Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№9-10 за 2012 год/

О направлениях работы по духовно-нравственному воспитанию

С 16 по 21 августа в Московской епархии прошло Третье общеепархиальное собрание преподавателей воскресных школ на тему «Духовно-нравственное воспитание: профилактика порочных зависимостей», организованное Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации и Методическим кабинетом при отделе. На собрании был представлен опыт работы воскресных школ в области духовно-нравственного воспитания, в частности, рассматривались имеющие в настоящее время особую актуальность вопросы профилактики разного рода порочных зависимостей — алкогольной, наркотической, табачной, игровой, компьютерной. Ниже опубликована часть материалов данного собрания.

На семинарах такого рода мы обычно делимся своим опытом в области духовно-нравственного просвещения. Опыт накоплен немалый, немало есть уже и положительных результатов. Вместе с тем, если посмотреть общую картину положения дел в этой области, нельзя не признать, что процент детей, посещающих воскресные школы, относительно общего числа учащихся общеобразовательных школ не так уж велик. Среди взрослых — еще меньше. А где же остальные? Понятно, что среди них есть люди других вероисповеданий, в том числе атеисты, есть дети и родители, которые просто не хотят себя чем-либо утруждать и т. д. Но неужели их так много? Проблема это разносторонняя и нет возможности полностью осветить ее в коротком докладе, но на одну из весьма немаловажных сторон мне хотелось бы обратить ваше внимание.

Сфера образования требует детального осмысления всех сторон образовательного процесса, одна из них — это целевая аудитория, то есть, кого мы предполагаем видеть в качестве наших учащихся. «По умолчанию» в воскресные школы мы приглашаем всех желающих. Но давайте подумаем, кто реально придет к нам в школу? Обычным условием поступления в школу является обязательное посещение богослужений, определенные формы нравственного поведения, изучение разных предметов, в частности, Закона Божиего. Давайте подумаем, в самом ли деле такое устроение школы рассчитано на всех детей? Очевидно, что в школу пойдут дети из воцерковленных, просто верующих семей, семей, где родители стараются жить в рамках нравственных норм. А если ребенок из семьи, где окружающие его родственники не особенно утруждают себя соблюдением нравственных норм, и ребенок к такому образу жизни успел привыкнуть? Понятно, что адаптироваться к режиму школы ему будет гораздо сложнее, да и его практические интересы лежат не в сфере богословия, а в более приземленной области. И если на эти вопросы не будет ответов, он, скорее всего, со школой расстанется.

Та же проблема существует и с более благополучными детьми, только они какое-то время учатся, а затем, подрастая до старшего школьного возраста, а то и раньше, нередко школу покидают. Давайте подумаем, что означает для подростка уход из школы не как выпускника, а как беглеца. Разочарование в учебном процессе? Потеря интереса к духовным вопросам? Разочарование в Православии? Вопросы, прямо скажем, серьезные. Эта тема уже неоднократно поднималась на конференциях и семинарах, проговаривались и причины этого явления. На одной из них — степени актуальности знаний, которые мы даем детям, мне еще раз хотелось бы остановиться.

На эту тему меня в очередной раз заставил задуматься один из разговоров с дочерью, из которого выяснилось, что она не помнит некоторых вещей, которые она наверняка учила и в воскресной школе, и на уроках ОПК в общеобразовательной школе. Учила серьезно, иначе не поехала бы как призер конкурса по ОПК на Святую Землю. Почему знания забылись — при всей их богословской значимости? Видимо, в конкретной жизни они для детей далеко не всегда актуальны. Вместе с тем, каждый ребенок живет в своем мире, который ставит перед ними массу вопросов, вызовов, проблем на которые он, как правило, по-своему ищет ответы и готов при внимательном, заинтересованном подходе эти вопросы обсуждать. Когда порой приходится слышать, что наше подрастающее поколение — потерянное поколение, с этим никак не могу согласиться. Просто нужно понять их проблемы и найти язык, на котором с ними нужно разговаривать.

Давайте попробуем оглядеться и понять, что занимает, что интересно, что, в конечном итоге воспитывает наших детей.

На первое место я бы поставил современное песенное творчество. Кто из детей, в том числе и воцерковленных, не имеет того или иного рода плеер и не посвящает значительную часть времени прослушиванию популярной музыки? Я не хочу сказать, что все это плохо, но ведь это целый мир со своими, далеко не всегда совпадающими с христианскими нормами законами, который в немалой степени формирует мировоззрение детей. В качестве примера приведу песню, популярную у определенной части подростков (к их чести нужно сказать — популярную не у всех). Главный герой песни — выпускник, он дружил с девушкой, но на выпускном вечере она стала танцевать с другим. О том, какой выход в этой ситуации нашел главный герой, поется в припеве: «Аттестат в крови, по бокам — конвой. А меня везут под сирены вой…» Надо думать, для почитателей этой песни — это героика наших дней. И если мы имеем возможность заниматься с детьми в среднем несколько часов в неделю, то музыке, в большинстве случаев, предоставляются гораздо большие возможности и в плане времени, и, нередко, в отношении авторитета. Ведь одно дело — преподаватель воскресной школы, если даже он и священник, и совсем другое — известный и популярный во всем мире певец. И если мы можем сказать о безнравственном поступке главного героя один раз в неделю, плеер, если песня понравится, может сказать прямо противоположное сто раз. Заглянуть в эту столь актуальную для подрастающего поколения сферу делаются в настоящее время только робкие попытки.

Рядом с музыкой я бы поставил компьютер с практически неограниченной возможностью доступа к любого вида информации, социальными сетями, компьютерными играми. В какие виртуальные дали с помощью интернета забираются наши дети, какого рода содержанием заполняют их души социальные сети, игры, мы, взрослые, порой и не подозреваем. Я хочу подчеркнуть, что не выступаю против компьютера как такового, лишь хочу обратить внимание на то, что процесс доступа к интернет-пространству, а значит, и значительная составляющая формирования душ детей стала фактически неконтролируемой.

Теперь о порочных зависимостях — алкоголе, наркотиках, табаке, которые в нашей стране приобрели угрожающие размеры. С одной стороны, есть понимание того, что алкоголизм, например, дело пагубное. С другой стороны, в обществе сформировалась практически однозначная установка — без алкоголя праздника, значительных событий в жизни человека быть не может. Поэтому психологи получили достаточно ожидаемый результат, когда проводили эксперимент в детском саду. Детям предложили поиграть в праздник. Они сели за стол, взяли стаканы, стали чокаться, а затем — имитировать поведение нетрезвого человека. Такая установка на алкоголь формируется уже в дошкольном возрасте! О результатах такого положения дел говорит статистика. По данным Роспотребнадзора, более половины школьников от 11 до 18 лет постоянно употребляют алкоголь. Поэтому не удивительны такие случаи. Несколько лет назад незадолго до выпускного вечера разговаривал с классным руководителем выпускного класса. Она посетовала, что некуда пойти ночью с выпускниками. Предложил прийти в храм, подняться на колокольню встречать рассвет. Она отказалась из-за опасений, что подвыпившие выпускники попадают с колокольни.

Похожая ситуация и в отношении наркотиков и курения. Некоторое время назад мне пришлось беседовать с одной девушкой — москвичкой, которая рассказала мне о существующих в их районе молодежных группировках. Она принадлежала не к худшей их них, но в ее группировке был такой «внутренний этикет». Если идешь на дискотеку, нужно или «подкуриться», или принять наркотическую таблетку. Эта девушка в то время ходила в храм.

Есть еще и множество других проблем. Это и СМИ с порой далеко не нравственным содержанием, и мода, в старших классах — вопросы нравственных рамок взаимоотношений юношей и девушек. К сожалению, достаточно востребована у старшеклассников тема абортов, о чем, как говорят опытные преподаватели, необходимо говорить, начиная с 7 — 8 классов, и другие проблемы.

В целом ситуацию можно, думаю, охарактеризовать так: дети живут на поле боя, где ежечасно, ежеминутно ведется борьба за их бессмертные души. И жизненно необходимо научить их видеть опасности этого мира, дать им знания и опыт противостояния мутному потоку бездуховности, опыт общения, а порой и выживания в социальной среде, живущей по отличным от духовных норм законам.

Что мы в этой ситуации предпринимаем и еще можем предпринять? С одной стороны, несомненно, это традиционные формы работы, реализуемые в воскресных школах, которые дают немалый положительный результат. Подтверждение этому то, что при хорошей организации работы воскресной школы дети с удовольствием занимаются, посещают кружки, участвуют в разного рода мероприятиях. Однако, с другой стороны, мне вспоминается такой случай. В свое время я был участником мероприятия «Славянский ход» в Ханты-Мансийском округе, одной из задач которого было миссионерство. И когда один из священников на отчетном собрании с удовлетворением рассказал, сколько десятков представителей местного населения — хантов и манси — удалось крестить, одна из присутствовавших на собрании представительниц хантов на это сказала примерно следующее. Не стоит обольщаться тем, что они с удовольствием принимают крещение. Да, они почитают православных священников, вместе с ним — и местного шамана, они ставят полученные от миссионеров иконки в святом углу, но не расстаются и со священным лабазом, где находятся их местные «боги».

Не получается ли порой так же и у нас, когда с удовольствием позанимавшись в воскресной школе, дети спешат к своему «лабазу» — компьютеру, глянцевым журналам, рок-кумирам?

Суть практикуемых методик по духовно-нравственному воспитанию в воскресных школах большей частью сводится к следующему. Первое — показать и детям, и взрослым, что «у нас» — лучше, спасительнее, интереснее, чем «в миру». «У нас» — службы, занятия, мероприятия, походы. Я бы назвал эту методику «перетягиванием каната», то есть практически не выходя на «поле боя», не углубляясь в окружающие учащихся проблемы, методика предполагает раскрытие сути православия, его красоты и силы, в лучшем случае — с комментариями по поводу существующих проблем. В этом, собственно говоря, суть второй разновидности методик — когда учащихся в конечном итоге ставят перед фактом: рассматриваемые проблемы (наркомания, алкоголизм, компьютерная зависимость и т. д.) — это плохо, этим заниматься нельзя. Но как же быть конкретному учащемуся, если он узнал, что это — плохо, а ему это нравится, если это нравится его друзьям и сверстникам? Как ему вести себя с окружающими, если он вдруг решится жить не как все и станет «белой вороной»? А это, конечно, лишь малая часть вопросов, с которой сталкивается современный ученик. Много ли у нас учебных заведений, где на эти вопросы хотя бы пытаются найти ответы? Результатом такого воспитательного процесса могут стать оставшиеся у ребенка неразрешенными духовно-нравственные проблемы и «головное знание», немалая часть которого со временем с большой долей вероятности забудется.

Я ни в коем случае не имею в виду, что применяемые в настоящее время методики мало результативны и от них нужно отказаться. Я хочу сказать, что нам необходимо увидеть проблемы и подрастающего поколения, и людей взрослых, увидеть мир со всеми его проблемами и приложить усилия к тому, чтобы учащиеся в этом непростом мире могли в любых ситуациях находить дороги, ведущие к Богу. Этим мы можем существенно повысить воспитательный потенциал существующих методик.

Таким образом, нужно:

— определить круг основных современных проблем;

— осмыслить, разобраться в них, найти возможные пути их решения;

— разработать методики работы по каждому направлению;

— провести апробацию разработанных методик.

К сожалению, эта работа в настоящее время находится лишь на начальной стадии.

В заключение приведу отзыв одной учительницы, имеющей многолетний опыт преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности, на присланную для рецензирования программу. Она сказала примерно следующее. В программе хороший подбор материала, построена она методически грамотно. К автору программы есть только один вопрос — когда он последний раз видел живого ребенка?

Дай Бог, чтобы наши усилия подуховно-нравственному воспитанию были направлены на работу с живыми людьми.

Протоиерей Виктор Дорофеев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.