Древнейшая в России Иверская икона Божией Матери из фондов Государственного исторического музея с 24 января 2009 года будет находиться в Успенской церкви Московского Новодевичьего монастыря.
Немногим известно, что принесенный в 1648 году со Святой Афонской Горы чудотворный образ Божией Матери «Иверская», с которого началось ее почитание в России, вот уже более трех с половиной столетий находится в стенах Московского Новодевичьего монастыря.
История написания этой иконы восходит к царствованию благочестивейшего самодержца Российского Алексея Михайловича Романова (1645–1676). В самом начале его правления, когда Россия залечивала раны Смутного времени и была теснима с запада Польшей, Москву посетил архимандрит Пахомий, игумен Афонского Иверского монастыря. По установившемуся обычаю он приехал за сбором пожертвований на обители Святой Горы. Наслышанный о великой святыне Иверона, чудотворной иконе Богородицы, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать сию святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для Государя точный её список.
13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам
Начавшееся с кремлевских палат почитание Иверской иконы, быстро распространилось по всей Земле Русской. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот
Как же сложилась судьба первого афонского списка Иверской иконы Божией Матери, принесенного в Россию в 1648 году? — Вот уже более трех с половиной столетий он находится в стенах Московского Новодевичьего монастыря. Ещё в начале XX века известный духовный писатель Е.Поселянин заметил, что афонская Иверская икона стоит там «забытой у южной стены монастырского собора». Лишь однажды, в 1913 году во время празднования
На этом можно было бы закончить повествование о великой святыне, вновь обретенной в стенах древней московской обители. Однако нельзя не сказать о том таинственном, необычном даже для середины XVII века, способе создания этого образа, о котором поведал в собственноручном письме царю Алексею Михайловичу иверский архимандрит Пахомий. «Когда мы вернулись в свой монастырь, — писал афонский игумен,-то собравшись со всею братиею (365 человек), совершили всенощное бдение с молебном и на рассвете освятили воду, погрузив в нее святые мощи. Этой водой стали обливать чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Портаитскую (Иверскую). Собрав ту воду в великую чашу, омыли ею кипарисную доску для новой иконы и вновь собрали воду. Затем с великим дерзновением совершили мы Божественную и Святую Литургию, после чего святую воду с мощами отдали иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову дабы, смешав её с красками, написал он икону. Во все время работы иконописец строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия дважды в неделю совершали всенощные бдения и литургии. И новая та икона не разнится ни чем от первой иконы, ни длинной, ни шириной, ни ликом — одним словом, новая аки старая».
Замечательно, что на древнейшей в России афонской Иверской иконе, находящейся ныне в Московком Новодевичьем монастыре, сохранился автограф писавшего её мастера. Над нижним полем можно видеть золотую надпись на греческом языке: «Писал Сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)». Под ней, прямо на выступе ковчега — другая греческая надпись киноварью: «Старанием и иждивением Пахомия и архимандрита Иверского. Лета 1648." Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись: «Вратарница Иверская», над правым Её плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу дерзкой рукой иконоборца. На полях иконы — изображения
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4:
От святыя иконы Твоея, / о, Владычице Богородице, / исцеления и цельбы подаются обильно / с верою и любовию приходящим к ней. / Тако и мою немощь посети, / и душу мою помилуй, Благая, // и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
КОНДАК, ГЛАС 8:
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, // от вдовицы не могущия спасти сию от врагов,/ / но явилася есть хранительница Афона // и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая, // и в православней Российстей стране ////чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
ВЕЛИЧАНИЕ:
Величаем Тя, // Пресвятая Дево,// Богоизбранная Отроковице, // и чтем образ Твой святый, / имже точиши исцеления // всем с верою притекающим.
МОЛИТВА
О, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Неба и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.
Темы: монастыри