Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№2 за 2015 год/

Слова на Великий пост

Преподобный Ефрем Сирин (+ 373):

«…Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост — доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия. Пост — наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественников. У постящихся тело честно, и душа драгоценна. Пост упокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Поэтому возлюбим его и мы, чтобы и нас приняло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не принимает Господа. Пьянство удаляет нас от Духа Святого. Пост благоустройство города, благочиние торгов. Пост — мир в домах. Пост — попечитель и предохранение девства. Пост — путь к покаянию. Пост — виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Поэтому не будем унывать, постясь, потому что ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятство. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное ими зло, хотя, во-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду, и вливают ее в разбитую бочку. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата. Господу слава и держава во веки веков. Аминь».

Преподобный Ефрем Сирин. Избранные творения. М.: Сретенский монастырь, 2007.

С. 306.

Святитель Василий Великий (+ 379):

«Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и общение сближение с теми, от которых получить пользу, так чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества…

Усиленного воздержания от пищи еще недостаточно для совершенства, если душа не будет вполне воздерживаться от того, что питает грех. Как человек двойственен, состоит из души и тела, так и пища у него двоякая, и если она сообразна с составом каждой части человека, то делает питаемое более сильным к отправлению свойственных ему действий».

Святитель Василий Великий. Творения. Т. 1. СПб., 1991. Репринт. С. 247.

Протоиерей Сергей Четвериков (+ 1947):

«…Говорят, — зачем пост? Не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него выходит, т. е. дурные желания сердца; с ними и надо бороться, а не изнурять свое тело постом.

Рассуждающие так напоминают больного, который на предложение принимать лекарство говорит: «Зачем мне принимать это лекарство? Ведь мне не лекарство принимать нужно, а выздороветь?» Этот больной забывает, что лекарство для того именно и дается ему, чтобы он выздоровел…

Так и пост — он имеет значение не сам по себе, а только как средство к приобретению душевного здоровья…

Переменой пищи Церковь имеет в виду ослабить чувственность и дать нашему духу перевес над нашей плотию. Переходя с более питательной на менее питательную пищу, мы делаем себя более легкими, подвижными, более способными к духовной жизни.

Насколько большое влияние имеет пища на нашу духовную жизнь и работу, легко увидеть по собственному опыту. Попробуйте после сытного обеда заняться серьезной умственной работой, и вы увидите, как это трудно! А молиться в это время и того труднее! Говорят, что можно злоупотреблять и постной пищей. Это верно, но мы должны иметь в виду не злоупотребление, а то, что предписывает нам Церковь. Церковь же предписывает и в постной пище соблюдать воздержание и умеренность…

Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и победу над ними… Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться выше своих привычек, не быть их рабами…

Наконец, Церковь требует от нас и духовного поста. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей…

По этому поводу св. Иоанн Златоуст говорил так:

«Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать, воздержись… Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее… Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою — только имей охоту трудиться!»

Четвериков С., прот. Великим постом. Б. м., 1985. С. 17–18.

следующая статья
Неделя Крестопоклонная
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.