Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Виктор Альбертович!
Уважаемый Александр Николаевич!
Уважаемые участники и гости чтений!
Сегодня уже не возникает вопросов на тему нужно ли подростку быть
Воспитать такого гражданина призвана современная школа.
Задача приобщения молодежи к этическим принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии IV Ассамблеи Русского мира «Учитель Русского мира: миссия, ценности» в Москве 3 ноября 2010 года сказал: «Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний». Для ее осуществления требуется сотрудничество родителей, учителей, общественных объединений, органов власти, религиозных организаций, различных творческих союзов.
В феврале 2010 года состоялось расширенное заседание Координационного Совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви при Министерстве образования Московской области, где были определены задачи на новый учебный год. Сегодня можно говорить о ходе реализации поставленных задач.
Задача первая: разработка учебных пособий, реализующих решение задач
В помощь и преподавателям и школьникам к новому 2010–2011 учебному году издан дополнительный тираж для обучающихся начального и среднего профессионального образования и общеобразовательных учреждений в количестве — 40 тыс. экземпляров
Задача вторая: расширение области преподавания предметов
По данным мониторинга в Московской области:
Задача третья: подготовка квалифицированного педагога, способного донести до каждого ученика главные истины.
В настоящее время при подготовке учителей Московской области к преподаванию предметов «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры» учителя разных специальностей получают знания в области духовной культуры, знакомятся с понятиями христианской этики, богословия, получают знания о духовной основе русской культуры, ее христианских корнях.
В учреждениях высшего профессионального образования Московской области через курсы повышения квалификации ведётся работа по подготовке педагогических кадров данной специализации по следующим программам:
Уже подготовлено более 1500 педагогов.
С ноября 2010 года — ведутся курсы повышения квалификации для педагогов учреждений среднего профессионального образования, педагоги учреждений начального профессионального образования пройдут обучение в феврале—мае, ноябре—декабре 2011года.
Задача четвертая: взаимосвязь двух проблем: подготовки учеников в области знания о духовной культуре России и подготовки учителя к преподаванию основ православной культуры.
Министерством образования Московской области совместно с Московской епархией Русской Православной церкви при поддержке губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова проводится целый ряд уже традиционных мероприятий. Наиболее значимые из них: ежегодные Рождественские чтения, областные родительские собрания, традиционные встречи митрополита Крутицкого и Коломенского с руководителями муниципальных органов управления образованием, педагогами образовательных учреждений, Рождественские ёлки. Одной из наиболее массовых форм, которая вошла в практику работы по
Разработанные и реализуемые совместно программы в образовательных учреждениях Московской области предусматривают проведение совместных праздников, соревнований, экскурсий, выполнение творческих заданий и др. Все это помогает родителям выстраивать содержательно наполненную и
Таким образом, определение
Поэтому идея воспитания духовной личности является ведущей в работе учителя.
Сегодня учитель является сеятелем разумного, доброго, вечного. И своим трудом мы стремимся прославить высокое звание — Учитель. Ибо сказано: «Через труд человек живет, спасается и идет дальше». И наша задача — помочь ребенку, входящему в мир, найти свое собственное место в жизни. Именно учитель помогает приобрести уверенность ребенку. Уроки — это творческий процесс осмысления нравственных и эстетических ценностей. Развитие творческих способностей, формирование навыков умственного труда — одна из главных задач школы. Развивают творческие способности школьников олимпиады, конкурсы, сочинения на
Второй год в Московской области проводится олимпиада по «Духовному краеведению Подмосковья», 28 ноября 2010 года состоится муниципальный этап олимпиады, а в феврале 2011 года — региональный.
Выполняя такие работы, ученик шаг за шагом открывает себя, развивает свои творческие способности.
Традиционными стали для муниципальных образований темы сочинений, проводимых в образовательных учреждениях:
Выдержки из сочинений учеников средней школы № 7 городского округа Ивантеевка:
«…Я думаю, житие святых нам нужно, чтобы мы знали свою историю, для понимания того, что нужно жить в мире и согласии, выбирать правильные, мудрые пути, быть терпимее к другим и к себе тоже, не совершать глупых поступков, задуматься о мире и о своем месте в нем.»
«Мы изучаем духовную литературу потому, что нам это интересно. В этой литературе собран весь опыт предшествующих поколений. Духовная литература читается легко, язык прост и понятен, если вдуматься в смысл каждого слова. Духовная литература учит нас быть культурным, образованным человеком, учит любить Родину, уважать своих родителей…»
«Мы изучаем духовную литературу, потому что она учит быть добрым, справедливым, миролюбивым. Библию создавали Святые люди, они записывали в книги самое главное. Библия служит человеку около 2000 лет! А может ли служить обычная книга так долго? Конечно же, нет!…»
Система образования Московской области принимает с 2006 года активное участие во Всероссийском конкурсе работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя».
Ежегодно Московская область приветствует Подмосковных учителей — победителей Всероссийского конкурса.
В 2010 году у нас тоже уже есть достижения на межрегиональном этапе конкурса на соискание премии Центрального федерального округа. Победителями стали:
Отрадно отметить, что конкурс «За нравственный подвиг» расширяет свои границы: впервые победителем регионального этапа Конкурса стал представитель, принимающего нас сегодня
Хорошее образование — значит успешный жизненный старт для ребенка. Эту истину принимают сегодня все, особенно родители. Они готовы вкладывать в своих детей немалые силы и средства. Но без участия школы в этом процессе сейчас не обойтись.
Изменились программы, учебники, формы и методы работы и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Выбирая школу для своего ребенка, многие родители ориентируются именно на педагогический коллектив учебного заведения и, прежде всего, на конкретного учителя, который сможет помочь им в непростом деле воспитания успешного, счастливого человека.
Кто же он, современный учитель? Для оказания помощи ребенку в деле становления полноценной личностью (независимой, грамотной, инициативной, самостоятельной) учитель сам должен быть личностью. Учителю важно быть в постоянном поиске адекватных приемов, способов по реализации собственных личностных возможностей и способностей в работе с детьми. Для этого обязательны эмоциональная и личностная раскрытость; доверительность и искренность в выражении чувств и отношений; стремление к удовлетворенности собой в процессе совместной со школьниками творческой деятельности; психологический настрой на оптимальную работу с конкретным классом для достижения максимальной убедительности и выразительности.
Поздравляя победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» 6 октября 2010 года в Кремле Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «Труд учителя — это особенный подвижнический труд. И хотя эти слова стали банальными, но это абсолютная правда. Каждый раз, когда учитель заходит в класс, он совершает маленькое чудо, он готовит молодых людей к большой очень сложной жизни, отдавая им частичку своих знаний, нервов, здоровья. Именно поэтому мы считали, и всегда будем считать образование, и школьное образование — одним из государственных приоритетов».
16 ноября отмечается Международный день толерантности. В Педагогической академии последипломного образования в этот день состоялась
Уважаемые участники и гости чтений!
В 2010 году к Открытому уроку была издана книга «Просветители» о великих учителях человечества. В книге есть замечательные слова, которые должны быть в сознании каждого современного педагога: «Служение учителя предполагает умаление себя в пользу детей, готовность к самоотдаче себя своим ученикам. Этика педагогического служения предполагает обязательную нравственную оценку профессиональной деятельности. Труд великих педагогов показал миру высоту нравственного подвига учителя, полагающего в основание своей деятельности христианское понимание любви к своим ученикам».
Я желаю всем участникам чтений, и педагогам, и священнослужителям, яркой и творческой деятельности, проникновенной, душевной работы с нашими юными земляками во имя нашего общего будущего.
Темы: администрация Московской области, образование, доклады