Главная/Новости/2012/Февраль/26/

Прощеное воскресенье в Новодевичьем монастыре

26 февраля, в Прощеное воскресенье, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в сослужении духовенства обители совершил вечерню, а затем возглавил чин прощения.

По окончании вечерни Владыка митрополит обратился к собравшимся богомольцам с архипастырским словом: «Всечестные отцы, матушка игумения, сестры святой обители, дорогие братья и сестры! Господь не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 33:11). Эти же слова содержатся в молитве, которую читает священник перед исповедью православных христиан. И мы знаем, что Церковь Христова, как любящая мать, ведет каждого из нас ко спасению, указывая нам эти пути. В Великий пост, в течение 40 дней и потом еще на Страстной седмице Церковь старается воспитать православного христианина в том, чтобы он не только исповедал грех, но и оставил его. Затем мы празднуем Светлое Христово Воскресение как торжество жизни над смертью, как условие радости и будущего Царствия Небесного для праведников. Уже несколько недель Святая Церковь подготавливала нас к сегодняшнему дню, она показывала нам всю мерзость, отвратительность греха, когда человек теряет образ Божий, погружаясь в грех, и только благодатная помощь Господня способна вернуть его ко спасению. Бывает два состояния у человека, когда он отходит от Бога, живет по своим похотям, и вроде ему хорошо. Когда или какие-то внешние события, или тоска духовная — обращает его взор к Богу, он видит весь ужас своего духовного состояния, и не знает, как исправиться, не может поднять очи ко Господу, потому что чувствует свое недостоинство, свое окаянство. Святая Церковь на основании слов Христа, Его Евангельской проповеди внушает нам: чем ниже падает человек, тем больше о нем Божие промышление. И Господь ждет нашего обращения и нашего исправления.

Есть еще одна категория лиц в Православной Церкви, среди наших братьев и сестер, которые не являются отъявленными грешниками, а живут мелкими грехами. Они считают, что если они ходят в храм, молятся, то они уже спасены, а на других смотрят, как на погибших. Господь вразумляет и таких, потому что человек грешный, обращающийся к Богу, дорог Церкви, дорог Господу, и Господь считает любой покаянный вздох ценным и нужным.

Почему же так долго идет время Великого поста, время покаяния? Ведь достато чно было бы несколько дней покаяться, помолиться. Некоторые, конечно, не выдерживают всего Великого поста. Но тут нужно делать послабление тем, которые немощны, в возрасте, и в этом состоянии им нужна не только постная пища. Мы воспринимаем это как лекарство для болящих. Некоторые думают так: „Я первую неделю поговею, причащусь, а потом уже легкий для меня будет пост, можно будет нарушать, а как следует попощусь на Страстной седмице“. С таким настроением не надо приступать нам к посту, потому что Церковь дает нам 40 дней Великого поста, и каждая неделя по своему важна для покаяния, и не случайно, зная немощь человеческую, в середине поста для поклонения износится Крест Господень, чтобы напомнить постящимся, кающимся, ослабевшим, что Христос Спаситель пострадал ради нас. Его страдание несравнимо с нашим воздержанием и постом.

Мы должны обращаться к Господу, чтобы Он укрепил нас, дал нам силы продолжать пост. У нас есть пример из Нового Завета, когда Господь, прежде чем выйти на общественное служение, ушел в пустыню и 40 дней постился. Но, конечно, не количество постных дней будет свидетельствовать о нашем покаянии и исправлении, а в первую очередь наше горячее желание последовать призыву Церкви и вместе со всеми верующими провести этот пост в молитве, воздержании и покаянии.

Я возвращаюсь к мысли о длительности Великого поста. Когда у больного человека тяжелое заболевание, наверное, одними уколами, даже операцией не сделаешь его здоровым в короткое время: нужно еще лекарства принимать, соблюдать диету. Так и в духовной жизни необходимо длительное время для исцеления. Как трудно отвыкнуть от осуждения, от празднословия, от греховных пороков и привычек. Пост — это духовное лекарство для нас. Покаяние — средство, чтобы очистить совесть свою от всякого греха и начать новую жизнь. В покаянии мы просим у Господа, чтобы он простил наши грехи.

Сегодня день Прощеного воскресения, когда по призыву Церкви мы должны примириться друг с другом, исходя из слов Спасителя, Который сказал: „Если вы не прощаете согрешений друг другу, то и Господь не простит вам согрешений ваших“ (Мф. 6:14–15). Как бы глубока не была обида, как бы далеко не зашла вражда, сегодня, не выходя еще из храма, мы должны простить всем нашим обидчикам, не рассуждая, кто первый нас обидел, кто виноват, очистив душу примирением.

Мне хочется это святое дело начать с данного момента: я как ваш митрополит, священнослужитель, в первую очередь прошу простить меня, наших братьев священнослужителей, монашествующих, за все, что, может быть, было предметом вашего смущения, досады, обиды. Простите нас, Христа Бога ради, чем согрешили мы перед вами словом, делом помышлением и всеми чувствами. А Господь да простит и вас всех, помилует, спасет, и сподобит, пройдя Великий пост, достичь и поклониться Светлому Христову Воскресению. Аминь».

Затем были прочитаны молитвы на начало Великого поста, и, по обычаю, каждый из присутствующих в храме подошел под архипастырское благословение к митрополиту Ювеналию, а также испросил благословения у духовенства, стоявшего здесь же со святым крестом.


Темы: митрополит Ювеналий, монастыри, Великий пост


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.