10 ноября митрополит Ювеналий и министр образования Правительства Московской области в Новодевичьем монастыре встретились с воспитателями дошкольных учебных заведений Подмосковья. Встреча была посвящена презентации
В своём выступлении митрополит Ювеналий сказал о важности воспитания подрастающего поколения в вере: «Мы видим, что все вы, и педагоги, и священнослужители востребованы, востребованы для служения Церкви и своему народу, и больше того, для борьбы со злом. Я в связи с этим вспомнил слова из одного известного вам произведения: „Там диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей“. Мне представляется духовная жизнь, сравнимая с физическим состоянием человека: представьте слепого человека, абсолютно глухого — он не может полностью познать Божий мир, любоваться им и жить им. Вот
Сегодня особенно благословенное время, когда педагог и священник стоят рядом с ребенком. Я говорю об этом, исходя из более, чем
Я думаю, что мимо вас, конечно же, не прошло высказывание нашего президента
Но вернемся к нашей Московской области. Мы делали это не подпольно: открыто, официально, конечно, для нас большое значение имело то, что Губернатор Московской области
Трудность была психологическая: в советское время педагоги были передовым идеологическим отрядом, а в стране велось беспощадное атеистическое воспитание и пропаганда. Она порой превышала все возможные нормы. Я недавно был в Ногинске, и мне там рассказывали, что в 1918 году Ногинск посещал Святейший Патриарх Тихон. Весь город пришел в движение, было необыкновенное религиозное воодушевление, а после этого были последствия. Священник, который все организовывал, отец Константин, многолетний миссионер и педагог, без всякого суда и следствия был расстрелян и еще живой закопан в землю. Я 20 лет возглавлял Комиссию по канонизации святых в Русской Церкви, и за это время мы изучили подлинные документы допросов, это по существу у нас называется „мученическими актами“, где священников расстреливали как антисоветчиков, но только за то, что они не отказывались от своей веры. И вот, конечно, воспитанные в такой антирелигиозной атмосфере педагоги, когда их наследникам стали говорить, что нужно преподавать библейские предметы, для многих это было большой трудностью. Но, слава Богу, среди них нашлись многие, которые приняли на себя этот труд. И я неоднократно говорил, что для нас было бы лучше и успешнее, если бы это преподавание велось верующими педагогами. Дети лучше нас чувствуют фальшь, и если они видят, что преподается одно, а в жизни у человека отсутствует вера, то мы будем воспитывать новых атеистов.
Поэтому как мать в семье лаской воспитывает свое чадо, так и преподаватели должны свои предметы преподавать с любовью. Нам это очень удалось в Московской области. Поэтому мы смело говорим об этом и, я знаю, Лидия Николаевна заявляла на больших педагогических форумах, что Московская область готова приступить к всеобщему преподаванию этих предметов. Потому что мы имеем в этом определенный опыт. Базой для этого были учебные пособия, которые были выпущены.
И теперь мы стоим, можно сказать, у детской колыбели: мы дерзаем преподавать дошкольниках, в детских садах с тем, чтобы они впитали в себя основы добра, чтобы они не были глухими и слепыми в этом мире. Чтобы они, видя Кремлевские соборы, слыша колокольный звон, видя монастыри и храмы, понимали что это, для чего это, какое значение это имеет, что там делают, для чего туда ходят? Если человек с детства впитал в себя основы веры, она будет неистребима в его жизни.
Я прожил длинную жизнь, и когда вхожу внутрь себя, размышляю, то понимаю, что все, что есть во мне хорошего, заложено в первые годы моей жизни, а потом я это, может быть, только растрачивал. А то, что осталось, помогает мне во многом, согревает мое сердце, и я с благодарностью вспоминаю своих духовных отцов и преподавателей.
Мне повезло, у меня преподавательница литературы была верующим человеком, которая не показывала свою веру. И когда я был у нее однажды в квартире, то она мне показала шкафчик, открыла его, а там икона и лампадка. Вот так хранили веру и наши педагоги, и закладывали основы веры и добра в сердца своих учеников. Я много раз уже встречался с педагогами Подмосковья и говорил о том, что и на литературе нашей можно учиться, и это может быть отдельная тема большой встречи, но конечно, приступая к преподаванию для детей основ веры, нужно хорошо внутренне готовиться к этому.
Слава Богу, у нас есть такие подвижники, как присутствующая среди нас Людмила Леонидовна Шевченко, которая в течение этих многих лет помогала создавать учебники, и сейчас на столах перед вами лежат пособия в нескольких томах, которые озаглавлены „Добрый мир“. Это очень важно — нам самим проникнуть во внутренний мир детей и понять, как они сами воспринимают, как доступно для них говорить об этих вопросах веры. Таким образом, уже вспахана эта почва, есть добрые люди, подготовившиеся к этому, и я думаю, что очень важно, чтобы вы почувствовали атмосферу, в которой Церковь осуществляет свое сотрудничество с министерством образования. Здесь нет никакой борьбы, здесь есть горячее желание, чтобы благодаря нашим совместным трудам выросли добрые и честные граждане России, любящие свой народ, друг друга и свою Родину. Это будет крепко цементировать наше общество, и мы через это, может быть, будем преодолевать многие негативные явления. А если девочка, воспитанная на вере, на заповедях Божиих, будет знать, что Бог заповедовал не убивать, то она подумает, сможет ли она решиться сделать аборт, убить в своем чреве младенца. Так и в других обстоятельствах, потому что мы порой, если не убиваем физически, то своим словом раним души людей, а это порой имеет большие последствия, чем физическая рана.
Я рад вас приветствовать в нашем Новодевичьем монастыре. В этом году вся обитель нашим правительством была передана Московской епархии, и мы сегодня радуемся этому обстоятельству, и, конечно, озабочены ее сохранением, потому что это требует не только наших молитв, но и огромных средств для поддержания этого древнего памятника. Я очень хотел бы, чтобы вы пожертвовали своим временем и после нашей встречи немного ознакомились с нашими выставками, с историей монастыря, поняли его историческое значение для Церкви и России. Здесь все переплеталось, и слава Богу, что этот монастырь один из немногих в Москве, который в таком прекрасном состоянии дошел до нас. Мы вчера проводили первое заседание созданного нами благотворительного фонда по восстановлению нашей обители. Мы оптимистично смотрим в будущее, не дрогнули, что на наши плечи легли эти обязанности, видим вокруг себя много доброжелательно настроенных людей, которые готовы и словом и делом нам помогать. Вы находитесь сейчас в древней трапезной: мы восстановили обычай, что здесь питаются и монахини, но у нас несколько учреждений на территории монастыря: Московское епархиальное управление, откуда мы управляем всей церковной Московской областью, здесь мы открыли церковный музей, куда пригласили ученых, сотрудников других музеев, которые имеют большой опыт работы. И через наш монастырь проходят буквально тысячи туристов и паломников, и мы продолжаем, как это делалось раньше, встречать всех, рассказывая о жизни монастыря и его истории. И сегодня вы наши возлюбленные и дорогие гости. Хотелось бы, чтобы вы не почувствовали себя чужими среди нас, а были как наши братья и сестры. Сейчас вам предложат чай, мы будем дальше продолжать беседу, а потом я вас приглашаю походить по монастырю. В моей резиденции есть надвратная церковь, там богослужения редко совершаются, это моя крестовая церковь, моя молельня. Это древняя церковь с прекрасно сохранившимся иконостасом, хотел бы, чтобы вы и ее посетили. Так что чувствуйте себя как дома и добро пожаловать! И с особым чувством я бы хотел передать этот микрофон Лидии Николаевне».
«Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемые участники встречи!
Разрешите мне от всей души поприветствовать вас в Новодевичьем монастыре. В том месте, где особенно актуально звучат вопросы, касающиеся
Разрешите мне выразить признательность Управляющему Московской епархией Русской Православной Церкви митрополиту Коломенскому и Крутицкому Ювеналию за предоставленную возможность провести нашу встречу.
Модернизация современного образования ставит перед обществом задачи, направленные на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Реализация концепции, заложенной в инициативе „Наша новая школа“, невозможна без опоры на дошкольное образование и воспитание.
Формирование нравственного начала в детях любого возраста основано на тесном взаимодействии семьи, школы и общественности.
Не случайно ещё в семнадцатом веке великий педагог Ян Амос Каменский сказал: „Забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства…опасно не напитать немного ума дитяти любовью к Богу“.
В Московской области выстроена система
Министерство образования Московской области очень активно взаимодействует с Московской епархией Русской Православной Церкви. На следующей неделе мы будем отмечать десятилетие нашего договора о сотрудничестве. Отрадно отметить, что управляющий Московской епархией Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отмечает нашу форму сотрудничества как „эффективную систему
Для реализации
Разработаны учебные пособия: „Духовное краеведение Подмосковья“, „История Московской области“, „Родное Подмосковье“ „Православная культура“, „Основы православной культуры“ и др.
Разработаны методические пособия для учителей.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях всех муниципальных образований изучаются программы по
Важно отметить, что у родителей есть выбор изучения предмета семьей учащихся: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможностей изучения предмета. Многие родители, принадлежащие к другим конфессиям, разрешают своим детям посещать уроки „Духовного краеведения Подмосковья“.
Большое внимание уделяется и подготовке педагогических кадров в рамках данного направления. Активно в эту работу включились высшие учебные заведения Московской области: Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования и Коломенский государственный педагогический институт. Разработан ряд программ повышения квалификации педагогов по программам
В решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по
Православное духовенство Московской епархии осуществляет активную консультационную деятельность педагогов, помогая им в их работе.
Самые заметные события сотрудничества Министерства образования Московской области с Московской епархией Русской Православной Церкви:
В апреле проходят традиционные встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководителями 74 муниципальных органов управления образованием Московской области.
Дважды в год по области проходят областные родительские собрания, посвященные важнейшим вопросам семейного воспитания. Началась эта практика в 2004 году собранием на тему „Семья, дети, образование“. После этого на собраниях поднимались темы, посвященные вопросам патриотического и
В мае в рамках празднования Международного Дня славянской письменности и культуры ежегодно организуется областной открытый урок „Духовные родники Подмосковья“, на котором присутствуют около 5 тысяч детей изо всех муниципальных образований Московской области. Впервые такой урок был проведен в 2007 году. В 2009 году открытый урок посетил в ходе своего визита в Московскую область Святейший Патриарх Кирилл и обратился к аудитории с первосвятительским словом, говоря о важности найти свое призвание в жизни.
Ежегодно дети, присутствующие на уроке, получают в подарок специально издаваемую к этому событию книгу. Уже изданы книги „История родного слова“, „Отчий дом“, „Веков наследие живое“, „Просветители“, „Сказ о Кирилле и Мефодии“. Их содержание позволяет расширить знания, как детей, так и родителей в области Православной культуры и включает отрывки из Священного Писания, описание событий Священной истории, стихи и рассказы классиков детской литературы, знакомит с произведениями иконописи и светской живописи.
Также уже стали традиционными и другие совместные с Московской Епархией областные мероприятия по
В образовательных учреждениях Московской области проводятся совместно со священнослужителями обучающие мероприятия как для детей и их родителей, так и для педагогов:
Министерство образования Московской области ежегодно издает сборник материалов Рождественских чтений. Авторами статей сборника являются педагоги, учащиеся, священнослужители.
Таким образом, в Московской области сложилась многоуровневая система
Но на достигнутых результатах мы не останавливаемся. В 2011 году на заседании Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской Епархией Русской Православной Церкви была поставлена новая задача в области
И сегодня хочу констатировать, что многие муниципальные образования Московской области уже включились в эту работу
По данным мониторинга по состоянию на 1 сентября 2011 года программы
Издается тиражом 5 тыс. экземпляров экспериментальный
Для организации работы в начальной школе издается методический сборник „Введение в „Добрые дела“ в рамках
Содержание программы внеурочной деятельности „Добрые дела“ осуществляет преемственные связи на уровне дошкольного — школьного образования. Разработаны программы повышения квалификации для педагогов дошкольного и школьного звена „
Таким образом, дан старт работе по
Формы работы с детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Московской области в рамках
Хотелось бы отметить еще один аспект: педагоги Московской области, реализующие в своей деятельности программы
С 2012 года к участию в региональном этапе конкурса „За нравственный подвиг учителя“ приглашаются и воспитатели детских садов.
Иван Бунин писал „Детский сад, это сад, где расцветают детские души“. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. И дошкольным учреждениям отводится ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно дошкольный возраст называют „золотой порой“
Затем гостей приветствовал протоиерей Петр Иванов: «Дорогой Владыка, уважаемая Лидия Николаевна, дорогие гости. Наш координационный совет, который был создан 10 лет назад согласно договору о сотрудничестве между Епархией и Министерством образования Московской области, сначала встал перед проблемой отбора программ и учебников, которых, с одной стороны, казалось много, а с другой стороны многое было в них не проработано, недостаточно профессионально. Но шло время, и постепенно появилось много других учебников, в том числе учебников Людмилы Леонидовны по православной культуре, но только сейчас она подошла к созданию
Настоятельница обители игумения Маргарита сказала: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка, уважаемая и дорогая Лидия Николаевна, дорогие наши гости. Мы очень рады видеть вас сегодня в нашей обители. Владыка митрополит сказал, что сегодняшняя встреча лишь одна из тех, которые проходили в нашей обители. Это очень радует, тем более, что сегодняшняя встреча проходит накануне празднования
Позвольте мне провести аналогию с медициной: слово, которое исходит из уст человека, верующего в Бога, оно обладает удивительными и мощными кумулятивными свойствами. Те, кто знают о свойствах лекарств, знают, что это слово означает свойство некоторых лекарств накапливаться в том или ином органе. А слово обладает свойством накапливаться в сердце человека — том органе, который Господь дал человеку, чтобы он узнавал о Нем. То, что услышит от вас маленький человек, останется в его сердце. Оно будет накапливаться там из года в год, и к семилетнему возрасту каждый человек поймет, с чем он пришел в храм, какой у него багаж за плечами. Дорогие воспитатели и дорогие руководители! Важно понимать, что прежде, чем начинать говорить о добре, об истине, о любви, о Боге, необходимо всеми этими качествами прежде всего овладеть самому. Позвольте мне сослаться на пример из Священного Писания. Был такой случай, когда некоторые люди пытались именем Христовым изгнать бесов из одержимого человека. А бесы сказали: „Христа мы знаем, Павла знаем. А кто вы?“. И сами побили этих людей. Поэтому начало начал — это ваш путь навстречу Богу. Только когда вы сами наполнитесь Истиной, тогда и сам ребенок захочет узнавать о правде, о добре, о Боге.
После презентации
Темы: митрополит Ювеналий, администрация Московской области, образование