Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№5 за 2016 год/

Опыт взаимодействия муниципальной власти и Дмитровского благочиния

Интервью главы Дмитровского муниципального района В. И. Гаврилова.

— В этом году исполняется 25 лет с тех пор, как Вы в самом начале 1990-х гг. возглавили Дмитровский район. Приступив к работе, Вы не замкнулись на решении только проблем экономического выживания, но и обратились к духовному возрождению нашей Дмитровской земли. С чем был связан этот выбор?

— Это было трудное, страшное время: разруха в экономике, безработица, невыплата зарплат, банкротство предприятий, огромное недовольство народа в отношении всех уровней власти, нищета и отчаяние среди населения. Рухнула государственная идеология, народ потерял доверие к коммунистической партии, допустившей развал страны, кругом царили разброд и шатание. Когда я с этим столкнулся уже как руководитель района, понял, что в одиночку, и даже с командой самых лучших управленцев, нам эту ситуацию не переломить. Нужна объединяющая общество идея, необходимо дело, которое смогло бы сплотить всех, — и мы стали возрождать храмы. Православная вера, поруганная в предыдущие семь десятилетий, стала единственной опорой для униженного нищетой и бесправием русского народа.

— С чего началось восстановление храмов на Дмитровской земле?

— В Дмитровском районе в начале прошлого века действовали более ста церквей, в 1991 г. их оставалось всего лишь пять, из них две — в Дмитрове. Первым нашим общим делом стало восстановление Борисоглебского монастыря, основанного, по преданию, самим Юрием Долгоруким. Часть бывших монастырских зданий была просто разрушена, в сохранившихся постройках размещалось множество мелких предприятий и даже жили люди. Мы никого не выгоняли на улицу: всем были предоставлены другие, лучшие помещения. А вот монахам, приехавшим в возрождаемую обитель, конечно, пришлось потерпеть и немало потрудиться. Но мы их не оставили в одиночестве в деле восстановления монастыря. Собрали совет директоров, обратились к населению — и наши просьбы нашли отклик, люди стали жертвовать в общую копилку, кто чем мог, кто отдавал последний рубль, а кто и возложил на себя основное финансовое бремя.

— Известно, что восстановление святынь Дмитровского района происходило в основном на внебюджетные средства, при этом Вам приходилось принимать непростые, смелые решения, порой преодолевая противодействие бюрократического аппарата. Кто оказывал Вам в этом поддержку?

— В 1992 г. настоятелем Борисоглебского храма (еще не монастыря, а только храма) был назначен нынешний епископ Серпуховский Роман, возглавивший позже Дмитровское благочиние. Так вот, восстановление под его руководством Борисоглебского монастыря стало примером не только для батюшек, но и для всех других, и прежде всего — для руководящего звена Дмитровского района. Владыка Роман не чурался физической работы: надо было для благоустройства территории браться за лопату — он это делал, сам лично клал плитку, замешивал цемент. Именно своим примером, своим отношением к жизни он тогда, в лихие 90-е гг., вселил в дмитровчан веру, что кроме материальных ценностей есть еще и другие, более важные — духовные, есть вера в Бога, есть храм, который мы вместе должны построить.

Народ ему поверил, власть была вместе с народом, и Борисоглебский собор, а потом и монастырь, мы восстановили.

— Вы родились в богоборческое время, прошли традиционные ступени роста советского человека: пионерия, комсомол, коммунистическая партия, и вдруг восстанавливаете храмы. Как формировалось ваше христианское мировоззрение, и какие нравственные и духовные качества сегодня наиболее важны для Вас, как руководителя района?

— Огульно отказываться от советского времени нельзя: в нем было много перегибов, но было и много хорошего. И в богоборческое время люди верили в Бога. Я родился в простой крестьянской семье, жили мы в деревне рядом с Дмитровом в доме моей бабушки Наташи. И мама, и бабушка были верующими, а отец — общественник, вернувшись с Великой Отечественной войны, до самой пенсии проработал на Дмитровском экскаваторном заводе. У бабушки в доме в красном углу всегда висели иконы, она их никогда не прятала, хотя отец периодически ворчал и требовал убрать их. Наконец бабушка не выдержала и сказала: «Дом мой, иконы не уберу, не нравится — уходи сам!» Отец смирился, больше эту тему не поднимал, а потом и вовсе поменял свое отношение к Богу. В то время детей крестить было нельзя, с работы увольняли родителей, но мы все были крещеными, и мои дети тоже. А потом, жизнь в деревне невозможна без труда, к нему приучали детей с малолетства: я и в коровнике работал, и бабушке помогал, она была полеводом, и пятьдесят соток огорода помогал взрослым обрабатывать. Еще нас в семье учили уважать людей и ценить чужой труд. Многое в человеке «вырастает» из детства, и жизнь по христианским заповедям тоже.

— Как Вы стали верующим человеком?

— На мое обращение к Церкви оказали сильное влияние два человека: сначала Владыка Роман и окончательно — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Поворотным моментом послужил один из приездов митрополита в Дмитров. Было это в конце 90-х, к тому времени уже на протяжении почти десяти лет здание Успенского кафедрального собора в Дмитрове делилось между краеведческим музеем и общиной верующих. Собственно говоря, под богослужения был отведен Сергиевский придел, в котором проходили службы по воскресным дням и по большим праздникам. За одной стеной звучали церковные песнопения, а на другой стене развевались красные коммунистические знамена и висели портреты вождей. И вроде бы было принято решение о выводе музея из стен собора, но время — 1998 год, сложнейшее время, народ бедствовал, бюджет пустой, одни долги, предприятия вновь стали закрываться, опять нас подвели к последней черте. Музей если выводить из собора, то не на улицу же. Где брать средства на строительство здания для музея и на восстановление храма? Решили подождать лучших времен. Но, видно, Богу решать про времена, а не человеку. Приехал митрополит Крутицкий и Коломенский в Успенский собор Дмитрова, а чиновники от управления культуры, по неграмотности, достали иконы из иконостаса и по стенам развесили — для красоты. Увидел это Владыка и сказал мне, что пока собор не вернут Церкви, ноги его в Дмитрове не будет.

Тут я крепко призадумался, а спустя некоторое время понял, что нельзя служить двум богам, до обеда читать коммунистические газеты, а после обеда — Святое Евангелие, нельзя верить на половинку. В 2003 г. 31 июня митрополитом Ювеналием был освящен Успенский собор, все семь престолов. Ну, а для музея выстроили лучший в Подмосковье музейный комплекс. После восстановления Успенского собора, можно сказать, случилось чудо, Дмитровский район стали обходить стороной бедствия и проблемы, ни одно предприятие не было обанкрочено, сама экономическая ситуация стала меняться в положительную сторону.

— Назовите Ваши приоритеты во взаимодействии с Церковью.

— У нас в Дмитровском районе все значимые общественные мероприятия проходят при участии духовенства: праздники, конференции, спортивные состязания. Везде представители администрации района и церковного округа работают вместе и на благо людей. Ведь главный недостаток советской власти состоял в том, что она видела в Церкви оппозицию. Но во все времена Русская Православная Церковь служила опорой русскому народу, опорой государственности и основой нравственности. С назначением в Дмитровский церковный округ благочинным протоиерея Афанасия Чорногуза совместная работа приняла новые формы, она стала строиться на договорной основе, она стала более динамичной. Если в начале нашего разговора я называл пять действующих храмов в Дмитрове на 1991 г., сейчас их более ста. Это очень много для одного муниципального района, если сравнивать с другими районами и даже областями. Но мы строим храмы не для количества, чаще всего инициаторами в этом вопросе выступают сами жители — им нужно, чтобы было куда пойти молиться. Они отдают под храмы свои земельные владения, они дают деньги на строительство. У нас в районе более 90% населения — славяне, они диктуют приоритеты. Поэтому мы открываем для детей православные классы, воскресные школы и гимназию с углубленным изучением основ православной культуры. Да и храмы мы строим — загляденье, они прекрасны архитектурой и внутренним убранством.

— Вы состоите членом Попечительского совета Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. В чем заключается Ваше личное участие в этой организации?

— Я с огромным уважением отношусь к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, и чтобы помочь ему в восстановлении святынь на территории Московской епархии, облегчить хотя бы немного бремя, несомое фондом, Дмитровский район взял на себя восстановление трех храмов из списка фонда.

— В 2014 г. Дмитровский район посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. К приезду Первосвятителя было закончено грандиозное восстановление Николо-Пешношского монастыря. Как удалось за предыдущие 7 лет не только возродить из руин 7 храмов обители, но и достойно переселить находившийся там психоневрологический диспансер в новые помещения?

— Приезд Патриарха — милость Святейшего Владыки и огромная честь для жителей района, и в то же время — колоссальная ответственность для администрации и Дмитровского и Рогачевского благочиний. К столь важному визиту был проделан целый комплекс подготовительных работ. Во-первых, отстроено современное великолепное здание для больных диспансера, в результате чего жители поселка Луговой, где находится монастырь, не потеряли своих рабочих мест, а смогли продолжить трудовую деятельность в лучших условиях и рядом с домом.

Во-вторых, восстановили и отстроили монастырский комплекс, создав заново всю инфраструктуру. В-третьих, были выполнены ремонты в большинстве действующих храмов на территории района. Все это непосильно было бы ни одной районной администрации, учитывая, что деньги для всех этих мероприятий привлекались огромные и внебюджетные. Но за четверть века, что я возглавляю Дмитровский район, рядом со мной мои соратники, патриоты России и Дмитровской земли. Это не только представители всех уровней администрации района, но и предприниматели, директора заводов, духовенство, учителя, врачи, работники культуры и многие-многие другие дмитровчане. Вот когда все вместе берутся за дело, когда знаешь, что не останешься один на один с проблемой, это гораздо важнее, чем просто построить храм. Соборностью славилась Русь, только соборно и все вместе мы можем строить и Малую Родину, и саму Россию.

— После восстановления Николо-Пешношского монастыря, казалось, можно сделать небольшую передышку, но в 2015 г. в Дмитровском районе были освящены 10 хра-мов. Как удалось не сбавить темпы восстановления и строительства, суметь «поднять» новые храмы?

— В 2015 г. мы хотели поздравить митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с юбилеем. Самый лучший подарок архипастырю — восстановление поруганных святынь. Эти 10 храмов мы восстанавливали последние годы. Но освящение произошло к означенной дате в дань глубокого уважения, и по-другому вряд ли могло случиться.

У нас нет другого пути. Нам нельзя останавливаться здесь, в этой жизни. Многое сделано, но еще больше надо успеть. Вернули из музейных запасников в Спасо-Влахернский монастырь чудотворную святыню, образ Влахернской Божией Матери. Другая, не менее, значимая для дмитровчан святыня — чудотворный крест, явленный в 1291 г., до сих пор находится в Третьяковской галерее. Жители Дмитровского района почти девяносто лет ждут его возвращения. Нам с Дмитровским благочинием еще есть над чем вместе работать.

Интервью благочинного Дмитровского церковного округа протоиерея Афанасия Чорногуза

— Отец Афанасий, какие направления деятельности Дмитровского благочиния связаны с работой администрации Дмитровского района и каким образом происходит взаимодействие по этим направлениям?

— Я назову приоритетные направления этого взаимодействия и постараюсь раскрыть суть каждого на конкретных примерах.

Одна из главных целей нашего сотрудничества — это воспитание подрастающего поколения дмитровчан в духе высоких моральных ценностей, взаимодействие в вопросах учебно-методического обеспечения процесса воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях, анализа и обобщения опыта работы в области духовно-нравственного и религиозного просвещения и воспитания. А потому начну со взаимодействия в области образования.

Четырнадцать лет назад было подписано соглашение о совместном сотрудничестве между Дмитровским благочинием и управлением образования Дмитровского муниципального района. Затем были подписаны договора между каждым приходом и конкретной общеобразовательной школой (или несколькими школами). При поддержке светских властей состоялось подписание соглашений в апреле 2016 г. между приходами благочиния и детскими дошкольными учреждениями.

Помимо традиционных Рождественских чтений в районе на протяжении одиннадцати лет проводятся чтения, посвященные святителю Серафиму, епископу Дмитровскому, собирающие ежегодно до 4000 участников. Это ученики школ Дмитровского района, которые на протяжении года принимают участие в различных мероприятиях, предусматриваемых в ходе чтений.

Цель Серафимовских чтений — духовно-нравственное просвещение и ознакомление с подвигом новомучеников и исповедников Церкви Русской, число которых в Дмитровском районе — 24.

— Как выстраивается работа с управлением образования и какие новые формы здесь возможны, кроме чтений и конференций?

— Для взаимодействия с управлением образования создан координационный совет, в который вошли представители управления образования, методического кабинета при управлении образования, благочинные Дмитровского и Рогачевского округов, ответственные за работу со школами при благочиниях и директора некоторых школ. Координационный совет собирается ежеквартально.

По инициативе главы Дмитровского района В. В. Гаврилова на базе начальной школы № 5 была создана общеобразовательная школа с углубленным изучением основ православной культуры. Среди педагогов, занимающихся преподаванием этого предмета, можно назвать и настоятеля храма в честь иконы «Нечаянная Радость» протоиерея Игоря Абрамова, оказывающего необходимую методическую помощь другим преподавателям.

Школа № 5 плотно сотрудничает с духовенством Успенского кафедрального собора. В рамках этого взаимодействия такие православные праздники, как Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, память святых Кирилла и Мефодия, дети встречают совместно с духовенством собора.

Например, на Вербное воскресенье после богослужения в Успенский собор были приглашены учащиеся 1–6 классов с преподавателями и родителями. Клирик собора Вадим Коржевский объяснил пришедшим суть праздника, был совершен краткий молебен, освящены вербы, и каждому учащемуся вручили книжку о том, как мы празднуем Пасху.

— Кроме образовательной сферы, что бы Вы выделили во взаимодействии с администрацией? Как выстраиваются Ваши отношения с управлением культуры? В частности с краеведческим музеем, которому пришлось освободить здание Успенского собора в 2002 г.

— Вопрос о выводе краеведческого музея из здания Успенского кафедрального собора был решен администрацией очень грамотно и четко. Музей разместился в современном специально выстроенном комплексе. Тем самым были сохранены хорошие рабочие и человеческие взаимоотношения между музейщиками и духовенством. Это позволило в дальнейшем продолжить соработничество на основе соглашения между управлением культуры Дмитрова и благочинием. Наиболее ярко это сотрудничество проявило себя в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. На торжества приехал митрополит Ювеналий, на главной площади Дмитрова пел хор Успенского собора, в центре города был заложен храм в честь вмч. Георгия Победоносца и открыт монумент в честь тружеников тыла, который освятил Владыка.

Общий лейтмотив доброжелательных взаимоотношений между управлением культуры района и благочинием позволил отреставрировать и организовать Дом-музей епископа Дмитровского Серафима, в котором святитель Серафим прожил с 1919 по 1922 гг. В Доме-музее была восстановлена и освящена с благословения митрополита Ювеналия домовая церковь (Серафимовский храм). На основе договора о сотрудничестве между Домом-музеем и духовенством Казанского храма, расположенного напротив, осуществляется богослужебная деятельность в Серафимовском храме, службы проходят в воскресные и праздничные дни. Музей создан на высочайшем профессиональном уровне и востребован посетителями.

— Известно, что просветительскую деятельность невозможно выполнять в полном объеме без книги. Как Дмитровское благочиние работает с библиотеками района?

— Уникальным на сегодняшний день опытом взаимодействия между администрацией и благочинием стало строительство в Дмитрове библиотеки православной культуры. Идея этого проекта получила поддержку митрополита Ювеналия. Библиотека была открыта в 2014 г. в день памяти сщмч. Серафима, епископа Дмитровского. Еженедельно с читателями библиотеки проводятся тематические занятия, организуются встречи с писателями, поэтами, священнослужителями. В библиотеке собрана большая коллекция литературы православной тематики: более 2 тысяч книг и 20 периодических изданий.

— Развитие массового туризма и спорта среди молодежи района — приоритетное направление в деятельности администрации Дмитровского района. Какую лепту в это направление вносит Дмитровское благочиние?

— Дмитровское духовенство принимает активное участие в спортивных мероприятиях района. Одна из форм — проведение лыжного перехода «От храма к храму». Раз в год разрабатывается маршрут, соединяющий два храма Дмитровского района. В походе принимают участие помимо духовенства представители администрации района во главе с В. В. Гавриловым, а также дети — учащиеся воскресных школ и их родители. Обычно это мероприятие приурочивается к масленице.

— Ну и, конечно, нельзя представить жизнь Церкви без восстановления и реставрации храмов, тем более что Дмитровский район — явный лидер в этом процессе. Чем обусловлены высокие темпы проведения восстановительных работ?

— Одним из ведущих направлений взаимодействия между духовенством и администрацией Дмитровского района является проведение реставрационных работ в храмах. Каждый раз, когда наступает время реставрации очередного храма, создается рабочая группа под руководством главы района. В нее входят: глава администрации поселения, где расположен объект реставрации, настоятель храма, представители от подрядных организаций и инвесторов. Определяются задачи на короткую и более длительную перспективу. А дальше выстраивается работа согласно утвержденному плану.

— Что еще нового Вы можете отметить во взаимодействии между администрацией района и Дмитровским благочинием?

— Новым направлением совместной работы благочиния и администрации района стало духовное попечение о заключенных в Ново-Гришинской женской колонии. Когда же на территории колонии был построен и освящен митрополитом Ювеналием храм в честь свв. Константина и Елены, это попечение вышло на новый уровень, стало служением не конкретного настоятеля, а всего благочиния. Утешить в скорбях, помочь найти правильный путь в дальнейшей жизни, обрести веру — вот что в этой ситуации важно как для пастыря, так и для прихожанок тюремного храма.

Вопросы задавала И.Пятилетова

Л.Дубодел. О тюремном служении в Дмитровском районе

В условиях современного российского общества все больше внимания уделяется духовной жизни. Особенно важной и жизненно необходимой она становится для людей, оказавшихся в местах лишения свободы. Христос сказал: в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:36). Милость, оказанную заключенным, как и вообще всем, находящимся в трудном положении, Он принимает как оказанную лично Ему. На этих словах Спасителя основывается тюремное служение Православной Церкви.

Исходя из принципов милосердия и сострадания, строится работа Попечительского совета при храме святых равноапостольных Константина и Елены, находящемся на территории исправительной колонии № 1 (поселок Ново-Гришино, Дмитровский район, Московская область). Возглавляет Попечительский совет благочинный Дмитровского церковного округа протоирей Афанасий Чорногуз.

Колония в Ново-Гришино известна с дореволюционных времен. Еще в конце XIX в. в Москве было основано исправительное заведение для детей до 14 лет, во главе которого стоял один из братьев Рукавишниковых — Николай Васильевич, щедрый меценат, общественный деятель и крупный предприниматель. Когда он неожиданно скончался в 1875 г. возрасте 29 лет, его дело по спасению детских душ продолжил младший брат Николая Васильевича, владелец золотых приисков и металлургических предприятий Константин Васильевич Рукавишников. Именно по инициативе последнего в 1904 г. под Дмитровом, в районе станции Икша Савеловской железной дороги, торжественно был открыт филиал Рукавишниковского приюта. На площади около 200 десятин начала свою работу колония (с «земледельческим уклоном») для малолетних преступников. Вместе с основными постройками исправительной колонии московский архитектор П. А. Дриттенпрейс возвел по именному указу императора Николая II для обитателей данного учреждения домовую церковь. Храм был построен, как и все прочее, на средства Константина Рукавишникова и освящен в честь святых равноапостольных Константина и Елены (в честь своего святого покровителя и святой угодницы своей матери Елены Кузьминичны).

В 20-е гг. прошлого века, как и многие другие православные святыни, храм был закрыт, а на его территории разместились литейный цех и водопроводная башня. Впоследствии территория, где располагалась церковь, принадлежала различным пенитенциарным учреждениям. С 1922 г. здесь базировалась колония НКВД для беспризорников, в 1940 г. реформированная в Икшанскую детскую колонию, а чуть позже — в воспитательную колонию. В настоящий момент здесь находится исправительное учреж-дение для женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

В 2011 г. по благословению митрополита Ювеналия руководством УФСИН России по Московской области принято решение о восстановлении храма на территории колонии. Начались реставрационные работы. Весной 2012 г. на куполе храма был установлен православный крест, а в 2013 г. на колокольне появились первые колокола. Весь процесс восстановления храма занял всего лишь два с половиной года. Неоценимую помощь в этом оказали благотворители, причем не только из Московской области. Так, Наталья Девятых, возглавляющая один из акционерно-коммерческих банков Казани, узнав от дочери-студентки одного из московских вузов, что на территории женской исправительной колонии будут восстанавливать храм, не задумываясь приняла активное участие в его возрождении.

16 декабря 2013 г. Владыка Ювеналий освятил тюремный храм в честь равноапостольных Константина и Елены, а 16 декабря 2014 г., на базе ИК-1 УФСИН России по Московской области, прошла встреча священнослужителей Московской епархии, окормляющих пенитенциарные учреждения региона, с руководителями подразделений УИС Московской области. Мероприятие было приурочено к годовщине возрождения поруганной святыни. В храме прошла Божественная литургия, ее совершил митрополит Ювеналий. Его Высокопреосвященство также освятил социально-реабилитационный центр для осужденных женщин. По окончании службы участники встречи возложили цветы к бюсту основателя Икшанской колонии Константина Васильевича Рукавишникова.

Проведение столь масштабного меро-приятия стало возможным благодаря созданию в Московской епархии Отдела по тюремному служению, возглавил который по благословению митрополита Ювеналия благочинный церквей Можайского округа игумен Даниил.

«Служение в местах лишения свободы накладывает особую ответственность на священнослужителей. Это, прежде всего, исполнение одной из Божественных заповедей Христа, а именно — посещение человека в узах. Каждый из нас должен не только нести своим прихожанам духовно-нравственное просвещение, но и помочь им направить свою энергию в нужное русло, а именно — встать на путь исправления», — отметил Владыка, обращаясь к священнослужителям. В ходе мероприятия митрополит Ювеналий посетил воскресную школу, а также музей учреждения, встретился с осужденными женщинами. На память об этой встрече каждая женщина получила из рук Высокопреосвященнейшего Владыки икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и белую розу.

С возрождением храма руководством колонии и Дмитровского благочиния в июне 2015 г. было принято решение о создании Попечительского совета при храме, цель которого — исправление осужденных через духовно-нравственное воспитание. В функции совета входит организация богослужений в храме и работы воскресной школы, оказание духовной и материальной помощи 130 женщинам, находящимся в ПФРСИ и ожидающим приговора суда.

В воскресные и праздничные дни в тюремном храме совершается Литургия с участием всех клириков благочиния. В настоящее время приход храма насчитывает от 40 до 70 человек из 250 осужденных женщин, отбывающих свой срок в колонии. Радостно видеть женщин, исповедовавшихся и причастившихся первый раз, понимая всю тяжесть совершенных ими преступлений.

Особенно торжественно прошли праздники: равноапостольных царей Константина и Елены, Преображение, Рождество, Крещение, Сретение. В праздник Преображения Господня состоялось освящение яблок в колонии и раздача их всем осужденным женщинам. Яблоки были собраны прихожанами храма священномученика Серафима в Икше. В праздник Рождества Христова после торжественного богослужения осужденные женщины колонии показали спектакль по рассказу Александра Куприна «Чудесный доктор». Костюмы и декорации, сделанные руками заключенных, профессиональное исполнение актерами своих ролей — все это позволило создать у зрителей рождественское настроение.

После спектакля протоирей Димитрий Пономарев вручил подарки от лица митрополита Ювеналия всем осужденным, женщинам, находящимся в ПФРСИ и ожидающим вступления приговора в законную силу, а также всем сотрудникам колонии.

10 ноября икона святой Матроны Мос-ковской с частицей мощей «посетила» женскую исправительную колонию. В храме святых равноапостольных Константина и Елены благочинный Дмитровского церковного округа протоирей Афанасий Чорногуз отслужил молебен перед образом при большом количестве осужденных. Обращаясь к присутствующим, протоиерей Афанасий сказал: «Сегодня мы молимся святой Матроне и надеемся, что наши просьбы о ее помощи не останутся безответными, что она каждого из нас защитит, каждому из нас поможет». На молебне также присутствовали сотрудники колонии.

Святая блаженная Матрона Московская — одна из самых известных и почитаемых православных святых у осужденных. Более 200 заключенных пришли помолиться перед иконой и «оставить» Матроне свои письма с просьбами, которые были переданы в Покровский женский монастырь, где находятся мощи святой. После молебна всем были розданы цветы от мощей блаженной Матроны и небольшие сладкие подарки от Попечительского совета.

30 ноября, в рамках ХIII Московских областных Рождественских образовательных чтений, состоялось собрание Отдела по тюремному служению Московской епархии и пастырский семинар с духовенством Дмитровского благочиния. Собрание проходило в женской колонии. Торжественную Божественную литургию совершил председатель отдела игумен Даниил (Жирнов) в сослужении благочинного Дмитровского округа протоиерея Афанасия Чорногуза, членов отдела и священников, совершающих служение в тюремном храме. На богослужении присутствовали: начальник учреждения М. В. Кириленко, сотрудники женской колонии и осужденные женщины — постоянные прихожане храма. После службы состоялось возложение цветов к памятнику К. В. Рукавишникова в связи со 100-летием его памяти и была проведена экскурсия по учреждению.

На собрании начальник ФКУ ИК-1 М. В. Кириленко рассказала о совместной работе с благочинным протоиреем Афанасием и клириками округа и о дальнейших задачах по развитию приходской жизни. В адрес священнослужителей, совершающих служение в учреждении, были сказаны теплые слова, а также подарены вязаные изделия, изготовленные осужденными женщинами.

В один из дней Великого поста более шестидесяти осужденных женщин пришли в храм, чтобы принять участие в Таинстве Елеосвящения,

С 2012 г. на территории колонии была открыта воскресная школа, в которой преподает основы православного вероучения протоиерей Александр Рожнов. Силами Дмитровского благочиния в воскресную школу были приобретены телевизор и аппаратура для просмотра духовных фильмов, побуждающих задуматься о смысле жизни. Особо запомнился заключенным православный фильм «Форпост».

Попечительским советом оказывается содействие в улучшении медицинского обслуживания и снабжения медикаментами. По просьбе осужденных женщин в колонию был приглашен врач-окулист, на средства совета были приобретены 55 пар очков для остронуждающихся. Часть затрат на изготовление очков взяла на себя руководитель оптической компании ООО «Мидель» из Дмитрова Елена Васильевна Егорова. Приобретение к большим церковным праздникам лекарств, пломбировочного материала, костылей стало постоянной практикой в работе Попечительского совета.

Силами прихожан храмов Дмитровского благочиния были собраны для осужденных предметы первой необходимости: мыло, шампунь, зубная паста, а также продукты: белый хлеб, чай, сладости. Особенно заключенные остались довольны зимней обувью, которую передали прихожане. На средства совета были приобретены порядка 30 пар непромокаемой теплой обуви. На проведение масленицы в колонии Попечительским советом была оказана помощь в виде муки, масла, сметаны.

Заключенные идут в храм за духовной и материальной поддержкой, и Попечительский совет старается оказать им посильную помощь. Молитвословы, Евангелие, ладанки, иконки, крестики выдаются заключенному по его просьбе. Белый хлеб, чай, сладости получает каждый прихожанин храма в конце службы.

ПФРСИ (помещение, функционирую-щее в режиме следственного изолятора) — это охраняемое помещение, в котором содержатся подозреваемые в совершении преступлений лица. При этом приговор суда относительно их дальнейшей участи еще не вступил в силу. В следственном изоляторе пребывают и те, которые в скором будущем должны отправиться в исправительно-трудовые учреждения для отбытия наказания. Попечительский совет один раз в две недели оказывает помощь туалетными принадлежностями, а также раздает белый хлеб, чай, сладости, тетради, ручки и, конечно, практически в каждой камере есть Молитвослов, Евангелие и духовная литература. В ПФРСИ у каждого православного есть крестик, а желающие креститься могут обратиться в Попечительский совет.

28 февраля, в неделю блудного сына, в ПФРСИ крестились пять подследственных женщин, ожидающих решения суда. Совершил таинство настоятель храма священномученика Серафима, епископа Дмитровского, протоирей Александр Рожнов. Перед этим со всеми была проведена огласительная беседа, в которой отец Александр отметил, что с момента принятия Крещения человек вступает на новый путь, становится воином Христовым, православным христианином и что эта жизнь требует от него определенных усилий. Это начало новой жизни, жизни во Христе.

Колония, ПФРСИ — это места особые, и неслучайно именуются они пенитенциарными органами. Слово «пенитенция» — это церковное слово, в переводе с латинского означает «раскаяние». Обращение к Богу в колонии, следственном изоляторе — явление распространенное, поскольку человек, лишенный главного в жизни каждого — свободы, ищет не только путь к спасению, но и реально обдумывает свои поступки.

Учитывая сложный режим работы ПФРСИ, не так часто удается исповедовать и причащать всех желающих, находящихся в изоляторе, но Попечительский совет совместно с руководством колонии решает этот вопрос.

В настоящее время Попечительский совет поставил перед собой первоочередные задачи: организовать церковный хор из числа заключенных, находящихся в колонии, создать в колонии библиотеку православной литературы и способствовать проведению в тюремном храме богослужений два раза в неделю. Несмотря на существующие объективные трудности в проведении тюремного служения, Попечительский совет, возглавляемый благочинным Дмитровского церковного округа протоиреем Афанасием Чорногузом, делает все возможное, чтобы заключенные чувствовали себя членами Церкви.

В преддверии Светлого праздника Пасхи в колонии были подготовлены большой праздничный концерт и спектакль «Господи, помилуй маму, папу и разбойника!», посвященный воскресшему Христу. А Попечительский совет приготовил на Пасху каждой заключенной и всем женщинам, находящимся в ПФРСИ, по куличу и пасхальному яйцу.

Мы помним, что благоразумный разбойник стал первым человеком, обретшим спасение и искупление посредством Страстей Христовых. Ему не понадобилось долгих лет подвижнической жизни, слез и молитвы. Оказалось, что достаточно лишь одного искреннего раскаяния и исповедания Божественности Христа в миг Его величайшего унижения, чтобы разбойник удостоился вечных благ. Пожелаем и мы всем заключенным обрести спасение своей души, такое важное и необходимое для каждого.