Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2011 год/

Открытие IX Московских областных Рождественских образовательных чтений

30 октября в Доме культуры «Павлово-Покровский» города Павловский Посад состоялось открытие IX Московских областных Рождественских образовательных чтений «Через просвещение к нравственности».

В Павловский Посад съехались представители благочиний Московской епархии и руководители муниципальных отделов образования Московской области. В фойе участники смогли ознакомиться с выставкой детского творчества и прикладного искусства, организованной Домом детского творчества Павловского Посада.

Прибывших на открытие чтений митрополита Ювеналия и министра образования Правительства Московской области Л. Н. Антонову встречали глава Павлово-Посадского района А. Ю. Лютоев и глава городского поселения Павловский Посад В. В. Бунин. Высокие гости прошли через ряды конного эскорта почетного караула православного конно-спортивного клуба «Готфы» храма вмч. Никиты деревни Бывалино. В фойе дома культуры «Павлово-Покровский» их приветствовали хлебом-солью собственной выпечки воспитанники «Детского корпуса Никита».

Перед началом заседания митрополит Ювеналий и министр образования Л. Н. Антонова ознакомились с экспозицией Рахмановского шелкового комбината и ООО «Павлово-Посадский шелк».

В начале торжественного заседания был пропет тропарь праздника Рождества Христова, который исполнил сводный хор воспитанников воскресной школы и церковного хора Вознесенского храма Павловского Посада. Заседание открыли приветственными словами депутат Государственной Думы РФ В. Я. Пекарев и глава администрации Павлово-Посадского района А. Ю. Лютоев.

С размышлениями о путях развития образования и духовно-нравственного воспитания выступила министр образования Московской области Л. Н. Антонова, которая в своем докладе изложила проблематику нравственного воспитания, стоящую перед современной системой образования, и описала круг задач, продиктованных современностью.

По данным мониторинга в Московской области:

— предметы культурологического цикла преподаются в 1145 школах (увеличение на 12,1% по сравнению с 2010 г.), для 91 тысячи 900 обучающихся (увеличение — на 15,6%);

— продолжается преподавание в учреждениях начального и среднего профессионального образования (106 учреждений, что составляет 89% от всех учреждений НПО и СПО) для 12 тысяч обучающихся;

— увеличилось до 109 число учреждений дополнительного образования, в которых ведутся занятия культурологического направления для 24 тысяч воспитанников;

— знакомство с религией для самых маленьких организовано в четырехстах тридцати дошкольных образовательных учреждениях Московской области для 27 тысяч воспитанников.

Сегодня учебно-методическое обеспечение Московской области для ведения предметов культурологического цикла составляет целую библиотеку:

— учебно-методический комплект «Духовное краеведение Подмосковья», автор Л. Л. Шевченко (бумажная и электронная версии). 2007 г. — 62 000. экз., 2010 г. — 40 000 экз., электронная версия, 2010 г. —

1000 экз;

— учебно-методический комплект «Православная культура», автор Л. Л. Шев-ченко;

— пособие для дошкольников и младших школьников, экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор Л. Л. Шевченко. Издано в 2011 г. — 1000 экз. Планируем в этом году издать еще

5000 экз.;

— для организации работы в начальной школе издается методический сборник «Введение в „Добрые дела“ в рамках духовно-нравственного воспитания» для учителей первых классов. Планируем в 2011–2012 учебном году издать 3000 экз.

Ввиду большой востребованности перечисленных пособий в образовательных учреждениях Московской области мы предполагаем в 2012 г. продолжить их издание.

Ежегодно к областному открытому уроку издаются книги для детей, юношества и родителей.

В 2007 г. изданы книги «История Родного слова. От Кирилла и Мефодия до наших дней» и «Сказ о Кирилле и Мефодии», автор А. Б. Мазуров (5000 экз).

В 2008 г. издана книга для семейного чтения «Отчий дом», автор Л. Л. Шевченко (4000 экз).

В 2009 г. издана книга для юношества «Наследие веков живое», автор Л. Л. Шев-ченко (6000 экз.).

В 2010 г. издана книга «Просветители», автор Л. Л. Шевченко (3500 экз.).

В 2011 г. в связи с большой востребованностью переиздана книга «Сказ о Кирилле и Мефодии», автор А. Б. Мазуров (3000 экз.).

Большое внимание уделяется подготовке педагогов, повышению квалификации педагогов в области духовно-нравственного воспитания:

— определены базовые учебные учреждения высшего профессионального образования Московской области по проведению курсовой подготовки в рамках повышения квалификации педагогических работников;

— разработаны программы подготовки учителей — «Духовно-нравственная культура», «Основы православной культуры»;

— в 2010 г. разработаны программы по повышению квалификации для педагогов учреждений среднего и начального профессионального образования;

— разработана и реализуется с октября 2011 г. для первых 150 человек программа подготовки воспитателей ДОУ.

Курсы повышения квалификации ведутся на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, в настоящее время подготовку прошли более 1950 человек.

В 2011–2012 учебном году будет продолжено обучение педагогов школ на базе Духовно-просветительского центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета и Педагогической академии последипломного образования.

На базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета разработан и действует Методический кабинет «В помощь учителю духовной культуры», в котором представлен Банк педагогического опыта «Духовная культура». Материалы размещены на сайте ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»: www.mgou.ru (раздел «Наш университет», подразделы: «Культура и спорт», «Духовная жизнь», «Духовно-просветительский центр», «Методический кабинет»).

Работа с детьми в рамках духовно-нравственного воспитания не ограничивается только традиционными формами: урок, факультатив, кружок. Педагоги Московской области, реализующие в своей деятельности программы духовно-нравственного воспитания, принимают активное участие в региональном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя». Они представляют на рассмотрение конкурсной комиссии свои творческие проекты, материалы, программы и методики.

О признании такого рода деятельности говорят итоги ежегодного Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». Победителями конкурса в свое время

были Л. Л. Шевченко, педагоги О. В. Чуб, А. В. Аркадьева, С. А. Щелкунова, И. Е. Истомина.

В этом году в Костроме в сентябре 2011 г. в рамках образовательных чтений Центрального федерального округа на тему: «Нравственные ценности — основа образования и воспитания» состоялось награждение победителей окружного этапа Всероссийского конкурса по Центральному федеральному округу.

Победителями от Московской области стали:

— 1 место: Захарова Лариса Александровна, директор воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме города Пущино;

— 3 место: Щекина Елена Исааковна, учитель русского языка и литературы, духовной культуры, МОУ Дмитровская СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов, Дмитровский м. р.;

— победитель в номинации «Лучший издательский проект» — Миронова Людмила Григорьевна, заведующая библиотекой, педагог дополнительного образования, МОУ Каменская СОШ, Дмитровский м. р.;

— педагоги Сергиево-Посадского района определены победителями в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»: авторский коллектив школы № 23, Сухов Вячеслав Григорьевич, директор физико-математического лицея.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от

2 августа 2009 г. № ПР-2009 принято решение в Московской области о введении в 2012 г. курса «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертой четверти 2011/2012 учебного года для обучающихся всех 4-х классов и в первой четверти 2012/2013 учебного года для обучающихся 5-х классов Московской области.

Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий, отметивший необходимость продолжения совместной работы Церкви и школы для формирования нравственно-цельного человека через просвещение в свете христианских традиций.

Настоятель храма великомученика Никиты деревни Бывалино, духовник и попечитель негосударственного учреждения социального обслуживания «Детский корпус Никита» игумен Амвросий (Шевчук) в своем выступлении рассказал о работе с молодежью. Программа работы прихода включает в себя большое количество миссионерских, культурно-просветительских, военно-патриотических и духовно-нравственных воспитательных мероприятий.

Директор средней школы № 23 города Сергиева Посада И. Е. Журавлева выступила с докладом о разработанных педагогическим коллективом школы в сотрудничестве с Сергиево-Посадским благочинием методах преподавания предметов духовно-нравственного цикла и психологической поддержки школьников.

Заседание завершилось выступлением фольклорного коллектива «Рябинушка» города Электрогорска.

Выступление митрополита Ювеналия
на открытии чтений

Дорогая Лидия Николаевна, уважаемый Андрей Юрьевич,
возлюбленные отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на открытии Девятых подмосковных Рождественских образовательных чтений. Этот форум за минувшие годы стал неотъемлемой частью культурно-образовательной жизни нашего региона, что, конечно, очень нас радует. Мы имеем возможность обсудить результаты церковно-школьного взаимодействия на ниве просвещения и наметить планы на будущее. В этот раз тема Рождественских чтений «Через просвещение к нравственности» обращает наше внимание на воспитательную составляющую образовательного процесса.

Следует признать, что возможности для приобщения учащихся разных возрастов к знаниям о православии появились относительно недавно. Договору о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области в этом году исполнилось десять лет. Мы этому очень радуемся, но не можем забывать о том, что педагогам, преподающим духовно-нравственные дисциплины, доводится работать в очень трудных условиях, ведь сказывается наследие десятилетий господства атеистической идеологии. В такой обстановке требуется много сердечного усердия, добра души, искусства и такта учителя, чтобы открыть и перед детьми, а косвенно и их родителями, правду о том, что жизнь человека не имеет смысла без любви и жертвенности, без надежды и благочестия.

Издревле воспитание почиталось непременной обязанностью родителей, а его отсутствие — позорным обстоятельством, ведущим к пагубным последствиям для общества. Священное Писание наставляет: «Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. При умножении нечестивых умножается беззаконие» (Прит. 29:15, 16). К счастью, в настоящее время мы имеем возможность, хотя и не в тех масштабах, в каких было бы необходимо, помогать семье в воспитании подрастающего поколения на основе традиционных духовных ценностей. Такая деятельность востребована.

Приведу вам пример из церковной жизни, который свидетельствует о наличии позитивных перемен в нашем обществе, о росте интереса людей к своим православным корням. Относительно недавно введена практика обязательных катехизаторских бесед со взрослыми крещаемыми, а также родителями и восприемниками младенцев. Когда было принято такое решение, кое у кого возникало опасение, что данное нововведение будет воспринято людьми как принуждение. Действительность же показала, что подавляющее большинство людей с интересом и благодарностью посещают собеседования, используя представляющуюся возможность, чтобы больше узнать о православии.

В определенной степени это является следствием и наших совместных просветительских усилий. Если просто перечислить по пунктам ежегодно осуществляемую программу церковно-школьного взаимодействия в Московской области, то можно увидеть, что духовное просветительство, ориентированное также и на воспитание нравственности, стало объективно значимым фактором общественной жизни региона. За это особая благодарность нашему губернатору Борису Всеволодовичу, показывающему на протяжении многих лет доброжелательное отношение к духовному возрождению Подмосковья. И конечно, у главы области есть удивительно деятельная и уникально творческая соработница, министр образования Лидия Николаевна, которая никогда не останавливается на достигнутом, постоянно выдвигая новые идеи и проекты. Но было бы, конечно, заблуждением считать, что без участия огромных педагогических коллективов и усердия наших священнослужителей можно было бы достичь реальных перемен в деле духовно-нравственного образования и воспитания.

Говоря о минувших годах, следует признать, что мы отчасти были увлечены максимальным расширением сферы нашего взаимодействия. Иными словами, речь шла о количестве, — теперь настало время сосредоточить внимание на качестве. Изучение православия, вне зависимости от возраста человека, прежде всего обращено к его душе. Значит, здесь не может быть никакой поверхностности, примитивизации, равнодушия. Ведь урок, посвященный самым возвышенным истинам, может не достичь своей цели, если педагог будет подходить к своей задаче формально, скажу больше, безответственно.

Здесь мы подходим к важнейшему вопросу, касающемуся фундаментального значения преподавания духовно-нравственных дисциплин. На всех трибунах неоднократно провозглашалось и продолжает заявляться, что все эти предметы имеют четко определенный культурологический характер. С этим никто не спорит. Но нельзя закрывать глаза на то, что и памятники письменности, и иконопись, и храмовая архитектура, и церковное пение, будучи неотъемлемой частью отечественной культуры, возникли как внешнее проявление религиозной жизни нашего народа на протяжении тысячи лет. Это молитва в камне, в красках, в звуке, в слове. Вдохновляясь евангельским учением, люди прошлого создавали нашу страну, защищали и развивали ее, созидали великую культуру, устраивали общественную, семейную и личную жизнь. От этого нельзя отвернуться, сделав вид, что не замечаешь многовековых основ жизни нашего народа, а сосредоточиваешься только на внешних формах. Ведь в центре всего этого — культура сердца, культура любви. Объясню на примере, что имею в виду.

В мире много боли, несправедливости, страдания. А в Евангелии Господь призывает: накормите голодного, напоите жаждущего, оденьте раздетого, позаботьтесь о больном, имейте попечение о заключенном в темницу. Делайте это так, как будто для Меня делаете, и Я благословлю вас и ваши труды (см.: Мф. 25:31–46). Вот что мы противопоставляем присутствию изощренной жестокости и насилия. Истины, изреченные Спасителем, вечны, они не теряют своего значения и сегодня. Когда мы изучаем Священное Писание, то знакомимся не только с изложенными там историческими событиями, но и постигаем Божественные заповеди, касающиеся жизни человеческой души.

Это особый, очень важный аспект просветительской деятельности, имеющий своей целью формирование нравственных устоев. Мне в этом плане очень нравятся учебные пособия доктора педагогических наук, профессора, руководителя Духовно-просветительского культурного центра имени святых Кирилла и Мефодия Людмилы Леонидовны Шевченко. Они ориентированы на то, чтобы через изучение основ православной культуры непосредственно обращаться к сердцу ребенка. Задача сложная для педагога. В современном мире люди подчас или боятся, или не умеют говорить о своих чувствах и внутренних переживаниях, а без этого нельзя обойтись при изучении Евангелия. Читая эту великую книгу, дети встречаются со святостью, благочестием, любовью, милосердием, добротой, заботой, состраданием, с одной стороны, — и завистью, подозрительностью, ненавистью, ложью, обманом, несправедливостью и убийством — с другой. Как не обсудить все эти явления в жизни человеческого общества, тем более, что они характерны для всех эпох? В этом и заключается уникальная воспитательная миссия Евангелия, его обращенность непосредственно к человеческому сердцу, которая должна обязательно быть осмыслена и освоена современной школой. Тогда просвещение будет не сухой записью в школьном журнале, а станет благодатным сеянием на возделанной почве и принесет плод сторицей (см.: Лк. 8). Иными словами, просвещение будет формировать нравственность.

Все сказанное нисколько не противоречит культурологическому предназначению духовно-нравственных предметов в детских садах, в средних школах и профессионально-технических образовательных учреждениях. Я имею в виду идеальное понимание культуры как сферы прекрасного, а не безобразного. Мы, церковные люди, всегда будем стремиться к тому, чтобы дети и юношество приходили к православной вере и укреплялись в ней, усваивали уроки любви и добра. Уверен, что церковно-школьное соработничество способствует этому полезному для народа и Отечества делу.

В заключение по традиции предлагаю для обсуждения тему будущих Х Московских областных Рождественских образовательных чтений 2012 года — «Возрождение через просвещение». Когда мы говорим о возрождении, то имеем в виду возвращение общества к традиционным духовно-нравственным ценностям, опору на них в деле воспитания подрастающего поколения. Церковь и школа объединяют свои труды в этом направлении. Мы видим в таком соработничестве залог поступательного развития и всестороннего возрождения нашего возлюбленного Отечества. Думается, что в рамках предлагаемой темы на грядущих Рождественских чтениях можно будет обсудить имеющиеся достижения и наметить пути дальнейшего укрепления нашего сотрудничества.

Хочу от всей души поблагодарить тружеников светского и церковного образования за ваши самоотверженные труды, пожелать новых успехов и свершений, здоровья и счастья. Божие благословение да пребывает со всеми вами!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.