Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2010 год/

Открытие VIII областных Рождественских образовательных чтений

25 ноября в Наро-Фоминске в Доме культуры «Звезда» состоялось открытие VIII Московских областных Рождественских образовательных чтений на тему «Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени…».

Перед аудиторией выступили заместитель Председателя Правительства Московской области В. А. Егерев, глава Наро-Фоминского муниципального района А. Н. Баранов, министр образования Правительства Московской области Л. Н. Антонова.

В своем слове к собравшимся митрополит Ювеналий сказал:

«Мне особенно приятно обращаться к вам в Год учителя, на протяжении которого мы много говорили о задачах педагогической общественности, а также чествовали тех, кто особо потрудился на ниве просвещения. Сегодня в приближении конца года мне хотелось бы остановиться на том значении, которое должно иметь учительство в жизни нашего общества.

Если обратиться к библейской истории, то можно найти там весьма поучительный пример. Обращаясь к избранному народу, пророк Самуил говорит: „не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой“ (1 Цар. 12:23). Иными словами, молитва за народ и обучение его основам нравственности считалось поручением, данным Самим Богом и подлежащим неукоснительному исполнению.

На протяжении многих веков Церковь и школа в нашем Отечестве были неразделимы. И очень часто в одном лице соединялись и священник, и педагог, и воспитатель. Однако в минувшем столетии в образовании возобладали совсем иные тенденции. Священников власть планировала полностью истребить, а учителя стали бойцами атеистического авангарда. Такая общественная модель оказалась нежизненной и ушла в прошлое. Сегодня мы находимся на начале пути по возрождению духовно-нравственного воспитания и просвещения.

Минувшие годы показали, что у нас в Московской епархии Церковь и школа вовсе не антагонисты, а соработники в общем деле нравственного и интеллектуального формирования подрастающего поколения. Священник и учитель уже в очень многих случаях стоят рядом, сотрудничают заинтересованно, доброжелательно и творчески.

Когда я говорю так, то вовсе не имею в виду диффузию церковной и светской систем образования. У них во многом различные задачи. Однако они в то же время уже больше не являются замкнутыми системами. Например, в поддержку преподаванию „Основ православной культуры“ и „Духовного краеведения Подмосковья“ нашим Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации создан Методический кабинет, обладающий достаточными людскими и информационными ресурсами для оказания помощи педагогам, участвующим в преподавании дисциплин духовно-нравственного содержания. Подмосковные священнослужители охотно помогают учителям в проведении экскурсий, в организации внеклассных занятий, в подборе необходимой литературы.

Имею потребность сердца сказать о своей глубокой признательности нашему духовенству за его подвижнический труд на всех направлениях церковного служения, в том числе и просветительского. Ведь наши батюшки помимо своих непосредственных обязанностей в храмах, где они совершают богослужения, активно вовлечены в благотворительную, образовательную, молодежную работу. И никто из них не жалуется, что нет времени или сил недостает: это поистине подвижнический труд. Спасибо вам, братья сопастыри.

Мне представляется, что складывающаяся атмосфера конструктивного и уважительного взаимодействия Церкви и школы, причем прежде всего между рядовыми их тружениками, — является нашим серьезным достижением. Это подтверждает правильность принятого в свое время Лидией Николаевной решения активно развивать сотрудничество с Московской епархией. Тогда, изначально, это было движение сверху. И стали появляться учебники и программы, многочисленные совместные мероприятия, которые теперь всем хорошо знакомы, нет нужды их вновь перечислять. Но вряд ли вся эта работа была бы успешной, если бы не поддержка снизу. И я от всего сердца благодарю подмосковное учительство за ваш энтузиазм, за вашу самоотверженность, за вашу любовь к детям и стремление помочь им стать настоящими людьми и достойными гражданами России.

Роль учителя в процессе общественного развития является ключевой, я бы сказал, первостепенной. Именно через педагога закладываются в душе ребенка основные нравственные понятия. Многие из них, к сожалению, в сознании современной молодежи искажены, обесценены.

Часто вспоминают, что советская школа учила нравственности. Действительно учила, в том числе на замечательных примерах русской классической литературы. Но абсолютизация здесь тоже неуместна. Вспомните героизацию Павлика Морозова, который предал своего отца. Меж тем издревле дана человеку заповедь чтить отца и мать, и это установление на протяжении тысячелетий скрепляло общественные основы, его нарушение является греховным и недопустимым.

Или вспомните повесть Бориса Лавренева „Сорок первый“, когда девушка по классовым соображениям убивает любимого человека? Разве это не факт искаженного сознания, перевернутой нравственности?

Сегодня перед учителем непочатый край работы. Необходимо объяснить молодым, что полноценная человеческая самореализация невозможна без любви, честности, правдивости, самоотверженности и жертвенности. Все эти нравственные качества связаны со способностью человека сделать нечто для других, не ожидая ничего взамен. В книге Деяний апостольских цитируются такие слова Иисуса Христа: „блаженнее давать, нежели принимать“ (Деян. 20:35).

Когда слышишь эти слова Господа, то понимаешь другое речение Спасителя: „не мир пришел Я принести, но меч“ (Мф. 10:34). Ведь слова о жертве, о самоотречении — это действительно огненный обличающий меч для общества потребления и вседозволенности.

Хочется уподобить мечу и слово учителя, обращенное к детям. Пусть этот меч разорвет пелену обыденности и пошлости, пусть откроет перед юными сердцами правду об истинном предназначении человека, пусть призовет к личному, может быть и маленькому, но подвигу ради товарища, ради своей семьи, ради школы, а в перспективе и ради России. Именно из этого и складывается личность.

Подмосковные Рождественские образовательные чтения объединяют духовенство и учительство, тех, кто горячо и заинтересованно воспринимает развитие и совершенствование преподавания знаний о православии. Мы с вами прекрасно понимаем, что ключевым вопросом здесь является личное отношение педагога к предмету.

Я до сих пор часто вспоминаю свою школьную учительницу литературы Валентину Михайловну Забусову, которая была глубоко верующим человеком (хотя в условиях сталинской действительности была вынуждена это скрывать). Именно она привила мне не только любовь к родному слову, но и помогла увидеть в произведениях русских писателей те нравственные ценности, которые легли в основу моего личностного становления. Это был педагог, который смотрел на мир через призму евангельского учения, в соответствии с ним совершал свои труды.

Согласитесь, что глубокая заинтересованность самого преподавателя в тех вопросах, которые он обсуждает на уроках с детьми, является важнейшей предпосылкой успеха как обучающего, так и воспитательного процессов. Здесь важен взгляд на православие изнутри, причем не как на этнографический феномен (а такая тенденция тоже имеет место), но как на слово истины, на духовное наследие веков, которое и доныне, несмотря на исторические испытания, продолжает питать и поддерживать наш народ.

Очень важным представляется в этой связи углубленное ознакомление учителя с Библией, в первую очередь с Новым Заветом. Ведь их содержание является первостепенным для понимания практически всех аспектов отечественного культурного наследия. Откройте многотомное издание „Библиотека литературы Древней Руси“, и вы увидите, что наши предки считали естественным и верным выражать свои мысли по преимуществу при посредстве библейских образов.

Библейское слово — вечно живое. Внимательно вникая в евангельское повествование, современный человек находит там ответы на волнующие его жизненные вопросы, определяет свой выбор в минуты испытаний. Обращенное к людям, слово Божие открывает нам мир, сопричастный вечности, показывает путь освобождения от греха и стяжания праведности, учит жертвенности и любви. Все это так необходимо нашим юным современникам, которые не избегли отчуждающего воздействия современной массовой культуры и деструктивных тенденций в общественном сознании.

В конечном итоге миссия учителя сводится к тому, чтобы найти в себе силы и мужество сказать детям, что ложь — это ложь, а правда — это правда. Для этого требуется и глубокая профессиональная подготовка, и личная нравственная устойчивость. Хочу в Год учителя пожелать всем вам, дорогие педагоги, и светские учителя, и преподаватели-священнослужители, чтобы Господь помогал вам в ваших многополезных и ответственных трудах.

Выступая на открытии Подмосковных Рождественских образовательных чтений, я традиционно предлагаю тему чтений на будущий год. В 2011 году это будут уже девятые чтения, для которых предлагается тема: „Через просвещение к нравственности“. Все мы остро ощущаем насущность морального возрождения нашего общества, и Церкви и школе многое еще предстоит сделать для достижения этой цели.

Свое выступление я хочу закончить словами святого апостола Павла, обращенными к его последователям, поскольку это изречение относится ко всем, кто рассказывает миру о Христе и Его Церкви: „Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому“ (Кол. 4:6)».

С докладами также выступили:

— Е. Е. Истомина, учитель мировой художественной культуры Краснозаводской средней школы № 1, Сергиево-Посадский район;

— протоиерей Сергий Махонин, настоятель Духовской церкви поселка Первомайский Наро-Фоминского района;

— Н. В. Бессонова, директор Центра детского творчества «Импульс» города Видное Ленинского района;

— протоиерей Михаил Ялов, директор Православной классической гимназии имени сщмч. Константина Богородского, настоятель Богоявленского собора города Ногинск, благочинный церквей Богородского округа, председатель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами.

В заключение с концертной программой выступили детский академический хор «Капель» поселка Селятино и хор Никольского собора Наро-Фоминска.

Выступление министра образования
Правительства Московской области Л. Н. Антоновой

Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Виктор Альбертович!
Уважаемый Александр Николаевич!
Уважаемые участники и гости Чтений!

Сегодня уже не возникает вопросов на тему нужно ли подростку быть духовно-нравственно воспитанным. Духовно-нравственная культура определена теоретической педагогикой в качестве компонентов базовой культуры личности. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без его решения невозможно реализовать поставленную Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым задачу модернизации страны. Для осуществления этих планов нужна патриотическая, творческая, созидательная личность, которая будет не только любить Россию, но и по своему долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед современниками, памятью предков и жизнью потомков. Это должен быть высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанный в духовных и культурных традициях российского народа.

Воспитать такого гражданина призвана современная школа.

Задача приобщения молодежи к этическим принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии IV Ассамблеи Русского мира «Учитель Русского мира: миссия, ценности» в Москве 3 ноября 2010 г. сказал: «Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний». Для ее осуществления требуется сотрудничество родителей, учителей, общественных объединений, органов власти, религиозных организаций, различных творческих союзов.

В феврале 2010 г. состоялось расширенное заседание Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви при Министерстве образования Московской области, где были определены задачи на новый учебный год. Сегодня можно говорить о ходе реализации поставленных задач.

Задача первая: разработка учебных пособий, реализующих решение задач духовно-нравственного образования.

В помощь и преподавателям, и школьникам к новому 2010/2011 учебному году издан дополнительный тираж для обучающихся начального и среднего профессионального образования и общеобразовательных учреждений в количестве 40 тыс. экземпляров учебно-методического комплекта «Духовное краеведение Подмосковья», автор Л. Л. Шевченко, руководитель Духовно-просветительского культурного Центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия при Московском государственном областном университете, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета. Комплект включает учебное пособие, методическое пособие для учителя и комплект контрольно-измерительных проверочных материалов. Впервые подготовлена электронная версия учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья» (1000 экземпляров), которую вы получите на торжественном закрытии Рождественских образовательных чтений в городе Видное Ленинского муниципального района.

Задача вторая: расширение области преподавания предметов духовно-нравственной культуры.

По данным мониторинга в Московской области:

— предметы культурологического цикла преподаются в 992 школах (увеличение на 7,3% по сравнению с 2009 г.), для 77 тысяч 600 обучающихся (увеличение — на 19,5);

— с этого года началось преподавание во всех учреждениях начального и среднего профессионального образования (127 учреждений) для 3 тысяч обучающихся;

— знакомство с религией для самых маленьких организовано в трехстах дошкольных образовательных учреждениях Московской области для 24 тысяч воспитанников;

— увеличилось до 80 количество учреждений дополнительного образования, в которых ведутся занятия культурологического направления для 20 тысяч воспитанников.

Задача третья: подготовка квалифицированного педагога, способного донести до каждого ученика главные истины.

В настоящее время при подготовке учителей Московской области к преподаванию предметов «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры» учителя разных специальностей получают знания в области духовной культуры, знакомятся с понятиями христианской этики, богословия, получают знания о духовной основе русской культуры, ее христианских корнях.

В учреждениях высшего профессионального образования Московской области через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации по следующим программам:

«Духовно-нравственная культура» (История и культура религий. Православие) (Московский государственный областной университет);

«Духовные основы русской культуры» (Педагогическая академия последипломного образования);

«Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект» (Педагогическая академия последипломного образования);

«Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины» (Педагогическая академия последипломного образования);

«Основы православной культуры» (Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна).

Уже подготовлено более 1500 педагогов.

С ноября 2010 г. ведутся курсы повышения квалификации для педагогов учреждений среднего профессионального образования, педагоги учреждений начального профессионального образования пройдут обучение в феврале—мае, ноябре—декабре 2011 г.

Задача четвертая: взаимосвязь двух проблем: подготовки учеников в области знания о духовной культуре России и подготовки учителя к преподаванию основ православной культуры.

Министерством образования Московской области совместно с Московской епархией Русской Православной Церкви при поддержке губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова проводится целый ряд уже традиционных мероприятий. Наиболее значимые из них: ежегодные Рождественские чтения, областные родительские собрания, традиционные встречи митрополита Крутицкого и Коломенского с руководителями муниципальных органов управления образованием, педагогами образовательных учреждений, Рождественские ёлки. Одной из наиболее массовых форм, которая вошла в практику работы по духовно-нравственному воспитанию, является областное мероприятие — открытый урок «Духовные родники Подмосковья».

Разработанные и реализуемые совместно программы в образовательных учреждениях Московской области предусматривают проведение совместных праздников, соревнований, экскурсий, выполнение творческих заданий и др. Все это помогает родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует не только духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Таким образом, определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет сложившееся в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школа сегодня — это важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Поэтому идея воспитания духовной личности является ведущей в работе учителя.

Сегодня учитель является сеятелем разумного, доброго, вечного. И своим трудом мы стремимся прославить высокое звание — Учитель. Ибо сказано: «Через труд человек живет, спасается и идет дальше». И наша задача — помочь ребенку, входящему в мир, найти свое собственное место в жизни. Именно учитель помогает приобрести уверенность ребенку. Уроки — это творческий процесс осмысления нравственных и эстетических ценностей. Развитие творческих способностей, формирование навыков умственного труда — одна из главных задач школы. Развивают творческие способности школьников олимпиады, конкурсы, сочинения на морально-этические темы.

Второй год в Московской области проводится олимпиада по «Духовному краеведению Подмосковья», 28 ноября 2010 г. состоится муниципальный этап олимпиады, а в феврале 2011 г. — региональный.

Выполняя такие работы, ученик шаг за шагом открывает себя, развивает свои творческие способности.

Традиционными стали для муниципальных образований темы сочинений, проводимых в образовательных учреждениях:

«Почему надо отвечать за свои поступки?»

«Зачем нам знать житие святых?»

«Что я представляю для себя, своих друзей, всего общества?»

«Почему мы изучаем духовную литературу?»

Выдержки из сочинений учеников средней школы № 7 городского округа Ивантеевка:

«…Я думаю, житие святых нам нужно, чтобы мы знали свою историю, для понимания того, что нужно жить в мире и согласии, выбирать правильные, мудрые пути, быть терпимее к другим и к себе тоже, не совершать глупых поступков, задуматься о мире и о своем месте в нем».

«Мы изучаем духовную литературу потому, что нам это интересно. В этой литературе собран весь опыт предшествующих поколений. Духовная литература читается легко, язык прост и понятен, если вдуматься в смысл каждого слова. Духовная литература учит нас быть культурным, образованным человеком, учит любить Родину, уважать своих родителей…»

«Мы изучаем духовную литературу потому, что она учит быть добрым, справедливым, миролюбивым. Библию создавали Святые люди, они записывали в книги самое главное. Библия служит человеку около 2000 лет! А может ли служить обычная книга так долго? Конечно же, нет!..»

Система образования Московской области принимает с 2006 года активное участие во Всероссийском конкурсе работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя».

Ежегодно Московская область приветствует подмосковных учителей — победителей Всероссийского конкурса.

В 2010 г. у нас тоже уже есть достижения на межрегиональном этапе конкурса на соискание премии Центрального федерального округа. Победителями стали:

Истомина Елена Евгеньевна, Сергиево-Посадский муниципальный район, диплом третьей степени;

Калинина Мария Леонидовна, Сергиево-Посадский муниципальный район, номинация «Лучший издательский проект года»;

коллектив учителей Московской области в номинации «Лучшая инновационная разработка года»:

1. Бурлаченко Ирина Григорьевна, городской округ Подольск;

2. Бережной Александр Васильевич, городской округ Домодедово;

3. Пугачева Изабелла Анатольевна; Каширский муниципальный район.

Отрадно отметить, что конкурс «За нравственный подвиг» расширяет свои границы: впервые победителем регионального этапа конкурса стал представитель принимающего нас сегодня «Наро-Фоминского района: Ерёменко Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МОУ Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» (3 место).

Хорошее образование — значит успешный жизненный старт для ребенка. Эту истину принимают сегодня все, особенно родители. Они готовы вкладывать в своих детей немалые силы и средства. Но без участия школы в этом процессе сейчас не обойтись.

Изменились программы, учебники, формы и методы работы и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Выбирая школу для своего ребенка, многие родители ориентируются именно на педагогический коллектив учебного заведения и, прежде всего, на конкретного учителя, который сможет помочь им в непростом деле воспитания успешного, счастливого человека.

Кто же он, современный учитель? Для оказания помощи ребенку в деле становления полноценной личностью (независимой, грамотной, инициативной, самостоятельной) учитель сам должен быть личностью. Учителю важно быть в постоянном поиске адекватных приемов, способов по реализации собственных личностных возможностей и способностей в работе с детьми. Для этого обязательны эмоциональная и личностная раскрытость; доверительность и искренность в выражении чувств и отношений; стремление к удовлетворенности собой в процессе совместной со школьниками творческой деятельности; психологический настрой на оптимальную работу с конкретным классом для достижения максимальной убедительности и выразительности.

Поздравляя победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» 6 октября 2010 г. в Кремле Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «Труд учителя — это особенный, подвижнический труд. И хотя эти слова стали банальными, но это абсолютная правда. Каждый раз, когда учитель заходит в класс, он совершает маленькое чудо, он готовит молодых людей к большой очень сложной жизни, отдавая им частичку своих знаний, нервов, здоровья. Именно поэтому мы считали, и всегда будем считать образование, и школьное образование — одним из государственных приоритетов».

16 ноября отмечается Международный день толерантности. В Педагогической академии последипломного образования в этот день состоялась научно-практическая конференция, посвященная проблемам толерантности. С педагогами-психологами обсуждались направления работы и проекты, реализуемые в системе образования Московской области, призванные обеспечить уменьшение вероятности социально-психологических конфликтов в детской, подростковой и молодежной среде. Для решения этих вопросов в помощь педагогу в Московской области изданы и распространены книги:

«Семья. Искусство общения с ребенком», авторы Светлана Васильевна Кривцова, Екатерина Юрьевна Патяева, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова;

«Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности», автор Галина Владимировна Солдатова, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова. В настоящее время ведется работа по изданию дополнительного тиража этих книг.

Уважаемые участники и гости Чтений!

В 2010 году к Открытому уроку была издана книга «Просветители» о великих учителях человечества. В книге есть замечательные слова, которые должны быть в сознании каждого современного педагога: «Служение учителя предполагает умаление себя в пользу детей, готовность к самоотдаче себя своим ученикам. Этика педагогического служения предполагает обязательную нравственную оценку профессиональной деятельности. Труд великих педагогов показал миру высоту нравственного подвига учителя, полагающего в основание своей деятельности христианское понимание любви к своим ученикам».

Я желаю всем участникам Чтений, и педагогам, и священнослужителям, яркой и творческой деятельности, проникновенной, душевной работы с нашими юными земляками во имя нашего общего будущего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.