Главная/Новости/2007/Ноябрь/22/

Открытие V Московских областных Рождественских образовательных чтений

22 ноября в г. Луховицы состоялось торжественное открытие Пятых Московских областных Рождественских образовательных чтений «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения».

…День выдался славный – ясный, солнечный; легкий морозец посеребрил инеем кусты, а искрящийся на ветвях деревьев снег свидетельствовал, что зима вступает в свои права. Даже привычных для подмосковных дорог заторов в этот день почти не было, поэтому даже из самых отдаленных уголков Московской епархии участники торжества добрались до Луховиц вовремя, и до начала официального открытия Чтений во дворце культуры «Старт» смогли не только осмотреть представленную в фойе выставку детского творчества, но и пообщаться в непринужденной обстановке, просто поделиться новостями, которых, к слову сказать, у людей, работающих в сфере образования, всегда много.

Но программа первого дня Рождественских чтений началась задолго до торжественного акта. Митрополит Ювеналий, министр образования правительства Московской области Л.Н.Антонова, глава Луховицкого муниципального района С.С.Тектониди, благочинный церквей Луховицкого округа протоиерей Евгений Щербак и другие почетные гости побывали в луховицких образовательных учреждениях. Первым пунктом программы стало посещение детской школы искусств «Орфей» – посетили урок хорового пения, побеседовали с учащимися.

Следующим местом посещения почетных гостей Луховиц стало расположенное на берегу Оки древнее село Дединово, где расположен Морской кадетский корпус. Конечно, не случайно место расположения alma mater юных моряков, ведь у Дединова богатые морские традиции: именно здесь, за несколько десятилетий до петровских времен, был построен первый русский морской военный корабль «Орел». Воспитанники кадетского корпуса кроме общеобразовательных предметов изучают морское дело и, конечно, основы православной культуры – могут ли наследники славного Андреевского стяга не знать отеческой веры?

Торжественное заседание во дворце культуры «Старт» началось совместной молитвой и архипастырским благословением. С танцевальной композицией на сцены вышли девушки в ярких народных костюмах, а затем детский хор исполнил песню о главных христианских добродетелях – вере, надежде и любви. Слова песни стали своеобразным прологом к тому, что говорилось в докладах, прозвучавших на пленарном заседании Рождественских чтений, ведь именно вера, надежда, любовь – наши верные спутники на путях духовного и нравственного возрождения.

Открыла Чтения министр образования Л.Н.Антонова.

Уважаемый Севастьян Спиридонович!
Уважаемые участники и гости встречи!
Дорогие друзья!

Сегодня уже говорилось о том, что Пятые Рождественские образовательные Чтения – юбилейные. В связи с этим в памяти возникают различные образы предыдущих Чтений. Конечно, помнятся их яркие, интересные и событийные мероприятия. Но иногда большую пищу для новых размышлений о смысле сложившегося в настоящее время государственно-церковного сотрудничества в системе образования Московской области, значат неприметные, на первый взгляд, детали. Например, такая. В декабре 2003 года, когда за один день были проведены Первые Рождественские Чтения, открывшиеся на базе Коломенской Духовной семинарии в 11 утра и завершившиеся в два часа дня, рабочая группа Координационного Совета по взаимодействию Министерства и Московской епархии Русской Православной Церкви под личным руководством Владыки Ювеналия, до девяти часов вечера работала над анализом сложившейся в сфере духовно-нравственного воспитания и просвещения ситуации. И две трети этого времени было посвящено разработке стратегии совместных действий, определению первоочередных шагов и осмыслению рисков нового проекта сотрудничества. Всех нас волновала тогда масштабность замысла, его соотнесение с узкими временными рамками и эффективность предполагаемых шагов. Но уже тогда не было раздумий, делать или нет. Необходимость изменения сложившейся к тому времени системы духовно-нравственного воспитания была очевидной и стояла на повестке дня как первоочередная задача.

И сегодня, когда мы можем сказать, что Рождественские Чтения ежегодно собирают аудиторию около 15 тысяч человек, проходят во всех, без исключения, муниципальных образованиях Московской области, мы должны одновременно признать, что главным вопросом становится вопрос осмысления тех путей, которые мы выбрали для решения стоящих задач. Именно этому посвящено наше пленарное заседание и именно эти вопросы станут главными в предстоящих Чтениях, которые завершатся 12 декабря в г. Дмитрове.

В сентябре этого года мы уже приступали к обсуждению этих вопросов. Это происходило в Коломне, в рамках встречи нашего дорогого Владыки с директорами школ, активно занимающихся делом духовно-нравственного воспитания и просвещения. Именно тогда, на встрече, были обозначены основные направлении стратегии развития нашего сотрудничества: это, в первую очередь, укрепление семьи. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский написал: «Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». К сожалению, в современных детях, как в капле воды отражаются все проблемы, все пороки современного общества, и, главное, — современной семьи.

Когда-то, в Советском Союзе много шутили на тему того, что крепость семьи охраняют партком и профком. Настали новые времена — и оказалось, что пережитое бесцеремонное вмешательство общества в семейную жизнь граждан сменилось абсолютным равнодушием к ней. Когда-то Святой апостол Павел писал: будь ты холоден или горяч, но не будь ты тепл — то есть, равнодушен. Равнодушие людей к тому, что происходит рядом с ними, с детьми, которые живут в соседней квартире, в соседнем доме — вот беда, с которой мы должны бороться вместе, рядом. Мы многое делаем в этом направлении. Дважды в год по области проходят областные родительские собрания, посвященные важнейшим вопросам семейного воспитания. Началась эта практика в 2004 году собранием на тему «Семья, дети, образование». После этого на собраниях поднимались такие темы, как патриотическое воспитание, подготовка школьников к армии, воспитание в семье музыкальной культуры. Перед участниками собраний выступают ученые, деятели культуры и искусств, руководители городов и поселков. В эти дни в 6 – ти городах Подмосковья проходят родительские собрания, посвященные важнейшей теме: «Сохранение жизни ребенка». В практику нашей работы с семьей вошли ежегодные слеты туристических семей Подмосковья. Большая работа проделана в области по развитию семейных форм устройства детей – сирот и детей, лишенных попечения родителей. Ежегодный фестиваль «приемная семья – теплый дом» становится настоящим праздником милосердия и добра. Однако все мы поникаем, как много нам еще предстоит сделать для укрепления семьи как социального института, чтобы коренным образом изменить ситуацию сиротства и особенно, социального сиротства.

На нашей встрече в Коломне мы пришли также к согласию о том, что наряду с укреплением семьи, делом особой важности для нас остается борьба с общественными пороками, возрождение патриотических идеалов, а также изучение родной культуры и русского языка.

И именно, тогда пришло решение при определении критериев качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» учитывать уровень духовно-нравственного воспитания.

Все мы понимаем. Что основой формирования облика нового Подмосковья, России в целом, страны с развитым гражданским обществом, конкурентоспособной экономикой, должно стать высокая нравственность. И сегодня социальный запрос общества на духовно-нравственную личность, патриота и гражданина России, совершенно очевиден.

Кроме того, важным условием успешности образовательного процесса в каждой школе является высокая нравственность учителя. Поэтому сегодня насущной задачей является воспитание самих воспитателей.

И поскольку основным местом, куда за образованием приходят наши дети является школа, а организаторами воспитательной деятельности – их учителя и директора школ, мы сочли необходимым изменить в этом году традиционный формат проведения Рождественских Чтений. Начиная с этого года, кроме торжественных церемоний открытия Чтений с проведения единого пленарного заседания и торжественного Закрытия Чтений, между ними будут проведены межмуниципальные Рождественские Чтения еще в пяти образовательных округах, и к разговору о задачах духовно-нравственного воспитания и просвещения приступят непосредственно руководители школ, духовенства и населения. Такие встречи состоятся в Электростали, Люберцах, Рузе, Серебряных прудах и Ивантеевке.

Мы должны более активно распространять и пропагандировать опыт наших муниципальных образований, отдельных школ, директоров и учителей; воспитателей и классных руководителей – всех тех, кто уже сегодня реализует интегрированные программы духовно-нравственного воспитания.

Мы должны также не останавливаться на достигнутом, а продолжать развитие различных форм духовно-нравственного воспитания в процессе повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования.

Думаю, что нам стоит уделить особое внимание при реализации областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 гг.» на меры по поддержке тех организаций дополнительного профессионального образования, которые осуществляют целевое повышение квалификации педагогических кадров по вопросам духовно-нравственного воспитания и образования. К лидерам в этом направлении у нас относятся Московский областной государственный университет и Коломенский государственный педагогический институт. Немало сделано и еще предстоит сделать Педагогической академии последипломного образования. Потребность в подготовке кадров как никогда велика. Мы приступаем к масштабированию всей ранее проведенной предварительной работы. Именно поэтому так важен поступательный шаг наших Вузов в лице самих ректоров, преподавателей факультетов повышения квалификации, Центров, занимающихся этой работой. Нам предстоит через целевую подготовку в десятки раз увеличить число учителей, которые в этом году, и в следующем учебном году приступают к апробации и внедрению нового предмета «Духовное краеведение Подмосковья».

В связи с этим, одним из наиболее важных направлений считаю создание Центров по проблемам духовно-нравственного воспитания для осуществления методического обеспечения образовательной деятельности м и повышения квалификации педагогических кадров по данной проблеме как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

И, конечно, очень важно, в деятельности средств массовой коммуникации уделять должное внимание вопросам формирования духовно-нравственного мировоззрения и освещению позитивного опыта, которого у нас много. В этой связи, говоря о результатах работы этого года, хочу остановиться на его основных событиях.

Система образования Московской области приняла активное участие во Всероссийском конкурсе работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», проводимом ежегодно в Центральном Федеральном округе.

В прошлом году первой премией в номинации «За лучший издательский проект года» была удостоена Людмила Леонидовна Шевченко, руководитель Духовно-просветительского культурного Центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия при МГОУ, профессор кафедры педагогики МГОУ, автор учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья».

19 сентября 2007 года итоги конкурса были подведены в г. Белгороде, и нам особенно приятно, что единственным обладателем первой премии конкурса «За нравственный подвиг учителя» стала Чуб Ольга Владимировна, учитель музыки Каменской средней школы Дмитровского района. Это сельская школа, в которой поистине не только возрождается, но и развивается подлинно новая система воспитания, основанная на любви и уважении к истории и культуре Отечества. Сегодня Ольга Владимировна в зале, мы горячо поздравляем ее с победой и ждем выступления.

В этом году Министерством проведена работа по обеспечению каждой школы Московской области комплектом учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья», состоящим из 30 учебников и книги для учителя. Для этом цели было затрачено 15 млн. рублей. На базе МГОУ проведено обучение для 150 учителей подмосковных школ. С февраля месяца начнется обучение следующего потока. Мы рассчитываем также подготовить тьюторов – методистов для организации работы на местах – в школьных, городских и районных методических объединениях.

В мае в рамках празднования Международного Дня славянской письменности и культуры в конькобежном Дворце г. Коломны было проведено большое мероприятие – открытый урок для школьников Подмосковья, в котором приняли участие 4500 тыс. детей в возрасте от 11 до 14 лет. Специально к этому празднику авторским коллективом Коломенского государственного педагогического института была написана замечательная книга «История родного слова: от Кирилла и Мефодия до наших дней». И уже к первому сентября была написана аналогичная книга для детей начальной школы, доступная, адаптированная к младшему школьному возрасту и чрезвычайно увлекательная.

В рамках празднования Дня славянской письменности и культуры также были организованы выставка «Православное Подмосковье», проведена международная научно-практическая конференции «Славянский мир: общность и многообразие».

Международная научно-практическая конференция «Славянский мир: общность и многообразие» стала одним из центральных мероприятий Всероссийского Дня славянской письменности и культуры.

Проведенная конференция отличалась от конференций предшествующих лет значительным количественным составом участников и очень широкой географией. В Коломну на научный форум съехались более 100 ученых. Собрались как представители светской академической и вузовской науки, так и специалисты из церковных высших учебных заведений. Немало гостей прибыло и из-за рубежа. Прежде всего, это славянские страны – Беларусь, Украина, Болгария, Сербия. Важным событием стало участие представителей стран Балтии (Литва), где положение русскоязычного населения и языковые проблемы вызывают обеспокоенность. Приехали представители из Германии, Франции и США. Из России в конференции приняли участие 37 (!) субъектов Российской Федерации, покрывающих огромную территорию: от Северной Осетии до Мурманска и от Брянска до Кемерово. В основном это признанные знатоки в своей области – доктора и кандидаты наук. Среди них были академики и члены-корреспонденты национальных академий наук. Широко была представлена российская академическая наука – Институты славяноведения, русского языка, русской литературы, искусствознания, археологии, российской истории РАН и другие. Трибуна была предоставлена и молодым исследователям.

Заглавной темой конференции стала тема: «Дмитрий Донской и эпоха Возрождения Руси». Действительно, Коломна теснейшим образом связана с героем Куликовской битвы. Сам великий князь считал ее «любимым градом паче всех градов». Отсюда пошло соединенное русское войско на поле Куликово. Далеко не случайно рядом с Соборной площадью, где мы сейчас находимся, состоялось открытие конного памятника собирателю Руси Дмитрию Донскому работы известного скульптора Александра Иульяновича Рукавишникова.

На конференции речь шла не только об истории XIV столетия, но и о других сюжетах, связанных с последующими эпохами, с другими научными дисциплинами – лингвистикой, литературоведением, историей культуры.

Говоря об истории нашей культуры, нужно отметить особое значение Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина «О проведении года русского языка». Этот Указ нацелен на усиление важной роли русского языка для укрепления российской государственности, дружбы и сотрудничества между народами, для развития отечественной культуры, науки и образования.

В год Русского языка нельзя не вспомнить такой факт: когда двести лет назад наш великий земляк, святитель Филарет, выступил с инициативой перевода на русский язык священного писания, против этого, как ни грустно, выступило Министерство просвещения. К счастью, Святителю удалось, в конце концов, отстоять свое мнение: язык евангелия, язык духовности, должен быть доступен простым людям.

Я рада, что сегодня мы — Министерство образования Московской области и наша епархия — идем одним путем, говорим на одном языке. Это язык правды и веры — это русский язык.

В Московской области вопросам развития русского языка уделяется особое внимание. Это и успешная реализация программы мер по поддержке и русского языка, и открытие центров Русского языка и многочисленных их филиалов в муниципальных образованиях и областных образовательных учреждениях. Сегодня основной составляющей регионального компонента государственного стандарта общего образования, апробируемого во всех муниципальных образованиях, являются такие предметы, как «Русское речевое общение», изучаемое в 10-11 классах школы, и «Духовное краеведение Подмосковья», направленное на освоение богатейшего пласта Православной культуры и истории родного края уже с 7-8 класса.

Ведь именно здесь, среди необычайно поэтичной природы Подмосковья, памятников истории и культуры сформировались величайшие образцы духовных откровений, философской и научной мысли, были созданы замечательные произведения искусства. Имена Сергия Радонежского, Минина и Пожарского, Кутузова, Пушкина и Лермонтова, Карамзина, Герцена и Чехова, Поленова и Васнецова знает каждый житель. Все они созидали и творили на землях Подмосковья.

Великий русский историк Василий Осипович Ключевской писал: «Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа: они – его питательная почва; в них – его корни; оторвите его от них – оно завянет, как скошенная трава».

Думаю, что нравственное богатство делателей просвещенной светом Православия отечественной культуры и образования Подмосковья, в полной мере будет отражено в очередном сборнике трудов наших учителей, директоров и управленцев, священников, краеведов, ученых. Этот сборник посвящен юбилейным Рождественским Чтениям, их тематике и находится сейчас в печати. По традиции, он будет роздан на церемонии торжественного закрытия Рождественских Чтений 12 декабря в г. Дмитрове. Но уже сегодня у каждого из Вас на руках находится книжка – программы и планы проведения Рождественских чтений в каждом муниципальном образовании на три недели, которые приходятся на период между открытием и закрытием Чтений.

На состоявшемся в сентябре этого года заседании Координационного совета по взаимодействию между Московской епархией Русской Православной Церкви и Министерством образования Московской области были рассмотрены вопрос подготовки к проведению юбилейных Рождественских Чтений, подведены итоги деятельности 2006-2007 года и определены основные направления деятельности. Было принято решения углублять существующие направления деятельности, наполняя их современным содержанием в соответствии с тематикой предстоящих Шестых Рождественских образовательных Чтений.

В завершении своего выступления я хотела бы напомнить одну старинную притчу: некий богатый и религиозный человек по пути в храм встретил нищего. Вид этого убогого, несчастного человека так озаботил его, что он обратился к Богу с вопросом: «Господи, почему ты ничего не сделаешь для этого человека?». И Господь ответил ему: «Я сделал достаточно — послал ему тебя». Этот рассказ прямо связан с темой сегодняшних Рождественских Чтений, — духовно-нравственным воспитанием. Это словосочетание, «духовно-нравственное воспитание», мы употребляем часто; но когда часто употребляешь слова, перестаешь вслушиваться в их значение. А ведь в нем две важные части: духовность — отношения человека с Богом, его вера, и нравственность — отношение к людям, совесть. Эти два слова соединяет крохотная черточка, дефис; но связь между этими понятиями неразрывна. Истинно верующий человек не может быть равнодушен к страданиям людей, верно и обратное: помните знаменитую фразу одного из героев Федора Михайловича Достоевского: «Если Бога нет — все позволено!».

Между тем много лет в нашей стране эти понятия отделяли одно от другого. В школе мы учили «Моральный кодекс строителя коммунизма». Эти десять заповедей, которыми руководство страны хотело заменить Божьи заповеди, обращались к нравственности, но духовно были пусты, поэтому они оставляли людей равнодушными, не трогали их. Кажется, дело прошлое, но последствия мы ощущаем и сегодня. Выросли поколения людей, которые просто не понимают языка духовности, и их надо этому языку учить, учить пользоваться этим языком в семье, в общении с детьми. Это очень нелегко. Но мы понимаем, как это важно, и мы делаем все для того, чтобы вновь обрести святой язык духовности для новых поколений.

В завершении хочу пожелать всем участникам встречи успешной работы и радости творчества.

Спасибо за внимание!

Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий:

Дорогая Лидия Николаевна,
уважаемый Севастьян Спиридонович,
братия архипастыри, возлюбленные братия сопастыри,
досточтимые участники чтений!

Мне радостно приветствовать вас в это юбилейный для Луховиц год 50-летия со дня основания в день открытия наших Подмосковных Рождественских чтений, которые ныне проходят уже в пятый раз. Можно с удовлетворением сказать, что работа, совершавшаяся на протяжении нескольких прошедших лет, к нашей радости, приносит значительные результаты. Как свидетельствует Священное Писание, «плод добрых трудов славен» (Прем. 3:15).

Позвольте в нескольких словах очертить тот круг проблем, которые нам приходилось решать в предшествующий период. Заключив в 2001 году соглашение о сотрудничестве и создав координационный совет по взаимодействию, наша епархия и Министерство образования Московской области вступили в процесс разработки методов и направлений соработничества. В результате в нашем регионе в значительной степени сложилась атмосфера благожелательного взаимопонимания между церковными и образовательными структурами, стали осуществляться различные совместные проекты, как в масштабах всей области, так и на уровне муниципальных образований. Важным явлением стало достижение взаимопонимания и обеспечение условий для распространения факультатива «Основы Православной культуры». Велико значение нового самостоятельного предмета «Духовное краеведение Подмосковья». Все это встречает заинтересованную поддержку со стороны общества, в том числе педагогов и родительской общественности. Это показала и моя недавняя встреча с директорами подмосковных школ, прошедшая осенью текущего года в Коломне.

В современных условиях перед нами открылись широкие возможности для просветительской деятельности. Совместными усилиями школы и Церкви можно помочь не только детям, но и их родителям приобщиться к духовной сокровищнице Православия, лучше узнать родную историю и культуру, деятельно воспринимать высокие нравственные ценности.

Итак, мы видим, что избрали верное направление деятельности. Каковы же задачи на будущее, что следует делать дальше?

Тема Подмосковных Рождественских чтений этого года звучит так: «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения». И это не случайно. В обращении к участникам международного фестиваля «Радонеж» в 2007 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что «церковная жизнь в России восстанавливается. К сожалению, нельзя того же в полной мере сказать о духовно-нравственном состоянии российского общества… Это чревато угрозой окончательной утраты народом духовной и культурной идентичности, и так уже подвергшейся разрушительной атаке в эпоху господства тоталитарного безбожия». В этих словах Предстоятеля нашей Церкви ключ к пониманию того, на чем мы должны ныне сосредоточить свои усилия. На воспитательной работе.

Да, конечно, мы заложили базовые, но все же еще ограниченные по масштабам, основы школьно-церковного сотрудничества. Имеются уже и обученные педагогические кадры, и различные формы преподавания знаний. Но все это, если так можно выразиться, первые плоды нашей деятельности. Радуясь достигнутому, не будем впадать в эйфорию и думать, что больше не к чему стремиться. Не достаточно побуждать учащихся к механическому накоплению информации. К этому должны прилагаться и осмысление полученных сведений, и воспитательный процесс, воздействующий на душу ребенка. Современная массовая культура с ее ориентацией на интеллектуальную расслабленность, нравственную всеядность и вседозволенность ведет молодое поколение по пути моральной и интеллектуальной деградации. В результате вырастают люди, про которых в Библии сказано: «Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания. Если мудрое слово услышит… и оно не понравилось ему» он бросит его (См.: Сир. 21:17—18). Все мы, и педагоги, и церковная общественность стремимся к тому, чтобы воспрепятствовать развитию пагубных тенденций в молодежной среде. И наши усилия должны быть в еще большей мере консолидированы.

Подмосковные образовательные чтения будут приближаться к своему завершению в то время, когда уже начнется Рождественский пост, и в православных храмах будут воспеваться песнопения, славящие пришедшего в мир Господа. Святое Евангелие донесло до нас великие слова Спасителя, Который сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:30—31)! Христос заповедовал нам любить Бога и сотворенный Им мир, с любовью и заботой относиться ко всем людям. Мы видим подтверждение этой мысли и в наставлениях святого апостола Петра, который писал христианам: «постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1:22). Именно в этом ключ к нашей духовно-нравственной воспитательной деятельности.

Воспитание любви — совместная задача семьи и школы. И в этом деле мне видится в совершенно особом свете миссия учителя, от личности которого очень многое зависит. Я сам с теплом в сердце вспоминаю школьную преподавательницу русского языка и литературы, которая, будучи человеком верующим, не только привила мне уважительное отношение к родному слову и отечественному культурному наследию, но и помогла увидеть нерасторжимую связь между ними и Православием.

Как хотелось бы, чтобы любовь, заботливое и бережное отношение к русскому языку, которому посвящен нынешний год, получили повсеместное распространение. В Библии говорится: «в слове познается мудрость, и в речи языка — знание» (Сир. 4:28). Сохранение языкового богатства — это залог плодотворного духовного и культурного развития общества в будущем.

В наши дни мы видим, как многие педагоги, и светские, и церковные, разрабатывают новые методики преподавания знаний о Православной культуре, не жалеют сил для воспитательной работы с подрастающим поколением не только на уроках, но и в различных формах внеклассной работы. Ведь именно комплекс взаимосвязанных друг с другом учебных занятий, культурно-познавательной внешкольной деятельности и здорового осмысленного отдыха дает максимально позитивный воспитательный результат. Именно о таком опыте вступившие в самостоятельную жизнь люди говорят: «школьные годы чудесные».

Россия пережила многие тяжелые испытания в прошедшем столетии. И это не могло не отразиться и на душевном строе людей, и на тех сложностях, с которыми сталкивается современная семья. В связи с этим мне уже неоднократно доводилось говорить о необходимости вести воспитательную работу параллельно с детьми и их родителями. Уже несколько лет мы реализуем эту идею через Пасхальные фестивали, проходящие в рамках Областного родительского собрания. Но думаю, что следует желать большего. Например, в некоторых православных гимназиях имеется опыт собеседований с родителями, в которых участвуют и педагоги, и священнослужители. Такая форма работы приносит хорошие результаты.

С каждым годом все более расширяется многообразное социальное служение Церкви, которое ей в прошлом было традиционно присуще. Мы активно привлекаем к этой работе детей, в чем я вижу большой воспитательный смысл. Приведу несколько примеров. Министерство социальной защиты населения Московской области и Московская епархия ежегодно проводят благотворительную акцию «Согреем детские сердца», направленную на помощь сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. Многие концерты в детских домах проводятся ребятами из наших воскресных школ. Забота о сверстниках, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, воспитывает доброе сердце. Наш Епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями активно привлекает школьников для посещения госпиталей на Рождество Христово и Пасху. Соприкасаясь с теми, кто пострадал, защищая мир и правопорядок, молодые граждане нашей страны видимым образом постигают, что значит на деле исполнить заповедь о любви к ближнему. Можно упомянуть и участие детей в приходских программах помощи больным и престарелым. Обобщая, скажу, что, с моей точки зрения, такой опыт для детей исключительно важен.

Наша воспитательная работа призвана помочь детям в становлении собственной самобытности, в приобретении свободы «не быть как все». Я в данном случае имею в виду отнюдь не горделивое превозношение себя над окружающими, а способность преодолевать низменные искушения и культ эгоизма, столь явно пропагандируемые ныне, умение определять путь в жизни в соответствии с высшими духовными ценностями.

Сегодня, на открытии наших Пятых Рождественских образовательных чтений мне хочется от души поздравить с этим первым юбилеем, хотя еще и «маленьким», но ценным и замечательным, всех работников образования Подмосковья во главе с нашим дорогим министром Лидией Николаевной Антоновой, а также всех церковных тружеников религиозного просвещения. Спасибо всем вам за самоотверженный труд и искреннее сотрудничество, за горячую любовь к детям, преданность Отчизне и заботу о ее будущем! Думаю, что не ошибусь, если скажу, что сегодня мы радуемся не только успеху Рождественских чтений, но и жизненности и плодотворности нашего доброго творческого союза.

Сердечно благодарю Севастьяна Спиридоновича Тектониди за гостеприимство и предоставленную возможность провести наш форум в благоукрашенном Доме культуры Луховиц.

Мы сегодня открываем Рождественские чтения, однако должен сказать, что во многих местах в Подмосковье они уже начались. В этом году, чтобы помочь работникам образования и духовенству объединить свои усилия, будут проведены еще пять пленарных заседаний в разных городах области. Они будут своего рода межрайонными педагогическими конференциями. И, наконец, мы соберемся на закрытие чтений в Дмитрове 12 декабря. Там мы окончательно определим тему Шестых Подмосковных Рождественских чтений. Однако хочу по обыкновению уже сейчас предложить ее для вашего размышления. А звучит она так: «Семья в современном мире».

Грядущий год будет годом семьи, и мне думается, что размышляя о проблемах, связанных со школьной деятельностью в самом широком смысле этого слова, мы могли бы на следующих Рождественских чтениях сосредоточить свое внимание на современной семье, на роли традиций в ее жизни. К сожалению, подчас ставят знак равенства между традиционностью и консерватизмом, причем понимаемым как препятствие на пути всего нового. На деле же традиция является не только неотъемлемой частью всякой культуры в ее прошлом, но и стержнем ее поступательного развития в будущем. В этом смысле традиция оказывается стимулом созидательного движения общества вперед, поскольку представляет собой аккумулированный позитивный опыт, своего рода фундамент для грядущего.

Но важно учитывать и то, что православная традиция, сто лет назад бывшая органичной частью жизни наших соотечественников, ныне оказалась для многих незнакомой. А люди хотят узнать о том, что исторически является их родным достоянием. И тут вспоминаются евангельские слова о том, что «вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Мк. 2:22). Поэтому необходимыми и оправданными оказываются творческие поиски современных форм и методов ознакомления народа с нашим православным наследием, в том числе и в жизни семьи.

Таковы мои несколько фрагментарные доводы в обоснование предложенной темы.

Каждый раз, участвуя в открытии наших Рождественских чтений, я радуюсь возрастающему интересу людей Подмосковья к этому событию, имеющему большое общественное значение. Желаю всем участникам форума интересной и плодотворной работы. Божие благословение да пребудет со всеми вами.

***

На пленарном заседании выступили также глава Луховицкого раона С.С.Тектониди, благочинный Луховицкого церковного округа протоиерей Евгений Щербак, а также представители духовенства Московской епархии и педагогической общественности Подмосковья. Перед участниками заседания была развернута яркая палитра той многообразной и интересной работы, которая ведется совместными усилиями работников системы образования и духовенством Московской епархии.

Программа мероприятий по церковным округам и муниципальным образованиям, которую получили участники торжественного акта, насчитывает более сотни страниц, а ведь это только программа! За скупыми строчками программы стоят сотни интересных встреч, научных конференций, паломнических поездок, выставок, фестивалей, конкурсов – всего не перечислить. Вся эта огромная созидательная работа сегодня востребована, скажем больше: без нее уже невозможно представить жизнь современного Подмосковья.

Темы: митрополит Ювеналий, Рождественские чтения, администрация Московской области


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.