Главная/Новости/2004/Июль/26/

Паломнический поход богородцев

26 июля милостью Божией благополучно завершился миссионерский паломнический переход по маршруту Подмосковье — Соловецкие острова на парусно-моторных баркасах «Святитель Николай» и «Константин Богородский», проходивший по благословению митрополита Ювеналия. В паломничестве, организованном по инициативе благочинного церквей Богородского округа протоиерея Михаила Ялова, приняли участие ученики Морской школы, действующей при Богоявленском соборе Ногинска, а также их родители и преподаватели.

К переходу, который продолжался сорок дней, готовились всю зиму. Ребята — преимущественно учащиеся православной гимназии имени священномученика Константина Богородского — посещали занятия в Морской школе и по мере сил участвовали в сооружении баркасов. Большой гараж на территории собора на это время был переоборудован под судоверфь, где постепенно происходило превращение старого поморского баркаса в прекрасный двухмачтовый парусник. Скептики сомневались, что это возможно, но благодаря пожертвованиям и трудам прихожан к весне удалось подготовить к путешествию два девятиметровых парусно-моторных баркаса.

На Светлой седмице Высокопреосвященнейший Ювеналий совершил освящение кораблей Богородской флотилии, получивших имена святителя Николая, покровителя мореплавателей, и священномученика Константина, небесного заступника Богородской земли. В середине июня баркасы, укомплектованные всем необходимым для дальнего перехода, были доставлены на канал имени Москвы.

Разумеется, организаторы путешествия позаботились о безопасности его участников. На каждом из баркасов был надувной спасательный плот и спас жилеты, подаренные богородским гимназистам моряками-североморцами.

Переход был разделен на четыре этапа. Это позволило задействовать в программе большее количество детей. В первом этапе, от канала имени Москвы до выхода в Рыбинское водохранилище, участвовали шестиклассники, во втором, более сложном — от Рыбинки до Белозерска по реке Шексне — учащиеся 7—8 классов, в третьем — от Белозерска до Петрозаводска — десятиклассники, и, наконец, в последнем, самом трудном — от Онежского озера через Беломорканал и Белое море до Соловецких островов — самые старшие, одиннадцатый класс. Участников очередного этапа подвозили в условленное заранее место на микроавтобусе, и тот же микроавтобус увозил домой матросов этапа предыдущего. Во всех группах были взрослые — специально подготовленные судоводители, которые сдали экзамены на право самостоятельного управления маломерными судами.

Каждый этап был по-своему интересен и по-своему сложен, на каждом возникали свои затруднения, технические проблемы. В середине экспедиции капитан одного из судов, который должен был оставаться с паломниками до конца путешествия, по состоянию здоровья покинул группу. Его место по благословению Владыки Ювеналия занял благочинный церквей Богородского округа протоиерей Михаил Ялов, также имеющий удостоверение на право управления маломерным судном.

Несмотря на трудности паломничество проходило успешно. С Божией помощью богородцам всегда удавалось находить верный фарватер среди мелей и подводных камней, в том числе и в условиях ограниченной видимости.

Перед выходом из Онежского озера в Беломорканал поднялся ветер и разогнал волну. Путешественники забеспокоились, удастся ли при таком волнении благополучно войти в шлюз. И вдруг над водой показалась яркая радуга — как знак того, что Божие благословение пребывает с паломниками, и все будет хорошо. Действительно, вскоре ветер стих, баркасы вошли в канал благополучно и преодолели шлюзы без проблем и задержек, что, как говорят опытные люди, бывает достаточно редко.

За время перехода путешественники преодолели полторы тысячи километров, прошли 150-километровое Рыбинское водохранилище, Белое озеро, Онежское, известное своим крутым нравом, Выгозеро, более тридцати шлюзов. В общей сложности в переходе приняли участие около шестидесяти человек. Интересно, что среди матросов были не только мальчики, но и девочки, которые старательно исполняли обязанности коков — судовых поваров — и помогали штурманам прокладывать курс.

Каждый из баркасов представлял собой надежный плавучий дом с удобными каютами-комнатами, в которых можно было укрыться от ветра и дождя, небольшим камбузом — кухней, где на газовой плитке готовили пищу. До мелочей было продумано оборудование: на баркасах нашлось место не только для навигационных приборов, но и для хозяйственных мелочей, облегчающих жизнь экипажа, вроде ножниц и прищепок. Вещи и продукты хранились во вместительных рундуках. В каюты было проведено электричество, налажена радиосвязь между двумя баркасами. На случай непредвиденных обстоятельств на одном из судов находился автономный бензоэлектрогенератор.

Участники перехода получили практические навыки управления парусно-моторными судами, научились ставить паруса, ориентироваться с помощью навигационных приборов, читать карту. Особенно отличившиеся были отмечены похвальными грамотами. Ребята окрепли физически и повзрослели, стали более ответственными и самостоятельными. Они почувствовали, что взрослые им доверяют, что от их труда и прилежания на самом деле зависит успех общего дела. А кроме того — и, пожалуй, это главное, — во время путешествия подростки увидели удивительное величие и разнообразие Божьего мира, неповторимую красоту своей Родины, прикоснулись к ее истории, поклонились ее святыням. Это паломничество стало для его участников прекрасным уроком любви к родной земле и людям, живущим на ней.

Паломники посетили святыни Русского Севера: Кирилло-Белозерский и Горицкий монастыри, Благовещенский монастырь в Кеми, молились в храмах городов и сел, встречавшихся на их пути. Богородцы рассказывали верующим о подвиге священномученика Константина Богородского, дарили иконы святого. Люди слушали с интересом, расспрашивали о приходской жизни подмосковного храма, о православной гимназии и Морской школе, а дети охотно отвечали на вопросы.

Незабываемые впечатления в душах путешественников оставила Литургия, совершенная на походном антиминсе в полузатопленном храме у переправы Крохино, близ Белого озера. Поистине, нет ничего невозможного для Господа! — эта мысль не оставляла детей и взрослых, молившихся в полуразрушенном храме, в котором, казалось бы, уже никогда не могло быть богослужения, но где, однако, оно совершилось.

Литургию на походном антиминсе отслужили также в день памяти преподобного Сергия Радонежского на берегу одного из озер Беломорско-Балтийской водной системы. Была удивительно тихая белая ночь, на востоке занималась заря, а птицы славословили Господа вместе с детским хором. На заупокойной ектении священники поминали православных христиан, скончавшихся во время строительства Беломорско-Балтийского канала. В конце службы, к всеобщему удивлению и восторгу ребят, на песчаном берегу, где молились паломники, появился зайчонок. «Вот и прихожанин походного храма сего!» — заулыбались богородцы. Между тем пушистый «прихожанин» подбежал прямо к Престолу, а потом еще долго скакал по берегу и даже позволил взять себя в руки.

Еще одна Литургия на походном антиминсе была совершена в праздник Казанской иконы Божией Матери, на баркасе «Святитель Николай», пришвартованном у причала возле девятнадцатого — последнего перед выходом в Белое море — шлюза Беломорканала.

Главной целью паломничества был Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Благодаря точным картам и умелому использованию навигационных приборов, многочасовой ночной переход по Белому морю от Беломорска к Соловецкому архипелагу (расстояние между ними — около девяноста километров) также прошел благополучно. Море встретило паломников попутным ветром, а небо было чистым и ясным. В Соловецком монастыре богородцев радушно принял наместник архимандрит Иосиф. Он с интересом осмотрел баркасы и побеседовал с паломниками.

Особую духовную радость доставила участникам путешествия молитва в Соловецкой обители. И хотя ребятам после длительного морского перехода было тяжело подниматься в пять утра на братский молебен, — в храм святителя Филиппа, где в этот день совершалось богослужение, пришли все как один. А за Литургией богородцы, по благословению отца наместника, пели на клиросе.

На следующий день паломники, получив в монастыре разрешение, отправились на заповедный остров Анзер, где некогда подвизались преподобные Елеазар и Иов Анзерские, а впоследствии, в годы существования печально известной Соловецкой тюрьмы особого назначения, располагалась штрафная рота, — остров, земля которого буквально напоена кровью множества мучеников. Погода вновь благоприятствовала морскому путешествию. С Божией помощью удалось успешно, без происшествий преодолеть особенно сложный участок с течением, противным курсу, и встречными волнами, — и только по заметно снизившейся скорости баркасов можно было судить о силе этого подводного течения. По пути на остров из воды то тут, то там, порой — совсем близко от лодок, появлялись любопытные головки тюленей и нерп. На Анзере паломники посетили Голгофо-Распятский скит и отслужили молебен у мощей прп. Иова, затем снова сели на баркасы и пошли к конечной точке морского путешествия, городу Кеми, до которого было еще около ста километров.

На подходе к Кеми богородских мореходов встретил настоятель Благовещенского мужского монастыря, вышедший навстречу паломникам на моторной лодке, чтобы указать путь через залив к монастырскому причалу. Богородцы переночевали в монастыре, а наутро, после Литургии, отправились в обратный путь — уже по суше, на автомобиле. Долгую, непростую дорогу домой преодолели на одном дыхании. Чуть позже в «порт приписки» — Богородск на грузовых машинах будут доставлены и баркасы.

Протоиерей Михаил Ялов

Темы: Богородский округ, православные школы и гимназии, паломничества


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.