Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№5 за 2015 год/

Из постановлений Священного Синода от 5 мая 2015 г.

5 мая в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое в 2015 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

В начале заседания члены Синода приняли решение об утверждении документов, принятых Архиерейским Совещанием 2—3 февраля с. г.: «Об участии верных в Евхаристии», «Временного положения о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви» и Постановлений Архиерейского Совещания (№ 1). Затем были заслушаны сообщения Святейшего Патриарха Кирилла: о визите в Калининградскую епархию (№ 2); о визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X (№ 3); об отчетах синодальных учреждений за 2014 г. и об их планах на 2015 г. (№ 4).

Согласно рапорту епископа Барнаульского и Алтайского Сергия было принято решение об образовании в границах Бийского, Зонального, Красногорского, Солтонского, Алтайского, Быстроистокского, Петропавловского, Троицкого, Ельцовского, Целинного, Смоленского, Советского, Солонешенского районов Алтайского края Бийской епархии, выделив ее из состава Барнаульской епархии. Правящим архиереем с титулом «Бийский и Белокурихинский» избран клирик Новороссийской епархии архимандрит Серапион (Дунай), место наречения и хиротонии которого во епископа оставляется на благоусмотрение Святейшего Патриарха Кирилла. Было принято также решение об образовании в пределах Рубцовского, Волчихинского, Змеиногорского, Егорьевского, Третьяковского, Угловского, Алейского, Калманского, Топчихинского, Усть-Пристанского, Усть-Калманского, Чарышского, Краснощековского, Курьинского, Новочихинского, Поспелихинского, Шипуновского районов Алтайского края Рубцовской епархии, выделив ее из состава Барнаульской епархии. Правящим архиереем Рубцовской епархии с титулом «Рубцовский и Алейский» определено быть викарию Барнаульской епархии епископу Рубцовскому Роману. Было принято также решение об образовании в административных границах Каменского, Баевского, Крутихинского, Панкрушихинского, Тюменцевского, Благовещенского, Завьяловского, Ключевского, Мамонтовского, Михайловского, Родинского, Романовского, Славгородского, Бурлинского, Суетского, Немецкого (национального), Кулундинского, Табунского, Хабарского, Павловского, Ребрихинского, Шелаболихинского районов Алтайского края — Славгородскую епархию, выделив ее из состава Барнаульской епархии. Правящим архиереем с титулом «Славгородский и Каменский» избран клирик Ростовской епархии игумен Всеволод (Понич), место наречения и хиротонии которого во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставляется на благоусмотрение Святейшего Патриарха Кирилла. Было принято решение образовать в пределах Алтайского края Алтайскую митрополию, включающую в себя Барнаульскую, Бийскую, Рубцовскую и Славгородскую епархии, главой которой назначить Преосвященного Барнаульского и Алтайского Сергия (№ 5).

Согласно рапорту архиепископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия было принято решение об образовании в пределах Северобайкальского, Муйского, Баунтовского, Баргузинского, Курумканского, Еравнинского, Кижингинского, Хоринского районов Республики Бурятия Северобайкальской епархии, выделив ее из состава Улан-Удэнской епархии. Правящим архиереем с титулом «Северобайкальский и Сосново-Озерский» избран клирик Улан-Удэнской епархии игумен Николай (Кривенко). Было принято решение образовать в пределах Республики Бурятия Бурятскую митрополию, включающую в себя Улан-Удэнскую и Северобайкальскую епархии, главой которой назначить Преосвященного Улан-Удэнского и Бурятского Савватия (№ 6).

Члены Синода постановили образовать в пределах Шадринского, Далматовского, Катайского, Щучанского, Шумихинского, Мишкинского, Юргамышского, Сафакульевского, Альменьевского, Каргапольского, Куртамышского, Целинного, Звериноголовского, Шатровского районов Курганской области Шадринскую епархию, выделив ее из состава Курганской епархии. Епископом Шадринским и Далматовским был избран клирик Волгодонской епархии протоиерей Василий Маштанов, место наречения и хиротонии которого во епископа, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Святейшего Патриарха Кирилла (№ 7).

На основании рапорта епископа Смоленского и Вяземского Исидора было принято решение об образовании в пределах Вяземского, Гагаринского, Новодугинского, Сафоновского, Сычевского, Темкинского, Угранского, Холм-Жирковского районов Смоленской области Вяземской епархии, выделив ее из состава Смоленской епархии. Епископом Вяземским и Гагаринским был избран клирик Смоленской епархии архимандрит Сергий (Зятьков), место наречения и хиротонии которого во епископа оставить на благоусмотрение Святейшего Патриарха Кирилла (№ 8).

Члены Синода приняли решение о замещении двух вакантных кафедр. В связи с кончиной митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой Карельской митрополии определено быть архиепископу Курганскому и Шадринскому Константину, председателю Синодальной богослужебной комиссии (№ 9).

Преосвященным Курганским и Белозерским, главой Курганской митрополии был назначен архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф (№ 10); епископом Чистопольским и Нижнекамским был избран клирик Ростовской епархии иеромонах Пармен (Щипелев), место наречения и хиротонии которого во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Святейшего Патриарха Кирилла (№ 11).

Рассмотрев повторное прошение, поданное митрополитом Ижевским и Удмуртским Николаем о почислении его на покой, Священный Синод принял решение удовлетворить прошение, а Преосвященным Ижевским и Удмуртским определил быть епископу Сарапульскому и Можгинскому Викторину, поручив ему временное управление Сарапульской епархией (№ 12). После рассмотрения прошения митрополита Омского и Таврического Владимира о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия члены Синода благословили митрополиту Владимиру продолжить управление Омской епархией (№ 13).

Далее была заслушана информация об общецерковной деятельности по оказанию помощи мирным жителям, пострадавшим от вооруженного конфликта на Украине, на основании которой была подчеркнута необходимость дальнейшей работы по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях (№ 14).

Святейший Патриарх Кирилл сделал сообщение о состоявшихся XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, на основании которого Синод постановил одобрить позицию Патриарха, выраженную в его выступлении в Государственной думе, относительно вывода абортов из системы обязательного медицинского страхования (№ 15).

Были утверждены журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 24 ноября 2014 г. и от 16 февраля 2015 г. (№ 16), а также журналы Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 29 декабря 2014 г. и 19 марта 2015 г. (№ 17).

Затем были заслушаны доклады: председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона — о состоявшихся заседаниях Специальной межправославной комиссии (№ 18); о совершенной Священным Синодом Константинопольской Православной Церкви канонизации преподобного Паисия Святогорца (№ 19); о развитии диалога с Коптской Церковью (№ 21); о состоявшихся поездках в Великобританию и на Святую Гору Афон (№ 22); о деятельности Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви (№ 23); о епархиальных советах по теологическому образованию (№ 24), а также рапорт председателя Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента — о праздновании Дня православной книги в 2015 году (№ 25); о проведении Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне» в 2014—2015 гг. (№ 27).

Были утверждены текст службы святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому (№ 28), «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих», разработанный комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства (№ 29), а также документ «О христианском погребении усопших» (№ 30).