, они не щадят жизни своей, часто день и ночь отдают своей пастве, и дай Бог, чтобы таких священнослужителей стало еще больше. Что бы ни говорили о них, что бы ни говорили о Церкви, как бы ни клеветали на ее доброе имя, как бы ни разжигали человеческие инстинкты, такие как зависть и злобу, подвиг священнослужителей, иерархов, духовенства, монашествующих должен совершаться невзирая ни на что, потому что подвигом этим возвышается и укрепляется Церковь. И я рад сказать эти слова всем тем, кто здесь учит и учится, всем тем, кто намеревается войти в ограду Церкви, имея заветное желание стать священнослужителем. Вас не ждет легкая жизнь, вас не ждет человеческая слава, но вас ждет слава Божия. И каждый, кто, служа Церкви, несет поношения, каждый, кто, служа Церкви, жертвует собой, обретает венцы подобные мученическим, и грехи таких людей покрываются жертвенностью их служения.

Сегодня десятое воскресенье после Святой Троицы. В этот день в преддверии Успенского поста читается отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь исцелил отрока-лунатика, который тяжко страдал в новолуние (Мф. 17:14–23). Но то была не просто психическая болезнь — об этом отроке известно из Евангелия, что он был одержим злым духом. Родители отрока обращались к апостолам, ученикам Спасителя с просьбой исцелить его, но те не могли. И тогда Господь говорит слова, которые помещены в центр этого небольшого евангельского повествования: „род же сей-то есть диавольский род, зло — изгоняется только молитвой и постом“.

А теперь давайте попробуем наложить эти слова на известную нам историю — всемирную историю, нашу отечественную историю, на нашу повседневность, на нашу личную жизнь. Человечество стремится победить зло. Ради победы над злом начинались войны, потому что тот, против кого шли войной, отождествлялся со злом в сознании тех, кто войну начинал. Мол, чтобы победить зло, надо начать войну, захватить территорию, поработить злой народ, уничтожить его правителей, взять все, что достается в результате победы, себе и таким образом распространить на врага „свое добро“. Но мы знаем, к чему приводили войны — к страшным человеческим потерям, к горю, к страданиям. Достаточно вспомнить Великую Отечественную войну — ведь и тогда кому-то в голову пришло распространить „свое добро“ на нашу землю, причинив страдания ни с чем несравнимые, скорбь ничем неизмеримую, слезы миллионам людей. А разве в нашей собственной стране не было времени, когда одна часть общества считала, что нужно непременно распространить „свое добро“, свое понимание добра на всех остальных? Что одни добрые, обладающие правдой, истиной и добром, а другие — злодеи? И во имя утверждения добра, во имя изгнания зла из жизни страна была обрушена в пучину революции, гражданской войны. Миллионы погибших, изгнанных с родной земли, крутой разворот всей народной жизни, сопровождавшийся еще большими жертвами и страданиями — все во имя изгнания зла. Мы ужасаемся, когда пристально вглядываемся в исторические события и понимаем все безумие того, что совершалось во имя изгнания зла и утверждения добра.

Ну, а в своей собственной, личной жизни? Разве мы не ссоримся со своими родными, близкими, утверждая свою маленькую правду, изгоняя, как нам кажется, некое зло из наших отношений, из нашей семейной жизни? „Я носитель правды, а тот, кто рядом, таковой правды не имеет, и нужно мою правду распространить, изгоняя зло“. И как часто эти семейные конфликты перерастают в необратимую трагедию, разрушая самое священное и дорогое — любовь между супругами, между родителями и детьми, разрушая Богом установленное таинство брака и святость семейных отношений!

Мы можем продолжать перечень этих безумных попыток людей утверждать силой свою правду и свое добро, как они ими понимаются. Распространить это можно на служебные отношения, на карьеру, на конкуренцию, на многие жизненные обстоятельства и сферы человеческой деятельности.

Но сей род, то есть зло, изгоняется только молитвой и постом. И, как бы повторяя эти слова, святитель Иоанн Златоуст говорит: откуда молитвой и постом изгоняются бесы, туда приходит благодать. Да, действительно, только сила Божия может разрушить зло, только сила Божия может изгнать бесов. Никакие человеческие усилия, будь то усилия могущественных государств, или могущественных корпораций, или могущественных и сильных индивидуумов, неспособны изгнать зло, опираясь на свою собственную, пусть великую, но человеческую силу.

Зло изгоняется силой Божией, благодатью Божией. Вот почему Господь изгоняет бесов и исцеляет людей, и вот почему Его ученики и апостолы не смогли этого сделать — потому что не хватало пространства в душе для принятия великой Божественной благодати в то время, когда еще многие сомнения терзали апостолов и когда они еще не вступили на путь жертвенного свидетельства — свидетельства о Христе Воскресшем.

Сегодняшнее Евангелие учит нас избегать вражды, конфликтов, а в более широком масштабе — войн, революций, всякого рода социальных и общественных потрясений, совершаемых в надежде на то, что через эти потрясения добро придет в жизнь человека. Не придет, и зло не будет изгнано, если мы пытаемся изгонять сие зло силой человеческой. И, склоняясь перед величием слов Самого Господа, мы просим Его дать нам силу мысли, силу воли, силу чувств, чтобы молитва наша была пламенной, искренней и сердечной, чтобы мы в ней подлинно соединялись с Богом, обретая Его благодать, чтобы свои собственные грехи, голос своей плоти мы могли ограничивать силой поста, делая само тело наше тонким, прозрачным, одухотворенным, способным отзываться на голос Божественной благодати. Вот тогда зло, которое вокруг нас, и зло, которое внутри нас, будет отступать, и нет другого пути, чтобы самим стать лучше и чтобы лучше стал окружающий нас мир.

С этими мыслями, мои дорогие, вступим в поприще Успенского поста, который начинается послезавтра, во вторник, — особого времени, когда мы как бы вновь возвращаемся к духовной практике Святой Четыредесятницы, подготавливая себя к великому и славному празднику Успения Пресвятой Богородицы, давая дополнительную силу душе своей в борьбе со злом и в утверждении добра. Аминь.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за то, что под Вашим омофором, по Вашему благословлению, по Вашим молитвам, при Вашем постоянном наблюдении завершилось это замечательное деяние по строительству комплекса зданий, включая сей благолепный храм в Коломне, для нужд семинарии. И в память о сегодняшнем событии я бы хотел преподнести образ святителя Николая Можайского. Город Можайск также находится в нашей Московской областной епархии. Святитель Николай Можайский — наш покровитель. Он с мечом в руке, но не с тем, который наносит ущерб физическому человеческому телу, но с тем самым мечом, который силой молитвы и поста изгоняет зло из нашей жизни. Прошу Вас принять этот образ.

Я хотел бы также выразить свою сердечную благодарность тем, кто особым образом потрудился при строительстве этого храма. Сейчас, по окончании богослужения, мы проследуем в актовый зал, и я смогу вручить там высокие патриаршие награды труженикам, много сил, энергии, средств положившим для создания сего святого храма и комплекса зданий Коломенской духовной семинарии. На всех же вас призываю благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной и заступничество святителя и чудотворца Николая. Аминь».

После богослужения в актовом зале КПДС состоялся торжественный акт, посвященный открытию нового комплекса духовной школы. Всем собравшимся был показан фильм об истории строительства зданий КПДС. Затем митрополит Ювеналий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла.

Святейший Патриарх обратился к участникам акта с первосвятительским словом и вручил главному благотворителю Н. А. Цветкову орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени на ленте, его супруге Г. В. Цветковой — орден святой Евфросинии Московской II степени, председателю правления фонда просвещения «МЕТА» В. А. Сигаевой — орден святой Евфросинии Московской III степени, первому ректору КПДС, настоятелю Успенского кафедрального собора Коломны протоиерею Николаю Качанкину — орден преподобного Сергия Радонежского III степени. Многие благотворители и строители были удостоены патриарших медалей и грамот.

В дар семинарии Предстоятель Русской Православной Церкви передал Азовский образ Божией Матери.

Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел новые здания КПДС.

В большой трапезной семинарии состоялся праздничный прием.

В тот же день митрополит Ювеналий вручил епархиальные медали, грамоты и памятные подарки ряду усердных тружеников и создателей замечательного нового комплекса зданий Коломенской православной духовной семинарии.


Письмо губернатора Московской области С. К. Шойгу

Письмо руководителя администрации губернатора Московской области


Темы: Святейший Патриарх Кирилл, епископ Тихон, митрополит Ювеналий, епископ Роман, епископ Николай, епископ Константин, Коломенская духовная семинария, освящение храма,


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.