Главная/Новости/2012/Июнь/1/

Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на открытом уроке в Люберцах

Ваше высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Уважаемый Владимир Петрович!
Уважаемые коллеги, педагоги!
Всечестные братья и сестры!
Дорогие ребята!

Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной, — так писал Пётр Андреевич Вяземский.

Мне приятно этими словами открыть наш традиционный Открытый урок, посвящённый уникальному празднику — Дню славянской письменности и культуры. Уже много лет мы в эти дни отдаём дань памяти великому подвигу святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия и празднуем рождение нашего родного языка, нашей культуры, нашего национального самосознания.

С этого года по инициативе Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви, по Вашей инициативе, дорогой Владыка, у наших открытых уроков единая тема, которая объединяет вопросы педагогики, духовно-нравственного воспитания, культурного развития: «В родном слове — душа народа».

Много всяких слов слышим мы за свою жизнь. Среди них есть слова, которые остаются в душе и в памяти навсегда. Такие как «мать», «отец», «родина». Именно эти и им подобные слова делают человека Человеком. При этом, чтобы произнести слово «доброта», надо знать, что такое добро, чтобы иметь право произнести слово «честь», надо самому быть честным, порядочным.

Духовные ценности, накопленные нашим народом и отраженные в языке, только тогда будут жить вечно, когда будут жить в каждом из нас. Умение ценить тихое, доброе, искреннее слово — это тоже одна их ценностей, традиций, пришедших к нам из глубины веков.

«Родное слово», — именно так называлась книга, которую в 1864 году выпустил в свет великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. В ней он писал: «Человек долго вдыхал в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела. Люди долго пользовались богатствами родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в своей духовной жизни».

Согласитесь, насколько точна метафора: Константин Дмитриевич сравнивает родное слово с воздухом, которым мы дышим, без которого не можем жить.

Ушинский писал о том, что мы должны быть счастливы, имея возможность черпать жизнь и силу из родников народной духовной жизни, ведь язык — это «…самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

Вот почему мы чтим великий подвиг Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Их трудами, всем подвигом их подвижнической жизни, создана великая вселенная русской национальной культуры.

По традиции в канун Дня Славянской письменности и культуры школьники Подмосковья получают книгу в подарок.

Уже были изданы книги «История родного слова», «Наследие веков живое», «От Кирилла и Мефодия до наших дней», «Сказ о Кирилле и Мефодии».

В этом году в преддверии праздника в ваши школы, ребята, поступило второе издание книги «Отчий дом». Эта книга учит любви к своим близким, любви к родному дому, к родной земле. Любви, основанной на милосердии, терпении, заботе. Я хочу напомнить вам одну притчу из этой книги, — рассказ об исчезнувшем озере. Было красивое озеро, которое радовало людей, давало им воду и возможность отдохнуть на живописных берегах. Но, чтобы озеро не заносило илом, каждый, кто купался в нём, должен был вынести ведро с илом, почистить озеро. Так все и делали. Но однажды у озера поселилось семейство, в котором и взрослые, и дети легкомысленно отнеслись к этому обычаю. Они купались, брали воду из озера, но ничего не делали, чтобы сохранить его. Глядя на них, также стали поступать и другие люди. Постепенно озеро заросло, а потом и совсем исчезло, а на его месте осталась пустыня.

В предисловии к книге «Отчий дом» наш Владыка написал глубокие слова: «Так всегда было в веках, что люди из поколения в поколение брали на себя ответственность за те дела, которые происходят и во всём мире, и в своей стране, и в собственном доме».

На каждом из вас, уважаемые педагоги и дорогие ребята, лежит великий долг — сохранять и развивать великое богатство русской культуры, нашей духовности, преумножать великий дар святых братьев Кирилла и Мефодия.

Они жили в мире раннего средневековья, наполненном злобой, ненавистью, болью, — но нашли в себе силы наполнить этот мир благом. Подвиг святых братьев изменил очень много для нас. Миллионы людей в мире изучают русский язык, потому что на этом языке написаны романы Толстого, пьесы Чехова, труды Королёва. Весь мир осваивал русское слово «спутник», русское имя «Юрий Гагарин». Сегодня в Интернете можно зарегистрировать адрес на кириллице — это законный язык глобального общения.

Заслуга того, что кириллица, славянские языки обрели этот статус — в трудах и подвигах Святых братьев Кирилла и Мефодия, великих славянских писателей, учёных, мыслителей.

И, конечно, я хочу сказать сегодня про труд наших учителей-словесников! Они всегда готовы идти за новым словом и новым знанием, активно участвуют в областных постоянно действующих исследовательских семинарах для учителей по новейшей отечественной литературе и актуальным проблемам изучения русского синтаксиса и морфологии. Казалось бы, кто как не учитель-словесник знает все тонкости функционирования литературного языка. Ан, нет «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!», — готовы были они воскликнуть вслед за А. С. Пушкиным, открывая новые грани русского языка, узнавая то новое, что доказывает, что «живой, как жизнь», действительно живет и изменяется!

Но учителю мало знать самому. Смысл его жизни и смысл его слова в том, чтобы прорасти в учениках! И нашей областной системе образования есть, чем гордиться! Четыре наши ученицы поднялись на самую вершину ученического олимпа, победив во всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Результат нашей сборной по русскому языку — один из лучших по России. Победила с ними и вся наша область, весь наш Подмосковный регион. Потому что не может победитель состояться на пустом месте. Только там, где высоко мастерство учителя, там, где создана творческая среда обучения, только там и могут развиваться и расти таланты. И не случайно, наверное, олимпиады по русскому языку — одни из самых массовых среди прочих предметных олимпиад: более двухсот участников регионального этапа и более трёхсот — открытой Интернет-олимпиады.

Радуют нас и участники межрегионального конкурса сочинений «Моя семья». Там наши младшие школьники сумели доказать, что письменное слово им также подвластно, как речь устная, завоевав первое, второе места и получив специальный приз в номинациях «Моя семья в истории страны» и «Мой самый близкий человек».

Успехи детей — это всегда радость педагогов, но, прежде всего — радость их родителей. Там, где значимы семейные ценности, где в доме царят любовь и взаимное уважение, там с раннего детства человек впитывает духовные и нравственные правила. А значит, и добрые, духовные слова, эти правила и ценности называющие. Родные слова.

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Замечательный филолог и лингвист Александр Александрович Реформатский писал: «Человек начинается там, где слово». Мы, дорогие друзья, начинаемся с нашего родного слова, им наполняется наша душа и сердце. Об этом наш сегодняшний Открытый урок.

Спасибо за внимание.

Темы: администрация Московской области, образование


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.