Главная/Новости/2008/Ноябрь/19/

Выступление митрополита Ювеналия на открытии VI Московских областных Рождественских образовательных чтений «Семья в современном мире»

Дорогой Сергей Николаевич!
Дорогая Лидия Николаевна!
Дорогой Леонид Оскарович!
Уважаемые братья архипастыри, отцы, братья и сестры!

Каждый раз, когда открываются наши уже ставшие традиционными Подмосковные Рождественские чтения, я не могу удержаться от того, чтобы не выразить свою радость по поводу тех достижений, которые имеются в области сотрудничества между Московской епархией и Министерством образования Правительства Московской области. Объем делаемой работы поистине огромен. Договор о сотрудничестве, заключенный нами ещё в 2001 году не стал формальной бумажкой. Это работающий документ, позволивший развернуть соработничество духовенства и учительства на просторах всей Московской области. Каждый раз, когда мы встречаемся, много говорим о тех мероприятиях, которые совместно проводятся, поэтому я позволю себе не делать этого сегодня. Здесь присутствуют руководители управлений образования муниципального уровня и наши благочинные, которые прекрасно знакомы с этой тематикой. Но хочу в начале своего слова выразить большую признательность нашему губернатору Борису Всеволодовичу за постоянную заботу о духовном возрождении подмосковного региона. Позвольте также поблагодарить его неустанную помощницу и нашего дорогого друга Лидию Николаевну Антонову, а вместе с ней и всех работников сферы образования, за то, что между нами сложились отношения дружбы и сотрудничества.

Остались в прошлом усилия лучше понять друг друга, выстроить систему взаимодействия. Сегодня мы чувствуем общую ответственность за будущее России. И мне хотелось бы обратиться к тем сторонам нашей совместной деятельности, которые требуют дополнительного внимания и усилий.

2009 год уже объявлен Годом молодежи, а 2010 наш Президент предложил сделать Годом учителя. Вся эта тематика имеет самое непосредственное отношение к той работе, которую мы делаем и требует особого внимания с нашей стороны.

За последние годы удалось распространить преподавание «Основ Православной культуры» и «Духовного краеведения Подмосковья» в подавляющем большинстве школ Московской области. Министерство образования располагает убедительной статистикой на этот счет. Удалось провести подготовку педагогических кадров, и работа в этом направлении продолжается в нескольких вузах региона. Все это очень радует, но вовсе не означает, что нет возможностей и ресурсов для дальнейшего развития.

В ходе встреч с педагогической общественностью я убедился в том, насколько горячо и с каким энтузиазмом восприняты нашими учителями новые возможности в области развития духовно-нравственного воспитания. Создаются новые программы и методики. Идет широкий творческий поиск. С другой стороны, не стоит дело на месте и в наших православных гимназиях и воскресных школах. Мы наблюдаем формирование значительной группы учительской общественности, ориентированной на создание новых форм распространения знаний о Православии, а также на углубление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Думаю, что добрые начинания нуждаются в поддержке и систематическом развитии. Что я имею в виду? Если у педагога есть достижения и новые наработки, о них должно становиться известно коллегам. Отчасти обмену опытом и мнениями способствуют наши Рождественские чтения, но можно делать и больше. Можно публиковать соответствующую информацию и распространять её среди педагогов. Имеет смысл подумать и о проведении кустовых семинаров, которые помогали бы и в распространении новых методик, и в повышении квалификации, и в консолидации профессионалов, работающих в одной и той же области.

Считаю обязательным для благочинных и ответственных Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации Московской епархии в церковных округах не только находиться в постоянном контакте со школами, где преподаются знания о Православии, но и регулярно проводить встречи с педагогами духовно-нравственных дисциплин. Я думаю, что такой заинтересованной поддержке со стороны Церкви в школе будут только рады.

Отмечу, что имеется интересный опыт проведения круглых столов и семинаров с участием духовенства и преподавателей самых разных предметов. При обсуждении не только нравственных, но и естественно-научных, исторических вопросов налаживается диалог, который полезен в конечном счете всему обществу, в первую очередь детям. Тут важно, чтобы наши священники деятельно проводили такую работу, а в школах находили для этого место и время.

Когда мы радуемся тому, что успешно преодолевается средостение между Церковью и школой, мы не должны забывать, что дети, которым преподаются вечные ценности и знания о нашем православном духовном и культурном наследии, живут в обществе, которое в значительной своей части чуждо всего этого. И задача состоит не только в том, чтобы научить доброму, но и помочь ребенку сохранить убежденность в абсолютной ценности полученных знаний при столкновении с недоброжелательным окружением.

И подходы здесь, конечно, должны быть разными. Одно дело малыши, посещающие начальную школу, другое — дети, вступившие в пору переходного возраста, когда разного рода искушения и сложности в формировании характера могут создать значительные проблемы. Наконец, у старшеклассников, готовящихся вступить в самостоятельную жизнь, бывают свои вопросы и сложности. Хорошо, что сегодня мы не ограничены в возможности привлечь на помощь родителям и их детям не только школьных учителей, но и священников. Сложилась добрая практика проводить на Пасху областные родительские собрания с участием духовенства. Но достаточно ли этого? Полагаю, что такие собрания или, если хотите встречи, собеседования, чаепития, как угодно, могут проходить и в муниципальных образованиях, и в отдельных городах, просто в отдельно взятой школе. Я уверен, что воспитательно-педагогические дискуссии в рамках таких встреч будут восприняты с интересом и благодарностью. И не надо тут никакой обязаловки. Люди будут сами стремиться придти и участвовать, лишь бы такие собеседования отвечали их глубинным чувствам, помогали решать насущные проблемы.

В этом году тема наших Рождественских чтений — «Семья в современном мире». Вот я к ней вплотную и подошел. К сожалению, сегодня семья, особенно молодая, подчас чувствует недостаток поддержки со стороны окружающих. И то, что я предложил, думается, должно помочь преодолению отчужденности, укреплению отношений доверия и взаимной поддержки между родителями и детьми, с одной стороны, и Церковью и школой как представителями общества, с другой.

Семья нуждается в нашей помощи не только в аспекте научения детей знаниям, но и в воспитании их мировоззрения, и в формировании образа жизни. В этом смысле большое значение имеет участие школы и Церкви не только в образовательном процессе, но и в организации отдыха и досуга ребенка. Часто приходится слышать сожаления по поводу «ужасного влияния улицы» в кавычках на детей и юношество. Наша задача в самом широком смысле состоит не в том, чтобы изолировать какую-то часть детей от этой страшной «улицы», а чтобы сделать так, чтобы на этой «улице» ни один ребенок не оказывался. И важнейшую роль здесь играет организация досуга. Ведь полная занятость и отсутствие свободного времени — это уже часть гарантии от уклонения в сторону пагубных интересов.

В этом плане мне представляется достойной внимания разработанная некоторыми нашими священниками, возглавляющими приходские воскресные школы, концепция непрерывной и полной занятости ребенка, когда он и учится, и отдыхает, и развлекается, и занимается спортом, и культурно развивается вместе со своими товарищами по школе и учителями-наставниками. Наступают каникулы, а дети либо направляются в православные лагеря, либо проводят время в школе или на приходе, занимаясь образовательно-развлекательной деятельностью. Такой подход к воспитательному процессу требует от педагога предельной жертвенности. Но в то же время это идеал, к которому можно стремиться, потому что он приносит благие плоды! И родители, кстати, всегда бывают за это очень благодарны.

Ребенок есть ребенок, и для него всегда важно иметь возможность проводить хотя бы часть учебного времени в состязательно-развлекательной обстановке, предполагающей также и усвоение знаний. Во многих благочиниях нашей епархии уже несколько лет проводятся олимпиады по «Основам Православной культуры». Думаю, что пришло уже время подумать о таких соревнованиях в масштабах области, тем более что методологические наработки имеются.

Воспитание детей включает участие в добрых делах. Прежде всего, это помощь людям. Забота о престарелых и больных, помощь сиротам — разве это не достойное занятие для подростков? На многих приходах Московской епархии такая работа ведется, и этот опыт достоин распространения. Уверен, что старшеклассница, посещающая младенцев-отказников в больнице, никогда и не помыслит, чтобы бросить своего собственного ребенка. Внешний мир предлагает детям заботиться только о самих себе, как бы расталкивать окружающих руками. А нам нужно больше говорить о милосердии, о жалости, о сострадании, созидать сердца добрые и жертвенные. Ни страна, ни общество не могут держаться на эгоистах. В годы испытаний наша Родина выстояла только благодаря тем, кто проявил высшую любовь, по заповеди Спасителя, отдав жизни за ближних (см. Ин. 15:13).

Я уже говорил, что у нашей Московской области имеется замечательный опыт церковно-школьного соработничества. Думаю нам надо шире его пропагандировать. К примеру, замечательный учебник Людмилы Леонидовны Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» уже взят за основу при составлении соответствующих пособий в некоторых других регионах России. А у нас этот учебник невозможно купить, он был напечатан только для распространения по школам. В то же время спрос на эту книгу большой. Я бы попросил Вас, Лидия Николаевна, если это возможно, помочь в вопросе издания части тиража этой книги для широкой продажи. Замечательно было бы разработать и электронную версию этого учебного пособия.

Наблюдая за тем, как развивается преподавание духовно-нравственных дисциплин в различных частях нашей страны, прихожу к выводу, что достижения Министерства образования Правительства Московской области и Московской епархии являются, не побоюсь этого слова, незаурядными. Может быть, имело было смысл подумать о том, чтобы нам совместно издать книгу, рассказывающую о том, как мы работаем. Там были бы и отчеты о совместных мероприятиях, и методики их проведения, и богатый иллюстративный материал, — своего рода кумулятивный отчет о сделанном, чтобы люди могли поучиться.

Говоря так, не хотел бы, чтобы создалось впечатление, что я не вижу и для нас путей к совершенствованию. К примеру, наши Рождественские чтения, хотя и охватили практически все муниципальные образования, но не дошли ещё до поселений. А там люди так этого ждут. В будущем надо будет особое обратить на это внимание. Невозможно, конечно, в каждом селе проводить научные конференции, но концерты и праздничные вечера просветительского содержания, чтобы порадовать людей, организовать надо.

У нас уже так сложилось, что, открывая очередные Рождественские чтения, я предлагаю вашему вниманию для обсуждения тему чтений на следующий год, чтобы мы могли на церемонии закрытия принять окончательное решение. Поскольку грядущий год в нашей стране посвящен молодежи, думаю нам не нужно устраняться от обсуждения проблематики, связанной с молодыми людьми. Тем более, что это в значительной степени относится к сфере деятельности работников образования, да и духовенства то же. Поэтому предлагаю такую тему будущих VII Подмосковных Рождественских чтений: «Молодежь — будущее России».

Надеюсь, что в этом году, как это было и раньше, наши чтения пройдут успешно. Мы будем иметь честь докладывать о результатах Святейшему Патриарху Алексию, который дал согласие участвовать в закрытии Подмосковных Рождественских чтений в Мытищах 11 декабря.

Поскольку протокол Первосвятительского визита имеет особый формат, мы с Лидией Николаевной решили, что сегодня, на церемонии открытия, отметим наградами педагогов и священнослужителей с особым усердием потрудившихся в минувшем году.

Хочу от всего сердца поблагодарить всех работников образования и духовенство, не только присутствующих в зале, но самоотверженно трудящихся на ниве образования на просторах Московской области. Спасибо вам за то, что вы делаете для подрастающего поколения и для будущего нашего Отечества.

Бог да благословит ваше жертвенное усердие.

Темы: митрополит Ювеналий, Рождественские чтения, доклады


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.