Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№1-2 за 2011 год/

Встречи с учителями Подмосковья

6 декабря войдет в историю города Троицк, как один из важных и знаменательных. В этот день митрополит Ювеналий совершил чин основания Троицкой церкви в городе Троицк.

Жители города шли к этому событию четыре долгих года. Все было на этом пути: и споры о месте будущего храма, и споры, нужен ли вообще православный храм в «городе ученых». 11 июля 2009 г. благочинный церквей Видновского округа протоиерей Михаил Егоров отслужил первую Божественную литургию во временном храме. С этого дня началась полнокровная жизнь прихода. Начали совершаться регулярные богослужения, образовалась воскресная школа, шли работы по изготовлению проектной документации будущего храма.

Несмотря на то, что закладка храма состоялась в рабочий день, это знаменательное событие происходило при большом стечении прихожан Троицкого храма и жителей города. Необходимо отметить, что люди пришли не просто из любопытства. Собравшиеся на место закладки будущей городской церкви троичане осознавали всю важность, значение и масштаб данного события: начинался новый этап в истории города, и в основании его полагался камень, о котором Господь наш Иисус Христос сказал: «…на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). В этот день возносилась соборная молитва о ниспослании Божией благодати на «место сие», которому, милостью Божией, должно стать «домом молитвенным, в честь и славу Бога, в Троице Святей славимаго…». Общая атмосфера духовной радости гармонично дополнялась «благорастворением воздухов»: недавние сильные морозы отступили, а тихая, безветренная погода, мягкое зимнее солнце и искрящийся снег на раскидистых еловых ветках создавали в сердцах молящихся умиротворение и ощущение присутствия Божьего, приводя на память слова из Священного Писания о явлении Господа в веянии тихого ветра (3 Цар. 19:11–12).

По окончании богослужения в своем архипастырском слове Владыка Ювеналий выразил радость от посещения города Троицка и надежду на возвращение сюда через полтора-два года для освящения новопостроенного Троицкого храма. После чина закладки Владыка посетил храм, в котором временно совершаются богослужения, и преподал архипастырское благословение жителям города и многочисленным детям, обступившим Владыку.

Затем Владыка митрополит отправился в начальную школу города Троицк, где в рамках VIII Московских областных Рождественских образовательных чтений состоялась встреча митрополита Ювеналия и министра образования Правительства Московской области Л. Н. Антоновой с представителями педагогической общественности наукоградов Московской области. В холле начальной школы Владыка Ювеналий вместе с Лидией Николаевной осмотрел выставку детских рождественских поделок и рисунков. На чтениях присутствовали 270 человек: классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи общеобразовательных учреждений городов Дубна, Жуковский, Королев, Реутов, Протвино, Пущино, Троицк, Черноголовка, Фрязино. В приветственном слове глава города Виктор Сиднев отметил, как символично, что встреча произошла в городе-наукограде, носящем имя Пресвятой Троицы, и выразил пожелание скорейшего строительства только что заложенного Владыкой митрополитом Троицкого храма, который будет центром духовно-нравственного просвещения города.

Затем перед педагогами выступила министр образования Правительства Московской области Л. Н. Антонова со словом о важной роли классного руководителя в жизни каждого ученика. Министр подчеркнула мысль о необходимости развития преподавания в школах дисциплин духовно-нравственного содержания и привела примеры плодотворного сотрудничества с духовенством Московской епархии.

После выступления министра педагоги слушали слово митрополита Ювеналия о формировании личности человека на примере классической русской литературы.

«Мне очень дорога возможность повстречаться сегодня с вами в ходе Московских областных Рождественских образовательных чтений, которые проводятся уже в восьмой раз и прочно вошли в календарь церковно-школьного сотрудничества в сфере просвещения и воспитания. Насколько я понимаю, здесь собрались классные руководители, то есть те педагоги, которые не только преподают какой-либо предмет, но и в полной мере вовлечены в воспитательный процесс со всеми его современными сложностями.

Хотелось бы в ходе нашей беседы остановиться на вопросе формирования нравственности школьника. Для начала можем обсудить, какие мы имеем для этого информационные ресурсы.

Прежде всего, это предметы „Основы православной культуры“ и „Духовное краеведение Подмосковья“, поскольку в рамках этих предметов учитель много обсуждает с учащимися такие вопросы как природа человека, его внутренний мир, отношения между человеком и Богом, десять заповедей Моисеевых и евангельское нравственное учение. Когда я говорю о том, что в очень многих образовательных учреждениях Московской области преподаются эти дисциплины, я каждый раз с благодарностью обращаю свой взор к нашему министру Лидии Николаевне. Именно благодаря ее инициативности, смелости и творческому подходу, мы видим сегодня столь широкое распространение обучения духовно-нравственным дисциплинам в Подмосковье.

Однако наличия учебно-методического пособия и урока в сетке часов, конечно, недостаточно для того, чтобы воспитательное воздействие материала состоялось. Тут-то на первый план и выходит личность учителя, который выступает перед детьми и как источник знаний (субъект педагогической деятельности), и как личность, усвоившая (или не усвоившая) в личном опыте обсуждаемые ценности, то есть показательный объект воздействия информации. И в том, и в другом случае, результаты могут быть различными. Одно дело, когда педагог заинтересован в предмете, сам переживает тему урока, поскольку она касается его лично. Другое, когда учитель преподает для галочки и сам при этом нисколько не затронут обсуждаемыми духовными и нравственными ценностями, о чем свидетельствует еще и своим поведением. Согласитесь, между предложенными двумя схемами развития событий огромная дистанция.

Не подумайте, что я хочу кому-то читать нотации. Просто мы живем в больном обществе, которое остро нуждается в помощи, прежде всего молодежь. Это только на первый взгляд они надо всем смеются, все хотят девальвировать. Если добраться до детской души, начать искренний разговор начистоту, то все будет выглядеть по-другому. А учебного материала, опираясь на который можно вести воспитательную работу, с избытком и за пределами уроков о православии. Достаточно сказать о великой русской литературе, которая взращена на ниве православной духовности.

Возьмем для примера такое замечательное произведение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, как роман „Капитанская дочка“. Вы все прекрасно помните эпиграф, предварающий повествование: „Береги честь с молоду“.

Что такое честь? Это внутреннее нравственное достоинство человека, благородство души и чистая совесть. Не библейское словоупотребление, где под честью понимается почитание, почет. Но пушкинское звучание этого слова, как показывает повествование и поведение героев, имеет непосредственное отношение именно к христианской нравственности.

Люди старшего поколения хорошо помнят, как нам объясняли, что Пушкин написал роман о борьбе крестьянских масс за освобождение против крепостничества. Такая тема действительно волновала великого писателя, но главным для него, как художника слова, конечно, было показать развитие человеческих характеров. И мы очень явственно видим тех, для кого любовь к ближнему, стремление защитить слабого, верность слову и присяге, доброта и милосердие, — не пустые слова, а высокие нравственные ценности, нарушение которых немыслимо. При этом не имеет никакого значения разноуровневое социальное положение героев, тут и дворянский сын Петр Гринев, и его крепостной Савельич, и семья капитана Миронова. Для них сохранение чести, как непременного свойства человека, сотворенного Богом и призванного ко благу, — абсолютно и непреложно. Это люди доброй совести, как пишет апостол Павел, но есть в романе и пример совести порочной (см. Ев. 10:22; 13:18).

И тут также нет классового союза: предатель, распутник, лгун и подлец Швабрин — дворянин, а вождь повстанцев Пугачев — простолюдин. Но их объединяет нечто. Что же это? Незнание того, что такое честь. Один готов на все ради удовлетворения низменных страстей и спасения своей жизни, а другой — зачинщик величайшего народного бедствия, виновник массового кровопролития. Оба они представляют тот тип личности, который к великому прискорбию впоследствии все более будет распространяться на Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал его — „человек-зверь“.

Пушкин убедительно показывает, как сила добра, вера в силу правды дают нравственное превосходство и Гриневу, и Савельичу над Пугачевым, не решившимся с ними расправиться. Помните, как Гринев говорит вождю бунтовщиков, что „жить убийством и разбоем, значит клевать мертвечину“, а тот посмотрел на него „с удивлением и ничего не отвечал“. Так добро озадачивает зло своей внутренней мощью. Сказано в Библии: „В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли“ (Прем. 15:5).

Я представил вам, уж простите, кратенькое сочинение по русской литературе. Здесь очень много есть чего обсудить с учащимися. Выскажу неприятную мысль: ведь вполне возможно, что среди них найдутся сторонники и Швабрина, и Пугачева. А нам надо помочь им обрести правильный путь в жизни, и в этом нам помощница великая русская литература.

Мы даже ввели в нашей Коломенской духовной семинарии предмет „Православие и русская литература“, чтобы помочь начинающим священникам в будущей организации учебного процесса в приходских воскресных школах. Наше культурное наследие, пусть даже и неявно, но напитанное духом православия, является естественным помощником в деле воспитания и просвещения подрастающего поколения, которому принадлежит будущее России.

Мое сегодняшнее рассуждение в основном касалось русской литературы, однако неверным было бы умолчать о духовном источнике, из которого она питалась на протяжении веков. Знание внутреннего мира человека с наибольшей полнотой раскрыто в Библии и творениях святых отцов. К сожалению, еще не все в наши дни знакомы с этими поистине неисчерпаемыми источниками Божественной премудрости.

Но мы верим, что находимся лишь в начале большого, интересного и плодотворного пути, ведущего к духовному возрождению России. Мы закладываем основы для будущего. Плоды современной просветительской деятельности дадут о себе знать через годы, когда нынешние школьники, не отторгнутые от наследия православия как их родители, но наоборот усвоившие его, вступят в самостоятельную жизнь и будут строить ее на основах веры и благочестия.

Я благодарю всех вас за внимание, за то, что вы приехали на эту встречу. Надеюсь, что сегодня состоится взаимополезный обмен мнениями.

В заключение хочу пожелать вам благоприятного течения Рождественского поста и, заглядывая в будущее, поздравляю с грядущим праздником Рождества Христова и Новолетием».

Затем с докладами слово держали профессор МГУ Г. В. Солдатова, методист отдела развития и методического обеспечения муниципального учреждения «Центр развития образования» города Дубна О. С. Зайцева и учитель истории православной классической гимназии им. преподобного Серафима Саровского города Домодедово Т. И. Овсянникова.

Встреча была завершена соборной молитвой «Достойно есть» и преподанием архипастырского благословения.

* * *

8 декабря в средней общеобразовательной школе № 25 городского округа Химки в рамках VIII Московских областных Рождественских образовательных чтений состоялась встреча митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и министра образования Московской области Л. Н. Антоновой с классными руководителями образовательных учреждений Московской области. Темой встречи стали «Основные аспекты духовно-нравственного воспитания обучающихся во внеурочное время». В мероприятии приняли участие заместитель главы администрации городского округа Химки Е. И. Запорожец, начальник отдела образования Г. Д. Державина, благочинный Химкинского церковного округа игумен Владимир (Денисов), помощник благочинного, член Епархиального отдела по образованию и катехизации священник Димитрий Григорьянц, ответственный координатор преподавания предметов духовно-нравственного воспитания священник Игорь Улеско, классные руководители северных районов Московской области.

Перед официальной частью все участники встречи посетили организованую в фойе актового зала школы выставку лучших работ участников конкурсов рисунка «Духовный лик России», рождественских рассказов «За звездой Рождества», декоративно-прикладного искусства «Рождественские фантазии». Сама встреча началась с молитвы: хор Петро-Павловского храма города Химки пропел тропарь праздника Рождества Христова. Затем было исполнено несколько песнопений рождественской службы, после чего были заслушаны заявленные доклады.

С приветственным словом от лица администрации городского округа выступил Е. И. Запорожец, который в своем слове осветил тему сотрудничества с Химкинским благочинием. От лица жителей Химок Евгений Иванович преподнес митрополиту Ювеналию и Лидии Николаевне памятные подарки. Затем к присутствующим обратилась министр образования Московской области Л. Н. Антонова. В своем выступлении Лидия Николаевна сделала акцент на том, что классный руководитель — это не просто учитель-предметник, но и тот человек, который призван формировать атмосферу в своем классе. А потому в его обязанности должно входить не только преподавание своего предмета, но и живое общение со своими учениками.

Митрополит Ювеналий в своей речи на нескольких ярких примерах показал, как Православие, православное сознание влияло на произведения классиков русской литературы.

«По предложению нашего министра мы закладываем новую традицию: проводить отдельные встречи с педагогами в рамках Московских областных Рождественских образовательных чтений. Я сердечно приветствую вас и поздравляю с завершающимся Годом учителя. Это было время, когда мы чествовали работников образования, говорили им о своей любви и уважении, старались проявить к ним особое внимание и заботу, потому что именно от учителя зависит облик будущего россиянина.

В современном мире роль учителя особенно важна. Это связано с тем, что, вступая в жизнь, молодежь сталкивается с множеством неблагоприятных для нравственного созревания вызовов или, говоря по церковному, искушений. Массовая культура, реклама, средства массовой информации по большей части стремятся донести до молодых людей послание такого содержания: все, что бы ты ни захотел, — можно делать. Здесь мы видим четкую линию, пролегающую между современным секулярным сознанием и мышлением религиозным.

Дело в том, что для верующего человека отнюдь не все позволено. Существуют заповеди, нарушение которых считается грехом, влекущим за собой наказание Божие. И непреложность этих установлений со временем не меняется, потому что никакая модернизация не сможет сделать приемлемыми для нормального человеческого общества и здоровой личности убийство, грабеж, разврат, предательство или лжествидетельство. Этот список можно продолжать.

Осознание необходимости исполнения Божественных заповедей сопутствовала человечеству на протяжении тысячелетий. Читаем в Библии о благоволении Господнем к праведникам: „правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его“ (Пс. 102:18).

О том, насколько глубоко такое понимание было усвоено нашими соотечественниками в прошлом, можно судить по русской классической литературе. Наши Рождественские чтения имеют эпиграфом слова Николая Алексеевича Некрасова, посвященные Виссариону Григорьевичу Белинскому. У кого-то это вызвало сомнение, ведь этот литературный критик был провозвестником революционных и даже подчас атеистических идей? Но не только. Вот его высказывание о Священном Писании Нового Завета: „Есть Книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, Книга бессмертная: Книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие… Основание Евангелия — откровение истины через посредство любви и благодати… все, что ни есть теперь, чем ни гордится, чем ни наслаждается современное человечество, — все это вышло из плодотворного семени вечных непреходящих глаголов Божественной Книги Нового Завета…“ Эта цитата не должна нас привести к убеждению, что ее автор глубоко церковный человек, но показывает, что Белинский, как человек русской культуры, я это подчеркиваю, не мог, хотя бы и имел подчас такую наклонность, полностью отвернуться от Христа.

Возьмем пример непосредственно из школьной программы. Вот эти слова:

„Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед“.

Это Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнеописание великого поэта не дает нам, казалось бы, оснований увидеть там особое благочестие, и в то же время основополагающие идеи православного вероучения были им глубоко усвоены еще в детские годы под влиянием верующей бабушки. Несмотря на жизненные искания и поступки подчас демонического свойства, для поэта высшим счастьем оставались те объективные ценности, которых он испрашивает для некоей девушки в стихотворении „Молитва“, обращенном к Божией Матери:

„Окружи счастием душу достойную;
Дай ей спутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования“.

В кратком обращении к вам у меня нет возможности развернуть широкую панораму влияния православия на русскую литературу. Это тема многочисленных научных монографий, а также университетских и семинарских курсов лекций. Моя цель состоит в том, чтобы затронуть саму тему неразрывной связи между отечественной культурой и христианством. И приведенные мною примеры показывают это взаимодействие в его подспудном, имманентном проявлении.

Уверен, что, несмотря на тяжелые испытания ХХ в., выпавшие на долю Церкви, влияние православия на духовную жизнь нашего общества, не только сохраняется, но и будет возрастать. Сегодня очень важно подкрепить эту тенденцию, чтобы способствовать созреванию ростков добра. Как сказал святой апостол Павел: „поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем“ (1 Фес. 5:14). Да, требуется много терпеливого и кропотливого труда, но он благословен, ибо закладывает крепкое духовное основание для будущего нашего Отечества, за которое мы все в ответе и перед грядущими поколениями, и перед Богом.

Об этом ярко сказал поэт Евгений Баратынский:

„Велик Господь! Он милосерд, но прав:
Нет на земле ничтожного мгновенья;
Прощает Он безумию забав,
Но никогда пирам злоумышленья“.

Поэт имеет в виду, что в отличие от легкомыслия деятельность, намеренно приносящая ущерб людям, не имеет прощения в очах Божиих. Эти слова пересекаются с изложенными в Евангелии словами Иисуса Христа, обличавшего Своих современников: „если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас“ (Ин. 9:41).

Мы видим, что подрастающее поколением самым насущным образом нуждается в духовной поддержке, в нравственном укреплении (а кто-то уже и в преображении). И ответственность за труды на этой ниве лежит на плечах не только Церкви, но и школы.

У нас в Московской епархии сложилось замечательное и конструктивное сотрудничество с Министерством образования Московской области. Мы можем без преувеличения сказать, что все минувшие годы не теряли времени даром, знакомя детей и юношество с основами православной культуры. Это доброе семя даст всходы в свое время. Но пусть достигнутое не останавливает нас, будем стремиться к совершенствованию просветительской и воспитательной деятельности. Успех этого дела в огромной степени зависит от вас, дорогие учителя.

В приближении Рождества Христова и Новолетия хочу пожелать, чтобы светлая радость пришла в ваши дома, Здоровья вам и счастья. Пусть Господь благословит ваши труды.»

Выступавшие затем представители образовательной системы поделились своим опытом внеклассной работы с детьми. От Химкинского благочиния свой доклад представил священник Игорь Улеско, рассказавший о воспитательной и образовательной работе, которая проводится в благочинии.

В завершение встречи всех собравшихся своим выступлением порадовал ансамбль скрипачей Центральной школы искусств города Химки.