Главная/Новости/2009/Октябрь/12/

Богослужение в Казанском кафедральном соборе города Санкт-Петербурга

12 октября митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил богослужение в кафедральном храме Петербургской митрополии — Казанском соборе города Санкт-Петербурга.

История величественного собора берет свое начало в XVIII веке и неразрывно связана с переведенской слободой на месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши, где находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня. В 1712 году на её месте была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери.

24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Заложен он был 6 сентября того же года, строился по проекту М. Г. Земцова. Прототипом храма был Петропавловский собор, Земцов строил его, основываясь на работах своего учителя — Доменико Трезини. Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта.

2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I. До переноса в новый храм она хранилась в деревянной часовне на посадской улице, затем в Троицком соборе на Троицкой площади. 3 июля 1737 года в присутствии Анны Иоанновны состоялось торжественное освящение Рождественской церкви. По хранимой здесь иконе её в народе стали именовать «Казанской».

Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским собором. Во второй половине XVIII — начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу Екатерина II. В 1773 году здесь венчались будущий император Павел I и принцесса Гессен-Дармштадская.

К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797–1800 годах был проведён конкурс на проект нового соборного храма. В конкурсе участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага, Ж. Ф. Тома де Томон и А. Н. Воронихин. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме.

Среди поставленных задач перед архитекторами стояла необходимость вписать новое монументальное здание в уже сформировавшееся архитектурное пространство. Кроме того, по православным традициям алтарь должен был обращён на восток, а главный фасад — на запад, то есть не на Невский проспект, а на Мещанскую (ныне Казанскую) улицу.

Первоначально Павлом I был принят проект Чарльза Камерона. Но при поддержке графа А. С. Строганова, ответственного за строительство, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину. Данное решение широко обсуждалось в обществе, особенно указывалось на то, что Воронихин был бывшим крепостным Строгановых.

В 1800 году была создана «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом А. С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся». Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.

На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того, что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал новый император — Александр I.

По первому плану Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов).

В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.

В отделке храма использовались в основном только отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский известняк, из карьера близ деревни Пудость близ Гатчины. Впервые в строительной практике Воронихиным здесь была применена металлическая конструкция купола.

На время строительства Воронихин переселился в дом № 27 по Невскому проспекту. Первое время, рабочие занятые на стройке жили за городом в землянках. Позже их разместили в бараках на Конюшенной площади. Подавляющее число строителей являлось крепостными крестьянами и вынуждены были все заработки отдавать своим хозяевам.

В нишах северного фасада расположили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В. И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И. П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции, работы Лоренцо Гиберти (XV век). Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками.

В 1805 году была освобождена часть земли с запада от собора, до того момента принадлежавшая саду Воспитательного дома. Здесь был снесён один из его флигелей. Летом 1811 года здесь начали возводить художественную ограду.

Проект собора полностью осуществлён не был. По замыслу архитектора колоннада должна была быть с обеих сторон. Оказалась построенной только северная колоннада, состоящая из 96 колонн. Не закончено и внешнее скульптурное оформление. Каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур архангелов Михаила и Гавриила. До 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии. Предполагалось заменить их бронзовыми, но сделать это так и не удалось. В своё время гипсовые архангелы настолько обветшали, что их пришлось убрать.

Строительные работы были завершены 15 сентября 1811 года. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу, после чего её разобрали. При торжественном освящении Казанского собора графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма. На церемонии его открытия А. Н. Воронихина наградили орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

С момента завершения строительства Казанского собора и до 1826 года перед колоннадой располагался деревянный обелиск.

Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота достигает 71,5 метра. Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. Построенный изначально для иконы, он превратился в хранилище реликвий войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы. 13 июня 1813 года в соборе был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

В 1837 году рядом с собором открыты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. В 1899–1900 годах перед Казанским собором был устроен сквер.

После 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем. В 1932 году здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор. В 1934 году с Пулковского шоссе к Казанскому собору перенесли фонтан работы Ж. Ф. Тома де Томона (1809 год).

Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт Казанского собора. В середине 1950х годов под руководством Я. А. Казакова проходила реставрация интерьеров храма. В 1975–1978 годах реставрировали ограду.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, в него возвращена Казанская икона Божией Матери. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест.

Митрополиту Ювеналию сослужили настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов, проректор Коломенской Духовной семинарии иеромонах Константин (Островский) и духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

По окончании Литургии со словом приветствия к Владыке обратился отец Павел, поздравив его с 50-летием со дня принятия монашеского пострига, и преподнес ему в дар финифть с изображением Казанского кафедрального собора.

В своем ответном слове Владыка митрополит сказал:

«Возлюбленный отец Павел, дорогие отцы, возлюбленные братья и сестры!

Я благодарю Вас, отец Павел, за Ваше приветствие, за Ваш памятный дар, и за то, что Вы вспомнили минувшие годы, связывающие нас служением Святой Христовой Церкви. В этот воскресный день я счастлив впервые в жизни совершить Божественную литургию в этом величественном соборе, и мне хочется поделиться с вами мыслями о чудесах Божьих, которые приводят людей к Богу.

Каждый раз за Божественной литургией читается Святое Евангелие и мы, слушая его, должны всегда размышлять об услышанном. Позвольте и мне с вами поразмышлять. Многие люди не могут воспринять божественное, сверхъестественное, пока не повстречаются с чудом. Так было и со святыми Апостолами.

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о том, что Христос проповедовал перед народом, но ничего не сказано, что после этой проповеди люди пошли за Ним, оставив все. А когда они увидели чудо, то это преобразило их жизнь. Христос общался с рыбаками. Они, конечно, знали все законы своего промысла, и знали, что в тот момент, когда это предложил Иисус, невозможно было ловить рыбу. Но по слову Спасителя, это оказалось возможным. И апостол Петр понял, что он соприкасается с Божеством, почувствовал свое недостоинство и свои грехи, и в ужасе говорит: „Выйди от меня Господи, выйди из этой лодки“, потому что он боялся, что умрет. И мы знаем, что после этого чудесного лова рыб Петр все оставил и пошел за Христом.

Мы порой тоже ищем чудеса, но Господь являет их для того, чтобы изменить жизнь человека, чтобы человек понял чудо Божественное. Я думаю, что мы, стоящие сегодня в этом храме и совершающие богослужение в кафедральном соборе тоже соприкасаемся с чудом.

В далекие 1950-е годы, когда я учился в духовной семинарии, проходя по Невскому проспекту, видел объявление-вывеску — „Музей религий“. Это был атеистический музей. Не чудо ли, что Господь вновь открыл двери этого храма для совершения бескровной жертвы Христовой, что вновь открыты, сотни храмов на этой благословенной земле и в них проповедуется слово Божие?

Но порой, дорогие братья и сестры, людям мало и этого чуда. Мне вспоминается притча Господня о богатом и Лазаре. Помните, как богач, мучаясь в аду, просил: „Пошли ко мне этого несчастного, бедного, который оказался в раю, чтобы родственникам моим сказать о существовании вечной жизни“? На что Авраам ответил: „У них есть закон и пророки“,-то есть Священное Писание, — и „если они не верят в него, не слушают этого призыва, то не поверят и тому, кто явится им из иного мира“. Вот это относится и к современному человеку.

Мы счастливы, дорогие братья и сестры, что руководствуемся в своей жизни словом Божьим, что в Таинствах Церкви, особенно в Святой Евхаристии, укрепляемся для несения нашего жизненного креста, и для того, чтобы готовить себя для вечной жизни — Царствия Небесного. Пусть Господь благословит всех вас, ваши семьи и ваши труды, благословит этот святой град и всех жителей его. Я сердечно и горячо, поздравляю всех вас с воскресным праздничным днем! И на всех вас призываю Божие благословение. Храни вас всех Господь!»

Темы: митрополит Ювеналий


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.