Главная/Новости/2004/Апрель/18/

Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на встрече с руководителями органов управления образованием Московской области

Выступление
митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
на встрече
с руководителями органов управления образованием
Московской области
18 апреля 2004 г., Коломна

Уважаемая Лидия Николаевна, досточтимые отцы, дорогие гости!

Христос Воскресе!

Я рад приветствовать вас в древнем граде Коломне. Наша встреча проходит в пасхальный период, свидетельствуя, что те процессы, которые ныне происходят и в нашем обществе в целом, и в отношениях между Церковью и государством, Церковью и школой более всего характеризуются понятием возрождения. С нашей точки зрения, необходимо вернуться к тем культурным и этическим основам, на которых в течение тысячелетия созидалось наше общество и государство. И эта позиция находит все более широкую общественную поддержку.

Из того, что происходило в советские годы, многое ныне подвергается справедливой критике, однако надо понимать всю сложность картины той эпохи. Я сам тогда учился школе. Система идеологического давления формировала двуличность, ведь дети из верующих семей должны были скрывать свои убеждения, опасаясь гонений. И в то же время законы нравственности незримо присутствовали на уроках, прежде всего — литературы и истории. Конечно, советская система школьного образования несла коммунистическую мораль, но, как это ни парадоксально, ее нравственные принципы уходили своими корнями в дореволюционное прошлое русского народа, которое всегда было неразрывно связано с Православием. Те законы нравственности, которым тогда учили педагоги во многом восходили к заповедям евангельским, духовному идеалу наших предков. Благодаря незыблемости этих нравственных принципов преподаватель старался объяснить ученикам, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как нужно и как нельзя поступать.

После крушения системы моральных ценностей советского периода еще не сложилось другой цельной системы воспитания. Образовался мировоззренческий и идеологический вакуум, а вслед за ним вал бездуховности, нравственного разложения, жестокости и насилия, распространение наркомании и алкоголизма среди молодежи. В настоящее время, как мне кажется, образовательным учреждениям необходимо больше внимания обращать на воспитательную деятельность, ведь речь идет о духовной безопасности народа.

Мы живем в то время, когда всякий свободен в своих религиозных убеждениях. Всех нас, собравшихся здесь, объединяет общее желание способствовать воспитанию людей, от жизненной позиции и мировоззрения которых зависит будущее России.

В Библии мы находим упоминание о том, что способность научать других есть дар, вложенный в сердце человека от Бога (Исх. 35:34). Воспитание детей и молодежи — является залогом безопасного и стабильного развития общества, учит Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 30:3,13). Господь наш Иисус Христос, как свидетельствует Святое Евангелие, непрестанно учил, и весь народ шел к Нему за наставлениями и мудростью (Ин. 8:2; 18:20). И Церковь по природе своей — учительница. Она исполняет завет Спасителя идти и научить все народы (Мф. 28:19—20). Как сказал Святейший Патриарх Алексий II 31 марта этого года на встрече с министром образования России Андреем Александровичем Фурсенко: «Православная Церковь, которая накопила за свою тысячелетнюю историю в России и за двухтысячелетнюю историю христианства колоссальный опыт в деле воспитания, готова поделиться им и помочь Министерству образования в воспитании подрастающего поколения».

Система образования обладает чрезвычайно широкими возможностями воздействия на детей и юношество. Вопрос, который постоянно, горячо и, к сожалению, не всегда беспристрастно и справедливо, дебатируется в последнее время, заключается в следующем: каким образом Церковь и школа могут реализовать совместные задачи; имеются ли основания и возможности для взаимодействия? Десять лет успешно осуществляется соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством образования России, и оно имеет свои перспективы в будущем. Это самый красноречивый ответ на все высказанные сомнения.

Практика последних лет показала заинтересованность детей, родителей и значительной части педагогов в изучении традиционной для русского и, подчеркиваю, многих других народов России православной культуры; к восстановлению исторической и культурной преемственности, к освоению отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций, утраченных в предшествующий исторический период, как об этом говорится в итоговом документе конференции «Изучение православной культуры в светской школе», прошедшей в Министерстве образования России 27 января 2004 года.

Однако наша действительность показывает, что у некоторых поворот общества в сторону Православия вызывает раздражение и агрессивное неприятие. Такое положение дел объясняется тем, что для определенной части соотечественников Церковь перестала быть матерью и превратилась в обременительную чужестранку.

Я хотел бы коснуться тех обвинений, которые выдвигаются против взаимодействия Церкви и школы. Сделать это несложно, поскольку после прошедших в Москве в январе этого года XII Международных Рождественских образовательных чтений, на страницы прессы выплеснулся полный набор «антиаргументов». О чем же шла речь? О том, что нарушается принцип светскости образования, о дискриминации детей, которые принадлежат к семьям, где иная религия или не исповедуется никакой, о том, что Церковь рвется в школу. Что же можно сказать по этому поводу?

В нашей стране Церковь отделена от государства и школа от Церкви. Это выражается в том, что светская школа не может обучать религии. Так на самом деле и есть. Поэтому в настоящее время Церковь ограничена лишь тем, что может формировать православное мировоззрение и воцерковлять детей и юношество в воскресных и церковно-приходских школах. Спрашивается, можно ли преподавать знания о религии в светских учебных заведениях? Для объективного наблюдателя ответ ясен: конечно, можно и нужно. Это особенно очевидно в условиях российского общества, культура которого теснейшим образом связана с Православием. Да и нет нужды ограничиваться национально-государственными рамками. Посмотрим на вещи шире: для человека, не знакомого с Библией, не только останутся непонятыми шедевры отечественной литературы, принадлежащие перу Пушкина и Достоевского, Ахматовой и Пастернака, но и будут полностью закрытыми для осмысления картин Рембрандта и Тициана, музыка Баха и Генделя. Они не будут, например, знать происхождения поговорки «зарыть в землю свой талант» (Мф. 25:25). Подобных примеров можно привести множество, но суть будет одна: европейская и, как часть ее, российская культура являются христианскими по духу и содержанию. Значит возражать против преподавания знаний о христианстве по сути означает занимать антикультурную позицию, отстаивать педагогический процесс, направленный на отчуждение личности не только от отечественного наследия, но и от сокровищ, накопленных всем человечеством.

Нам скажут, что знания о христианстве в школе преподавать можно, но так, чтобы обучение не было клерикальным. Как же избежать обвинения в клерикализме, когда наши судьи, к сожалению, продолжают мыслить в категориях «научного атеизма». Для них мало-мальски подробный и уважительный рассказ о Священном Писании, о служении и заповедях Иисуса Христа, об истории Церкви, богослужении и таинствах по-прежнему выглядит как «происк церковников». Полагаю, что такой подход несправедлив. Главным принципом светскости преподавания знаний о Православии является то, что обучающиеся не обязаны быть верующими. Но нельзя запретить им стать верующими, трактуя обращение к Православию как следствие насильственного воздействия. Наверное, кому-то хочется законсервировать то положение в обществе, когда наблюдается «неспособность к вере», а образование превращается в процесс бесплодного накопления знаний, никогда не завершающийся обретением истины (см. 2 Тим. 3:7).

Сказанному мной вполне созвучно замечание министра А.Фурсенко по поводу его встречи с Предстоятелем нашей Церкви: «Я согласен с Его Святейшеством в том, что должным образом преподанная история России, в том числе и в религиозном аспекте, должна присутствовать в образовании. Нельзя превращать образование в исключительно прагматический процесс. В нем должны присутствовать и гуманитарные знания, которые не являются необходимыми и обязательными для немедленной производственной деятельности. Гуманитарные знания должны формировать личность». Андрей Александрович вспомнил, как в его школьные и студенческие годы о религии стеснялись и боялись говорить, но молодежь все равно стремилась узнать о запретном. В наши дни не может быть ограничений в преподавании гуманитарных предметов.

Теперь о дискриминации. Российское законодательство гарантирует всем гражданам нашей страны свободу совести. Это принцип, реализация которого в отношении Православия почему-то многими понимается исключительно в запретительном аспекте. Критики полагают, что истинная свобода совести будет заключаться в свободе общества от Православия. Между тем вполне очевидно и даже отражено в законе «О свободе совести» то обстоятельство, что Православие в России сыграло особую роль в становлении и развитии духовности и культуры. Полагаю, что приобретение знаний о Православии может быть только полезным безотносительно к личному мировоззрению ученика и его семьи. Именно поэтому Министерство образования России присвоило статус учебного пособия ныне выходящей в свет 25-томной «Православной энциклопедии», которая является плодом сотрудничества церковной и светской науки. Это издание получило высокую оценку в отечественных и мировых ученых кругах.

Наконец, надо ответить на обвинение Церкви в том, что она рвется в школу. Да, мы согласны с великим педагогом К.Ушинским, который говорил: «Религиозное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог». Церковь стремится к тому, чтобы дети одновременно получали нравственное, эстетическое и религиозное воспитание — залог устойчивого и плодотворного развития личности. Однако, давайте будем реалистами: разве Церковь располагает в настоящее время достаточными педагогическими ресурсами для того, чтобы действительно придти в школу?

Наша позиция такова: хорошо, если представители духовенства будут преподавать в светской школе в соответствии с существующими там правилами: ведь таким образом обеспечивается должный уровень обучения Основам Православной культуры. В то же время по большей части преподавание этого курса будет осуществляться силами светских школьных педагогов. Кажется совершенно ясно, что речь идет только о сотрудничестве.

Обратимся к позитивному осмыслению возможностей сотрудничества между школой и Церковью. Что общего между ними? Прежде всего внимание к судьбе человека, к его становлению и развитию, стремление к доброделанию. Школа принимает дитя и через несколько лет выпускает молодого человека в мир, где начинается его самостоятельная жизнь. Церковь берет на себя заботу о младенце при крещальной купели и уже никогда не оставляет верующего человека своим попечением.

На этапе формирования личности ребенка школа и Церковь могут многое сделать для того, чтобы вырастить образованного и нравственного человека, ответственного гражданина и патриота. Приведу только один пример. Совсем недавняя история нашей Церкви дает нам замечательные примеры высокой духовности и героизма. Я имею в виду новомучеников и исповедников Российских, тех людей, которые в годы гонений сохранили свои убеждения, самоотверженно трудились, жертвенно служили своему народу и стране, мужественно приняли смерть, не пожелав отказаться от Православной веры. Эти люди были прославлены Церковью как святые. На открытии XII Рождественских чтений Святейший Патриарх предложил, чтобы подвиг этих людей стал известен школьникам, ибо станет «примером для противостояния нравственному оскудению, духовной опустошенности, разрыву семейных и социальных связей, служению идолам эгоизма, сребролюбия, гордыни, комфорта и вседозволенности». Его Святейшество подчеркнул, что «именно сегодня мы закладываем будущее страны на многие годы, если не на века» и «без обращения к живым образам святости» невозможно не только «достичь лучшей жизни», но и сохраниться как нации.

Мне очень радостно сегодня встречаться с вами потому, что за последние годы сотрудничество между Министерством образования Правительства Московской области и Московской епархией принесло видимые добрые плоды. Между нами нет противостояния, наоборот — крепнет дружественное взаимодействие. Это являет собой часть общей картины позитивного взаимодействия между Церковью и правительственными учреждениями Московской области. Я во многом отношу это за счет мудрого государственного подхода, пример которого в последние четыре года подает во всех направлениях своей политики наш губернатор Борис Всеволодович Громов.

Мои слова благодарности обращены к министру образования Лидии Николаевне Антоновой, которая взяла на себя тяжелый и ответственный труд продвижения вперед соработничества школы и Церкви в Подмосковье. Скажу больше, Лидия Николаевна в этом деле является талантливым первопроходцем.

Подписанный нами 12 ноября 2002 года Договор о сотрудничестве не стал протокольным документом, а является реальным инструментом конструктивного взаимодействия. Созданный сторонами Координационный совет осуществляет многообразную деятельность, направленную на апробацию учебников и пособий по «Основам Православной культуры», проведение круглых столов и конкурсов, общеобластных конференций и культурно-образовательных мероприятий.

Разработана программа переподготовки учителей, что позволяет педагогам получать официально подтвержденное право преподавать курс «Основ Православной культуры». Нужно помочь преподавателям больше узнать и преподавать эти знания молодым поколениям.

Важно понять, что время не стоит на месте. Дети растут и ждут слова учителя. Опоздание станет нашим общим поражением.

Уже стали доброй традицией губернаторские Рождественские елки, которые проходят и при участии нашей епархии. Но с течением времени пришло понимание того, что, имея заботу о духовном и нравственном здоровье семьи, мы должны обращать внимание не только на детей, но и на их родителей. Поэтому мы стали проводить праздничные вечера и для взрослых. В Коломне такие вечера проводятся уже несколько последних лет.

Нас очень радует то, что по образцу договора между епархией и министерством во многих муниципальных образованиях подписаны соответствующие соглашения между органами управления образованием и церковными благочиниями. Таким образом, на местах также складываются благоприятные условия для сотрудничества.

Сказанное не означает, что в нашей совместной работе нет проблем. Думаю, вы сегодня выскажетесь по этому поводу, и мы найдем пути преодоления трудностей и дальнейшего продвижения вперед.

В конце 2003 г. в Коломенской Духовной семинарии состоялись Первые Московские областные Рождественские образовательные чтения, организованные силами Московской епархии и Министерства образования. Опыт показал, что и духовенство, и работники образования крайне заинтересованы в возможности диалога и сотрудничества, в расширенном обмене опытом. Поэтому мы решили, что в конце этого года после открытия чтений в Коломне заседания будут перенесены в муниципальные образования на местах, после чего заключительное пленарное заседание пройдет по предложению главы муниципального образования Воскресенский район Юрия Федоровича Слепцова в Ледовом дворце Воскресенска.

Предложенная тема чтений: «Любовь к родному краю» обусловлена тем, что именно привязанность к малой родине, знание ее и светской, и церковной истории, побуждает человека беречь наследие предков, хранить традиции и творчески созидать новую жизнь. Ведь мы вступили в юбилейный год 75-летия образования Московской области. И эта тема будет актуальной для всех нас. Я надеюсь, что члены Координационного совета должным образом подготовят это важное мероприятие.

На Пасхальной седмице в шести городах Московской области под эгидой губернатора Бориса Всеволодовича Громова прошли праздничные вечера для родителей и детей. Это еще один шаг к возрождению добрых духовно-нравственных традиций. Подобные мероприятия проводятся нами по всей Московской епархии.

Надеюсь, что наше взаимодействие затронет и такой церковно-государственный праздник, как День славянской письменности и культуры, отмечаемый в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. И этому положено прекрасное начало. В конце мая в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоится губернаторский праздник хорового пения.

Для меня как Правящего архиерея Московской епархии очень важно, что сегодня собрались и руководители органов управления образованием, и благочинные, главы наших церковных округов. Хотелось бы, чтобы между вами сложились добрые отношения сотрудничества в деле, которое объединяет всех нас — любви к детям и заботе об их счастливом будущем.

Благодарю вас за то, что вы нашли время провести этот праздничный день с нами в Коломне. Надеюсь, что наш сегодняшний диалог, который является составной частью крепнущего сотрудничества между Церковью и школой, принесет добрые плоды.

Темы: митрополит Ювеналий, Основы Православной культуры, Коломенский округ, администрация Московской области, образование


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.