Главная/Новости/2009/Декабрь/9/

Доклад министра образования Московской области Л. Н. Антоновой

«О духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Уважаемый Владыка!

Уважаемые Леонид Павлович, Дмитрий Игоревич,
Марина Ивановна, отец Александр
и все участники нашего сегодняшнего мероприятия!

21 июля этого года, выступая на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что «…отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно, исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека».

Эти слова подчеркивают актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников, о котором мы сегодня говорим, как об одном из главных компонентов образования подрастающего поколения.

Школьное воспитание осуществляется всем педагогическим коллективом во всех сферах школьной жизнедеятельности. Особая роль принадлежит классному руководителю, поскольку он является основным организатором социальной адаптации личности учащегося в образовательном пространстве школы. В силу сложившейся ситуации, классное руководство в настоящее время является ключевым элементом организации воспитания в школе. Каждый педагог старается сегодня выстраивать воспитательную работу с детьми на основе духовно-нравственных ценностей и традиций отечественной культуры.

Исторически Подмосковье является духовным и культурным центром России, в Московской области сложились принципиально новые, особые, творческие отношения с Московской епархией, что приносит плодотворные результаты. За последние десять лет, благодаря продуктивному взаимодействию Министерства образования Московской области муниципальных органов управления образованием с Московской епархией, которую возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, возрождаются традиции Православия. Опыт наших предков, живая нить преемственности поколений ложатся в основу нашей совместной работы по направлению духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Подмосковья.

Это направление является одним из приоритетных в нашей работе по модернизации образования, и именно благодаря сотрудничеству с епархией, нам удаётся решать эти вопросы на том культурном и содержательном уровне, которого они требуют.

Классные руководители в непростом деле духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения — основные действующие лица, потому что в привлечении детей к нашим традиционным мероприятиям по духовно-нравственному воспитанию, в их организации и проведении основная роль отводится классному руководителю.

Вот уже восемь лет проводятся Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников, а начинаются они по традиции с уровня муниципального образования, школы:

  • областные Рождественские чтения (в настоящий момент идут седьмые),
  • областные открытые уроки,
  • собрания педагогического актива,
  • встречи Управляющего Московской епархией с руководителями учреждений образования,
  • областные родительские собрания,
  • в декабре 2009 года впервые пройдет муниципальный тур олимпиады «Духовное краеведение Подмосковья» среди учащихся 8–11 классов, а региональный этап предполагается провести в начале февраля 2010 года.

Классный руководитель не только организует внеучебную деятельность учащихся своего класса, но и является одной из ключевых фигур в организации участия детей своего класса в учебной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. У нас в области духовно-нравственное образование школьников осуществляется, прежде всего, в рамках преподавания предметов «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) и «Основы Православной культуры».

В 2009–2010 учебном году во всех муниципальных образованиях Московской области изучаются программы по духовно-нравственному воспитанию.

Программы по духовно-нравственному воспитанию изучают около 60 тысяч учащихся с 1 по 11 классы в 895 школах (что составляет 61%) и 58 учреждениях дополнительного образования Московской области (что составляет 25%). Знания о духовно-нравственной культуре преподаются как обязательная дисциплина, факультативно, так и как кружковые занятия и элективные курсы.

В Чеховском зональном объединении преподавание программ по духовно-нравственному воспитанию построено следующим образом:

  • Городской округ Домодедово предметы ведутся в 23 школах, что составляет 77%.
  • Городской округ Климовск — 6 школ — 75%.
  • Ленинский муниципальный район — 18 школ — 60%.
  • Городской округ Подольск — 23 школы — 70%.
  • Подольский муниципальный район -18 школ — 75%.
  • Городской округ Протвино — 3 школы — 50%.
  • Городской округ Пущино — 3 школы — 100%.
  • Городской округ Серпухов — 10 школ — 47,6%.
  • Серпуховский муниципальный район — 9 школ — 53%.
  • Городской округ Троицк — 2 школы — 22%.
  • Чеховский муниципальный район — 10 школ — 32,2%.
  • Городской круг Щербинка — 5 школ — 100%.

Предмет «Духовно-нравственная культура» ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. Содержание предмета имеет культурологический характер. Мы обращаем ваше внимание на это. Министерство образования Московской области рекомендует предоставлять свободу выбора изучения предмета семьям учащихся: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможностей изучения предмета или отказ от его изучения.

Мы считаем данный подход в настоящее время оптимальным при введении предметов по истории религиозной культуры.

Цели предмета «Духовно-нравственная культура» ориентированы на:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
  • обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации; воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе ценностей отечественной культуры.

В качестве базовых пособий Московской области разработаны и используются в общеобразовательных школах следующие учебники: — «Духовное краеведение Подмосковья» (9 класс) и Учебно-методические комплекты «Православная культура» для 1–8 гг. обучения (автор Л. Л. Шевченко).

Учебники прошли апробацию в 55 регионах Российской Федерации. Авторы учебников являются победителями и призерами конкурсов «За нравственный подвиг учителя», «Просвещение через книгу», Фонда митрополита Макария и др.

Региональным учебником Московской области является «Духовное краеведение Подмосковья». Разработка его была проведена в рамках Областной целевой программы «Развитие образования Московской области на 2001 -2005 гг." и «Развитие образования Московской области на 2006—2010 гг.».

Хотелось бы, чтобы не только школьники, но, прежде всего, классные руководители внимательно ознакомились с учебником регионального предмета Московской области «Духовное краеведение Подмосковья». В учебнике каждого предмета на первых страничках выделены основные понятия «краеведение», «Подмосковье», «духовное».

Иногда работники системы образования задают вопросы о возможности изучения религиозной православной культуры в классах, где присутствуют школьники разных национальностей и конфессиональной принадлежности. Такие вопросы свидетельствуют о том, что авторы вопросов не ознакомились с содержанием учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья». В нем содержится ответ на этот вопрос.

На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари, указанное содержание определяют термином «культура».

Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «достоинство», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.

Содержание предмета расширяет, прежде всего, культурный кругозор детей. В него входят шесть образовательных линий:

  1. Религиозное мировоззрение. (Историко-культурное содержание Библии. Основы религиозно-философской мысли).
  2. Нравственно-этическая культура христианства.
  3. История религиозной культурной традиции России (образ жизни).
  4. Письменные источники христианской православной культуры.
  5. Религиозное искусство.
  6. Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).

Министерство образования Московской области рекомендует предоставлять свободу выбора изучения предмета семьей учащихся: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможностей изучения предмета или отказ от его изучения.

Мы считаем данный подход в настоящее оптимальным при введении предметов по истории религиозной культуры.

Помимо возможностей решения образовательных задач, содержание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» имеет высокий потенциал воспитательных возможностей в процессе занятий. И, прежде всего — нравственного воспитания.

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Содержание предмета как раз и позволяет решать задачи воспитания любви к подмосковной культуре, к России.

Содержание учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья» обращает внимание школьников на то, какого человека можно назвать культурным. Это важно, так как сегодня в массовом сознании происходит искажение нравственных и культурных понятий.

Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности.

Использование в работе классного руководителя материалов, представленных в учебно-методических пособиях позволит дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа. Позволит расширить информационное поле учебного знания, раскрыть духовную основу русской истории.

Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения.

В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения, показано, как христианская православная культура раскрывается в творчестве многих выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье, например: поэтов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, В. А. Жуковского, писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, композиторов М. И. Глинки, 77. И. Чайковского, С. И. Танеева, художников И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. А. Иванова, В. М. и А. М. Васнецовых и многих других.

Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края. По заказу Министерства образования Московской области Духовно-просветительским центром им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ была подготовлена серия просветительских журналов «Просветитель», книги для семейного и внеклассного чтения «Отчий дом» «Наследие веков живое» и методических сборников материалов для учителей Московской области, освещающих проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в семье и в школе. Так в рамках ежегодных Открытых уроков, которые проводятся традиционно в Московской области их участникам были вручены названные книги. А участников только одного Открытого урока 2009 г., который прошел 13 сентября в Коломне и на котором присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, было 6 тысяч человек.

Патриарх в своём выступлении особо отметил нравственную составляющую педагога и подчеркнул: «плохой человек не может быть хорошим педагогом. Велика роль педагога — уметь правильно расставить акценты, сформировать образ. Каждый педагог передает свой образ (вольно или невольно) учащимся. Образ самого педагога должен быть прекрасен, педагог должен быть подвижником. Его внутренний мир сам по себе является способом передачи информации». Каждый их присутствующих здесь понимает — педагог-классный руководитель сегодня — один из основных носителей духовности и нравственности.

Президент России Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию 12 ноября призвал строить «настоящую Россию — современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мире…».

Каждый из нас понимает, что невозможно этого достичь без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры.

Тесно связана с духовно-нравственным воспитанием проводимая в Подмосковье комплексная работа по формированию у детей, подростков и юношества ценностных ориентации на здоровый образ жизни, по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Проблему профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, наркомании и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области Министерство образования рассматривает как одно из направлений комплексной воспитательной работы в учреждениях образования, обеспечивая приоритет в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних.

Под особым контролем Министерства образования Московской области и муниципальных органов управления образованием находится вопрос всеобуча.

По результатам ежемесячного мониторинга по всеобучу можно отметить целенаправленную работу муниципальных органов управления образованием по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании несовершеннолетних, организации всеобуча, которая привела к снижению количества отчисленных из общеобразовательных учреждений, пропускающих занятия без уважительных причин.

1. Отчисленные из общеобразовательных учреждений.

За 2007 год из муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области отчислено — 436 человек, за 2008 год — 293 человека (сокращение на 33% по сравнению с 2007 годом) за 1 полугодие 2009 года отчислено 87 несовершеннолетних (сокращение на 31% по сравнению с 1 полугодием 2008 года).

Лучших результатов, в уменьшении числа отчисленных, добились в Серпуховском муниципальном районе, городском округе Подольск.

2. Пропускающие занятия.

За 2007 год число пропускающих занятия в муниципальных общеобразовательных учреждениях Московской области составило 1305 человек, пропускающих занятия за 2008 год — 641 человек (сокращение на 52% по сравнению с 2007 годом) за 1 полугодие 2009 года — 529 несовершеннолетних (сокращение на 17% по сравнению с 1 полугодием 2008 года).

Наиболее эффективно и качественно проводится работа по недопущению непосещения занятий в Чеховском муниципальном районе, городском округе Серпухов. Наибольшее количество школьников пропускающих занятия в мае 2009 года отмечается в общеобразовательных учреждениях городских округов: Подольск — 25 человек. При этом предметы культурологического цикла не преподаются в 30% школ города Подольска.

3. Безнадзорные.

На учете в образовательных учреждениях Московской области в 2007 году состояло 1203 безнадзорных, в 2008 году — 243 (сокращение на 80% по сравнению с 2007 годом), в 1 полугодии 2009 года 240 безнадзорных (сокращение на 1% по сравнению с 1 полугодием 2008 года).

Наиболее эффективная работа по профилактике безнадзорности проводится Ленинском в муниципальном районе, городском округе Троицк.

Наибольшее количество безнадзорных за 1 полугодие 2009 года в городском округе Серпухов — 44 человека. При этом предметы культурологического цикла не преподаются в 52,4% школ города Серпухов.

По оперативным данным муниципальных органов управления образованием за сентябрь 2009 года:

  • отчисленных — 7 несовершеннолетних.
  • безнадзорных — 220 несовершеннолетних (в мае было 240 безнадзорных, сокращение за сентябрь — 8%).

Наибольшее количество безнадзорных городском округе Серпухов — 21 несовершеннолетний.

Пропускающих занятия без уважительных причин — 402 несовершеннолетних (в мае было 529, сокращение за сентябрь — 24%).

За минувшие годы в Московской области накоплен значительный опыт сотрудничества между Церковью и сферой образования. Это находит отражение не только в обеспечении и организации собственно процесса обучения, но и в целом комплексе дополнительных мероприятий. Совокупно складываясь в годовой круг, они имеют большое воспитательное значение, которое трудно переоценить.

Повышение уровня воспитательной работы в школе неразрывно связано с необходимостью усиления кадрового потенциала для реализации воспитывающей деятельности образовательных учреждений, прежде всего с квалификацией классных руководителей, с повышением престижности их воспитательной функции и зависит от решения организационных вопросов их деятельности. Диссеминация опыта лучших классных руководителей, а так же их поддержка относятся к числу важнейших направлений реализации ПНПО. Все эти моменты нашли отражение в деятельности Педагогической академии по обозначенному направлению.

Как показывает практика, учителя-предметники недостаточно владеют современными технологиями воспитания, что вызывает необходимость пересмотра системы квалификации педагогических работников образовательных учреждений. В связи с этим на кафедрах Педагогической академии разработаны и внедрены учебные программы для классных руководителей по вопросам внедрения педагогических технологий в практику работы образовательных учреждений. В 2008 — 2009 учебном году для поддержки классных руководителей прочитано 20 курсов лекций, в том числе по пяти новым учебным программам. Курсовой подготовкой, направленной на повышение уровня воспитательной работы охвачено 1817 учителей 15 территорий, представляющих все 7 зональных муниципальных объединений методических служб Московской области. Эта работа продолжена и в 2009–2010 учебном году, так помимо курсовой подготовки в муниципальных образованиях Московской области проводятся обучающие семинары с классными руководителями: «работа с детьми группы риска» — г. Королёв; «специфика внеклассной работы на основной и старшей ступенях обучения» — Сергиево-Посадский м.р.; «Основы конструктивного общения» — г. Щелково.

В Московской области в 2008 — 2009 учебном году организовано 17 крупных мероприятий по проблеме воспитания школьников, среди них круглые столы, педагогические ассамблеи, научно-практические конференции, мастер-классы и т. п. Рассматривались вопросы, связанные с внедрением педагогических технологий в практику работы образовательного учреждения; проблемы воспитания современного учащегося, взаимодействия школы с семьей ребенка.

Во всех зональных объединениях методических служб Московской области прошли научно-практические конференции по общей тематике, посвященной диссеминации опыта лучших учителей и классных руководителей.

В 2009 году проходил, ставший традиционным Педагогический марафон классных руководителей «Учительство Подмосковья -воспитанию будущего поколения России». Целью и основными задачами Педагогического марафона является выявление и поддержка творчески работающих классных руководителей, применяющих передовые формы и методы воспитательной работы в образовательных учреждениях; выявление интересных педагогических идей, инновационных практик воспитания; обобщение и диссеминация результативного опыта талантливых педагогов; создание условий для их самореализации и повышения профессионального мастерства.

Педагогический марафон на муниципальном уровне был организован более чем в 50 муниципальных образованиях Подмосковья. В общей сложности в территориях области приняло участие в конкурсах марафона около тысячи классных руководителей.

На муниципальном этапе марафона в г. Домодедово классные руководители представляли эссе «Моя педагогическая концепция» и методические материалы по теме «Моя технология», которые включали в себя самоанализ воспитательной работы с классом.

В региональном (третьем) этапе Педагогического марафона, который проходил на базе Педагогической академии, участвовало 62 лучших классных руководителя из 62 территорий городов и районов Московской области в номинациях: «Классный руководитель — посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей» (15 чел.), «Классный руководитель — архитектор классного коллектива, где комфортно каждому» (22 чел.), «Классный руководитель — координатор взаимодействия педагогов, семь, социума» (13 чел.), «Классный руководитель — помощник индивидуального развития каждого ребенка» (12 чел.). Не приняли участия в конкурсе педагоги из гг. Бронницы, Лосино-Петровский, Протвино, Рошаль, Фрязино, Подольского, Пушкинского, Талдомского районов.

После проведения экспертизы материалов, представленных участниками марафона в ходе заочного тура, в конкурсе продолжало участвовать 28 классных руководителей.

В апреле состоялся творческий конкурс педагогов форме самопрезентации. В выступлениях участники очного тура демонстрировали педагогические находки, выразительными средствами представляли принципы воспитательной деятельности. 10 классных руководителей, которые набрали в сумме наибольшее количество баллов, признаны победителями и лауреатами Педагогического марафона классных руководителей Московской области. В их число вошла и Сухоносенко Е.В. (гимназия № 1, г. Серпухов).

Современный классный руководитель должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. Фундаментальным условием подготовленности специалиста к работе классным руководителем является его высокое духовное развитие: нравственные качества, гражданственность, ответственность и обязательность, широкие интересы и разносторонние знания, способность ставить и решать вечные проблемы жизни, достоинство и способность сопротивляться мерзостям жизни. Гуманистическая позиция, столь важная для педагога, обусловливается мерой его личностного развития.

В заключение хотелось бы выделить некоторые практические задачи.

Практическая реализация поставленных на государственном уровне актуальных задач духовно-нравственного образования подрастающего поколения требует активизации всех звеньев системы образования и конечно — работы классного руководителя.

В чем мы видим направления требуемой работы?

1. Прежде всего, в собственной переориентации и преодоления инертности в понимании задач и содержания духовно-нравственного образования. Прошли те времена, когда об успешности процесса образования судили по количеству проведенных мероприятий. Посмотрите, как изменились содержательно доклады на наших Образовательных Рождественских чтениях, какой богатый творческий потенциал духовно-нравственного воспитания показывают наши учителя.

Однако — это индивидуальное педагогическое творчество. Где-то оно выходит на уровень содружества с муниципальными органами. Но, к сожалению, мы знаем, что поставленные задачи духовно-нравственного образования иногда выполняются формально (как выше указывалось о подмене содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья»).

2. Мы обращаем ваше внимание на необходимость активизации именно методической работы в области духовно -нравственного образования. В Духовно-просветительском центре им. Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета разработана информационная научно-содержательная база Московской области по духовно-нравственному воспитанию -информационно-учебная система «Банк «Духовная культура», интегрирующая опыт подготовки учителей Московской области. Там можно посмотреть образцы методических работ по духовно-нравственному образованию школьников, составленные нашими учителями.

Призывая к активизации методической работы, мы хотели бы предостеречь от псевдоактивности и неумеренной активности. Псевдоактивность — это активизация работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию, при недостаточной проработанности его содержательной основы. В чем это выражается?

Прежде всего, в создании скороспелых авторских программ и пособий, в названии которых стоят слова «духовно-нравственная культура», «духовно-нравственное воспитание», а в содержании -искажение и непонимание основных понятий, методическая непроработанность, а иногда — и грубые ошибки. Либо — в использовании в общеобразовательных школах учебных пособий вероучительного, а не культурологического содержания. При этом они могут носить называние «Основы Православной культуры», но быть предназначенными для воскресных, а не для общеобразовательных школ.

Вторую ошибку мы видим, в навязывании школьникам в процессе преподавания духовно-нравственной культуры своей мировоззренческой позиции. У школьников должно сохраняться право самостоятельного выбора. Вводимые предметы, ещё раз повторю, культурологические, но не вероучительные. Следует придерживаться принципа взаимоуважения.

Мы в своей совместной работе с Московской епархией Русской Православной церкви придерживаемся исторических традиций и стараемся формировать духовно-нравственные ценности у подрастающего поколения, что является одной из важнейших задач сегодняшней системы образования.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Дмитрий Анатольевич Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики,

«выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Мы в своей совместной работе с Московской епархией Русской Православной церкви придерживаемся исторических традиций и стараемся формировать духовно-нравственные ценности у подрастающего поколения, что является одной из важнейших задач сегодняшней системы образования.

Вот почему на сухом языке планирования деятельности мы говорим о задачах по развитию духовно-нравственного воспитания молодёжи, а, говоря человеческим языком, наша общая задача, задача педагогов и служителей Церкви — не допустить, чтобы чувства добра, любви, справедливости угасли в душе ребёнка, чтобы понимание Веры стало чуждо нашим юным согражданам. Это наш долг и наша работа.

Темы: Домодедовский округ, администрация Московской области, образование


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.