Главная/Новости/2011/Январь/25/

Конференция «Прославление и почитание святых» прошла в храме Христа Спасителя

25 января в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений прошла третья конференция «Прославление и почитание святых». Перед началом работы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к собравшимся со словом о случившемся вчера, 24 января, в московском аэропорту Домодедово террористическом акте. Владыка зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла и выразил соболезнование родственникам погибших, пожелал скорейшего выздоровления раненым, о чем призвал молиться собравшихся. Владыкой была отслужена лития по погибшим.

Открывая конференцию вступительным словом, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в частности сказал:

«Возлюбленные братья-архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная Комиссия по канонизации святых в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений сегодня проводит третью конференцию «Прославление и почитание святых». Я рад приветствовать ее участников и гостей, из многих епархий нашей Церкви собравшихся в этом зале.

Международные Рождественские образовательные чтения являются значимым христианским форумом, местом встречи и диалога богословов и учителей, миссионеров, катехизаторов. Здесь есть что обсудить и чем поделиться пастырю и пасомым, пожилым и молодежи, учащим и учащимся. Весьма важно, что в общем круге обсуждаемых тем свое почетное место заняла и наша конференция.

С первой конференции «Прославление и почитание святых» мы стремимся использовать возможность рассказать о том благодатном процессе современной церковной жизни, который связан с изучением подвига святых подвижников нашей Церкви, о их прославлении и почитании. Поскольку общая тема нынешних Рождественских чтений — «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач», большинство докладов на нашей сегодняшней встрече будут касаться вопроса взаимоотношения Церкви и государства в различные периоды российской истории. На примере жизни прославленных Русской Церковью святых будет продемонстрировано, как непросто, а порой и драматически они складывались.

Начиная с учреждения в 1989 году постоянно действующей Синодальной Комиссии по канонизации святых, процесс канонизации отечественных подвижников веры и благочестия не только стал возрождаться, но и по числу прославленных святых превзошел все ранее известные периоды российской церковной истории. Труд по выявлению имен святых наших сродников, пострадавших за веру в годы гонений, во многих епархиях еще ждет своих ревностных исследователей и делателей.

Анализируя изменения, возникшие в церковной, да и в около церковной среде, относительно вопросов канонизации, нельзя не заметить, что в современном обществе укрепляется взгляд на канонизацию, с одной стороны, как на нечто обыденное, а с другой — она воспринимается некоторыми как посмертное признание исторической значимости человека. Нередко в Комиссию поступают инициативные просьбы прославить какого-нибудь государственного деятеля, военачальника, хирурга или поэта в лике святых за его выдающуюся профессиональную деятельность. Но для Церкви успехи в социальной, общественной или политической деятельности людей сами по себе не относятся к критериям канонизации. Прославление в лике святых — это свидетельство того, что христианин не только сохранил православную веру, подвизался не только благочестиво, но и неуклонно и ревностно шествовал путем исполнения евангельских заповедей.

Труд по выявлению и изучению подвигов христианского благочестия не происходит поспешно и опрометчиво, а занимает много времени и требует всестороннего изучения и осмысления. Поэтому и канонизация есть не рядовое событие, а истинный праздник для чад Церкви.

В связи с многочисленные канонизациями новомучеников и исповедников Российских ХХ века долг нашего духовенства помочь православным христианам и современному обществу осмыслить высоту подвига новопрославленных святых. Выражаю надежду, что данная конференция внесет свой посильный вклад и в это дело христианского просвещения.

Мученичество и исповедничество — особый благодатный дар, подвиг христианского самоотвержения и апостольского мужества духа. Святые мученики и исповедники не могли без благодатной помощи Христа Спасителя, только своими силами перенести страдания. Благодать Божия и несокрушимая сила духа, являемые в страданиях мучеников, были плодом их высоконравственной жизни. Несмотря на свои неимоверные страдания, они не ожесточались против гонителей, не возмущались, не проклинали их, а желали им познания истины и спасения. «Святые мученики, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — даже и бичуемые, подвергаемые разным мучениям и пыткам, страдая, говорили и делали всё к обращению язычников…»

Во все времена подвиг мучеников как древних, так и новых, крепость их веры и мужество укрепляют верных. «Таким своим единодушием и таким мужеством, — писал священномученик Киприан Карфагенский римским исповедникам, которые вскоре после того прияли мученическую смерть, — вы подали великие примеры единодушия и мужества и прочим братьям. Вы благородно научили бояться Бога, крепко держаться Христа, научили, что в опасности народ должен соединяться со священниками и при гонении братья не должны отделяться от братьев, что тесное согласие ничем не может быть побеждено, что Бог мира дарует миролюбивым то, о чем они просят все вместе. Враг устремлялся возмутить стан Христов насильственным страхом: но с какою стремительностью он напал, с такою же был прогнан и побежден; сколько принес страха и ужаса, столько же встретил мужества и силы».

Свидетельства святых об истинности нашей православной веры укрепляют нас в мужественном исповедании Христа, в терпении и смиренном несении каждым из нас своего жизненного креста. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, рассуждая на эту тему, записал в своем дневнике: «Как ничтожны сомнения, всеваемые врагом в наше сердце во время молитвы (или в другое время) в сравнении с теми свидетельствами истины, в которые облеклась всякая истина веры! Этих свидетельств — бесчисленное множество, к ним принадлежат свидетельства пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников — этого победоносного воинства Господня во всех веках; а что важнее всего, свидетельство Самой воплощенной Истины — Господа Иисуса Христа, Коего слово — путь, истина и жизнь!»

В ходе конференции были заслушаны доклады архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Библейский взгляд на святость Бога и святость людей»; протоиерея Олега Митрова «Церковная политика императрицы Екатерины II на примере жития священномученика Арсения (Мацеевича)»; игумена Дамаскина (Орловского) «Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858–1918)»; соавторской группы в составе священника Александра Щелкачева, священника Александра Мазырина и Б. А. Филиппов «Церковно-государственные отношения в период коллективизации»; протоиерея Владислава Цыпина «Канонизация „непоминающих“»; монаха Платона (Рожкова) «Оптина пустынь в годы гонений».


Темы: митрополит Ювеналий, Рождественские чтения, канонизация


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.