Уважаемый Владыка!
Уважаемые Леонид Павлович, Дмитрий Игоревич,
Марина Ивановна, отец Александр
и все участники нашего сегодняшнего мероприятия!
21 июля этого года, выступая на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что «…отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно, исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека».
Эти слова подчеркивают актуальность проблемы
Школьное воспитание осуществляется всем педагогическим коллективом во всех сферах школьной жизнедеятельности. Особая роль принадлежит классному руководителю, поскольку он является основным организатором социальной адаптации личности учащегося в образовательном пространстве школы. В силу сложившейся ситуации, классное руководство в настоящее время является ключевым элементом организации воспитания в школе. Каждый педагог старается сегодня выстраивать воспитательную работу с детьми на основе
Исторически Подмосковье является духовным и культурным центром России, в Московской области сложились принципиально новые, особые, творческие отношения с Московской епархией, что приносит плодотворные результаты. За последние десять лет, благодаря продуктивному взаимодействию Министерства образования Московской области муниципальных органов управления образованием с Московской епархией, которую возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, возрождаются традиции Православия. Опыт наших предков, живая нить преемственности поколений ложатся в основу нашей совместной работы по направлению
Это направление является одним из приоритетных в нашей работе по модернизации образования, и именно благодаря сотрудничеству с епархией, нам удаётся решать эти вопросы на том культурном и содержательном уровне, которого они требуют.
Классные руководители в непростом деле
Вот уже восемь лет проводятся Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви совместные мероприятия по
Классный руководитель не только организует внеучебную деятельность учащихся своего класса, но и является одной из ключевых фигур в организации участия детей своего класса в учебной деятельности по
В 2009–2010 учебном году во всех муниципальных образованиях Московской области изучаются программы по
Программы по
В Чеховском зональном объединении преподавание программ по
Предмет
Мы считаем данный подход в настоящее время оптимальным при введении предметов по истории религиозной культуры.
Цели предмета «
В качестве базовых пособий Московской области разработаны и используются в общеобразовательных школах следующие учебники: — «Духовное краеведение Подмосковья» (9 класс) и
Учебники прошли апробацию в 55 регионах Российской Федерации. Авторы учебников являются победителями и призерами конкурсов «За нравственный подвиг учителя», «Просвещение через книгу», Фонда митрополита Макария и др.
Региональным учебником Московской области является «Духовное краеведение Подмосковья». Разработка его была проведена в рамках Областной целевой программы «Развитие образования Московской области на 2001 -2005 гг." и «Развитие образования Московской области на
Хотелось бы, чтобы не только школьники, но, прежде всего, классные руководители внимательно ознакомились с учебником регионального предмета Московской области «Духовное краеведение Подмосковья». В учебнике каждого предмета на первых страничках выделены основные понятия «краеведение», «Подмосковье», «духовное».
Иногда работники системы образования задают вопросы о возможности изучения религиозной православной культуры в классах, где присутствуют школьники разных национальностей и конфессиональной принадлежности. Такие вопросы свидетельствуют о том, что авторы вопросов не ознакомились с содержанием учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья». В нем содержится ответ на этот вопрос.
На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари, указанное содержание определяют термином «культура».
Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «достоинство», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.
Содержание предмета расширяет, прежде всего, культурный кругозор детей. В него входят шесть образовательных линий:
Министерство образования Московской области рекомендует предоставлять свободу выбора изучения предмета семьей учащихся: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможностей изучения предмета или отказ от его изучения.
Мы считаем данный подход в настоящее оптимальным при введении предметов по истории религиозной культуры.
Помимо возможностей решения образовательных задач, содержание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» имеет высокий потенциал воспитательных возможностей в процессе занятий. И, прежде всего — нравственного воспитания.
Одним из важных проявлений
Содержание учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья» обращает внимание школьников на то, какого человека можно назвать культурным. Это важно, так как сегодня в массовом сознании происходит искажение нравственных и культурных понятий.
Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности.
Использование в работе классного руководителя материалов, представленных в
Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения.
В
Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края. По заказу Министерства образования Московской области
Патриарх в своём выступлении особо отметил нравственную составляющую педагога и подчеркнул: «плохой человек не может быть хорошим педагогом. Велика роль педагога — уметь правильно расставить акценты, сформировать образ. Каждый педагог передает свой образ (вольно или невольно) учащимся. Образ самого педагога должен быть прекрасен, педагог должен быть подвижником. Его внутренний мир сам по себе является способом передачи информации». Каждый их присутствующих здесь понимает —
Президент России Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию 12 ноября призвал строить «настоящую Россию — современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мире…».
Каждый из нас понимает, что невозможно этого достичь без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры.
Тесно связана с
Проблему профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, наркомании и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области Министерство образования рассматривает как одно из направлений комплексной воспитательной работы в учреждениях образования, обеспечивая приоритет в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних.
Под особым контролем Министерства образования Московской области и муниципальных органов управления образованием находится вопрос всеобуча.
По результатам ежемесячного мониторинга по всеобучу можно отметить целенаправленную работу муниципальных органов управления образованием по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании несовершеннолетних, организации всеобуча, которая привела к снижению количества отчисленных из общеобразовательных учреждений, пропускающих занятия без уважительных причин.
1. Отчисленные из общеобразовательных учреждений.
За 2007 год из муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области отчислено — 436 человек, за 2008 год — 293 человека (сокращение на 33% по сравнению с 2007 годом) за 1 полугодие 2009 года отчислено 87 несовершеннолетних (сокращение на 31% по сравнению с 1 полугодием 2008 года).
Лучших результатов, в уменьшении числа отчисленных, добились в Серпуховском муниципальном районе, городском округе Подольск.
2. Пропускающие занятия.
За 2007 год число пропускающих занятия в муниципальных общеобразовательных учреждениях Московской области составило 1305 человек, пропускающих занятия за 2008 год — 641 человек (сокращение на 52% по сравнению с 2007 годом) за 1 полугодие 2009 года — 529 несовершеннолетних (сокращение на 17% по сравнению с 1 полугодием 2008 года).
Наиболее эффективно и качественно проводится работа по недопущению непосещения занятий в Чеховском муниципальном районе, городском округе Серпухов. Наибольшее количество школьников пропускающих занятия в мае 2009 года отмечается в общеобразовательных учреждениях городских округов: Подольск — 25 человек. При этом предметы культурологического цикла не преподаются в 30% школ города Подольска.
3. Безнадзорные.
На учете в образовательных учреждениях Московской области в 2007 году состояло 1203 безнадзорных, в 2008 году — 243 (сокращение на 80% по сравнению с 2007 годом), в 1 полугодии 2009 года 240 безнадзорных (сокращение на 1% по сравнению с 1 полугодием 2008 года).
Наиболее эффективная работа по профилактике безнадзорности проводится Ленинском в муниципальном районе, городском округе Троицк.
Наибольшее количество безнадзорных за 1 полугодие 2009 года в городском округе Серпухов — 44 человека. При этом предметы культурологического цикла не преподаются в 52,4% школ города Серпухов.
По оперативным данным муниципальных органов управления образованием за сентябрь 2009 года:
Наибольшее количество безнадзорных городском округе Серпухов — 21 несовершеннолетний.
Пропускающих занятия без уважительных причин — 402 несовершеннолетних (в мае было 529, сокращение за сентябрь — 24%).
За минувшие годы в Московской области накоплен значительный опыт сотрудничества между Церковью и сферой образования. Это находит отражение не только в обеспечении и организации собственно процесса обучения, но и в целом комплексе дополнительных мероприятий. Совокупно складываясь в годовой круг, они имеют большое воспитательное значение, которое трудно переоценить.
Повышение уровня воспитательной работы в школе неразрывно связано с необходимостью усиления кадрового потенциала для реализации воспитывающей деятельности образовательных учреждений, прежде всего с квалификацией классных руководителей, с повышением престижности их воспитательной функции и зависит от решения организационных вопросов их деятельности. Диссеминация опыта лучших классных руководителей, а так же их поддержка относятся к числу важнейших направлений реализации ПНПО. Все эти моменты нашли отражение в деятельности Педагогической академии по обозначенному направлению.
Как показывает практика,
В Московской области в 2008 — 2009 учебном году организовано 17 крупных мероприятий по проблеме воспитания школьников, среди них круглые столы, педагогические ассамблеи,
Во всех зональных объединениях методических служб Московской области прошли
В 2009 году проходил, ставший традиционным Педагогический марафон классных руководителей «Учительство Подмосковья -воспитанию будущего поколения России». Целью и основными задачами Педагогического марафона является выявление и поддержка творчески работающих классных руководителей, применяющих передовые формы и методы воспитательной работы в образовательных учреждениях; выявление интересных педагогических идей, инновационных практик воспитания; обобщение и диссеминация результативного опыта талантливых педагогов; создание условий для их самореализации и повышения профессионального мастерства.
Педагогический марафон на муниципальном уровне был организован более чем в 50 муниципальных образованиях Подмосковья. В общей сложности в территориях области приняло участие в конкурсах марафона около тысячи классных руководителей.
На муниципальном этапе марафона в г. Домодедово классные руководители представляли эссе «Моя педагогическая концепция» и методические материалы по теме «Моя технология», которые включали в себя самоанализ воспитательной работы с классом.
В региональном (третьем) этапе Педагогического марафона, который проходил на базе Педагогической академии, участвовало 62 лучших классных руководителя из 62 территорий городов и районов Московской области в номинациях: «Классный руководитель — посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании
После проведения экспертизы материалов, представленных участниками марафона в ходе заочного тура, в конкурсе продолжало участвовать 28 классных руководителей.
В апреле состоялся творческий конкурс педагогов форме самопрезентации. В выступлениях участники очного тура демонстрировали педагогические находки, выразительными средствами представляли принципы воспитательной деятельности. 10 классных руководителей, которые набрали в сумме наибольшее количество баллов, признаны победителями и лауреатами Педагогического марафона классных руководителей Московской области. В их число вошла и Сухоносенко Е.В. (гимназия № 1, г. Серпухов).
Современный классный руководитель должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. Фундаментальным условием подготовленности специалиста к работе классным руководителем является его высокое духовное развитие: нравственные качества, гражданственность, ответственность и обязательность, широкие интересы и разносторонние знания, способность ставить и решать вечные проблемы жизни, достоинство и способность сопротивляться мерзостям жизни. Гуманистическая позиция, столь важная для педагога, обусловливается мерой его личностного развития.
В заключение хотелось бы выделить некоторые практические задачи.
Практическая реализация поставленных на государственном уровне актуальных задач
В чем мы видим направления требуемой работы?
1. Прежде всего, в собственной переориентации и преодоления инертности в понимании задач и содержания
Однако — это индивидуальное педагогическое творчество.
2. Мы обращаем ваше внимание на необходимость активизации именно методической работы в области духовно -нравственного образования. В
Призывая к активизации методической работы, мы хотели бы предостеречь от псевдоактивности и неумеренной активности. Псевдоактивность — это активизация работы по
Прежде всего, в создании скороспелых авторских программ и пособий, в названии которых стоят слова «
Вторую ошибку мы видим, в навязывании школьникам в процессе преподавания
Мы в своей совместной работе с Московской епархией Русской Православной церкви придерживаемся исторических традиций и стараемся формировать
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Дмитрий Анатольевич Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики,
«выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Мы в своей совместной работе с Московской епархией Русской Православной церкви придерживаемся исторических традиций и стараемся формировать
Вот почему на сухом языке планирования деятельности мы говорим о задачах по развитию
Темы: Домодедовский округ, администрация Московской области, образование