Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2014 год/

Обзор отзывов духовенства Московской епархии на проект документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

В настоящем номере мы продолжаем знакомить читателей с отзывами духовенства Московской епархии на проекты документов, разрабатываемых Межсоборным присутствием.

11 сентября 2013 г. были опубликованы и разосланы в епархии с целью получения отзывов новые проекты документов Межсоборного присутствия: «О подготовке ко Святому Причащению», «О христианском погребении усопших»1, «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»2, «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма».

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в благочиниях Московской епархии были проведены собрания духовенства, на которых состоялись обсуждения указанных проектов документов.

Предлагаемый вниманию читателей материал посвящен проекту документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению». Данный документ, ввиду его особой актуальности, стал одним из самых обсуждаемых в церковном информационном пространстве.

Первоначальный проект документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Святейший Патриарх Кирилл.

При обсуждении данного проекта документа на благочиннических собраниях Московской епархии в ряде отзывов было предложено более подробно изложить во вступительной части документа библейско-богословские основы православного учения о Таинстве Евхаристии и его значении в жизни христианина и Церкви в целом. Из учения о сущности и значении Таинства Евхаристии естественно вытекала бы необходимость соответствующей к нему подготовки.

В одном из отзывов предлагалось переформулировать первое предложение документа, содержащее двойное отрицание: «Духовная жизнь православного христианина немыслима без Причащения Святых Таин», заменив его положительным утверждением: «Причащение Святых Христовых Таин — основа духовной жизни христианина».

Большое количество комментариев и дополнений касалось практики говения и евхаристического поста.

В частности, предлагалось более конкретно указать в документе правила соблюдения поста для кормящих матерей, детей, больных или находящихся при смерти людей, а также лиц, находящихся в армии, больнице, на учебе и т. д. — в ситуациях, когда самому человеку трудно регулировать свой рацион питания.

В ряде отзывов был положительно отмечен получивший отражение в документе дифференцированный подход к количеству дней говения, достаточных для подготовки к Таинству, в зависимости от того, как часто верующий причащается. Было предложено указать также правило для тех, кто причащается еженедельно и чаще (в том числе для священнослужителей). Для таковых было бы достаточно соблюдать положенные по Уставу многодневные и однодневные посты, без дополнительных постных дней перед Причастием. Для тех, кто причащается часто, дополнительный пост перед Причащением желателен, но не должен быть обязательным.

Предлагалось также указать в документе на возможность вкушения в субботу елея или рыбы, чтобы соблюсти канонический запрет на пост в субботние дни.

В п. 3 документа рассматривается в качестве особого случая практика говения и Причащения на Светлой седмице, однако отсутствует упоминание о Святках и остальных сплошных седмицах, когда пост отменен Уставом даже в среду и пятницу. Предлагалось указать правила говения для таких седмиц.

В одном из отзывов было предложено признать в документе неприемлемой практику тех приходов, где мирян не причащают на Пасху, Светлой Седмице, Рождество, Святках и т. д.

Также высказывалось пожелание уточнить, распространяется ли норма о 6 часах евхаристического поста, указанная в документе, на ночные богослужения (например, под Пасху и Рождество).

В одном из комментариев предлагалось заменить выражение «дни женской нечистоты» на «дни женского очищения», отдельно указав на случаи смертельной опасности, а также ситуации, когда женская «нечистота» является следствием болезни. Миряне часто задают вопрос: может ли женщина в состоянии женской нечистоты присутствовать за богослужением в храме?

В отношении молитвенной подготовки к Таинству Причащения были предложения: особо почеркнуть желательность для говеющих присутствовать на службах, предваряющих Божественную литургию; подробнее изложить рекомендации относительно подготовки детей, чтение молитвенного правила для которых может быть затруднительным.

Много предложений поступило в связи с вопросами совершения Таинства Исповеди перед Причащением и духовнической практики.

Прежде всего, отмечалось, что используемое в документе понятие «духовник» никак не определено. Кого можно считать «духовником»? Можно ли совет, полученный паломником на исповеди в монастыре, считать «благословением духовника»? Может ли у говеющего не быть духовника и как поступать в подобном случае?

Было признано необходимым более конкретно осветить вопросы, связанные с допущением и недопущением к Таинству Причащения, отлучением от Причастия за те или иные грехи, полномочиями духовника. Отсутствие определенности и повсеместно соблюдаемых норм в подобных вопросах нередко приводит к серьезным искажениям в духовной жизни. Употребление епитимии как инструмента пастырского попечения о пасомых в контексте подготовки к Таинству Причащения в документе не отображено.

Вызвала комментарии предложенная в документе трактовка блудного сожительства как канонического препятствия к Причащению. В случае если у сожительствующих есть общие дети, но одна из сторон отказывается от заключения брака в установленном государством порядке, вопрос о допущении к Причащению второй стороны должен решаться духовником, исходя из принципа церковной икономии. Вместе с тем нельзя признать нормальной ситуацию, когда верующие супруги, состоящие в зарегистрированном государством браке, всячески уклоняются от церковного венчания, но продолжают при этом свободно участвовать в Евхаристии. Духовник в этом случае должен иметь право применить принцип акривии. Согласно предложенному проекту, супруги, состоящие в юридически признанном брачном союзе, который «по каким-то причинам не освящен венчанием», не могут быть лишены Причащения Святых Таин.

Выражение п. 5 о том, что в определенных случаях миряне могут быть «освобождены от Исповеди» перед Причащением, нельзя признать удачным. Было бы уместнее говорить о «возможности, с благословения духовника, причаститься без Исповеди».

В ряде комментариев подчеркивалось, что подготовку к Таинству Причащения невозможно свести к исполнению формальных правил и норм. Важная роль в определении меры подготовки к Таинству принадлежит духовнику.

В ходе дискуссии также затрагивалась проблема соотнесения изложенной в документе практики с практикой других Поместных Православных Церквей. Была отмечена необходимость публикации обсуждаемого документа, после его доработки и окончательного церковного утверждения, в молитвословах и другой церковной литературе, касающейся подготовки к Таинству Причащения.

Отзывы духовенства Московской епархии с указанными комментариями и предложениями были переданы в Межсоборное присутствие. Работа над документом продолжается.

протоиерей Вадим Суворов,
кандидат богословия,
преподаватель КПДС


  1. Обзор отзывов духовенства епархии на проект документа Межсоборного присутствия «О христианском погребении усопших» см. в: Московские Епархиальные Ведомости, № 9–10 за 2014 г.
  2. Обзор отзывов духовенства епархии на проект документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков» см. в: Московские Епархиальные Ведомости, № 7–8 за 2014 г.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.