Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№4 за 2016 год/

Богослужения в Новодевичьей обители

6 апреля, накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий совершил всенощное бдение в сослужении епископа Зарайского Константина и священнослужителей монастыря. 7 апреля в Успенском храме Владыка митрополит совершил Божественную литургию.

За богослужением он вручил патриаршие награды клирикам обители: архимандрит Кирилл (Семенов) был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, протоиерей Димитрий Кузнецов — права ношения креста с украшениями, а священник Александр Сухарев — ношения наперсного креста. На Литургии Владыка рукоположил диакона Александра Куприянова во пресвитера.

По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором призвал собравшихся молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она подала всем чистоту жизни и помышлений и помогла исполнять заповеди Божии.

«С этим праздником связан трогательный обычай выпускать на свободу птиц, — сказал Владыка. — Но не только этим мы должны заниматься. Сколько вокруг нас знакомых и друзей, которые, как скованные болезнью, прикованы к постели и, может быть, нуждаются не столько в материальной помощи, сколько в духовной поддержке. В этот день мы должны не только радоваться, что среди Великого поста разрешается послабление в пище и можно есть рыбу, но должны совершать дела милосердия. Нужно исправлять свою греховную жизнь, взирая на подвиг Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Девы Марии».

Затем с паперти Смоленского собора Владыка митрополит вместе с юными прихожанами монастыря выпустил на свободу голубей.

9 апреля, после всенощного бдения в Неделю четвёртую Великого поста, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий совершил монашеский постриг референта-иподиакона Московского епархиального управления чтеца Павла Железова с именем Иоанн в честь преподобного Иоанна Лествичника.

По окончании пострига Владыка обратился к новопостриженному со словами наставления на путь монашеского делания:

«Всечестной брат наш, монах Иоанн! Как живую жертву ты отдаешь себя Богу, дав монашеские обеты в присутствии братьев-монахов, священников и народа Божиего. Ты вступаешь на новое поприще служения Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Он сказал: „Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною“ (Мф. 16:24). И вот наступил священный момент в твоей жизни, когда ты исполняешь этот призыв Христов. Ты облечен в монашескую одежду, тебе дано новое имя, и для тебя начинается новая жизнь. Говоря словами твоего небесного покровителя, ты только вступил на первую ступеньку, поднимаясь к Царствию Божию… Помни всегда, что монашество держится на послушании, а не на своеволии. Каким бы мудрым ни был монах, он должен перед каждым шагом своей жизни смиренно испрашивать благословения у своего духовного отца. Великое наказание принимает монах, когда, чувствуя себя мудрее всех, он своевольно дает послушания, не зная куда вести человека, а этот человек может стоять перед бездной. Получается так, как будто слепой слепого вел по жизни (см.: Мф. 15:14). Помни это, и никогда безрассудно, от себя, от своей воли, не давай никому непродуманных советов. Все начинай с молитвы, и пусть Господь тебе всегда открывает правильное решение. Вместе с твоими братьями поздравляю тебя, призываю на тебя Божие благословение в надежде, что ты будешь верным иноком Христовым и сыном нашей Святой Церкви».

В день праздника по завершении Божественной литургии Владыка митрополит обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором напомнил собравшимся о житии преподобного Иоанна Лествичника и его книге «Лествица».

«Это удивительная книга, которая исходит из опыта этого старца. В ней он указывает тридцать ступеней совершенства, достигнув которых, христиане сподобляются Царствия Божиего. Грехи, с которыми преподобный призывает бороться, одинаковы для всех людей — и для мирских, и для монашествующих. Он пишет о борьбе с такими пороками и страстями, как чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев. Все это свойственно и молодым, и пожилым, и монашествующим, и мирским, и священнослужителям. Борьба с этими грехами воспитывает кротость, целомудрие, терпение, смирение и молитву. Я думаю, что сегодня, отмечая память преподобного Иоанна, каждый из вас, может быть, заинтересуется „Лествицей“, потому что все мы призываемся подняться по ней для спасения ко Господу».

17 апреля, в Неделю пятую Великого поста, митрополит Ювеналий в сослужении клириков обители совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего монастыря.

За богослужением Владыка митрополит рукоположил монаха Иоанна (Железова) в сан диакона. По окончании Литургии Владыка обратился к собравшимся с проповедью, в которой особое внимание уделил житию преподобной Марии Египетской.

«В своей жизни мы находим примеры того, о чем узнаем из житий святых. — сказал Владыка. — Великий подвижник, преподобный Зосима, много лет жил в монастыре и все совершал, что было предписано монашескими правилами, и у него явился помысел, что он все исполнил. Но Господь показал ему пример еще большего подвига. В пустыне он встретился с преподобной Марией Египетской. Ее жизнь — наглядный пример для нас, потому что каждый, может быть, в своей жизни, в тот или иной период, повторял то, что было с этой женщиной. Она двенадцати лет покинула родительский дом и в течение двадцати семи лет вела, как бы сказали сейчас, неприличный образ жизни. Конечно, никакого понятия о грехе у нее не было, а был безудержный грех. И вот, когда, имея неопределенное желание вместе с паломниками направиться в Иерусалим в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, каким-то чудесным образом она не могла войти в храм: как она сама рассказывала, какая-то сила ее не допускала. Все шли, а она не могла войти, чтобы поклониться Кресту. Тогда она обратила внимание, что там есть икона Божией Матери. И она стала молиться, чтобы Пресвятая Дева указала ей путь спасения. Видимо, в этот момент совершился какой-то перелом в ее сознании, и после этого она беспрепятственно вошла в храм, поклонилась Животворящему Древу Господню и услышала голос, исходящий как бы от иконы, чтобы она шла за Иордан. Старец Зосима встретил ее за год до ее блаженной кончины. По ее словам, она сорок семь лет провела в пустыне, в молитве, в посте. У нее даже не было одежды: за это время все, что было на ней надето, истлело. Рассказывая о чудесах преподобной, Церковь показывает нам, что не нужно отчаиваться, если мы чувствуем, что мы великие и нераскаянные грешники. Мы должны обращаться ко Господу, к Его Пречистой Матери, к преподобным и богоносным отцам нашим и просить их о помощи. А православным людям никогда не нужно гордиться своим благочестием».