Главная/Новости/2008/Октябрь/5/

700-летие жемчужины Подмосковья

5 октября церковь Зачатия святого Предтечи Господня Иоанна города Коломны отмечала 700-летие со времени своего основания. Этот храм — не только один из старейших коломенских памятников истории, но и древнейшее архитектурное сооружение Подмосковья. Основанная в 1308 году, эта святыня является исключительным образцом древнерусской архитектуры.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время село входит в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками ещё в древности.

Самые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге 1577—1578 гг., называющей Городище вотчиной «владыки Коломенского» и отмечающей в селе «храм Зачатия Иоанна Предтечи каменно, да теплый храм Николы чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древена…».

О более древнем происхождении Предтеченского храма свидетельствует характерная техника кладки из грубо обработанного камня местного известняка. Такая техника кладки называлась «полубутовой» и была характерна для архитектуры Московского княжества ХIV–XV веков. Сложенные из белокаменных блоков, стенки облицовки заполнялись известковым раствором, при этом образовывались щели, которые заливались густо замешанным раствором с добавлением щебня. В «домонгольской» «полубутовой» технике были возведены церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле, Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре, храмы Звенигорода.

Церковь Зачатия Предтечи Господня Иоанна «на Городище» является образцом «послемонгольской архитектуры» и относится к числу трех, дошедших до наших дней памятников этого времени. Помимо храма «на Городище», это — Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района и церковь Рождества Богородицы в селе Городне Тверской области. Многочисленные черты сходства этих храмов (бесстолпность, отсутствие лопаток, членящих фасады, схожие карнизы абсид, белокаменные консоли, наличие угловых пилонов и особенности кладки) позволяют исследователям относить их к единой классификационной категории.

Установлено, что первоначально храм Иоанна Предтечи имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей.

От древней постройки XIV века до нашего времени дошли, наполовину высоты, стены четверика и алтарные апсиды, сложенные из грубо отесанных блоков известняка.

Обследование фасадов Предтеченской церкви позволило установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм, причем мастерами этого периода была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее.

Преобразования, произведенные в XVI столетии, коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава — световая, две других, расположенные на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах).

Организация внутреннего пространства древнего храма представляет интерес не только с точки зрения архитектурного решения, но и как образец средневекового мировоззрения и культурной атмосферы, исполненной духовного аскетизма.

Городищенская церковь, равно как и схожие с ней церкви Николы в селе Каменское и Рождества Богородицы «на Сенях» в Московском Кремле, имели на редкость простую и непритязательную форму. При этом основное внимание уделялось внутреннему пространству.

Стены храма порой не имели окон, свет попадал внутрь через узкие щелевидные отверстия, прорезавшие барабаны под куполом. Человек, попадая в такой храм, полностью отрешался от внешнего мира, находясь перед канонически выполненным иконостасом, оставался в духовном сосредоточении, один на один с Богом.

Поиски источника духовной силы, по образному определению историка архитектуры М. В. Ильина, «…должны были привести к созданию такого организма храма, чтобы вошедший в него не столько разглядывал причудливые линии свода, простертого над ним в вышине, сколько погружался в свой внутренний мир, оценивая свои поступки и мысли».

В XVII–XVIII веках в церкви Иоанна Предтечи была возведена шатровая колокольня, а к древней части храма с запада пристроена трапезная.

Колокольня с двухэтажным квадратным основанием и шатром со слухами над восьмериком звона, сохраняя типологию XVII века, отличается упрощенностью форм и отсутствием декора. В результате реконструкции храма в XIX веке трапезная часть была значительно расширена. После многочисленных строительных работ и переделок в церкви образовалось три алтаря: главный в честь Зачатия Иоанна Предтечи и два — в память святителя Николая и апостола Иакова, брата Господня. Интерьер трехчастной трапезной с пределами стал представлять собой светлое пространство, образованное крестовыми сводами и арками.

В Предтеченской церкви хранилось Евангелие 1661 года. Особую ценность представлял иконостас XIV века, выполненный из простых, грубо отесанных досок.

Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна — «Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни», написанная в 1390-х годах иконописцем школы Феофана Грека в лучших традициях царьградского стиля. Храмовый образ великого пророка и Крестителя Господня, изображенного в полный рост с крыльями за спиной, исполнен внутренней мощи и духовной силы. Икона ныне хранится в запасниках Третьяковской галереи.

В конце 30-х годов ХХ века Иоанно-Предтеченский храм был закрыт и разорен. Звонница была разрушена, колокола отданы на переплавку. Старшее поколение села Городище до сих пор помнит те страшные дни, когда перед домом Божиим комсомольские активисты разводили костры и жгли старинные иконы.

Реставрационные работы, проходившие в 1965—1969 гг. восстановили звонницу и завершающие юго-западный участок свода барабаны. Кровля церкви была покрыта железом, главы — лемехом. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращен облик XVI века.

В 1993 году церковь Зачатия Иоанна Предтечи была передана Русской Православной Церкви. До 1998 года храм являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря, а в 1998 году получил статус приходской церкви Коломенского благочиния. Со времени возвращения Церкви по настоящее время в храме были выполнены крупные работы: покрашены стены церкви снаружи и внутри, сделана отмостка, а главное — полностью оборудован иконостас левого придела. Иконописцем Виктором Павловым написано около 30 образов.

5 октября сего года община Иоанно-Предтеченской церкви отметила исключительный юбилей — 700-летие храма. Возглавил торжественное богослужение митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В Божественной литургии, совершенной архиерейским чином, приняло участие большое число духовенства Московской епархии: благочинные церковных округов Подмосковья, священнослужители Коломны. За богослужением молились высокопоставленные гости: глава города Коломны В. И. Шувалов, заместитель министра культуры Правительства Московской области С. А. Анохина. Праздничную службу украсил своим пением хор Коломенской Духовной семинарии.

По окончании Божественной литургии состоялся благодарственный молебен и праздничный крестный ход вокруг храма-юбиляра.

После возглашения уставных многолетий со словами сердечной благодарности и глубокой признательности к митрополиту Ювеналию обратился настоятель Иоанно-Предтеченской церкви священник Кирилл Сладков. Отец Кирилл поделился мыслями о значении отмечаемой даты для города Коломны и всей Подмосковной земли. На память о великом юбилее батюшка преподнес Владыке деревянное резное изображение Предтеченского храма.

Его Высокопреосвященство, поздравляя молящихся с юбилеем, сказал:

«Дорогой отец Кирилл, всечестные отцы, глубокоуважаемый Валерий Иванович, дорогая Светлана Александровна, возлюбленные и дорогие братья и сестры!

Я думаю, каждый из нас сегодня ощутил глубокие переживания, молясь на этом святом месте, в древнем Иоанно-Предтеченском храме. Наше торжество, посвященное престольному празднику храма и его юбилею, простирается не только на этот приход, не только на нашу Московскую епархию, не только на Россию оно имеет всемирно-историческое культурное значение. Я бывал в молодости в Соединенных Штатах Америки и знаю, что в этой стране каждое здание, которое простояло сто лет, является для государства памятником архитектуры. Мы ещё не привели в должный вид, не отреставрировали и не восстановили полностью эту святыню после варварского отношения к ней в ХХ веке. Но мы считали сегодня своим долгом и радостью для всех нас совершить здесь Божественную литургию и помолиться о тех, кто веками находил здесь утешение и помощь Господа.

Я хотел бы со всем основанием сказать, что сегодняшнее торжество это не только церковный праздник. Он имеет огромное значение для нашего града Коломны, потому что храм — живой памятник древнего города, жители которого вдохновлялись верой во Христа Спасителя и в повседневной жизни, и при нашествии иноплеменных.

Я очень надеюсь, что когда мы восстановим во всем великолепии эту древнюю святыню, то проведем международную конференцию и пригласим сюда деятелей культуры со всего мира, чтобы показать значение этого храма и этого древнего города, который, благодаря тому, что мы стремимся восстановить порушенные святыни, становится не только религиозным, но и культурным центром, городом-музеем. Я думаю, что всякий человек, понимающий и ценящий нашу родную культуру, получит великое утешение и радость от посещения наших храмов и монастырей.

В последние годы многие высокие представители власти, начиная от Президента России, министра культуры Российской Федерации, посещали Коломну, давая соответствующую оценку состоянию наших святынь-памятников. Но я посчитал, что не нужно ждать и где-то через несколько лет, с опозданием, отмечать 700-летний юбилей Иоанно-Предтеченского храма, а именно в его престольный праздник совершить здесь, на этом древнейшем святом месте, Божественную литургию, чтобы испросить Божие благословение на нашу жизнь, труды и служение.

Я считаю символичным то, что сегодня среди причащающихся первыми были младенцы и дети. Это свидетельствует о востребованности храма, о том, что у него есть будущее, есть будущее и у нашей Святой Церкви.

Я горячо благодарю наше духовенство, благочинных, настоятелей храмов и монастырей, которые, на сегодняшний день оставив свои места служения, прибыли сюда для совместной молитвы. Думаю, что от такого соборного общения мы укрепляемся в уверенности, что не оставим без внимания, братья и сестры, ни один поруганный и разрушенный храм на нашей Подмосковной земле. Мы предпримем все усилия для того, чтобы эти святыни, эти памятники благочестия и веры нашего народа были восстановлены, и в них совершалась молитва.

Сегодня перед Божественной литургией я с радостью посетил храм Михаила Архангела города Коломны и видел, что даже сегодня там не прекращаются реставрационные работы, чтобы двадцать первого ноября текущего года освятить этот храм и совершить там Божественную литургию. Верю, что Господь даст нам эту радость.

Искренне рад поприветствовать сегодня главу города Валерия Ивановича Шувалова. Я знаю, что не так легко в небольшом по населению городе восстанавливать порушенные святыни. Но я со всем основанием хочу сказать, что в последние годы мы шли с ним рука об руку, трудясь для этого святого дела. Я прошу Вас, дорогой Валерий Иванович, на память о нашем сегодняшнем богослужении и славном юбилее принять образ святого Иоанна Предтечи, которому здесь 700 лет молятся коломенцы. Пусть великий пророк Божий Иоанн испросит у Господа помощи и благословения для жизни, трудов и возрождения наших родных святынь!

Я также хочу поприветствовать заместителя министра культуры Правительства Московской области Светлану Александровну и попросить её принять образ Предтечи Иоанна в благодарность за то, что она много сделала для научной реставрации этого святого храма».

В. И. Шувалов поздравил всех с юбилейным торжеством и горячо поблагодарил митрополита Ювеналия за повседневные заботы о духовном процветании и культурном развитии города Коломны.

Затем выступила заместитель министра культуры Правительства Московской области С. А. Анохина. Светлана Александровна подчеркнула важность изменения духовного облика Подмосковья, которое происходит, благодаря воссозданию древних православных храмов. Из уст заместителя министра культуры прозвучали слова особой благодарности в связи с трудами по сохранению культурных ценностей нашего Отечества в адрес Владыки митрополита, главы города Коломны, сотрудников местной администрации, деятелей науки, реставраторов.

В заключение праздника в коломенской архиерейской резиденции был устроен прием, в ходе которого участники юбилейных торжеств поделились своими духовными впечатлениями от богослужения и планами на будущие труды во благо Коломны и всего Подмосковья.

Темы: митрополит Ювеналий, Коломенский округ, администрация Московской области


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.