Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Уважаемый Александр Анатольевич!
Уважаемые отцы! Дорогие коллеги!
Наша традиционная встреча проходит накануне большого праздника Русской Православной церкви дня памяти Владимирской иконы Божией Матери, самой чтимой на Руси иконы. С нею в руках наши предки вставали на защиту Родины, с нею строили храмы и города. Историю, культуру нашей страны невозможно понять, не зная о той роли, которую играла в ней православная вера, неотъемлемым символом которой являются иконы.
Вот почему для нас так важна совместная работа педагогов и священнослужителей по возвращению в нашу жизнь культуры православия. Вот почему я так рада вновь, уже в шестой раз, видеть в этом зале работников образования и священнослужителей. Я рада, что мы говорим на одном языке, делаем одно общее дело.
2010 год — для системы образования во многих отношениях особенный.
Мы вступаем в новый этап развития российского образования. Завершена реализация
Идет реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым.
Опыт участия в проекте модернизации укрепляет нашу уверенность в том, что среди перечисленных факторов определяющим результаты образования является качество кадрового потенциала. Именно этот смысл выражен во фразе «В новой школе — новый учитель».
Проблема качества кадрового потенциала характерна не только для нашего государства, но и для лучших систем школьного образования мира. Научные исследования в этой области подтверждают, что разброс в уровне подготовки учеников объясняется в первую очередь качеством преподавателей.
Педагоги наиболее масштабное профессиональное сообщество в Подмосковье.
По данным мониторинга 2010 года, общее количество педагогических работников муниципальных образовательных учреждений составляет 83 310 человек.
2010 год — Год учителя — повод для более пристального внимания к результатам деятельности подмосковного образования, достижениям, которые объективно достойны признания и уважения.
Вы, педагоги, сегодня собравшиеся здесь, лучше всех осознаете, что образование — ключевой фактор в обеспечении духовного и социального здоровья обществ. Начиная с 2000 года в рамках сотрудничества с Московской епархией Русской Православной Церкви более 1500 педагогов прошли соответствующую подготовку и преподают предметы
городские округа: Восход, Коломна, Королев, Красноармейск, Пущино, Щербинка;
муниципальные районы: Коломенский, Подольский, Рузский.
Министерство образования Московской области рекомендует расширить преподавание предмета «Основы православной культуры» на уровне начальной (1–4) и основной школы (5–8 кл.) для всех школ Московской области с целью обеспечения преемственности
1–8 классы — «Основы православной культуры» с маршрутами духовного краеведения.
9–10 класс — «Духовное краеведение Подмосковья» (как
Также Министерство образования Московской области рекомендует привлечь и включить в работу педагогов дошкольного образования. Такой опыт имеется в городе
4 февраля в Московском государственном областном университете впервые организован и проведен региональный тур всероссийской олимпиады по «Основам православной культуры», участвовало 74 школьника с 7 по 11 класс из 39 территорий. Победителем стал Петров Евгений, ученик 11 класса
В Ногинском районе имеется совместный с Богородским благочинием опыт работы в данном направлении: проведение
К новому 2010–2011 учебному году издан дополнительный (40 тысяч) тираж
Каждое муниципальное образование и учреждения НПО и СПО получат комплекты
Готовится к выпуску электронная версия учебника.
В 2010–2011 году перед нами новый рубеж — введение данных курсов в каждом учреждении начального и среднего профессионального образования.
Высокий рейтинг среди педагогов предметов
Все учащиеся Подмосковья активно участвовали в мероприятиях, посвященных
В области действуют 6 летних оздоровительных центров для ознакомления детей с культурой православия (городском округе Пущино и муниципальных районах: Дмитровский (2 лагеря), Клинский, Лотошинский,
В образовательных учреждениях городов Серпухова и Климовска ежемесячно проводятся единые классные часы по
Сегодня разработаны программы по
Дмитровский район
1. «Православие и рисунок»
2. «История Дмитровского района», «Краеведение. Дмитровский край»
Городской округ Электросталь
Интегрированный курс «Духовное краеведение Подмосковья и МХК»
Одинцовский район
«Одинцовская земля — мой край родной» Городской округ Жуковский
Интегрированный курс «христианские мотивы в русской литературе и основы православной культуры» «Этнокультурное образование: интегрированный курс
«Фольклор как составляющая часть нравственного воспитания и обучения младших классов»
Егорьевский район — в МОУ ДОД Центр внешкольной работы
1. Молодежная православная театральная студия «Свеча» (7–11 класс)
2. Объединение «Органная музыка с элементами православия» (1–4 класс)
3. Детское общественное объединение «Православные скауты» (5–11 класс).
В настоящее время по поручению губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова министерство образования совместно с региональным отделением ДОСААФ и другими ведомствами определяет ориентиры работы по празднованию в 2011 году
разработать и принять во всех муниципальных образованиях программы (подпрограммы)
предусмотреть меры по повышению эффективности работы по патриотическому воспитанию путем обобщения и распространения передового опыта патриотического воспитания в образовательных учреждениях;
принять меры по организации
Ключевым направлением развития общего образования является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Всем известно, что решающими факторами для сохранения здоровья школьников являются — сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные и третий урок физкультуры, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни.
На сегодня почти 86% педагогов Московской области используют в своей образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии, более 85% обучающихся общеобразовательных учреждений вовлечены в здоровьесберегающую деятельность.
В этом направлении инновационные формы работы широко используются в Раменском, Одинцовском, Ступинском, Истринском, Ногинском, Щелковском муниципальных районах, городских округах Лыткарино, Долгопрудный.
Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Но технология без духовности и нравственности может привести к крайне плачевным результатам: к выхолащиванию человеческой сущности: отсутствию чувств доброты, любви, порядочности, сопереживания…
Каждый из нас понимает, что невозможно этого избежать без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры, а самое главное — без тесного взаимодействия семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.
Различные формы работы применяются в Московской области интересен опыт Коломенского района: пять лет назад совместно с Коломенской Духовной семинарией (ректор протоиерей Николай Качанкин) были введены два новых начинания, которые быстро превратились в новые добрые районные традиции: литературные
Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть таким путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ… Вот есть такие человеческие занятия — педагогика, воспитание, то же самое духовное просветительство…». Да, учитель это массовая профессия, предполагающая стандартизацию, владение «ремеслом», но технологизацию образования нельзя подменить «технократизацией», выхолащивающей гуманистическое содержание педагогического труда».
Важную роль в наступающем учебном году будет играть сетевое взаимодействие педагогов Московской области. Нам следует уделить внимание созданию так называемых обучающихся сообществ, профессиональных сетей. Есть хороший опыт — клуб «Педагог года», «Ассоциация «Лидеры образования Подмосковья».
Предлагаю и педагогам, ведущим предметы культурологического цикла создать свое сообщество, тем более что подобная работа ведется в территориях Московской области: городской округ Коломна и Красногорский муниципальный район организовали обмен опытом по преподаванию основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья в образовательных учреждениях.
Уважаемые коллеги! К первоочередным задачам, которые поставлены перед нами в наступающем учебном году, относятся:
— реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», включая внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе и его апробацию в основной школе;
— углубление и расширение предметов
— дальнейшая реализация мероприятий в рамках Года Учителя: организация и проведение на высоком уровне Рождественских образовательных чтений;
— организация и проведение олимпиады школьников по духовному краеведению Подмосковья (муниципальный и региональный этапы);
— проведение муниципального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» во всех 74 муниципальных образованиях;
— подготовка и привлечение педагогов к преподаванию предметов культурологического цикла.
Также рекомендуем всем муниципальным органам управления образованием для увеличения популяризации
Это очень сложные задачи, решение которых может быть сопряжено с различными социальными рисками.
Традиционно после нашей с Вами встречи Министерство образования Московской области направит в муниципальные органы управления образованием методические письма, в которых будут даны рекомендации:
об использовании программ
о предоставлении муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями свободы выбора изучения предмета семье учащегося: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможности изучения предмета.
Письмо будет также размещено на сайте Министерства образования Московской области. Помимо этого на сайте Министерства образования Вы можете найти информацию по обмену опытом в сфере
Уважаемые участники встречи! Год Учителя завершится, но то, что сделано в этот период, в ближайшем учебном году, будет оказывать влияние на судьбу школы, всего общества ещё многие годы. Мы прокладываем колею в будущее. И от того, насколько ровно она ляжет, зависит: в каких школах будут учиться наши дети, какие учителя их будут учить, насколько будет наше общество, наше государство прирастать молодыми талантами. Будем об этом помнить.
Желаю вам успешной и плодотворной работы, мира и благополучия.
Темы: администрация Московской области, образование, доклады