Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2014 год/

Социальное служение Церкви современному российскому обществу на примере Московской епархии

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной конференции «Окраины жизни в свете Евангелия: православные и католики на пути милосердия» в Риме 21 марта 2014 года

Cоциальное служение Новозаветной Церкви, в отличие от времен Ветхого Завета, не может ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10:30–37). Евангельская заповедь о делах милосердия абсолютна — необходимо оказывать поддержку и помощь «всякому просящему» (Лк. 6:30).

История Церкви с апостольских времен свидетельствует о ее социальном служении. Так, в книге Деяний и посланиях Апостолов мы встречаем свидетельства систематической заботы о неимущих (Деян. 6:1–6; Деян. 9:39) и рекомендации по ее устроению (2 Кор. 8:1–24; 1 Тим. 5:16).

Совершение дел милосердия — заповедь, данная Господом всем христианам. Любовь к ближнему — священное призвание и нравственный долг христианина (Ин. 13:34), ибо на Страшном Суде Бог спросит каждого, совершал ли он дела милосердия (Мф. 25:40). Мы спасемся верой во Христа (Рим. 3:28), но вера должна быть живой, деятельной (Иак. 2:24), преображающей через творческое соработничество Бога и человека окружающий нас мир. Благотворение — это первичное обнаружение той любви к ближним, которая являет, по сути, «дух» христианства. Оно же является и вершиной жизненного пути — христианской святости, богоподобия, даруемого нам Творцом по благодати. Таким образом, служение ближнему — это не только практическое решение социальных проблем общества, но исполнение важнейших заповедей Господних: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), «принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:7).

Святые отцы и учители Церкви — преемники апостолов, раскрывая перед современниками и христианами всех последующих эпох глубины богословия, своей жизнью и учением свидетельствуют о том, как неразрывно связаны дела милосердия с богопочитанием, богослужением и самой тайной спасения. «Любить человека — значит воздавать честь Создателю; служить нищему — значит воздавать честь Обнищавшему ради нас», — говорит святитель Григорий Богослов. «Не верю я, что может спастись тот, кто ничего не делает для спасения ближнего», — учит святитель Иоанн Златоуст. «Ничем ты не можешь столь подражать Христу, как попечением о ближних. Постишься ли ты, спишь ли на голой земле, изнуряешь ли себя, — если ты не печешься о ближних, то не делаешь ничего важного и еще далеко отстоишь от Образа», — продолжает великий вселенский учитель.

С эпохи раннего христианства до настоящего времени епископские кафедры, монастыри и приходские общины остаются важнейшими центрами социального служения и вспомоществования страждущим, больным, неимущим. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что только Антиохийская Церковь, где он нес служение пресвитера до избрания на Константинопольскую кафедру, содержала до 3 тыс. нуждающихся «вдовиц и дев», кроме заключенных, странников, калек, «сидящих при храме ради пищи и одежды». В Константинополе 950 специально поставленных служителей несли обязанность погребения бедных горожан. О наличии огромного числа богоугодных заведений уже в Древней Церкви свидетельствует принятие Халкидонским Собором (451 г.) правила, определяющего подчиненность клириков при богадельнях, монастырских и особых «мученических храмах» епископу соответствующего города (8-е правило). 10-е правило того же Вселенского собора, определяющее порядок возможного перемещения священнослужителей из одной церкви в другую, также затрагивает статус многочисленных уже в те времена странноприимных домов и богаделен.

В тесной связи со служением милосердия навсегда вошли в историю имена святителя Иоанна Милостивого (+616–620), Патриарха Александрийского, и византийского святого Филарета Милостивого (ок. 702–792).

Среди сонма святых, прославляемых Церковью, есть особый чин бессребреников — тех, кто кроме внутреннего духовного подвига нес крест особого безвозмездного служения ближним — святые Косма и Дамиан (III—IV вв.), Кир и Иоанн Александрийские (+311), великомученик Пантелеимон (+305), его учитель Ермолай Никомидийский (+305), святые мученики Флор и Лавр (II в.).

Сразу же после Крещения христианская благотворительность получила широкое распространение на просторах Древней Руси. Уже в 996 г. Уставом равноапостольного великого князя Владимира социальное служение было препоручено Церкви. Особую роль в этом играли храмы и монастыри, при которых во множестве создавались богадельни, приюты и больницы. В голодные годы обители раскрывали свои закрома, чтобы прокормить страждущих. В «Правиле о церковных людях», относящемуся к XIII веку, можно найти подробное описание того, как духовенство и иночество подвизались на ниве помощи нуждающимся.

В Русской Православной Церкви особо почитаются также и святые миряне, совмещавшие в своей жизни служение Отечеству с организацией жертвенных дел милосердия, например, святой князь Владимир Креститель, супруга благоверного князя Димитрия Донского Евдокия (в иночестве Ефросиния) Московская (1353–1407), новомученица великая княгиня Елисавета (1864–1918) и многие другие.

Евангельское благовестие народам, входящим в состав России, обычно начиналось с дел милосердия и организации на местах разно-
образных видов социального служения. Именно так осуществляли проповедь Христа святители Стефан Пермский (ок. 1330–1396), Иннокентий (Вениаминов) (1797–1879), Макарий (Невский) (1835–1926), подвизавшиеся на Севере России, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Яркий пример социального служения и благотворительности в России на рубеже XIX—XX вв. являет собой жертвенный подвиг св. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева). Его более чем полувековое священническое служение Богу и людям (1855–1909) проходило в окрестностях Северной столицы — в Кронштадте, который был в то время местом административной ссылки мелких преступников. Город-остров был переполнен беднейшим людом при полном равнодушии к этой ситуации большинства представителей имущих сословий.

Отец Иоанн сам пошел к этим падшим, несчастным, отринутым людям. Он стал посещать их убогие жилища, беседовал с бедняками, утешал, ухаживал за больными, оказывал им материальную поддержку, зачастую раздавая им все свое жалованье, так что епархиальное начальство принуждено было выдавать деньги его супруге. Вначале окружающие не понимали подвига св. Иоанна, смеялись над ним, даже преследовали, но он все превозмог своим подвигом веры и любви.

Неколебимое убеждением отца Иоанна заключалось в том, что «нужно любить всякого человека и в грехе, и в позоре его». «Не смешивай человека — это образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается».

Постепенно кронштадтцы прониклись уважением к благотворительной деятельности отца Иоанна и стали откликаться на его призывы соучаствовать в ней. В 1872 году значительный отклик вызвало опубликованное в «Кронштадтском вестнике» его обращение «Ко всем жителям, имеющим какое-либо состояние»: «Братья мои, кого интересует благо человечества, пусть соберутся и сплотятся в дружное общество, и будем посвящать свои досуги и собирать нравственные и материальные силы сограждан на приискание дома трудящихся и на снабжение его потребными вещами, также и на устройство ремесленного училища». В результате инициативы отца Иоанна и содействия кронштадтцев в 1874 году было создано при Андреевском соборе приходское попечительство для помощи бедным.

С большими трудами создавался первый в России «Дом трудолюбия», открытый 12 декабря 1882 года. В нем прот. Иоанн Сергиев устроил рабочие мастерские, где в течение года трудилось до 25 тысяч человек, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школу на триста детей, детский сад, сиротский приют, загородный дом для детей, бесплатное призрение для бедных женщин, народную столовую с небольшой платой и благотворительными обедами, бесплатную лечебницу, воскресную школу. Со временем дом трудолюбия стал целым городом, полным самой кипучей, разносторонней и осмысленной деятельности.

В 1888 году благодаря заботам отца Иоанна был выстроен ночлежный дом, а в 1891 году — странноприимный дом. Ежедневно перед его домом выстраивалось до тысячи нищих, которым он раздавал деньги, достаточные для того, чтобы купить 4 килограмма хлеба на каждого.

Святой Иоанн Кронштадтский придавал огромное духовное и социальное значение христианскому образованию и воспитанию, особенно детей.

Вся социальная деятельности святого Иоанна Кронштадтского начиналась в храме и имела молитвенно-литургическую основу. Известно, что почти каждый день он совершал Божественную литургию. «Литургия — писал он, — постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого члена в отдельности. Во время Литургии священник весь должен быть объят любовию к Богу и ближним, искупленным Кровию Христовой».

После революционных событий в России Церковь пыталась продолжить дело благотворительности вплоть до начала 1920-х годов, когда Патриарх-исповедник святитель Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Однако в 1922 году эта комиссия была распущена властями, а собранные пожертвования верующих — конфискованы.

Окончательный запрет в Советской России на дела милосердия церковных организаций нашел свое место в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. (ст. 17). Только во время Великой Отечественной войны, не изменяя действующих законодательных норм, власти вынуждены были разрешить Церкви централизованно в приходах проводить сборы средств на нужды обороны, подарки воинам, содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах.

В условиях гонений ХХ века верные чада Русской Православной Церкви, клирики и миряне, проникнутые духом веры и милосердия, несмотря на репрессии и запреты, продолжали инди-
видуально и по мере сил осуществлять социальное служение ближним. Типичным является пример священномученика Павлина (Крошечкина)
(+ 1937), который, будучи Курским епископом, регулярно все свои деньги и продовольствие раздавал нуждающимся.

Потрясает подвиг милосердного служения заключенным и обездоленным, который на протяжении многих лет несла молодая учительница из Сибири — новомученница Татьяна Гримблит, пострадавшая за Христа в 1937 году на подмосковном расстрельном Бутовском полигоне. Деятельность христианки, тратившей почти все свое жалованье на милостыню, была так организована и последовательна, что следственные органы, обратившие на нее свое внимание, надеялись «раскрыть» целую подпольную благотворительную организацию, хотя на самом деле речь шла о доброделании одного человека.

В послевоенное время, несмотря на запреты, в ряде епархий неофициально создавались церковные фонды для поддержки малоимущих, священники и миряне продолжали помогать нуждающимся соотечественникам.

Изменение политической ситуации в России в конце ХХ века способствовало развитию церковной жизни. В этих условиях никогда не прекращавшееся в годы гонений служение милосердия нуждалось в восполнении путем организации полноценного координирования и информационной поддержки. За последние двадцать лет Русская Православная Церковь достигла определенных достижений в возрождении широкомасштабной свободной деятельности в области социального служения, накопила достаточный потенциал для реализации программ в данной области.

Десятилетия гонений на веру и последующий период распространения вседозволенности, культа эгоизма и безудержного потребления, происходившего на фоне тяжелейших социально-экономических и политических потрясений, не прошли бесследно. Духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размывание и распад нравственных ориентиров проявляются в таких уродливых явлениях, как массовые детоубийства (аборты), разводы, сиротство, нежелание даже близких родственников заботиться друг о друге, своих детях, а детей — о родителях, алкоголизм, наркомания. Как известно, раскрепощение нравов со временем полностью уничтожает народ, лишая его душу, как и души отдельных людей, чистоты и цельности. В первую очередь при этом страдает семья. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст предупреждал: «Когда разрушатся семьи — падут города и низвергнутся государства». Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) (+ 1918) в своих трудах отмечал: «Все человеческое общество основано на семье и в ней, как здание в фундаменте, приобретает свою прочность и устойчивость».

В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» -
документ, отражающий общецерковную позицию в области взаимодействия с государственной властью, современным обществом по всем ключевым направлениям. Проблематика христианского социального служения в совершенно новых исторических условиях нашла отражение в таких разделах документа, как «Церковь и государство» (Разд. III), «Труд и его плоды» (Разд. VI), «Собственность» (Разд. VII), «Здоровье личности и народа» (Разд. XI).

В 1991 г. при Священном Синоде Русской Православной Церкви был создан Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, координирующий общецерковную деятельность данного направления.

Масштабы возрождения церковной жизни требовали особого целостного осмысления и регламентации стремительно развивающейся социальной деятельности, что нашло отражение в целом ряде Патриарших обращений к полноте Русской Православной Церкви последних лет.

4 февраля 2011 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», в котором были изложены богословские основания социального служения и систематизирована реальная многогранная деятельность в этой области.

«Социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10:30–37). <…> Милосердное служение помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней — самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели», — говорится в преамбуле.

Предварительное обсуждение этого важного документа проходило не только в рамках масштабного общецерковного совещательного органа — Межсоборного присутствия, но и на уровне епархий Русской Православной Церкви. В итоге были сформулированы принципы организации социального служения на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.

Таким образом, масштабное открытое социальное служение в настоящее время осуществляется всей полнотой Церкви, в том числе в виде решений Собора, которые затем воплощаются на местах в епархиях под непосредственным руководством правящих епископов. «Собор единогласно принял решение, что социальная работа в Церкви должна осуществляться строго в соответствии с принимаемыми церковными документами и быть обязательной для всей Церкви. Это постановление отталкивалось от соборной традиции многовековой давности. Может быть, место социальной работы в жизни Русской Православной Церкви никогда не определялось так ясно и конкретно, но мы знаем, что Церковь наша всегда заботилась о нуждающихся, о болящих, об одиноких, об инвалидах, о заключенных. И это было частью общецерковных трудов, к которым призывается каждый верующий, — не по должности, не по положению, не по указанию Священноначалия, а по ясному требованию Самого Христа Спасителя, ибо именно совершением добрых дел, как свидетельствует Евангелие, и связано оправдание или осуждение людей в вечности», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем слове перед открытием II Общецерковного съезда по социальному служению 9 июля 2012 года.

Хочу отметить, что все, без исключения, инициативы и рекомендации, отраженные в решениях архиерейских соборов и прочих документах высшей церковной власти, усилиями правящих епископов восплощались в жизнь на местах, в том числе в нашей Московской епархии, окормляющей Подмосковный регион, в котором проживает более 7 миллионов жителей.

Координацией социальной работы Московской епархии занимается Епархиальный отдел по благотворительности и социальному служению, который в 2013 году отметил 15-летие со дня своего образования. Деятельность Отдела, аккумулировавшего за годы плодотворной работы опыт разнообразных форм и видов служений, регламентируется «Положением об Отделе». Административную структуру возглавляет председатель, который осуществляет постоянное взаимодействие с клириками, ответственными за социальное служение в каждом церковном округе — благочинии. Деятельность Отдела отражена, кроме официального сайта Московской епархии, на специализированном интернет-сайте.

Привлечение клириков и мирян к практическим делам милосердия реализуется в Московской епархии через их участие в работе Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению, регулярных благотворительных акций и мероприятий, а также разносторонней социальной деятельности приходов и монастырей. Среди епархиальных акций, начиная с Рождественских и Пасхальных праздников, можно отметить такие, как «Согреем детские сердца», приуроченную к национальному празднику 4 ноября — Дню народного единства, акции ко «Дню пожилого человека», «Дню социального работника», «Дню семьи» и др. На протяжении многих лет повсеместно священнослужители наших храмов являются активными участниками социальных программ, направленных на оказание помощи нуждающимся, а также вышеупомянутых акций-мероприятий как регионального, так и местного уровня.

Акция «Согреем детские сердца» является наиболее успешным и в своем роде показательным социальным проектом Московской епархии, привлекающим наибольшее число участников. Фактически каждый приход становится во время ее проведения центром оказания всесторонней помощи тысячам детей-сирот, нуждающихся во всеобщей помощи и поддержке.

Социальная деятельность приходов и монастырей Московской епархии основывается на материальной базе, которая образуется путем аккумуляции пожертвований прихожан, религиозных и светских организаций, а также средств из отчислений на благотворительность от каждого храма или обители в благотворительных фондах собственно Московской епархии и ее благочиннических округов.

Церковь и общество стараются объединять свои усилия в деле борьбы с сиротством. В ряде церковных округов налажены контакты священнослужителей с государственными органами опеки и попечительства — осуществляется регулярное консультирование, проводятся беседы с представителями органов опеки, организуются паломнические поездки для сотрудников учреждений.

Попечительские советы в Московской епархии действуют в церковных приютах, данное направление продолжает свое развитие.

Далеко за пределами Московского региона известен действующий в течение двух десятков лет приют «Никита» при Никитской церкви села Бывалино Павлово-Посадского района. В нем проживает несколько десятков детей в возрасте от нескольких месяцев до 14 лет, а также подростки от 14 до 18 лет. Приют растет, в этом году из фонда Московской епархии были выделены средства на строительство нового корпуса. В приходе действует гостиница для беременных, и попавших в трудную жизненную ситуацию родителей с детьми. Настоятель и его помощники с радостью делятся накопленным опытом, принимают гостей, паломников, проводят на базе социального центра психолого-педагогические семинары.

В России, как и, некоторых других странах, наблюдается демографический кризис. Для поиска выхода из этой ситуации немалые усилия предпринимаются на уровне государства и Церкви. Духовенство Московской епархии своим примером показывает ценность большой семьи, где воспитывается, порой до десяти детей.

На сегодняшний день в нашей епархии насчитывается 447 многодетных семей священно-
служителей. В некоторых священнических семьях Подмосковья воспитываются и приемные дети. В большинстве случаев уже многодетная священническая семья берет на воспитание еще одного, двух или даже трех детей.

Число семей многодетных или где воспитываются усыновленные и удочеренные дети растет и среди других жителей Подмосковья. Например, в Талдомском районе был упразднен целый детский дом «Надежда», так как горожане при активном участии Церкви взяли в свои семьи всех проживавших там детей.

Чадам Церкви постоянно разъясняется значение благотворительности как особого душеполезного духовного поприща. Это осуществляется не только в рамках церковной проповеди, но и в процессе проведения масштабных благотворительных мероприятий, в том числе и в соработничестве с государственными структурами. Важно учитывать, что Церковь не имеет возможности подменить собой систему социального обеспечения, но, взаимодействуя с властью, одухотворяет благотворительную деятельность государства.

В Московской епархии проводятся и епархиальные целевые денежные сборы для оказания помощи нуждающимся не только в России, но и за рубежом, причем независимо от их религиозной принадлежности. Среди последних проведенных акций можно указать на следующие:

— оказание помощи пострадавшим в результате военного конфликта жителям Южной Осетии в 2008 г.;

— оказание помощи населению Подмосковья и других регионов России с целью ликвидации последствий от природных пожаров в 2010 г.;

— оказание помощи пострадавшим в результате землетрясения и цунами в Японии в 2011 году;

— помощь оставшимся без крова и бедствующим жителям Краснодарского края на Юге России после наводнения в 2012 г.;

— оказание помощи пострадавшему в ходе военных действий народу Сирии в 2013 г.;

— а также помощь бедствующим при навод-
нении на Дальнем Востоке в 2013 г.

На значение подобных акций указывает Святейший Патриарх Кирилл: «Совершение добрых дел превращает людей, не знающих друг друга, отдаленных друг от друга, в ближних. Ради чужого человека тяжело чем-то жертвовать, а вот ради ближнего пожертвовать уже можно. Но ближний познается не по родословной, не по записям в паспорте, а по опыту жизни. Когда мы делаем друг другу добро, мы становимся ближними, а ради ближнего можно сделать очень многое. Что же означает, когда люди, не являясь родственниками и даже знакомыми, начинают делать друг другу добро? Это означает, что общество становится солидарным, объединяясь вокруг скорби каких-то людей».

Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Московской епархии с Министерством социальной защиты населения Московской области заключено в 2002 году, а подобное Соглашение с Федеральной службой исполнения наказаний по Московской области — в 2001 году. Аналогичное взаимодействие с государственными учреждениями соцзащиты систематически осуществляется на благочинническом и приходском уровнях. Общий контроль при этом осуществляется Епархиальным отделом по благотворительности и социальному служению.

Исходя из многолетнего опыта сотрудничества Московской епархии и практически всех государственных социальных учреждений Подмосковья, необходимо отметить повсеместное стремление к соработничеству наших священнослужителей с сотрудниками данных учреждений путем проведения духовно-просветительской работы, организации паломнических поездок, совместных конференций и семинаров, темами которых являются обсуждения форм, результатов и перспектив нашей совместной работы в деле оказания помощи социально незащищенным категориям граждан в городах Московской области.

В частности, работники государственных социальных учреждений, в большинстве своем на безвозмездной основе, трудятся и в наших детских церковных приютах, группах воскресных школ для детей-инвалидов, благотворительных детских летних лагерях. Штатные сотрудники епархиальных социальных учреждений имеются во всех таких учреждениях, причем в каждом из детских приютов и церковных богаделен штатными в обязательном порядке являются несколько (от 2 до 20) разнопрофильных социальных работников, педагогов и представителей медицинского персонала.

Новаторской разработкой Епархиального отдела стали карты социальной работы приходов благочиний нашей епархии, позволяющие оптимально распределить обязанности приходов при реализации социального служения. Такие карты имеются абсолютно во всех благочиннических округах епархии.

Широко практикуется привлечение учащихся духовных учебных заведений и воскресных школ к социальной работе. Например, учащиеся епархиальной Коломенской православной духовной семинарии опекают престарелых и инвалидов на дому.

Ежегодное расширение социальной сферы деятельности Церкви привело к необходимости введения в штате прихода должности социального работника, обязанностью которого является организация и координация социального служения на приходе. В настоящее время на базе семинарии организован двухгодичный курс обучения приходских социальных работников из числа священнослужителей и мирян. В 2013 году состоялся первый выпуск Епархиальных миссионерско-катехизаторских курсов, действующих на базе Коломенской православной духовной семинарии. Продолжение деятельности миссионерско-катехизаторских курсов, а также сотрудничество с государственными социальными учреждениями обеспечивает регулярное пополнение штата приходов Московской епархии специалистами по социальной работе для более эффективного осуществления социального служения на приходах.

Особо стоит отметить попечение о людях, оказавшихся в местах лишения свободы. Во всех колониях в Подмосковье и в следственных изоляторах еженедельно проходят встречи подследственных, осужденных и сотрудников с духовенством. На территории тюрем находятся храмы и молельные комнаты для духовной беседы с подследственными. В тюремном служении в епархии помимо священнослужителей участвуют церковнослужители и прихожане.

Продолжается работа священнослужителей в Общественной наблюдательной комиссии Московской области по соблюдению прав человека в местах ограничения свободы. Клирики епархии, являющиеся членами комиссии, ежемесячно участвуют в комиссиях по оценке степени исправления осужденных в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, а также в проведении круглых столов и семинаров по различным темам, связанным с соблюдением прав и улучшением содержания подследственных и осужденных.

На уровне церковных округов — благочиний межприходское сотрудничество, координацию, планирование и контроль в области социального служения осуществляют ответственные в каждом округе за данный вид церковной деятельности. Это клирики, являющиеся членами Епархиального отдела и имеющие специальную подготовку. Приходские координаторы или приходские социальные работники имеются на сегодняшний день на 472 приходах Московской епархии.

На местном уровне привлечение добровольцев в основном из числа прихожан наших храмов и обителей проводится в Московской епархии преимущественно путем повсеместных благотворительных благочиннических и приходских акций, приуроченных к церковным и государственным праздникам и датам. Примером является ежегодная акция, проводимая во Владимирском храме города Мытищи «Был в темнице, и посетили Меня», проходящая с недели о Страшном суде и на протяжении Великого поста, когда прихожане этого храма привлекаются к помощи заключенным, отбывающим наказания в различных исправительно-трудовых учреждениях, отвечая на письма осужденных, отправляя им посылки под руководством приходского центра помощи заключенным.

Важен и интересен опыт трудоустройства лиц, освободившихся из мест заключения, а также бездомных, который успешно реализуется на приходах Мытищинского и Коломенского благочиний.

Во всех церковных округах Подмосковья на протяжении последних лет совместно с органами социальной защиты проходят мероприятия, посвященные Дню семьи, любви и верности. Ярким событием этого года стало празднование Дня семьи в городе Балашихе, подготовленное администрацией города при содействии Балашихинского благочиния. Накануне праздника в центре города была организована благотворительная ярмарка изделий ручной работы и православной литературы о семье, выступили творческие коллективы города, состоялось чествование супругов, долгие годы проживших в браке, а также молодоженов и многодетных семей. В Преображенском храме города Балашихи была организована фотовыставка «Крепкая счастливая семья. Связь поколений». Возле храма был устроен информационный пункт, где все желающие могли получить консультацию по вопросам семьи.

Каждый приход Московской епархии имеет свою социальную специализацию в соответствии с реальной востребованностью того или иного направления церковной благотворительной работы в конкретном населенном пункте или районе. Объем социальной деятельности каждой церковной общины регламентируется картами социальной работы приходов благочиния. Регулярно обновляемые списки нуждающихся в помощи имеются во многих приходах нашей епархии. Соответствующая информация предоставляются нам также и местными муниципальными социальными службами. Накопленный опыт социальной миссии Православной Церкви не только систематизируется, но и находит освещение в церковных и светских средствах информации.

В Московской епархии на сегодняшний день действует 117 групп милосердия, несущих разнообразные виды служений, направленных на оказание помощи ближнему. Отрадно отметить, что данные группы милосердия включают в себя преимущественно православную молодежь, с усердием участвующую во всех видах социальной работы. Увеличение их числа является приоритетным направлением социальной работы епархии в рамках каждого прихода. Обучение волонтеров-добровольцев, несущих послушание социальной направленности на приходах, проводится под руководством настоятеля и приходского социального работника. Некоторые группы милосердия носят имена новомучеников, пострадавших за Христа в годы гонений в ХХ веке (например, «Сестричество во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы» в городе Жуковский).

В Домодедовском благочинии при храме мучеников Флора и Лавра села Ям действует «Флоро-Лаврское сестричество милосердия», деятельность которого выходит далеко за пределы благочиния. Сестры ведут активную работу в Подольском, Химкинском госпиталях и госпитале имени Бурденко, а также оказывают помощь женщинам, отказавшимся от греха детоубийства, матерям-одиночкам, многодетным семьям.

В каждом храме есть прихожане, которые по возрасту или по болезни не имеют возможности самостоятельно добираться до храма. Тем более они не имеют возможности посетить окрестные места, поклониться святыням, побывать на концертах и праздничных встречах. Огромным подспорьем в таких случаях являются храмовые автобусы, которые постепенно появляются в разных благочиниях. Ряд автобусов специально приспособлен для перевозки инвалидов.

Повсеместно в нашей епархии воспитанники воскресных школ и приходская молодежь посещают государственные социальные учреждения, окормляемые приходами. Организация праздников и концертов в социальных учреждениях, помощь в уходе за одинокими больными, посещение пожилых людей и инвалидов на дому под руководством священника или приходского социального работника — вот далеко не весь перечень мероприятий, проводимых при храмах и монастырях. Кроме помощи нуждающимся, одной из основных целей этой многогранной деятельности является воспитание юных прихожан в делах милосердия и любви к ближнему.

Ежегодно в Московской епархии организуются все новые и новые православные лагеря отдыха. Только в одном Мытищинском церковном округе в православных лагерях, действующих на благотворительной основе, в 2013 году отдохнуло около 400 детей. Летние православные выездные лагеря — это не только отдых на природе, яркие впечатления и экономия семейного бюджета. Результатом этой деятельности является осознанное вхождение в Церковь не только детей, но и их родителей.

В настоящее время на базе приходов и монастырей Московской епархии действует 1024 благотворительные столовые, 489 пунктов раздачи одежды, продуктов питания, медикаментов и предметов первой необходимости.

Еще одним видом церковной благотворительности является работа бесплатных юридических и медицинских кабинетов, действующих при ряде монастырей и приходов Московской епархии. В них нуждающиеся могут на благотворительной основе получить медицинскую, социально-психологическую и юридическую помощь.

Для лишенных слуха организуются регулярные богослужения с сурдопереводом. На территориях государственных социальных учреждений для инвалидов возводятся соответствующим образом оборудованные церковные здания.

В данном сообщении я постарался в самом общем виде рассказать о том, как в Русской Православной Церкви, и в частности в Московской епархии, в условиях возрождения церковной жизни осуществляется социально-благотворительное служение.

Мне дорога возможность выступить перед столь уважаемой аудиторией, где присутствуют люди, представляющие не прекращавшуюся на протяжении веков традицию милосердного служения ближнему.

Надеюсь, что в ходе конференции смогу узнать о многом и ознакомиться с вашим многоценным опытом благотворительной деятельности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.