Главная/Новости/2007/Октябрь/28/

Пятая осень «Надежды»

Поздним вечером 28 октября автобусы с учениками, преподавателями и родителями воскресной школы «Надежда» при Троицком храме  г. Люберцы возвращались из Смоленска в родное Подмосковье. Много было мыслей, много чувств. Ведь подобные поездки (да и сама жизнь воскресной школы) многому учат и заставляют думать…

…Через поучительную многовековую историю, через бурно развивающуюся науку, через прекрасный окружающий мир Бог открывает знания о Себе. Мы же, глядя на все и изучая полезные науки, познаем, сколь велик и всемогущ Бог. Зачем Бог нам все открывает? Чтобы мы понимали Его, стремились к Нему и жили с Ним. Нет таких, кто не видел бы хоть раз ночного неба, заката солнца, распустившегося цветка, белых пушистых облаков. Все дивно и прекрасно вокруг… Но человек уничтожает эту красоту. Люди живут для себя, ничего не отдавая взамен. Бог дает нам свободу, силы, любовь, красоту, покой, а мы платим за это мелочностью, эгоизмом, жаждой наживы и прочим, о чем стыдно даже и подумать.

Люди сами выбирают себе путь, по которому идут. Бог даровал нам свободу, поэтому с Богом мы или нет — только наш выбор… В воскресной школе учат делать правильный выбор. На это направлено, в конечном итоге, все образование и воспитание.

Для нас этот год особенный. Ну, начнем с того, что он уже пятый для школы в ее нынешней структуре. Кроме того, мы впервые объявили набор с 3 лет. Три-четыре года… Многие люди зададут себе вопрос: «Да какая школа в таком возрасте. Они еще очень маленькие». Да и сами мы так думали. А потом взяли и повесили объявление о наборе. Сначала это был дополнительный набор детей 4—5 лет в специально созданную подготовительную группу в январе этого года. Тогда мы еще не знали, что это будет да и будет ли… И вот теперь — в нашу школу записываются с трех.

Ну, а что с ними делать в таком возрасте в школе?! — даже некоторые преподаватели сомневались. Они не умеют тихо и спокойно сидеть за партами, внимательно слушать, не умеют писать, некоторые даже не могут рисовать. Нечего делать?? Это мнение ошибочно! Восприятие у трехлетнего ребенка гораздо острее и глубже, чем у школьников постарше. Нельзя не согласиться, что основы воспитания закладываются именно в этом возрасте, когда все воспринимается так ярко и так живо, как никогда в другом возрасте.

Видимо, это поняли и родители. Вступительные анкеты стали заполняться одна за другой. И вот уже составлены планы уроков, в необходимой мере совмещенных с творческими играми и забавами. А на школьном стенде появилось объявление, приглашающее всех новичков на приемное собеседование 8—9 сентября. Народу пришло много. Около 60 человек. Было сформировано 2 младшие (3—4 года) и 2 старшие (4—5 лет) подготовительные группы. И еще два новых класса — 8—10 и 11—15 лет. Плюс ко всему этому несколько учеников было записано в классы уже существующие. Теперь у нас 14 классов. Причем самый старший — пока еще пятый. Ведь мы начинаем 5-й учебный год в «Надежде».

Торжественная линейка была назначена на субботний вечер 22 сентября. Веселые надувные шарики у всех, вынос флага, гимн, поздравления… Как бы ни было тяжело, усталости совсем не чувствуешь, лишь необъяснимую радость и небывалый интерес.

И вот, на следующий день, первые уроки. Маленькие ученики уже рассажены по своим местам, и начинается знакомство. Разумеется, в виде игры. Обучение и игра — две половины нашей школы. Обучение в игре — наша цель. Удивительно, в первый день обошлось без слез даже у самых маленьких. Все прошло на «УРА»!!!

Чего мы хотим добиться от них? Чему научить? Как сделать мир для этих детей красочней и интересней? Каждый преподаватель обязан задавать себе эти вопросы. Мы хотим воспитать в детях честность, добросовестность, трудолюбие, терпение и чуткость для разумного восприятия Божьего мира. Хотим так же развить чувство товарищества и ответственности: чтоб ребенок хотел приходить к нам и активно участвовать в жизни школы. Отдельное слово к родителям: без вашей помощи это невозможно.

«Надежда» объединяет нас всех. С этой необыкновенной школой мы не расстаемся даже летом. Летом у нас лагерь. И палаточный, и городской. Там мы и отдыхаем, и трудимся, и узнаем много нового, полезного и интересного, и играем в различные игры. Конечно, цель у нас — победа. Но счастье не в победе, а в той радости, которую мы испытываем, когда мы все вместе, когда у всех нас есть НАДЕЖДА! Надежда на будущее, на то, что мы не уничтожим оставшееся на земле добро, а умножим его. Но лето кончилось. Наступил новый учебный год. И мы опять все вместе. После торжественной линейки, посвященной началу нового учебного года, все участники лагерей собрались вновь. Для награждения! Наши девизы, ставшие летом привычными уже для Зарайского района, услышал, наконец, и Люберецкий район. Много было улыбок, много смеха и радости. Ведь нам есть, что вспомнить. Есть, о чем мечтать в будущем. Конечно же, отряды-победители получили больше подарков, чем остальные. Но на то они и победители. А дарили самое вкусное, что может быть (после, разумеется, мороженого): торты, шоколадки, зефир, конфеты…

Но вот прошли и эти радостные моменты — время все-таки берет свое. Но все осталось в памяти, и мы, конечно, ждем новых приключений, забавных и интересных.

Но были и потери. Ведь человек — существо непостоянное. Многое зависит от его «внутреннего содержания». А каким оно будет — человек выбирает сам. Мы можем лишь направить человека на правильную дорогу и поддержать его. Но окончательный выбор — за самим человеком. Есть люди, которые в православной школе видят все — будущее, свои надежды, — и живут этим. А другие ставят на первое место свои личные дела и потребности. Таких людей видно сразу. И, к сожалению, нам приходится с ними расставаться.

Но надежда, конечно, не угасает. Мы верим, что человек может измениться и в лучшую сторону. Главное — самому этого захотеть.

Тем временем прошло несколько дней. На улице даже жарко для 29 сентября. Многие собрали свои вещи и разъехались кто куда. Но только не мы. Только не воскресная школа «Надежда». В этот день у нас Пересветовы старты. Общее построение у храма, и колонна во главе со знаменосцем двинулась к стадиону 25-й люберецкой средней школы. Люди удивленно улыбаются, пальцем на нас показывают, переговариваются. А нам — радостно. И мир прекрасен и беззаботен в эти минуты, как и наше детство.

Вот и ограда школы. Стадион уже украшен флажками, а беговые дорожки и прыжковые и метательные секторы размечены должным образом.

Звучит фрагмент из увертюры к опере Джоаккино Россини «Вильгельм Телль» — и начинается торжественный парад участников по стадиону. Парад, а затем гимн. Не передать словами, что чувствуешь в эту минуту. Это поймет только тот, кто был с нами, кто стоял смирно, внимая школьному гимну, кто проник в смысл его слов.

Но вот позади торжественность и важность. Мы бежим «сломя голову» в раздевалки. Парадная одежда уступает место спортивной. Соревнования начинаются! Сегодня участники поделены на 9 групп. Участники самые разные: и дети, едва научившиеся бегать, и солидные учителя, и мужественные отцы, и энергичные бабушки…

Отдельных слов заслуживают самые маленькие. Они пришли — не побоялись! Интересно, о чем они думали в момент старта, не пугало ли их множество народа на стадионе, громкая музыка, директор с рупором. Оказывается, нет! Хотя иногда, видимо, было страшно… Маленькая Аня Павлова заплакала на втором метре 30-метровой дистанции. И прекратила борьбу? Все так подумали, а она взяла себя в руки, улыбнулась всем и заходящему солнцу, снова вышла на старт и выиграла соревнования!

Нельзя не упомянуть и о родителях. Они хотели и бегать, и прыгать, и играть в мяч, и даже получить конфетку не меньше своих детей.

Как и всегда, были и победители, и проигравшие (но не побежденные!). Все в конце обоих соревновательных дней получали небольшие сладкие призы и мечтали о следующих соревнованиях. Второй этап Пересветовых стартов пройдет уже зимой в лыткаринском лесу.

В программе наших соревнований вновь были те же виды: спринтерский бег и бег на 200 м, прыжки в длину с места и с разбега и метание набивного мяча (а для самых маленьких — обыкновенного теннисного мячика). Как всегда, самый непредсказуемый и захватывающий вид — прыжки в длину. Немного старания — и ты летишь. Это незабываемое чувство. Ты летишь, и тебя переполняет радость!

Те же, кому нравятся современные нравы, кто любит гулянки и посиделки, пусть хотя бы на миг заглянет в свое сердце и осмелится признаться себе, что надо что-то изменить. Например, пойти на наши старты и выйти оттуда другим человеком.

Тем временем стемнело. Накопилась усталость и хочется спать. Жаль, конечно, что все так быстро проходит, проносится, как вода в реке, без остановки… Поэтому мы обязаны научиться беречь каждый миг своего времени, каждую частичку своего счастья. Ценить, беречь и делиться этим с другими.

С октября началась работа кружков нашей школы. Вновь открыт кружок изобразительного и прикладного искусства (руководитель — Алексей Сергеевич Захаров). С этого года дети имеют возможность посещать еще и кружок рукоделия (руководитель — Юлия Владимировна Соловьева).

Еще одним нововведением стало открытие кружка просфорного дела (руководитель — Елена Сергеевна Кромова).

Как мы уже говорили, 5 лет исполняется нашей воскресной школе в этом году. И начиная именно с этого года 14 октября, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, является нашим главным школьным праздником — Днем Надежды. Школьный хор самостоятельно поет Литургию, а затем у нас концерт.

На свете нет такого человека, который совсем ничего не умеет. Кто-то — больше, кто-то меньше. Можно играть на гитаре, можно и на скрипке или на фортепиано, кто-то играет в футбол, рисует, шьет, танцует, поет. Все это нужно человеку, но нужно и правильно использовать свои возможности. А еще очень важно научиться все успевать. Ведь помимо учебы в воскресной школе, у всех есть свои домашние дела, своя учеба где-нибудь, работа и др.

Все заняты по-своему, но именно здесь, в «Надежде», мы собираемся все вместе и делаем общее дело. Здесь мы вместе играем, учимся, выигрываем, в чем-то участвуем. Это помогает нам не потерять радость к жизни, делиться этим с окружающими и так вместе идти ко Христу.

Но вернемся к концерту. Вынос школьного флага, гимн, перекличка и директор объявляет первого выступающего. Это группа учеников школы во главе со своим учителем Ольгой Геннадьевной Ожигановой представляют литературно-музыкальную композицию «Притчи Христовы». Очень понравилась песня в исполнении Галины Чашуриной. Ее голос пронзал душу надеждой на все светлое, что еще у нас, может быть, будет. Не удивительно, что маленькую исполнительницу провожали со сцены продолжительными аплодисментами.

А затем в исполнении Александры Беляевой и Натальи Ивановны Потаниной прозвучал скрипично-фортепианный дуэт. Романс Д.Шостаковича. Сам Бог открывает нам Себя через музыку. Именно через музыку так ярко можно понять, что такое любовь, нежность, разлука. А успокоение — только в Боге.

Пели песни и родители (например, гитарист Никита Данов — «Не договаривая фразу»), ведь они тоже многое умеют. Немало было прочитано стихов самыми младшими учениками: Елизаветой Сучковой, Никитой Брятцевым, Максимом Швецом, Анной Папыриной, Татьяной Мартыновой, Викторией Гумаршиной. На концерте выступали отряды летнего палаточного лагеря со своими летними театральными экспромтами.

Но далеко не все хорошо в нашей жизни. Некоторые люди слишком горды и обращают внимание только на себя. Например, показав свой номер, уже не слушают остальных и тем более не радуются за них. А только мешают. Бывает и такое.

Однако вернемся к хорошему. Очень хорошо, когда дети, помимо основной и воскресной школы, посещают кружки, секции, другие школы, студии. Так человек развивает и умножает данные ему Богом таланты. А ребенок всесторонне развивается. Благодаря этому у нас на концерте, помимо перечисленного, были и танцы, и акробатические номера (Татьяна Ожиганова, Виктория Гумаршина и Минодора Муралова).

А тем временем над зрителями лились звуки «Гавота с вариациями» Г.Ф.Генделя в исполнении юной скрипачки Галины Чашуриной (ей аккомпанировала мама). Звуки, какой-то невидимой нитью соединяющие нас с добром и светом. Как же важно не оступиться в жизни, встав на правильную дорогу…

В завершение выступила группа хора нашей воскресной школы под руководством Натальи Ивановны Потаниной, исполнившая песни В. Беляева на стихи Л. Мерновой «Творите добрые дела» и «В душе своей воздвигни храм»…

Уходить не хотелось, но, как обычно, все заканчивается. И мы разошлись. Чтоб скоро встретиться вновь.

И вот поездка в Смоленск. Приехали мы рано, на улицах Смоленска почти никого не было, да и из нас лишь немногие вышли из автобуса. Остальные предпочитали досматривать последние утренние сны. Успенский кафедральный собор был огромен. Первоначально он заложен Владимиром Мономахом в самом начале XII века, но в XVII веке здание было разобрано и заложено вновь 2 августа 1677 года. Строительство несколько раз останавливалось и возобновлялось, пока, наконец, 13 августа 1740 г. собор не был освящен. Главная святыня смоленского кафедрального собора — икона Богоматери «Одигитрия».

Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, имеет очень древнее происхождение. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — достоверно неизвестно. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича.

После смерти черниговского князя Всеволода икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, рожденному от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес икону Одигитрии — благословение своей матери — из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар: в 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и город подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету Митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.

В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.

В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, до 1940 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году. История ее такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года находилась в Благовещенской церкви, т. к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии и икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед нее был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии.

Икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную Богоматерьскую церковь, где находилась до 1941 года.

Другая святыня Успенского собора  г. Смоленска — плащаница. «Положение во гроб». Плащаница была вышита в мастерских Евфросинии Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились свои искусством, так же как и мастерские «светлицы» Анастасии Романовны. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой — одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в Русском музее (1560). Плащаница, находящася в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.

Раньше плащаница занимала вертикальное положение. Из-за этого она подвергалась воздействию прямых лучей света и со временем растягивалась от собственного веса. Теперь полотно находится под углом 45 градусов, что создает оптимальные условия для его хранения.

Мы молились на ранней Божественной литургии на Западе России, а тем временем за окнами собора уже совсем рассвело. Наконец-то мы увидели Смоленск при свете дня. Городу уже 1144 года, и он по праву называется городом холмов. Началась наша экскурсия по городу, видевшему на своем веку много радостей бед, богатому своей славной боевой историей и многочисленными вековыми традициями.

Было решено не ходить по городу всем вместе, а разбиться на небольшие группы, совершить осмотр самостоятельно и встретиться через несколько часов у автобуса.

Мы побывали в Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре. Монастырь назван в честь преподобного Авраамия Смоленского. Он много сил отдавал благоустройству обители, поучениям и наставлениям братьев, а также личному духовному совершенствованию, совершавшемуся в бдениях, чтении Священного Писания и молитвах. Вместе с тем, прп. Авраамий сам писал книги. К сожалению, сохранилось лишь одно его произведение, обнаруженное уже в XIX веке в библиотеке Волоколамского монастыря. В своих трудах прп. Авраамий четко и ясно дает ответ на один из самых важных вопросов: ради чего создан человек? «… не для того, чтобы есть, пить и одеваться в красивые одежды, а для того, чтобы угодить Богу», — утверждает преподобный Авраамий. Он убежден, что жизнь человека — это духовная война, для успешного ведения которой необходимо иметь «точнейшее» духовное оружие. Таковым оружием, по его мнению, является знание.

Он сделал очень много, начав свой просветительский труд задолго до того, как стал настоятелем монастыря.

Недоброжелателей у него хватало. В их числе были, конечно же, завистники из священников, а также те, кого он изобличал в проповедях в пристрастии к земным благам. Сюда следует отнести и тех, кто расходился с ним во взглядах на богословском уровне. Сначала недоброжелатели распускали про преподобного всевозможные слухи один нелепее другого. Слухи вызывали в народе ропот, который однажды вылился в открытое выступление. К монастырю, в котором жил преподобный Авраамий, стеклась разъяренная толпа. Подогреваемая фанатиками, она жаждала расправы. Из толпы неслись выкрики. Одни требовали посадить прп. Авраамия в тюрьму, другие пригвоздить его, третьи утопить. Город был взбудоражен. И епископ Игнатий принял решение предать преподобного Авраамия церковному суду. За ним послали княжескую стражу. Стражники принародно потащили преподобного через весь город, точно злодея. Из толпы в его адрес неслись угрозы, издевательства, насмешки. Затем состоялся суд. Судил епископ Игнатий в присутствии князя.

Прп. Авраамию предъявили обвинения в ереси, пророчестве и чтении запрещенных книг. Это были очень серьезные обвинения. Дрогнули некоторые из тех, кто с любовью и уважением относился к святому, в частности, игумен монастыря. На стороне обвинения выступали священнослужители. Защищал прп. Авраамия будущий смоленский архиерей Лазарь. Суд продолжался два дня. Примечательно, что в первый день подсудимого оправдали. Но на следующий день ему вынесли строгий и неправедный приговор. Лазарь предупреждал, что в случае неправедного осуждения город постигнет гнев Божий. Тем не менее, преподобного лишили права совершать Божественную литургию и заточили его в Селищенский монастырь. И вскоре гнев Божий действительно пал на Смоленск: город постигла небывалая засуха. Епископ Игнатий совершил вокруг города крестный ход «с Честным Крестом и иконою Богородицы, и с четными святыми мощами». Но засуха не отступила. Тогда один из священников напомнил епископу о предостережении Лазаря и неправедном суде над преподобным. Епископ Игнатий призвал к себе прп. Авраамия и со слезами на глазах попросил у него прощения. Затем они вместе совершили молитву. В ней были такие слова: «И отврати гнев Твой от раб Твоих и помилуй град сей и вся люди Твоя… и одожди, и напои лице земли, человекы и скоты возвесели. Господи, услыши и помилуй!» И дождь, наконец, оросил смоленскую землю.

Некоторое время спустя после этого события епископ Игнатий основал монастырь, который содержал на свои средства. Его настоятелем он назначил преподобного Авраамия, благословив его на игуменство. Здесь прп. Авраамий провел остаток своей жизни и около 1219 года после непродолжительной болезни закончил свой земной путь. На Соборе в 1549 году произошла канонизация святого Авраамия, причем, ему было установлено всеобщее празднование в день его успения, 3 сентября по новому стилю.

Побывали мы в знаменитых смоленских каменных храмах XII века: Архангела Михаила и апостолов Петра и Павла. Прошли по развалинам смоленской крепостной стены и, миновав памятник князю М.Кутузову-Смоленскому, вышли на берег великого Днепра.

Далее путь наш лежал к Покровской церкви пос. Капыревщина Ярцевского района. Там, погрузившись в холодные воды часовни-купальни в честь «Живоносного источника», мы отправились в Вязьму, в Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

Монастырь основан преподобным Герасимом Болдинским. В конце 1535 года преподобный Герасим со своим учеником Симеоном поставил келью в западной части города Вязьмы на высоком холме правого берега реки Бебри. Собрав вокруг себя благочестивых людей, готовых к иноческому подвигу, в 1542 году преподобный Герасим получает благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV для основания обители. Трудами братии и поселян был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи. С тех пор обитель по имени престольного храма называется Предтечевой, по городу Вяземской. При преподобном Герасиме был построен и деревянный храм в честь Вознесения Господня. Оставив ученика своего Симеона игуменом в обители, преподобный Герасим возвратился в Болдинский монастырь, где и скончался в 1554 году. В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Проезжая в Смоленск, для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. Он пожаловал пахотные и сенокосные земли в пригороде и в Вязьме, рыбные ловли и лавки в торговой части крепости. В начале XVII века польско-литовские отряды неоднократно захватывали обитель, убивали монахов, грабили и сжигали ее храмы и постройки. После обращения в 1621 году игумена Даниила за помощью к царю Михаилу Федоровичу монастырю вернули прежние земли и льготы и дали ежегодное государственное жалование. При игумене Гурии в 1630-е годы был построен каменный корпус для братии. В 1654—1655 годах монастырь неоднократно посещал живший в городе царь Алексей Михайлович с семейством и Патриарх Никон. С 1676 года настоятелем обители был игумен Питирим, впоследствии епископ, святитель Тамбовский. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненным и престарелым воинам. При императрице Анне Иоанновне, в 1739 году архиепископом Крутицким Леонидом в монастыре учреждена семинария, переведенная в 1744 году в Московский Покровский монастырь. В Предтечевом монастыре с этого времени устроено Духовное училище, просуществовавшее до 1918 года. Много пастырей Церкви и тружеников земли Русской получили в стенах Вяземского училища первоначальное образование и духовное воспитание. В XIX веке в нем учились — преподобный Макарий, миссионер Алтайский и основоположник научного почвоведения В.В.Докучаев. В Отечественную войну 1812 года монастырь разграблен и сожжен французами. После ухода неприятеля остались только обгорелые стены. Убытки оценивались в 40 тысяч рублей, огромную по тем временам сумму. С большим трудом братия исправила Знаменский, а затем Вознесенский храмы. Монастырь закрыт в первые послереволюционные годы и существовал, как приход с монашеской общиной до его окончательной ликвидации. Здесь проживал на покое, арестованный и расстрелянный в 1918 году, новомученик святитель Макарий, епископ Орловский и Севский. В 1922 году часть утвари, икон и книг изъята комиссией райисполкома. После передачи в 1930-е годы зданий и храмов монастыря спичечной фабрике обитель была разграблена окончательно. Все постройки обители сильно пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941—1943 годах. После освобождения города от немецко-фашистских оккупантов решением исполкома здесь устроен пивной завод. В последствии в монастыре размещались мастерские общества слепых, склады городского торга и аптечного управления.

После неоднократных обращений верующих к светским властям в 1989 году монастырь передан Смоленской епархии. Решением Священного Синода в 1990 году здесь вновь открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь.

Иоанновский монастырь в Вязьме знаменит совершенно уникальной трехшатровой Одигитриевской церковью, таких осталось в России всего две (вторая — Дивная — в Угличе). При игумене Гурии, в 1630—1638 годах на пожертвования из царской казны поставлен каменный, трехшатровый храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, с двумя приделами — южным во имя Иоанна Предтечи и северным во имя Симеона Богоприимца. Храм сильно пострадал в 1812 году, и долгое время стоял в запустении. На пожертвования прихожан и вяземских купцов, при архимандрите Вениамине в 1832—1837 годах он был восстановлен и освящен…

… А наши автобусы уже недалеко от Москвы. Никто не шумит, все утомлены и спят. На улице стремительно темнеет, слышен гул мотора и проезжающих мимо машин. Поздним вечером мы подъезжаем к нашему люберецкому Троицкому храму. Жизнь «Надежды» продолжается.

протоиерей Олег Матвейченко

Темы: Люберецкий округ, воскресная школа, паломничества


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.