Главная/Новости/2011/Ноябрь/10/

Встреча с воспитателями дошкольных учебных заведений Подмосковья

10 ноября митрополит Ювеналий и министр образования Правительства Московской области в Новодевичьем монастыре встретились с воспитателями дошкольных учебных заведений Подмосковья. Встреча была посвящена презентации учебно-методического комплекта доктора педагогических наук Л. Л. Шевченко «Добрый мир» (Православная культура для малышей). В мероприятии также приняли участие помощник Управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам протоиерей Петр Иванов, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита, Л. Л. Шевченко.

В своём выступлении митрополит Ювеналий сказал о важности воспитания подрастающего поколения в вере: «Мы видим, что все вы, и педагоги, и священнослужители востребованы, востребованы для служения Церкви и своему народу, и больше того, для борьбы со злом. Я в связи с этим вспомнил слова из одного известного вам произведения: „Там диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей“. Мне представляется духовная жизнь, сравнимая с физическим состоянием человека: представьте слепого человека, абсолютно глухого — он не может полностью познать Божий мир, любоваться им и жить им. Вот что-то подобное бывает с бездуховным человеком. Такой человеком не источает добра, радости, приветливости, а живет только для себя. Не мне вам говорить о тех огромных проблемах, в которых живет наше общество. И этими проблемами переполняется наше сознание, об убийствах, хищениях, коррупции и что страшно, об абортах. По той информации, которую мы получаем, более миллиона абортов делают в год в России. И потом говорят — как же будет пополняться наше население?

Сегодня особенно благословенное время, когда педагог и священник стоят рядом с ребенком. Я говорю об этом, исходя из более, чем 10-летнего опыта сотрудничества правительства Московской области в лице министерства образования и Московской епархии. Я бы сказал, что это счастливый опыт. Мы постепенно к этому шли, мы не встречались перед журналистами, на экранах телевизоров, объясняя необходимость этого, а мы шаг за шагом рука об руку шли вместе в течение более чем 10 лет. И мы можем говорить уже об опыте, о плодах, о методике, о пользе.

Я думаю, что мимо вас, конечно же, не прошло высказывание нашего президента Д. А. Медведева, когда он в присутствии Святейшего Патриарха Кирилла в выставочном зале в Манеже делился 5 ноября своими впечатлениями о возрождении духовной и церковной жизни в России — там была выставка, посвященная 20-летию церковного возрождения. И когда он коснулся того эксперимента, который проходил в 19 регионах России в течение двух лет, он дал положительную оценку этого эксперимента и сказал, что есть теперь возможность по всей России во всех школах преподавать „Основы православной культуры“, „Историю религий“, „Светскую этику“.

Но вернемся к нашей Московской области. Мы делали это не подпольно: открыто, официально, конечно, для нас большое значение имело то, что Губернатор Московской области Б. В. Громов положительно относится к этому вопросу, и поэтому мы не встречали никаких препятствий со стороны его и правительства Московской области, а все было в руках Лидии Николаевны, нашего министра, которая понимает значение преподавания в наше время духовных предметов для воспитания подрастающего поколения. Она взяла на себя все эти заботы. И что мы имеем на сегодняшний день: уже 10 лет во многих учебных заведениях Подмосковья преподаются эти предметы. До нас не доходило ни одного протеста родителей, а это делалось всегда по просьбам родителей и с их согласия. Для нас возникала первая проблема: кто будет преподавать? Священников у нас всего 1500 на всю Московскую область, а школ в десятки раз больше. Конечно, наши священники не все подготовлены для этого, да и не привычно для школ, чтобы кто-то в рясах туда приходил учить детей. На себя этот труд взяли наши педагоги. И в течение этих минувших лет у нас шла подготовка педагогов: и в Московской Духовной Академии, и в Коломенской духовной семинарии, и в светских учебных заведениях. Это был исторический период. У нас есть координационный совет, куда входят и представители Министерства образования, и наши священнослужители, которые имеют не только богословское, но и высшее светское образование.

Трудность была психологическая: в советское время педагоги были передовым идеологическим отрядом, а в стране велось беспощадное атеистическое воспитание и пропаганда. Она порой превышала все возможные нормы. Я недавно был в Ногинске, и мне там рассказывали, что в 1918 году Ногинск посещал Святейший Патриарх Тихон. Весь город пришел в движение, было необыкновенное религиозное воодушевление, а после этого были последствия. Священник, который все организовывал, отец Константин, многолетний миссионер и педагог, без всякого суда и следствия был расстрелян и еще живой закопан в землю. Я 20 лет возглавлял Комиссию по канонизации святых в Русской Церкви, и за это время мы изучили подлинные документы допросов, это по существу у нас называется „мученическими актами“, где священников расстреливали как антисоветчиков, но только за то, что они не отказывались от своей веры. И вот, конечно, воспитанные в такой антирелигиозной атмосфере педагоги, когда их наследникам стали говорить, что нужно преподавать библейские предметы, для многих это было большой трудностью. Но, слава Богу, среди них нашлись многие, которые приняли на себя этот труд. И я неоднократно говорил, что для нас было бы лучше и успешнее, если бы это преподавание велось верующими педагогами. Дети лучше нас чувствуют фальшь, и если они видят, что преподается одно, а в жизни у человека отсутствует вера, то мы будем воспитывать новых атеистов.

Поэтому как мать в семье лаской воспитывает свое чадо, так и преподаватели должны свои предметы преподавать с любовью. Нам это очень удалось в Московской области. Поэтому мы смело говорим об этом и, я знаю, Лидия Николаевна заявляла на больших педагогических форумах, что Московская область готова приступить к всеобщему преподаванию этих предметов. Потому что мы имеем в этом определенный опыт. Базой для этого были учебные пособия, которые были выпущены.

И теперь мы стоим, можно сказать, у детской колыбели: мы дерзаем преподавать дошкольниках, в детских садах с тем, чтобы они впитали в себя основы добра, чтобы они не были глухими и слепыми в этом мире. Чтобы они, видя Кремлевские соборы, слыша колокольный звон, видя монастыри и храмы, понимали что это, для чего это, какое значение это имеет, что там делают, для чего туда ходят? Если человек с детства впитал в себя основы веры, она будет неистребима в его жизни.

Я прожил длинную жизнь, и когда вхожу внутрь себя, размышляю, то понимаю, что все, что есть во мне хорошего, заложено в первые годы моей жизни, а потом я это, может быть, только растрачивал. А то, что осталось, помогает мне во многом, согревает мое сердце, и я с благодарностью вспоминаю своих духовных отцов и преподавателей.

Мне повезло, у меня преподавательница литературы была верующим человеком, которая не показывала свою веру. И когда я был у нее однажды в квартире, то она мне показала шкафчик, открыла его, а там икона и лампадка. Вот так хранили веру и наши педагоги, и закладывали основы веры и добра в сердца своих учеников. Я много раз уже встречался с педагогами Подмосковья и говорил о том, что и на литературе нашей можно учиться, и это может быть отдельная тема большой встречи, но конечно, приступая к преподаванию для детей основ веры, нужно хорошо внутренне готовиться к этому.

Слава Богу, у нас есть такие подвижники, как присутствующая среди нас Людмила Леонидовна Шевченко, которая в течение этих многих лет помогала создавать учебники, и сейчас на столах перед вами лежат пособия в нескольких томах, которые озаглавлены „Добрый мир“. Это очень важно — нам самим проникнуть во внутренний мир детей и понять, как они сами воспринимают, как доступно для них говорить об этих вопросах веры. Таким образом, уже вспахана эта почва, есть добрые люди, подготовившиеся к этому, и я думаю, что очень важно, чтобы вы почувствовали атмосферу, в которой Церковь осуществляет свое сотрудничество с министерством образования. Здесь нет никакой борьбы, здесь есть горячее желание, чтобы благодаря нашим совместным трудам выросли добрые и честные граждане России, любящие свой народ, друг друга и свою Родину. Это будет крепко цементировать наше общество, и мы через это, может быть, будем преодолевать многие негативные явления. А если девочка, воспитанная на вере, на заповедях Божиих, будет знать, что Бог заповедовал не убивать, то она подумает, сможет ли она решиться сделать аборт, убить в своем чреве младенца. Так и в других обстоятельствах, потому что мы порой, если не убиваем физически, то своим словом раним души людей, а это порой имеет большие последствия, чем физическая рана.

Я рад вас приветствовать в нашем Новодевичьем монастыре. В этом году вся обитель нашим правительством была передана Московской епархии, и мы сегодня радуемся этому обстоятельству, и, конечно, озабочены ее сохранением, потому что это требует не только наших молитв, но и огромных средств для поддержания этого древнего памятника. Я очень хотел бы, чтобы вы пожертвовали своим временем и после нашей встречи немного ознакомились с нашими выставками, с историей монастыря, поняли его историческое значение для Церкви и России. Здесь все переплеталось, и слава Богу, что этот монастырь один из немногих в Москве, который в таком прекрасном состоянии дошел до нас. Мы вчера проводили первое заседание созданного нами благотворительного фонда по восстановлению нашей обители. Мы оптимистично смотрим в будущее, не дрогнули, что на наши плечи легли эти обязанности, видим вокруг себя много доброжелательно настроенных людей, которые готовы и словом и делом нам помогать. Вы находитесь сейчас в древней трапезной: мы восстановили обычай, что здесь питаются и монахини, но у нас несколько учреждений на территории монастыря: Московское епархиальное управление, откуда мы управляем всей церковной Московской областью, здесь мы открыли церковный музей, куда пригласили ученых, сотрудников других музеев, которые имеют большой опыт работы. И через наш монастырь проходят буквально тысячи туристов и паломников, и мы продолжаем, как это делалось раньше, встречать всех, рассказывая о жизни монастыря и его истории. И сегодня вы наши возлюбленные и дорогие гости. Хотелось бы, чтобы вы не почувствовали себя чужими среди нас, а были как наши братья и сестры. Сейчас вам предложат чай, мы будем дальше продолжать беседу, а потом я вас приглашаю походить по монастырю. В моей резиденции есть надвратная церковь, там богослужения редко совершаются, это моя крестовая церковь, моя молельня. Это древняя церковь с прекрасно сохранившимся иконостасом, хотел бы, чтобы вы и ее посетили. Так что чувствуйте себя как дома и добро пожаловать! И с особым чувством я бы хотел передать этот микрофон Лидии Николаевне».

«Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемые участники встречи!

Разрешите мне от всей души поприветствовать вас в Новодевичьем монастыре. В том месте, где особенно актуально звучат вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Разрешите мне выразить признательность Управляющему Московской епархией Русской Православной Церкви митрополиту Коломенскому и Крутицкому Ювеналию за предоставленную возможность провести нашу встречу.

Модернизация современного образования ставит перед обществом задачи, направленные на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Реализация концепции, заложенной в инициативе „Наша новая школа“, невозможна без опоры на дошкольное образование и воспитание.

Формирование нравственного начала в детях любого возраста основано на тесном взаимодействии семьи, школы и общественности.

Не случайно ещё в семнадцатом веке великий педагог Ян Амос Каменский сказал: „Забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства…опасно не напитать немного ума дитяти любовью к Богу“.

В Московской области выстроена система духовно-нравственного воспитания и образования школьников, развитию, которой оказывают огромную поддержку Губернатор Московской области Б. В. Громов и управляющий Московской епархией Руссой Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Министерство образования Московской области очень активно взаимодействует с Московской епархией Русской Православной Церкви. На следующей неделе мы будем отмечать десятилетие нашего договора о сотрудничестве. Отрадно отметить, что управляющий Московской епархией Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отмечает нашу форму сотрудничества как „эффективную систему церковно-школьного взаимодействия, открывающую широкие возможности для многообразной реализации задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и приобщения его к великому и вечно живому наследию Православия“.

Для реализации духовно-нравственного обучения и воспитания подрастающего поколения в Московской области созданы все условия.

Разработаны учебные пособия: „Духовное краеведение Подмосковья“, „История Московской области“, „Родное Подмосковье“ „Православная культура“, „Основы православной культуры“ и др.

Разработаны методические пособия для учителей.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях всех муниципальных образований изучаются программы по духовно-нравственному воспитанию. В реализации данного направления задействованы 73% школ Московской области, 39% учреждений дополнительного образования, 89% учреждений начального и среднего профессионального образования. Предметы изучаются в форме уроков, факультативных занятий, в рамках кружковой работы.

Важно отметить, что у родителей есть выбор изучения предмета семьей учащихся: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможностей изучения предмета. Многие родители, принадлежащие к другим конфессиям, разрешают своим детям посещать уроки „Духовного краеведения Подмосковья“.

Большое внимание уделяется и подготовке педагогических кадров в рамках данного направления. Активно в эту работу включились высшие учебные заведения Московской области: Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования и Коломенский государственный педагогический институт. Разработан ряд программ повышения квалификации педагогов по программам духовно-нравственного воспитания. Организованно постоянное методическое сопровождение деятельности педагогов.

В решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по духовно-нравственному воспитанию. На базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета разработан и действует Методический кабинет „В помощь учителю духовной культуры“, в котором представлен Банк педагогического опыта „Духовная культура“.

Православное духовенство Московской епархии осуществляет активную консультационную деятельность педагогов, помогая им в их работе.

Самые заметные события сотрудничества Министерства образования Московской области с Московской епархией Русской Православной Церкви:

В апреле проходят традиционные встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководителями 74 муниципальных органов управления образованием Московской области.

Дважды в год по области проходят областные родительские собрания, посвященные важнейшим вопросам семейного воспитания. Началась эта практика в 2004 году собранием на тему „Семья, дети, образование“. После этого на собраниях поднимались темы, посвященные вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания, подготовки школьников к службе армии, воспитанию в семье музыкальной культуры и др.

В мае в рамках празднования Международного Дня славянской письменности и культуры ежегодно организуется областной открытый урок „Духовные родники Подмосковья“, на котором присутствуют около 5 тысяч детей изо всех муниципальных образований Московской области. Впервые такой урок был проведен в 2007 году. В 2009 году открытый урок посетил в ходе своего визита в Московскую область Святейший Патриарх Кирилл и обратился к аудитории с первосвятительским словом, говоря о важности найти свое призвание в жизни.

Ежегодно дети, присутствующие на уроке, получают в подарок специально издаваемую к этому событию книгу. Уже изданы книги „История родного слова“, „Отчий дом“, „Веков наследие живое“, „Просветители“, „Сказ о Кирилле и Мефодии“. Их содержание позволяет расширить знания, как детей, так и родителей в области Православной культуры и включает отрывки из Священного Писания, описание событий Священной истории, стихи и рассказы классиков детской литературы, знакомит с произведениями иконописи и светской живописи.

Также уже стали традиционными и другие совместные с Московской Епархией областные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников, ставшие результатом сотрудничества Министерства образования Московской области с Московской епархией:

  • областные Рождественские чтения (в этом году 25 ноября в г. Павловский Посад мы открываем 9 Рождественские чтения на тему: „Через просвещение к нравственности“),
  • собрания педагогического актива (28 сентября этого года во встрече митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с педагогическим активом принимали участие заведующие детских садов Московской области),
  • встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви с руководителями учреждений образования,
  • олимпиада по учебному предмету „Духовное краеведение Подмосковья“.

В образовательных учреждениях Московской области проводятся совместно со священнослужителями обучающие мероприятия как для детей и их родителей, так и для педагогов:

  • классные часы, посвященные Святым Русской и Московской земли;
  • конкурс сочинений учащихся „Моя встреча с Библией“;
  • детские утренники „Рождество Христово“;
  • общешкольные родительские собрания на темы духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения;
  • конференции „Молодежь — будущее России“;
  • слет православной молодежи;
  • Рождественские чтения в каждом муниципальном образовании.

Министерство образования Московской области ежегодно издает сборник материалов Рождественских чтений. Авторами статей сборника являются педагоги, учащиеся, священнослужители.

Таким образом, в Московской области сложилась многоуровневая система духовно-нравственного образования на уровне государственно-церковного взаимодействия, в которой четко просматривались данные тенденции.

Но на достигнутых результатах мы не останавливаемся. В 2011 году на заседании Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской Епархией Русской Православной Церкви была поставлена новая задача в области духовно-нравственного воспитания: расширение преподавания предметов духовно-нравственной культуры на уровень дошкольного образования.

И сегодня хочу констатировать, что многие муниципальные образования Московской области уже включились в эту работу

По данным мониторинга по состоянию на 1 сентября 2011 года программы духовно-нравственного воспитания уже реализуются в 430 дошкольных учреждениях (24%) для 27 тысяч воспитанников.

Издается тиражом 5 тыс. экземпляров экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольников „Добрый мир. Православная культура для малышей“. Автор Людмила Леонидовна Шевченко.

Для организации работы в начальной школе издается методический сборник „Введение в „Добрые дела“ в рамках духовно-нравственного воспитания“ для учителей первых классов. Также автором, которого является Автор Людмила Леонидовна Шевченко. В состав сборника входит программа для внеурочной работы. В дальнейшем предполагается разработка целого цикла учебных пособий для 2, 3, 4 класса по введению данного предмета.

Содержание программы внеурочной деятельности „Добрые дела“ осуществляет преемственные связи на уровне дошкольного — школьного образования. Разработаны программы повышения квалификации для педагогов дошкольного и школьного звена „Духовно-нравственная культура. История и культура религий. (Православие)“. Группа слушателей в количестве 150 человек с 5 октября этого года уже начала свое обучение.

Таким образом, дан старт работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках тех задач, о которых говорилось ранее. Плодотворной она может стать при соблюдении нескольких условий: желание педагога заниматься духовно-нравственным воспитанием, желание родителя — воспитать своего ребенка в традициях морали и нравственности, наличие соответствующих программ и пособий для обучения детей.

Формы работы с детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Московской области в рамках духовно-нравственного воспитания различны: это занятия, и цикл бесед, и прикладное творчество.

Хотелось бы отметить еще один аспект: педагоги Московской области, реализующие в своей деятельности программы духовно-нравственного воспитания, ежегодно становятся активными участниками регионального этапа конкурса „За нравственный подвиг учителя“. Они представляют на рассмотрение конкурсной комиссии свои творческие проекты, материалы, программы и методики. О признании такого рода деятельности говорят итоги ежегодного Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью „За нравственный подвиг учителя“. Победителями конкурса в свое время были Людмила Леонидовна Шевченко, педагоги Ольга Владимировна Чуб, Алла Валериевна Аркадьева, Щелкунова Светлана Александровна, Истомина Ирина Евгеньевна. В этом году в г. Костроме в сентябре 2011 подведены итоги окружного этапа Всероссийского конкурса по Центральному федеральному округу. Педагоги Московской области стали победителями этого этапа: Захарова Лариса Александровна, директор воскресной школы „Вертоград“ при Михаило-Архангельском храме г. Пущино; Щёкина Елена Исааковна, учитель русского языка и литературы, учитель духовной культуры МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов.

С 2012 года к участию в региональном этапе конкурса „За нравственный подвиг учителя“ приглашаются и воспитатели детских садов.

Иван Бунин писал „Детский сад, это сад, где расцветают детские души“. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. И дошкольным учреждениям отводится ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно дошкольный возраст называют „золотой порой“ духовно-личностного становления, как самый эмоциональный и восприимчивый период детства».

Затем гостей приветствовал протоиерей Петр Иванов: «Дорогой Владыка, уважаемая Лидия Николаевна, дорогие гости. Наш координационный совет, который был создан 10 лет назад согласно договору о сотрудничестве между Епархией и Министерством образования Московской области, сначала встал перед проблемой отбора программ и учебников, которых, с одной стороны, казалось много, а с другой стороны многое было в них не проработано, недостаточно профессионально. Но шло время, и постепенно появилось много других учебников, в том числе учебников Людмилы Леонидовны по православной культуре, но только сейчас она подошла к созданию учебно-методического пособия для дошкольников. И мне представляется, что даже с исторической точки зрения это вполне обосновано, потому что когда мы начинали почти с пустого места, то важно было создать такие пособия, которые бы давали школьникам более старшего возраста определенную сумму религиоведческих знаний. Это „Основы православной культуры“, потом появилось „Духовное краеведение Подмосковья“, которое рассказывало о православии сквозь призму исторического наследия Подмосковной земли. А сейчас в этом учебнике, если найти естественнонаучную аналогию, если сначала Людмила Леонидовна просто занималась опытами с пшеницей или рисом и смотрела, как лучше растет, то сейчас она переключилась на уровень биохимии. Она вошла внутрь зерна. Я очень переживаю появление этой книги, потому что вижу, как маленькие дети с восторгом ее принимают, вижу, как взрослые на него реагируют. Когда мы говорим об этом пособии, то важно понимать, что оно обращено не только к ребенку, но и педагогу, потому что здесь минимум религиоведческих принципов, а говорится о фундаментальных ценностях человеческого бытия. Здесь то нравственное вещество, из которого формируется детская душа. Но делая это, педагог сталкивается и со своими личными проблемами, потому что на педагога это тоже оказывает воздействие. С этой книгой сложно работать, потому что она требует определенной ответственности, определенных размышлений о своей собственной жизни. Лидия Николаевна сказала, что много детей, которые много заняты в кружках, которых родители сажают, как белку в колесо и думают, что если все время будет занято, то и все проблемы будут решены. Но не надо забывать и о том, что у нас большинство детей вообще ничем не заняты. И это гораздо хуже. Хотя и отсутствие занятий, и их обилие ни в коем случае не гарантируют формирование нравственной основы у ребенка. То, свидетелями чего мы являемся сегодня, мне представляется явлением эпохальным, потому что именно через ваши руки и сердца настоящие люди приходили в мир. В этом случае воспитатель и священник друзья, они делают одну работу. Так же как и взрослые люди, выросшие в атеистическое время, о котором говорил Владыка, сейчас приходят в храм и спрашивают священника: как нам жить, как оценивать свои поступки, как нам искать путь? У них уже жизнь на закате, а вопросы те же, что и дети задают вам, воспитателям. И дай вам Бог найти силы, чтобы на эти вопросы дать такие ответы, которые будут спасительны для нашего Отечества. Спасибо».

Настоятельница обители игумения Маргарита сказала: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка, уважаемая и дорогая Лидия Николаевна, дорогие наши гости. Мы очень рады видеть вас сегодня в нашей обители. Владыка митрополит сказал, что сегодняшняя встреча лишь одна из тех, которые проходили в нашей обители. Это очень радует, тем более, что сегодняшняя встреча проходит накануне празднования 10-летия подписания соглашения о сотрудничестве между Московской епархией и министерством образования Московской области. Дорогие наши воспитатели! Вам Господь вручает души маленьких людей в самый ответственный период их жизни. У каждого их них еще впереди будет тот день, когда ему исполнится 7 лет, когда он переступит порог храма, подойдет к священнику, увидит перед собой крест и Евангелие и впервые произнесет слова исповедания своих грехов. Все, что будет происходить до этого, находится в ваших руках. С семилетнего возраста человек несет ответ за каждое слово и дело, хорошее и плохое, до семилетнего возраста ответ несут взрослые: мама и папа, бабушка и дедушка, тот человек, который рядом с ребенком. Детское сердце обладает удивительной духовной чуткостью.

Позвольте мне провести аналогию с медициной: слово, которое исходит из уст человека, верующего в Бога, оно обладает удивительными и мощными кумулятивными свойствами. Те, кто знают о свойствах лекарств, знают, что это слово означает свойство некоторых лекарств накапливаться в том или ином органе. А слово обладает свойством накапливаться в сердце человека — том органе, который Господь дал человеку, чтобы он узнавал о Нем. То, что услышит от вас маленький человек, останется в его сердце. Оно будет накапливаться там из года в год, и к семилетнему возрасту каждый человек поймет, с чем он пришел в храм, какой у него багаж за плечами. Дорогие воспитатели и дорогие руководители! Важно понимать, что прежде, чем начинать говорить о добре, об истине, о любви, о Боге, необходимо всеми этими качествами прежде всего овладеть самому. Позвольте мне сослаться на пример из Священного Писания. Был такой случай, когда некоторые люди пытались именем Христовым изгнать бесов из одержимого человека. А бесы сказали: „Христа мы знаем, Павла знаем. А кто вы?“. И сами побили этих людей. Поэтому начало начал — это ваш путь навстречу Богу. Только когда вы сами наполнитесь Истиной, тогда и сам ребенок захочет узнавать о правде, о добре, о Боге. Ребенку-дошкольнику потом идти рука об руку с родителями и со школьными учителями. И либо учителя вам низкий поклон положат, либо скажут: „Ну что вы говорили им? Все как об стенку горох отскочило от этого ребенка“. И виноват не ребенок, а тот, кто пытался пробиться к этому ребенку в сердце. И сегодняшняя встреча — это встреча с тайной. Вы сегодня переступили порог монастыря. Каждый обладает, наверное, личным опытом, что когда переступаешь порог храма, то тебя охватывает ощущение удивительного покоя, тишины, духовной радости и желания творить добро. Это Благодать Божия. Благодать — она везде, она там, где наши учителя и наши архипастыри. Через их духоносное слово происходит удивительное преображение души человека. Сегодняшняя встреча — одна из таких духоносных встреч. Сегодня я обратила внимание, как внимательно слушали Владыку митрополита. Я уверена, что каждое его слово легло в ваше сердце и каждое его слово вы унесете с собой. Может быть и память ваша что-то забудет, но память вашего сердца всегда будет помнить слова, обращенные к вам. Как написано в Священном Писании, и я позволю сегодня эти слова применить к вам, вы те, кто сеет, кто поливает. А взращивает Бог. Как? А так, как сегодня. Как мы сегодня будем общаться, узнавать друг о друге, отвечать на вопросы. Это тайна, и она всегда сопутствует каждый день в нашей жизни. Мы очень рады, что вы к нам приехали и будем рады видеть вас снова и снова. Я желаю вам помощи Божией. Спасибо».

После презентации учебно-методического комплекта Л. Л. Шевченко «Добрый мир» (Православная культура для малышей) воспитатели дошкольных заведений с интересом ознакомились с историей древней обители, посетили храмы и экспозиции церковного музея.


Темы: митрополит Ювеналий, администрация Московской области, образование


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.