Главная/Новости/2005/Август/25/

Новости Видновского благочиния

Москва-Нижняя Покровка-Иловка-Москва

Вот уже третье лето мы отправляемся на Белгородчину за песнями. Мы в поезде. Оторвавшись от большого города, мы, свободные, собрались в одном купе обсудить предстоящую работу. Нам пришлось разделиться на видеозаписывающих, аудиозаписывающих и просто записывающих.

Белгородская земля! Ты перед нами раскинулась холмами с белыми меловыми выступами, золотыми подсолнечными полями, бескрайними далями. Плавные, волнообразные ритмы рельефа настраивают на особый лад ? эпический, неспешный, размеренный. Вся московская жизнь представляется давнопрошедшей, инопланетной. Мы оказались в другом мире, в другой жизни.

Первый день ? день обустройства и знакомства для тех, кто впервые оказался в Нижней Покровке, и радостного узнавания для тех, кто здесь уже бывал. Директор школы, в которой мы собирались обосноваться и в этом году, заранее предупредил нас, что в школе ремонт. Еще в поезде мы гадали, что нас может ожидать? То, что мы увидели, превзошло наши ожидания: ни воды, ни плиты, ни привычных уже комнат. ?Вот это и есть нормальные экспедиционные условия?, ? успокоила нас Ирина Набатова, наш руководитель. Мы не стали унывать, засучили рукава и устроились не хуже прежнего, к тому же, плита оказалась в порядке.

Потом ? обязательное купание в самой лучшей в Белогорье реке Малый Усердец, встретившей нас роскошными белыми лилиями. Деревенские мальчики сочли своим долгом сплавать к цветочным зарослям, приплыть с лилией в зубах и положить цветок к ногам самой юной участницы нашей экспедиции ? Варюши.

Первая запись в деревне Прудки чуть не сорвалась. Руководитель коллектива, когда мы накануне приехали договориться, наотрез отказалась петь: ?Все! Уже не пою. Нет, милые мои, не пою, и не уговаривайте!?

Все же мы поехали в Прудки и победили. Вчерашняя отказница, Вера Васильевна Шишкина, увидев наше упорство, стала главной запевалой и в прямом, и в переносном смысле. Она помогла собрать пять исполнительниц (в возрасте от 66 до 78 лет), и состоялась наша первая в этом году запись. Провожать нас Вера Васильевна вышла в полном белгородском костюме. Как странно видеть этот наряд в бытовой обстановке, на улице, а не на сцене! Будто мы, прощаясь, садимся в машину времени!

Вечером мы побывали в клубе на репетиции младшей группы фольклорного ансамбля села Нижняя Покровка. Ребята со своим руководителем ? Натальей Ивановной Маняхиной готовились к Всероссийскому конкурсу в Пушкинских горах ?Псковская жемчужина?. Мы вновь восхитились зычностью и свободой местных голосов, уже детских, погоревали, что сами не можем так петь: видно, такие голоса рождаются только на этой земле. И еще нас поразили лихо отплясывающие мальчики. Их движения были очень естественные, от души, а не заученные, не концертные. На сцену вышли обычные мальчики и девочки, так же современно одетые, как московские. Но когда они запели и заплясали, они преобразились, они стали особыми ? самобытными.

На другой день мы отправились в село Веретенниково. Когда-то певческий коллектив этого села был известен, часто выступал во многих городах, но время концертов прошло. Теперь они очень редко поют вместе. Однако нас поразила слаженность, стройность их пения, будто они регулярно репетируют. Еще мы убедились, как важны энергия и задор того, кто запевает песню, как запевала всех организует и ?заводит?. Одна бабушка, прощаясь, благодарила нас: ?Спасибо вам за то, что вы собрали нас песни поиграть! Нам теперь уже тяжело самим собираться?. И действительно тяжело, живут бабушки на разных концах большого села ? пешком дойти по жаре в их возрасте уже не так просто. И как тут не поблагодарить Павла, водителя из Покровки, который на своей машине и нас довозил до соседних сел, и бабушек свозил в одну хату для записи.

В Нижней Покровке мы записали сольные песни от старейших исполнительниц. И в этот приезд своим мастерством и душевным богатством поразила Мария Григорьевна Лопатина. Благодаря чуткости и исполнительскому таланту она сохранила подлинную мелодическую стилистику традиционных народных песен. Ее исполнение наиболее архаично, сохранило сложные мелодические распевы, что в первую очередь сегодня исчезает у народных исполнителей.

Последние четыре дня нашей экспедиции мы прожили в большом селе Иловка у одной из исполнительниц ? Натальи Семеновны Рыжих. Провели две записи коллектива из этого села. Записывали песни в соседних селах ? Глуховка и Репенка. И везде нас радушно, как родных встречали приветливые, ясные, трогательно принаряженные бабушки. Сколько в них было желания петь для нас, сколько готовности рассказать об особенностях костюма и показать его! В Иловке мы пополнили наши знания о традиционных платках. К уже известным платкам ?на гребешках?, ?с копеечкой?, ?бурашным? т.е. свекольного цвета, прибавились ?морозовый?, ?белогривый? и ?дорогая шаль?. От Глуховки до Репенки 15 минут езды, но репенский женский костюм уже другой. Вместо поневы красная юбка в складку, вместо тяжелых кожаных башмаков вязанные из овечьей шерсти тапочки, вышивка яркая цветная, обязательная жилетка и однотонные шерстяные платки: оранжевые и бордовые.

График работы в экспедиции был очень напряженный, но мы все же смогли совершить паломническую поездку в Воронежскую область. Сначала искупались в святом источнике ?Живоносная лоза? в Острогожске, а затем отправились в Дивногорье, к Большим и Малым Дивам, где расположен Дивногорский Успенский монастырь.

Дивы ? меловые столбы на меловых склонах. Под воздействием дождя, солнца и ветра меловые выступы превратились в причудливые развалины древних строений. А может быть, это и есть развалины рукотворных сооружений? К единому мнению специалисты не пришли. По этим меловым столбам местность и получила свое название ? Дивногорье. Малые Дивы ? это пять меловых столбов. Большие составляли двадцать столбов, из которых сохранилось только четыре. Остальные были разрушены в конце XIX в. при строительстве железной дороги.

В Больших Дивах в самом большом из столбов была устроена пещерная церковь в честь Сицилийской иконы Божией Матери. В меловых столбах Малых Див тоже был вырублен пещерный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Под Малыми Дивами приютился Дивногорский Успенский монастырь. По преданию, основателями монастыря считаются греческие схимонахи, выходцы из Сицилии. Они принесли с собой с далекого острова икону Божией Матери и положили начало пещерному храму в меловом столбе. В какое время пришли сюда первые пустынножители, ведомо одному Богу. Первое упоминание о Дивногорье встречается в описании путешествия митрополита Пимена в Царьград в 1389 г., а Дивногорский монастырь ведет свое начало с 1653 г.. Разные периоды переживал монастырь ? и расцветы и спады, но всегда оставался крупным духовным центром на Дону.

Чудотворная Сицилийская икона Божией Матери была вновь обретена в 1831 г., когда по России бушевала эпидемия холеры. После молебна перед иконой в ближайшем от монастыря г.Коротояке болезнь прекратилась. С этого времени икона поочередно находилась в соседних городах, избавляя жителей от эпидемий, пожаров, засухи. Рассказ одного из участников крестного хода в начале XX века, священника П.Сергеева поможет нам представить как почиталась эта икона: ?Из монастыря с Чудотворной иконой вышло тысяч 6-7, в Коротояке уже эта толпа достигла тысяч до 30. Представьте: кругом море народа ? и впереди, и позади ? на несколько верст! За 4 версты от города Острогожска тысячи народа встретили святыню с зелеными ветвями в руках, многие бросали цветы, венки и букеты к носилкам. Торжество было неописуемое. Народу, говорят, было не менее как 70-80 тыс. Признаюсь, я такого торжества еще не видывал!?

Разорение обители началось в 1918 г., а в 1924 г. монастырь закрыли, уничтожили иконы, богатейшую библиотеку, утварь. На его месте организовали дом отдыха, а потом санаторий. Первое богослужение состоялось 28 августа 1991 г. в пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери в Больших Дивах. В 1997 г. монастырь возвратили Воронежской епархии.

Мы побывали в Успенском монастыре, который сейчас активно восстанавливается, посетили храмы в меловых пещерах. В составе нашего отряда певчие из двух храмов, нам посчастливилось не только помолиться, а пропеть тропари и величания. Все были потрясены удивительной акустикой меловых храмов.

Между Дивами на мысу высотой 70 м находится Маяцкое городище ? развалины древней крепости. Аланы и болгары, входившие в состав Хазарского каганата, основали в середине IXв. у впадения Тихой Сосны в Дон белокаменную крепость, защищавшую своих жителей около 100 лет. От мощной крепости, стены которой достигали в высоту 5-6 метров, остались полутораметровые развалины.

Место это дивно не только меловыми Дивами и крепостными развалинами. Дивногорье знаменито своим ?затерянным миром?, обитателями которого являются реликтовые растения и животные, которых здесь насчитывается несколько сотен. Государственный природный архитектурно- археологический музей-заповедник ?Дивногорье? ? музей под открытым небом с общей площадью 1100 га. Под охраной заповедника находятся пойма и крутые склоны рек Тихая Сосна и Дон, степь с меловыми отложениями, меловой каньон, памятники истории и архитектуры: пещерные меловые храмы, археологические памятники салтаво-маяцкой культуры, курганы и поселения бронзовой эпохи, а также меловые столбы-останцы ? дивы, уникальные ландшафтные образования и реликтовые животные и растения.

Такие места не забываются!

Мы записали около 120 песен, узнали много нового о традициях этого края, познакомились с удивительными людьми, которые ждут нас в гости в следующем году. И вот, слезы расставания, оставленные частицы наших сердец, а поезд уже мчит нас домой, с бесценным грузом.

Наталья Саплина


Темы: Видновский округ


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.