Иверская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых чудотворных святынь Первопрестольной столицы нашей, да не только столицы — всей Святой Руси — восходит к тем первоначальным изображениям Пресвятой Девы, которые, по преданию, были написаны апостолом и евангелистом Лукой. Древнейший на Руси список Иверского образа был принесен с Афона в 1648 году и на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьей обители.
После революции 1917 г., в период безбожных гонений на Церковь, монастырь был закрыт, а икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. В Новодевичьем монастыре был устроен филиал Государственного исторического музея.
В 1994 году в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь, а в 2010 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии.
25 апреля 2012 г. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий направил министру культуры Российской Федерации
Приказом министра культуры РФ № 407 от 26 апреля 2012 г. Государственному историческому музею было дано разрешение на передачу испрашиваемых святынь в безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви в порядке, предусмотренном государственным законодательством Российской Федерации. В тот же день между Государственным историческим музеем и Московской епархией был заключен Договор о передаче музейных предметов религиозного назначения в безвозмездное пользование. В соответствии с этим договором для хранения и использования в богослужебных целях безвозмездно на срок существования православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви в Новодевичий монастырь Московской епархии передаются икона Божией Матери Иверская, а также комплект серебряных евхаристических сосудов XIX века — потир, дискос и звездица.
6 мая, в неделю
У святых врат древней обители икону встречали председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент России
Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее. Перед началом церемонии, обращаясь к её участникам, Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«Сегодня особое историческое событие. Оно имеет большое значение для жизни нашей Церкви, для жизни каждого верующего человека, для жизни страны. В Церковь возвращается чудотворный образ, особой силой Божией прославленный в нашей истории». Затем Святейший Патриарх просил взять слово
Владимир Владимирович сказал: «Ваше Святейшество! Дорогие друзья! Матушка игумения! Государство передает сегодня первый список чудотворной иконы Иверской Божией Матери. Эта святыня сопровождала наших предков на протяжении столетий и в мирных трудах, и в ратных походах, в том числе при освобождении Смоленска в середине XVII века от иностранных захватчиков. Сегодня день памяти святого Георгия Победоносца, символа Москвы. Мы находимся в преддверии Дня Великой Победы в Великой Отечественной войне.
Сегодня не лишним будет вспомнить, что без Русской Православной Церкви невозможно себе представить ни российской государственности, ни нашей культуры. Русская Православная Церковь, так же как и другие традиционные конфессии России, является хранительницей наших нравственных ценностей. Я с чувством радости передаю эту икону Русской Православной Церкви. Пусть она служит и помогает людям. С наступающим вас праздником!»
Святейший Патриарх выразил слова сердечной благодарности
— Только однажды, когда праздновалось
— После революции монастырь был закрыт, и икона оказалась в музее. И вот сегодня происходит событие большого исторического значения. Вы как избранный Президент Российской Федерации передаете из Исторического музея при полном согласии представителей музейного сообщества, при поддержке Министерства культуры, при огромной поддержке всех тех людей, которые знают духовную и культурную ценность этого образа, сам образ в то место, где он всегда пребывал. Мы будем молиться перед этой чудотворной иконой, — сказал, обращаясь к
— Я хотел бы объявить, что первое народное моление перед этим образом и первое ему поклонение состоятся 24 мая в час дня на Васильевском спуске, где особым народным молебном мы откроем
— В преддверии Вашего восхождения, официального вступления в должность Президента Российской Федерации я хотел бы еще раз сердечно поздравить Вас, Владимир Владимирович, с избранием. И дай Бог, чтобы молитвами Церкви перед чудотворным образом в мире и ко благу народа устроялась Ваша деятельность на посту Президента.
Затем было совершено молебное пение пред чтимой святыней. За богослужением пел хор
Игумения Новодевичьего монастыря пригласила высоких гостей осмотреть обитель. Во время осмотра монастыря
Игумения Маргарита от имени сестер поблагодарила
Высокие гости направились в
Продолжая осмотр обители,
Пребывание высоких гостей в Новодевичьем монастыре завершилось чаепитием и беседой
***
Сказание об Иверской иконе Пресвятой Богородицы относится к IX веку, ко временам иконоборческой ереси, когда преследование людей, почитающих святые иконы, было возведено в ранг государственной политики: власти разыскивали и уничтожали иконы, а христиан, почитавших святыни, сурово наказывали. Вот один из вариантов древнего сказания.
В окрестностях города Никеи жила благочестивая вдова, в доме которой хранилась чтимая икона Пресвятой Богородицы. Когда в 829 году в Византии воцарился
Понимая, что чудотворную икону могут найти и уничтожить другие преследователи, раскаявшийся иконоборец посоветовал вдове спрятать икону. Вдова ночью отправилась на берег моря и, помолившись, пустила икону по морю — на волю Божию.
Через некоторое время икона приплыла к берегам Афона. Монахи Иверского монастыря ночью заметили, что от предмета, плывущего по водам моря, исходит сияние, похожее на восходящий к небу огненный столп. Это дивное явление продолжалось несколько ночей кряду. Подплыв в лодке поближе, иноки увидели икону Богоматери, но вынуть ее из воды не сумели: по мере их приближения икона удалялась.
Иноки собрались в храм для совместной молитвы, прося Саму Богородицу о помощи в обретении иконы. Божия Матерь явилась в видении одному из монахов, иноку Гавриилу, сказав, желает даровать Свой образ Иверской обители. После усердных молитв Иверские иноки крестным ходом вышли на берег моря; икона приблизилась к берегу. Гавриил вошел в воды моря и благоговейно принял ее. Икона была торжественно перенесена в церковь Иверской обители. Но уже на следующее утро чудотворная икона из храма пропала; монахи нашли ее на стене над монастырскими вратами.
Ее возвратили в храм, но на следующее утро история повторилась. Богоматерь вновь явилась в видении иноку Гавриилу и открыла Свою волю: икона должна находиться над вратами обители, охраняя обитель не только в настоящей жизни, но и в будущей». Монахи исполнили воля Пречистой Девы; над вратами был сооружен небольшой храм, а чудесным образом обретенная икона Богоматери получила название Портаитиссы, или Вратарницы. Происхождение иконы стало известно через несколько лет, когда в Иверскую обитель попал сын вдовы — прежней владелицы иконы; он принял здесь монашеский постриг.
История почитания Иверской иконы на Руси началась в первые годы царствования Алексея Михайловича Романова (1645–1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий.
Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список.
По свидетельству архимандрита Пахомия, в течение всего времени работы иконописец иеромонах Ямвлих Романов строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия Иверской обители дважды в неделю совершали всенощные бдения и Литургии. Список полностью идентичен древнему чудотворному образу, не отличаясь от него ни размерами, ни изображением. На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского. Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись «Вратарница Иверская», над правым Ее плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу рукой иконоборца. На полях иконы — изображения
13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам
Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в
Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот
Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования
После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах филиала Государственного Исторического музея. В 2008–2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря.
6 мая 2012 года чтимый образ возвращен в Новодевичий монастырь. Икона будет находиться в Успенском соборе обители и доступна для ежедневной молитвы перед ней верующих.
В сообщении были использованы материалы
Темы: Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Ювеналий, монастыри