Главная/Новости/2005/Май/1/

Пасха Христова 2005 года в Свято-Троицком (Наташинском) храме Люберецкого благочиния

Светлое Христово Воскресение в этом году пришлось на 1 мая. Апрель выдался прохладным, и, казалось, не только люди, но и вся природа застыла в ожидании, чтобы в Светлый праздник, каждый по-своему, выразить пасхальную радость: люди ? радостными лицами и приветствиями ?Христос воскресе!?, а природа ? первыми по-настоящему теплыми солнечными лучами и ясными погожими днями. Пасха пришла! Весна пришла!

На Страстной неделе, как всегда, работы хватало всем: богослужения в храме, начиная с Великой Среды, совершали соборно все клирики храма. Эти продолжительные, полные скорбной красоты службы, думаю, запомнятся надолго и священнослужителям, и певчим, и пономарям, и, конечно, прихожанам. Все остальные сотрудники нашего прихода тоже работали, не покладая рук: пеклись просфоры, убирался храм, начищались паникадила, мылись окна, готовились столы для освящения куличей и пасхальных яиц, украшалась территория, делались приготовления для пасхального стола. Хочу сказать, что за последние годы никогда еще не было у нас так чисто, красиво и радостно, как в эту Пасху.

Не сидели без дела и ученики воскресной школы. По идее директора школы отца Олега Матвейченко им в этом году предстояла очень важная и ответственная миссия: участие в предпасхальных и пасхальных богослужениях. Ребята со своим музыкальным руководителем Натальей Ивановной Потаниной очень много репетировали и, конечно, волновались. Естественно, музыкальная подготовка у всех детей разная, уровень развития музыкального слуха тоже разный. Наталье Ивановне понадобилось много усилий и терпения, чтобы выучить с ребятами ряд очень непростых и непривычных для них произведений.

И все же главным событием предпасхального цикла стало богослужение, которое совершалось в ночь на Великую Субботу, за сутки до пасхальной ночи. Эта богатейшая по своему духовному заряду, эмоциональному содержанию и силе воздействия служба была совершена в нашем храме ночью впервые за всю его историю.

Ночное богослужение Великой Субботы объединяет две службы: ту, что обычно совершается вечером в Великую Пятницу, и ту, что утром ? в Великую Субботу, и, таким образом, состоит из утрени Великой Субботы с Чином Погребения Плащаницы и крестным ходом, часов, изобразительных и вечерни Великой Субботы, включающей в себя чтение 15-ти паримий, которая переходит затем в Литургию Василия Великого. Это грандиозное литургическое построение содержит в себе столь многое, что, кажется, проживаешь целую жизнь вместе со Спасителем, принявшим на Себя крестные муки, испустившим дух на Голгофе, снятым с Креста и погребенным в пещере Иосифом Аримафейским и воскресшим тридневно.

Я встречал и молодых, и даже маститых священников, считавших, что построение вечерни Великой Субботы с Литургией Василия Великого выполнено литургически не вполне точно, поскольку вечерня ? это уже фактически вечерня Пасхи (ведь пасхальная служба начинается с Пасхальной полунощницы , за которой следует Пасхальная утреня), и тогда понятно, почему после 6-й паримии мы слышим торжественные стихи из песни пророка Моисея ?Славно бо прославися?, а после 15-й ? припев из песни трех отроков ?Господа пойте и превозносите Его во веки?. Но почему же затем, на Литургии Василия Великого, вместо Херувимской песни поется ?Да молчит всякая плоть человеча??, а задостойником этой Литургии является 9-я песнь канона Великой Субботы ?Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе??? Что, время уходит ?назад? и ?отбрасывает? нас к моменту, когда Господь еще не воскрес и пребывает в пещере, закрытой камнем?

Я многие годы думал об этом, и, кажется, нашел ?разгадку?. Она ? в аллилуарии Апостола (Рим., 6: 3-11), читаемого перед Плащаницей. Апостол, как и Евангелие (Мф. 28: 1-20), относится уже непосредственно к Литургии Василия Великого, и уже за ними следует ?Да молчит всякая плоть человеча??.Так что же, этот знаменитый аллилуарий ?Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех? ? тоже ?не на месте?? А ведь ?воскресни? ? это не призыв, это одна из форм слова ?воскресе? (по-русски ? ?воскрес?) в старославянском языке.

Только совершая эту красивейшую и продолжительную (около 6-и часов) службу непрерывно, понимаешь все величие ее замысла и потрясающую силу ?драматургического? построения. Чинопоследование этого богослужения навело меня на мысль о ?многоуровневости? и ?многоплановости? Бытия, сотворенного Создателем. Ведь если вдуматься ? кто поет припевы после 6-й и 15-й паримий на вечерне? Да это поют ангелы. А кто поет аллилуарий ?Воскресни, Боже, суди земли??? Да те же ангелы, те самые ангелы, которые совсем скоро, в Пасхальную ночь, из алтаря (с Неба!) будут петь ?Воскресение Твое, Христе Спасе?? Ангелы на Небе уже знают, что Христос воскрес! А люди ? нет. И потому ? ?Да молчит всякая плоть человеча??

В силу этого нам показалось интересным и оправданным, чтобы эти два песнопения (припевы на 6-й и 15-й паримиях в череду с алтарем и правым хором и припев аллилуария ?Воскресни, Боже?? исполнялись детскими (будто ангельскими!) голосами. Но как убедить детей не спать спокойно в постели в эту ночь, а прийти в храм и петь? Ведь время их ?вступления? колебалось от 3-х до 4-х часов ночи! Директор воскресной школы отец Олег за месяц до Пасхи задал учащимся вопрос: ?Кто хочет в этом участвовать?? Поднялось более 20-ти рук. И ребята взялись за нелегкое дело и прекрасно с ним справились. Восторгу и умилению прихожан не было предела ? ведь не каждому удается услышать воистину ангельское пение в ночь Великой Субботы!

А детей еще ожидала следующая, Пасхальная ночь. Они вдохновенно спели ?Воскресение Христово видевше?? по 6-й песне Пасхального канона, ?Светися, светися?? после запева диакона на 9-й песне, тропарь ?Христос воскресе из мертвых? в череду с правым хором на стихах Пасхального начала Литургии и тот же тропарь, но уже на трех языках (греческом, латинском, славянском) на 3-ем антифоне Литургии. Ребята очень ответственно и на удивление добросовестно отнеслись к возложенной на них задаче и, думаю, сами получили громадное удовольствие, равно как и все молящиеся в храме.

Один из учеников, Иван Климочкин, позже заснул за пасхальным столом. Оказалось, он не спал почти двое суток, но, тем не менее, отдохнув, во Вторник Светлой седмицы очень осмысленно и твердым голосом читал Апостол на Литургии.

В целом, само Пасхальное богослужение прошло ?на едином дыхании? и было подобно реке, вышедшей из берегов. Никогда еще в нашем храме не было столько прихожан в Пасхальную ночь! Крестный ход, подошедший к западным церковным дверям, вынужден был остановиться на несколько минут, поскольку еще не все люди вышли из храма. Во время Пасхальной утрени и Божественной литургии были открыты западные, северные и южные двери храма, который не мог вместить всех молящихся. И, что очень отрадно, как сказал настоятель отец Петр Иванов, эти радостные и ликующие люди оставались в храме и за его пределами до конца Пасхальной Божественной литургии. Для Причастия было вынесено три Чаши и, тем не менее, прихожанам долго пришлось петь Пасхальный тропарь во время Причастия.

В заключение я хотел бы поприветствовать пасхальным ?Христос воскресе!? всех священнослужителей нашего Свято-Троицкого храма: настоятеля отца Петра Иванова, священников Олега Матвейченко, Андрея Михайлова, Дионисия Синицына, диакона Александра Сербского, всех певчих правого хора, совершивших во славу Божию своеобразный певческий ?подвиг?, чудесно, и не устав нисколько, пропев две ночи подряд, всех пономарей храма, всех его сотрудников и всех учащихся воскресной школы.

?Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!?

С Пасхой Христовой!
Христос воскресе!

Глеб Граков,
регент правого хора
Свято-Троицкого храма

Темы: Люберецкий округ


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.