Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№7-8 за 2014 год/

Патриаршее богослужение в Новодевичьем монастыре

6 июля, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник Владимирской иконы
Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря.

Перед началом богослужения у Святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, иерархи и духовенство. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон; архиепископ Можайский Григорий; епископ Илиан (Востряков); епископ Видновский Тихон; благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; епископ Балашихинский Николай; епископ Канский и Богучанский Филарет; ректор Коломенской православной духовной семинарии епископ Зарайский Константин; епископ Смоленский и Вяземский Исидор; епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков; настоятель Михаило-Архангельского единоверческого храма в Михайловской Слободе архимандрит Иринарх (Денисов); ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов); духовенство Московской епархии. На богослужении присутствовали: председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А. А. Клишас; руководитель администрации города Норильска (Красноярский край) Е. Ю. Поздняков; глава Туруханского района (Красноярский край) А. И. Голодед. В соборе молились: настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова); настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа); настоятельница Богородицерождественского ставропигиального монастыря игумения Викторина (Перминова); настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо—Мариинской обители милосердия монахиня Елисавета (Позднякова); настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального монастыря в Акатово игумения Антония (Минина); настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной пустыни в Шамордино монахиня Сергия (Щербакова); старшая сестра Патриаршего подворья храма свт. Николая Мирликийского в селе Шостье (Рязанская область) монахиня Неонилла (Фролова). Пел хор духовенства Московской епархии (регент — священник Сергий Голев). Прямую трансляцию праздничного богослужения осуществлял православный телеканал «Союз».

За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Агафангела (Дайнеко) во епископа Норильского и Туруханского (Красноярская митрополия). Также Святейший Патриарх Кирилл рукоположил во священника клирика московского храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской диакона Николая Михалева. На малом входе в игуменское достоинство с возложением наперсного креста и вручением игуменского жезла были возведены: монахиня Сергия (Щербакова) — в связи с назначением игуменией Казанско-Амвросиевской ставропигиальной пустыни в Шамордино; монахиня Елисавета (Позднякова) — в связи с назначением игуменией ставропигиального женского 
монастыря — Марфо—Мариинской обители милосердия города Москвы. В связи с присуждением степени доктора богословия протоиерей Олег Скоморох был награжден правом ношения докторского креста. Старшая сестра Патриаршего подворья храма свт. Николая Мирликийского в селе Шостье монахиня Неонилла (Фролова) была удостоена права ношения наперсного креста.

Во время богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил сугубое моление о мире на Украине и вознес молитвы об упокоении души новопреставленного Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а по окончании Литургии — заупокойную литию. Согласно традиции, Святейший Владыка вручил епископу Норильскому и Туруханскому Агафангелу архиерейский жезл и произнес напутственное слово, после чего новохиротонисанный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Владыка митрополит сердечно поздравил Святейшего Патриарха с празднованием в честь одной из величайших русских православных святынь — иконы Божией Матери «Владимирская», а также отметил добрые плоды неустанного, уже более чем 5-летнего Первосвятительского служения Его Святейшества, явленные в нашем Отечестве в виде активной миссионерской, гуманитарной и социальной миссии Церкви, в том числе в основании, постройке и освящении многих тысяч храмов, монастырей, воскресных школ, благотворительных организаций и, конечно, духовном просвещении миллионов наших соотечественников, как на необъятных просторах современной России и всем пространстве исторической Руси, так и за рубежом, во всех концах земного шара. В память о Патриаршем визите и совместной молитве в этот день Его Высокопреосвященство преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви в памятный дар точную копию хранящейся в монастыре иконы Божией Матери «Иверская».

Далее ко всем собравшимся со словами приветствия и Первосвятительской проповеди обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры!

С особым чувством я всегда совершаю Божественную литургию в соборе Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре в Москве. Это прославленный монастырь, его создание было связано с непростыми историческими обстоятельствами. С запада на Русь двигались войска — литовские, затем польско-литовские, — главной задачей которых являлось умаление, или, как говорят сейчас политологи, — сдерживание Руси. Иногда в сознании завоевателей возникал миф о том, что лучшим сдерживанием будет ликвидация России как независимого, суверенного государства. Мы знаем, что первые удары еще в XIV в. принял на себя русский город Смоленск, и тогда Смоленская икона Божией Матери „Одигитрия“ была перенесена в град Москву, и ради этого события несколько позже на этом самом месте была заложена святая обитель, потому что именно здесь москвичи прощались с чудотворным образом Смоленской „Одигитрии“, который по повелению государя был возвращен в Смоленск после его освобождения и присоединения к Руси.

Замечательно, что два года назад в этот монастырь из музея был возвращен чудотворный список Иверской иконы
Божией Матери, сделанный на горе Афон. Это первая копия древнего образа, которая была направлена в Москву и помещена здесь, в стенах Новодевичьего монастыря. Радуюсь тому, что эта икона, несомненно, по молитвам всех, особенно тех, кто часто посещает Новодевичий монастырь, была возвращена и ныне является чудотворным украшением и этой святой обители, и града Москвы.

Сегодня мы празднуем особое событие, связанное с чудотворным действием Богоматери на нашу историю через горячие молитвы наших благочестивых предков перед Ее Владимирским образом. В 1480 г. ордынский хан Ахмат предпринял последнюю попытку захватить Москву и вновь ввести Русь, которая обозначила себя суверенным и независимым от Орды государством, в орбиту влияния кочевников. Мы знаем, что москвичи горячо молились перед Владимирским образом Божией Матери, который неоднократно спасал нашу столицу от нашествий с юга. В этот раз произошло то же самое, и хан не смог взять Москву. 1480 г. значится в нашей истории как окончательное завершение 250-летнего ига, которое формально началось с падения Киева — столицы Русского государства в 1240 г. — и завершилось чудом избавления Москвы от нашествия Ахмата
в 1480 г. Конечно, набеги кочевников были и ранее, но именно крушение исторической столицы Руси — Киева — всем нашим народом, всеми нашими предками воспринималось как начало порабощения Руси иноземной силой.

Почему люди так стремятся избавиться от иноземного ига? Почему употребляют ради освободительных войн огромные усилия, стоящие иногда миллионов и миллионов человеческих жертв? Потому что иноземное иго не только останавливает культурное и экономическое развитие людей, не только предопределяет их бедность в сравнении с теми, кто стал победителем, но, в первую очередь, потому что иноземное иго лишает людей самостоятельности — народ не может принимать решения исходя из своего собственного понимания пользы, но, что куда важнее, из своего собственного понимания того, что есть ценность для жизни народа. Поэтому иностранное нашествие — иго, потеря суверенитета, будь то в результате военных действий или в результате различного рода революционных событий, всегда завершается потерей этой способности народа жить по своей воле, по своему умоусмотрению, которое чаще всего является результатом всех тех ценностей, которые заложены в душу народа его верой, культурой, историей, его пониманием, что есть подлинное добро.

В этом году мы празднуем, если можно употребить это слово, а лучше сказать, вспоминаем 100-летие начала Первой мировой войны. На примере этой войны становится ясно, что происходит с народом, когда он терпит поражение и когда его страна оккупируется извне, причем эта оккупация не всегда связана с восшествием на землю воинских чужеземных отрядов. Они могут быть только какое-то непродолжительное время, как это было в завершение той самой Первой мировой войны, но если народ теряет свою независимость, то он начинает жить по другим лекалам, он начинает жить в духовном, интеллектуальном и культурном рабстве, и такой народ уже не способен сопротивляться. И мы знаем, что именно в результате Первой мировой войны и произошла историческая трагедия нашего Отечества -
революция, страшная братоубийственная Гражданская война, смена всех жизненных ориентиров, долголетнее духовное рабство — подчинение иным ценностям и иным идеалам. И ведь все это происходит не где-то в каком-то военном штабе, не в каких-то правительственных кабинетах — все то, о чем мы говорим сегодня, касается каждодневной жизни людей, их духовного и физического здоровья, их национального самосознания.

Может, кто-то скажет: а разве есть что-то хуже рабства извне? Пусть даже это не будет рабство в том античном или средневековом понимании, а рабство как потеря самостоятельности. И сегодняшнее апостольское чтение небольшого отрывка Послания ап. Павла из его письма к Римлянам говорит о том, что может быть нечто более страшное, когда мы становимся рабами греха. Если человек теряет свою свободу, если он становится рабом греха, то последствия страшные. Как говорит ап. Павел: вы начинаете творить такие дела, о которых сами срамитесь, вам стыдно за то, что вы делаете (см.: Рим. 6:21). Но не только стыд становится расплатой за рабство греху. Продолжая свою мысль, апостол утверждает, что полной расплатой является смерть, потому что жизнь во грехе несовместима с жизнью. И если физически человеческий организм может существовать, то его жизнь более не является человеческой жизнью. Жизнь во грехе предполагает жизнь по другим законам, близким к законам животного мира, и человек падает в пропасть со своей Богом определенной высоты. Плод греха — плод рабства во грехе, смерть — так сказал нам с вами сегодня апостол Павел. Кто-то говорит, что все это предрассудки, все это сказки и вообще никакого греха не существует, каждый человек является автономным, независимым, в том числе от Неба, началом и он сам определяет, что есть хорошо, а что есть плохо, а потому и никакого греха не существует, — если человек сознательно выбирает такую модель поведения, и все это оправдывается свободой — делай что хочешь! Хочешь — выбирай то, что тебе нравится, а если кто-то называет это грехом, это не имеет никакого значения. И ведь большое число наших современников выбирают такую жизнь в рабстве греху, думая, что открывают для себя полноту жизни: ведь делай все что хочу — это и есть жизнь „без границ“. На самом деле это уже не жизнь. Это смерть. Потому что человек как Божие творение, несущее в себе Его образ, не может жить по закону греха. Это противоестественно. А если так, то жизнь во грехе не является жизнью. Что же тогда предлагает ап. Павел? Он говорит очень простые, но такие сильные слова, что мы должны быть рабами, но не греха, а рабами праведности, рабами Божиими, мы должны жить по Божественному закону, потому что плод такой праведности — святость и жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем (см.: Рим. 6:18, 22–23). И когда человек живет в этой святости, он тогда подлинно сохраняет свой собственный личный суверенитет. Таким человеком невозможно манипулировать, на такого человека невозможно воздействовать ни пропагандой, ни деньгами, ни еще более хитросплетенными схемами, посредством которых сегодня осуществляется управление массами. Человек, живущий в рабстве Божественному закону, — это скала, это сила. Вот почему всегда проповедь вседозволенности, греха под видом свободы предполагает ослабление религиозности людей, а в тех случаях, когда она сама по себе не ослабевает, то ей бросается прямой вызов в виде физических или моральных гонений.

Сегодня мы с вами стоим перед этой же самой дилеммой, перед которой стояли и древние римляне, принявшие христианство, к которым обратился ап. Павел, — быть со Христом или без Христа, с Божественным законом или в рабстве греха. Господь не отменяет свободу, но разве можно сказать, что любой выбор однозначен и что ценностью является сам выбор, а не то, что ты выбираешь? Да ведь это же безумие, это, как говорят теперь, нонсенс! Ведь каждый знает: если я выбираю плохо, то этот выбор не имеет ценности, он опасен. Когда человек выбирает смерть, все ужасаются: разве можно этот выбор назвать ценностью? Ценностью является только выбор в пользу добра, и этому учит нас сегодня ап. Павел. Мы должны принять эти слова как Божественную истину, как слово Божие, и когда на нас будут обрушиваться потоки пропаганды, которая всеми силами будет стремиться разрушить нашу христианскую идентичность, нашу подлинность, давайте вспоминать ап. Павла с его замечательными словами о том, что только тот выбор есть выбор в пользу жизни и в пользу святости, когда он связан с порабощением себя Божиему закону и Божией правде.

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с сегодняшним днем. И пусть Царица Небесная, покровительница нашей Руси, хранит наш народ от всякого зла».

После проповеди Его Святейшество почтил память новопреставленного Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, отметив как его добрые человеческие качества, так и особую роль почившего Владыки в новейшей истории православной Украины:

«Сегодня мы вознесли заупокойную молитву, вспоминая имя выдающегося иерарха Русской Православной Церкви — Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. Я был знаком с Владыкой на протяжении более 49 лет, и большую часть этого времени мы находились с ним в постоянном общении, в соработничестве. Я наслаждался, общаясь с ним, — его стилем работы, его стилем отношений с людьми. Это был светлый человек, который с легкостью объединял многих вокруг себя.

Мое первое деловое общение с ним произошло в связи с назначением меня настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве. Владыка Владимир был моим предшественником. Передавая дела, он с улыбкой сказал мне, что храм наш маленький, домовый и в него мало кто ходит, потому что боятся ходить, — такое было время, холодная война. Однако, добавил Владыка, есть группа прихожан, которые объединились вокруг храма Московского Патриархата, и это светлые, хорошие люди. И когда я приехал в Женеву, я понял: Владыка Владимир был тем настоятелем, который, собственно, и создал этот приход. К его назначению от нашего московского прихода в Женеве практически ничего не оставалось. Это он по крупицам объединил вокруг себя людей, — а то были представители первой эмиграции, — которые с тех пор всегда хранили в памяти его светлый образ. Этот опыт соприкосновения с его пастырской деятельностью в зарубежье помог мне понять масштаб личности покойного. Он был действительно великим пастырем, замечательным проповедником, мудрым собеседником и хорошим товарищем.

В годы, когда Владыка возглавлял Московскую духовную академию, а я — Санкт-Петербургскую, мы как два ректора общались, обменивались мнениями и были единомышленниками по главным вопросам, связанным с развитием богословского образования в нашей стране. Но особенным образом таланты Владыки раскрылись на Киевской кафедре, когда он был избран в тяжелейший момент новейшей истории православной Украины. Когда в 1992 г. был спровоцирован раскол среди православных — под прямым влиянием политических сил, намеренных подчинить себе всю Украину, — тогда абсолютное большинство нашего епископата, за исключением двух архиереев (один из которых уже был на пенсии), не поддержали раскольников, но объединились вокруг Владыки Владимира и сохранили каноническое Православие на Украине. И в последующие годы от Блаженнейшего Владыки требовались сила, мудрость, воля, чтобы не подчиниться постоянно менявшимся политическим взглядам руководителей, которые всякий раз требовали от Церкви делать то, что они хотели. Церковь оставалась самой собою, объединяя украинский народ. При всем различии политических взглядов, историософских воззрений, при всем различии в благочестии, в обычаях Церковь объединяла и ныне продолжает объединять народ, несмотря на льющуюся кровь, несмотря на военную конфронтацию. Я благодарю Бога за этот миротворческий подвиг нашей Церкви, которая, не прогибаясь перед веяниями века сего, несет великое свидетельство о Христе своему народу — о Христе, Который есть мир наш.

Блаженнейший Владыка умер вчера в семь часов утра. Я сразу получил информацию об этом событии, совершил заупокойную литию и, молясь, вспоминал жизненный путь выдающегося иерарха Православной Церкви, наше с ним общение и, конечно, его заслуги перед украинским Православием. Дай Бог, чтобы сохранялось нерушимым каноническое Православие на Украине, и верим, что почивший Владыка будет молиться о том пред лицом Божиим. А мы все, оставшиеся здесь, будем трудиться, чтобы никакие веяния века сего не разрушали богочеловеческий организм Церкви, навязывая ей те или иные светские модели поведения или политические проекты. Только такая Церковь остается авторитетной для народа, поскольку все остальное, что нередко принимают на себя религиозные организации, отождествляя себя с той или иной политической силой, перестает быть актуальным, когда проходит необходимость в этом, а значит, проходит и востребованность такого рода организаций. Верим, что Украинская Православная Церковь избежит соблазна и будет свидетельствовать о Христе распятом и Воскресшем, призывая народ жить в соответствии с Божественным законом и тем самым обретать подлинную свободу. Аминь».

Затем, во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл вручил настоятельнице Богородицерождественского ставропигиального монастыря города Москвы игумении Викторине (Перминовой) орден равноап. кн. Ольги III степени, а также передал митрополиту Ювеналию святую юбилейную панагию, изготовленную в честь 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского.

Завершился праздничный день Патриаршей трапезой в трапезной палате Успенского храма Новодевичьего монастыря.