30 октября в Доме культуры
В Павловский Посад съехались представители благочиний Московской епархии и руководители муниципальных отделов образования Московской области. В фойе участники смогли ознакомиться с выставкой детского творчества и прикладного искусства, организованной Домом детского творчества Павловского Посада.
Прибывших на открытие чтений митрополита Ювеналия и министра образования Правительства Московской области
Перед началом заседания митрополит Ювеналий и министр образования
В начале торжественного заседания был пропет тропарь праздника Рождества Христова, который исполнил сводный хор воспитанников воскресной школы и церковного хора Вознесенского храма Павловского Посада. Заседание открыли приветственными словами депутат Государственной Думы РФ
С размышлениями о путях развития образования и
По данным мониторинга в Московской области:
— предметы культурологического цикла преподаются в 1145 школах (увеличение на 12,1% по сравнению с 2010 г.), для 91 тысячи 900 обучающихся (увеличение — на 15,6%);
— продолжается преподавание в учреждениях начального и среднего профессионального образования (106 учреждений, что составляет 89% от всех учреждений НПО и СПО) для 12 тысяч обучающихся;
— увеличилось до 109 число учреждений дополнительного образования, в которых ведутся занятия культурологического направления для 24 тысяч воспитанников;
— знакомство с религией для самых маленьких организовано в четырехстах тридцати дошкольных образовательных учреждениях Московской области для 27 тысяч воспитанников.
Сегодня
—
1000 экз;
—
— пособие для дошкольников и младших школьников, экспериментальный
5000 экз.;
— для организации работы в начальной школе издается методический сборник «Введение в „Добрые дела“ в рамках
Ввиду большой востребованности перечисленных пособий в образовательных учреждениях Московской области мы предполагаем в 2012 г. продолжить их издание.
Ежегодно к областному открытому уроку издаются книги для детей, юношества и родителей.
В 2007 г. изданы книги «История Родного слова. От Кирилла и Мефодия до наших дней» и «Сказ о Кирилле и Мефодии», автор
В 2008 г. издана книга для семейного чтения «Отчий дом», автор
В 2009 г. издана книга для юношества «Наследие веков живое», автор
В 2010 г. издана книга «Просветители», автор
В 2011 г. в связи с большой востребованностью переиздана книга «Сказ о Кирилле и Мефодии», автор
Большое внимание уделяется подготовке педагогов, повышению квалификации педагогов в области
— определены базовые учебные учреждения высшего профессионального образования Московской области по проведению курсовой подготовки в рамках повышения квалификации педагогических работников;
— разработаны программы подготовки учителей — «
— в 2010 г. разработаны программы по повышению квалификации для педагогов учреждений среднего и начального профессионального образования;
— разработана и реализуется с октября 2011 г. для первых 150 человек программа подготовки воспитателей ДОУ.
Курсы повышения квалификации ведутся на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, в настоящее время подготовку прошли более 1950 человек.
В 2011–2012 учебном году будет продолжено обучение педагогов школ на базе
На базе
Работа с детьми в рамках
О признании такого рода деятельности говорят итоги ежегодного Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». Победителями конкурса в свое время
были
В этом году в Костроме в сентябре 2011 г. в рамках образовательных чтений Центрального федерального округа на тему: «Нравственные ценности — основа образования и воспитания» состоялось награждение победителей окружного этапа Всероссийского конкурса по Центральному федеральному округу.
Победителями от Московской области стали:
— 1 место: Захарова Лариса Александровна, директор воскресной школы «Вертоград» при
— 3 место: Щекина Елена Исааковна, учитель русского языка и литературы, духовной культуры, МОУ Дмитровская СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов, Дмитровский м. р.;
— победитель в номинации «Лучший издательский проект» — Миронова Людмила Григорьевна, заведующая библиотекой, педагог дополнительного образования, МОУ Каменская СОШ, Дмитровский м. р.;
— педагоги
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации
2 августа 2009 г. №
Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий, отметивший необходимость продолжения совместной работы Церкви и школы для формирования
Настоятель храма великомученика Никиты деревни Бывалино, духовник и попечитель негосударственного учреждения социального обслуживания «Детский корпус Никита» игумен Амвросий (Шевчук) в своем выступлении рассказал о работе с молодежью. Программа работы прихода включает в себя большое количество миссионерских,
Директор средней школы № 23 города Сергиева Посада
Заседание завершилось выступлением фольклорного коллектива «Рябинушка» города Электрогорска.
Выступление митрополита Ювеналия
на открытии чтений
Дорогая Лидия Николаевна, уважаемый Андрей Юрьевич,
возлюбленные отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую вас на открытии Девятых подмосковных Рождественских образовательных чтений. Этот форум за минувшие годы стал неотъемлемой частью
Следует признать, что возможности для приобщения учащихся разных возрастов к знаниям о православии появились относительно недавно. Договору о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области в этом году исполнилось десять лет. Мы этому очень радуемся, но не можем забывать о том, что педагогам, преподающим
Издревле воспитание почиталось непременной обязанностью родителей, а его отсутствие — позорным обстоятельством, ведущим к пагубным последствиям для общества. Священное Писание наставляет: «Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. При умножении нечестивых умножается беззаконие» (Прит. 29:15, 16). К счастью, в настоящее время мы имеем возможность, хотя и не в тех масштабах, в каких было бы необходимо, помогать семье в воспитании подрастающего поколения на основе традиционных духовных ценностей. Такая деятельность востребована.
Приведу вам пример из церковной жизни, который свидетельствует о наличии позитивных перемен в нашем обществе, о росте интереса людей к своим православным корням. Относительно недавно введена практика обязательных катехизаторских бесед со взрослыми крещаемыми, а также родителями и восприемниками младенцев. Когда было принято такое решение, кое у кого возникало опасение, что данное нововведение будет воспринято людьми как принуждение. Действительность же показала, что подавляющее большинство людей с интересом и благодарностью посещают собеседования, используя представляющуюся возможность, чтобы больше узнать о православии.
В определенной степени это является следствием и наших совместных просветительских усилий. Если просто перечислить по пунктам ежегодно осуществляемую программу
Говоря о минувших годах, следует признать, что мы отчасти были увлечены максимальным расширением сферы нашего взаимодействия. Иными словами, речь шла о количестве, — теперь настало время сосредоточить внимание на качестве. Изучение православия, вне зависимости от возраста человека, прежде всего обращено к его душе. Значит, здесь не может быть никакой поверхностности, примитивизации, равнодушия. Ведь урок, посвященный самым возвышенным истинам, может не достичь своей цели, если педагог будет подходить к своей задаче формально, скажу больше, безответственно.
Здесь мы подходим к важнейшему вопросу, касающемуся фундаментального значения преподавания
В мире много боли, несправедливости, страдания. А в Евангелии Господь призывает: накормите голодного, напоите жаждущего, оденьте раздетого, позаботьтесь о больном, имейте попечение о заключенном в темницу. Делайте это так, как будто для Меня делаете, и Я благословлю вас и ваши труды (см.: Мф. 25:31–46). Вот что мы противопоставляем присутствию изощренной жестокости и насилия. Истины, изреченные Спасителем, вечны, они не теряют своего значения и сегодня. Когда мы изучаем Священное Писание, то знакомимся не только с изложенными там историческими событиями, но и постигаем Божественные заповеди, касающиеся жизни человеческой души.
Это особый, очень важный аспект просветительской деятельности, имеющий своей целью формирование нравственных устоев. Мне в этом плане очень нравятся учебные пособия доктора педагогических наук, профессора, руководителя
Все сказанное нисколько не противоречит культурологическому предназначению
В заключение по традиции предлагаю для обсуждения тему будущих Х Московских областных Рождественских образовательных чтений 2012 года — «Возрождение через просвещение». Когда мы говорим о возрождении, то имеем в виду возвращение общества к традиционным
Хочу от всей души поблагодарить тружеников светского и церковного образования за ваши самоотверженные труды, пожелать новых успехов и свершений, здоровья и счастья. Божие благословение да пребывает со всеми вами!