Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2010 год/

Святейший Патриарх Кирилл о задачах Церкви в современном обществе

Сие пишу тебе, чтобы ты знал, как должно поступать
в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго…

(1 Тим. 3:14, 15)

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, содержится краткое, но точное определение задач Церкви в современном мире: «Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира» (ОСК РПЦ: I.4).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих многочисленных выступлениях это определение постоянно развивает и конкретизирует, формулируя церковный ответ на все вызовы времени. Пребывая в неизменной верности Христову учению, Церковь говорит своим чадам, как должно поступать в конкретных исторических условиях, в той или иной жизненной ситуации.

На встрече с общественностью Московской области 10 октября 2010 г. в Орехово-Зуево Первосвятитель особо подчеркнул значение тех постоянных ценностей, которые полагаются в основу национальной жизни; фундамента, на котором каждое последующее поколение строит здание народной жизни. При этом новые исторические условия возлагают на Церковь и особую ответственность: «задача Церкви заключается в том, чтобы идти навстречу людям, идти с умным и добрым словом, идти с открытым сердцем — не высокомерно, глядя на паству с высоты своего положения, а со смирением, в простоте сердца неся людям реальное утешение в скорбях, помогая ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах, помогая сохранить базисные ценности бытия», — сказал Святейший Патриарх.

К этой теме Его Святейшество обращается постоянно. Так, встречаясь в марте прошлого года с духовенством Тульской епархии, Святейший Владыка подчеркнул, что деятельность Церкви теперь нужно оценивать не только по числу храмов и монастырей, но и по влиянию, которое Церковь оказывает на жизнь людей и общества, в том числе и в таких сферах, как профилактика преступности, сохранение семей, защита жизни нерожденных младенцев. «Вот по каким показателям мы должны сегодня оценивать свою деятельность, иначе общество разочаруется в Церкви. У нас с вами была скидка на наше неблагополучие, на нашу тяжелую историю: Церковь была ослаблена десятилетиями гонений; семинарий и храмов не хватало. Но сегодня общество уже ожидает от Церкви большего».

За последние два десятилетия, живя в новых исторических условиях, Церковь приобрела определенный опыт социального служения. Но это время можно назвать прежде всего временем собирания камней, временем воссоздания порушенных святынь, что уже само по себе воспринималось как чудо Божие.

Каждому священнослужителю хорошо знаком призыв апостола Павла — он нанесен на обороте иерейского креста — быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12). Быть образцом в жертвенной, деятельной любви означает для пастыря нести эту любовь людям, идти к народу. «Не приклонится милость к священнику, который считает, что он должен ждать, пока к нему народ придет, что его служение должно замыкаться только в пределах храма, что все остальное его не касается. Поэтому мы должны очень серьезно воспринять удивительные слова Господа, которыми завершается Евангелие от Матфея: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Мф. 28:19). Если мы сегодня хотим научить наш народ, то должны пойти к нему», — говорит Святейший Патриарх. Первосвятитель постоянно призывает пастырей Церкви к этому движению навстречу народу.

В своем приветствии участникам I конференции по церковному социальному служению, проходившей 24 октября 2010 г. в Санкт-Петербурге, Его Святейшество сказал: «Милостью Божией сегодня Церковь наша свободна, и большинство невоцерковленных и сомневающихся людей относятся к ней благожелательно, а подчас и заинтересованно. При этом наилучшая миссионерская проповедь, которую мы можем обратить к нашим не церковным пока соотечественникам, — проповедь делом, о которой Сам Господь сказал: „Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного“ (Мф. 5:16).

Христианин призван жить, исполняя волю Божию и творя добро ближним по мере своих сил. Быть может, для кого-то помощь соседке по лестничной площадке — уже немалый подвиг деятельной любви. Вместе с тем у нас в Церкви есть молодые, полные сил, социально активные люди. Они нуждаются в организации, научении и добром примере. Объединив усилия всех неравнодушных к чужой боли и скорби, мы сможем способствовать духовно-нравственному преображению всего нашего общества», — подчеркнул Первосвятитель.

На встрече с журналистами в рамках фестиваля «Вера и слово» Его Святейшество призвал к тому, чтобы работа по социальному служению и благотворительности была выведена на новый уровень — профессиональный, с четкой структурой, которая поможет организовать процесс. Важно, «чтобы на уровне епархий были профессиональные работники, способные организовать, в числе прочего, социальное служение, а также деятельность в области образования, работу с молодежью и т. д.», — сказал Святейший.

Посещая в дни Святой Пасхи интернат для умственноотсталых детей, Его Святейшество обратил внимание присутствовавших при этом корреспондентов на востребованность нового для нашей Церкви института православных добровольческих организаций милосердного служения ближним: «У верующего человека всегда есть потребность разделять свои ресурсы с другим человеком. Во-первых, Сам Христос нас к этому призывает, а потом и религиозный образ жизни формирует такой взгляд на мир. И поэтому мне кажется, что в соответствии с задачами, которые стоят перед Церковью, и в связи с внутренней потребностью верующих людей делать добро мы должны организовать соответствующую систему. Система — это механизм, система — это, что должно мобилизовать, помочь организовать, найти средства; а делать должны сами христиане».

Высокий профессионализм необходим, конечно, не только в деле милосердного служения, но и во всех видах социального служения. Посещая Челябинскую епархию в апреле 2010 г., Его Святейшество сказал: «Для того чтобы вернуть социальное измерение нашего прихода, сделать образовательные программы более эффективными, для того чтобы действительно развивать работу с молодежью и детьми, нужно, чтобы на каждом приходе были профессиональные работники из числа мирян. Опыт показывает, что священники, к сожалению, перегружены своими прямыми обязанностями и не всегда могут с успехом осуществлять эту работу».

В своем Патриаршем послании в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся» Его Святейшество обратил внимание духовенства на такой вид социального служения, как окормление исправительно-трудовых учреждений: «Среди разнообразных видов церковного социального служения особое место занимает забота о тех, кто находится в местах лишения свободы.

Вполне очевидно, что причины нестроения в обществе и в душе человека следует искать в отходе от заповедей Божиих, в духовной дезориентации, в искаженном понимании добра и зла. Без переосмысления жизненных ценностей в свете Божественного Откровения, без покаяния пред Богом, без Его благодатной помощи подлинное преображение людей невозможно. Именно поэтому в духе Евангельской правды заключение должно пониматься не как институт социального мщения, но как средство лечения душ человеческих».

«Делом приходов и монастырей по-прежнему должны оставаться окормление заключенных, епархиальные сборы на тюремную миссию, переписка прихожан с узниками, поездки в колонии, катехизаторские программы, осуществляемые в местах лишения свободы. Весь груз этих забот призваны разделить вместе со священниками и миряне церковных общин.

Нельзя забывать и о том, что в ХХ веке тюрьмы и лагеря стали местом исповеднического подвига десятков тысяч новомучеников. И сегодня, призывая их в молитвах и прося о помощи, будем верить и надеяться, что труды Церкви по окормлению заключенных принесут достойные плоды покаяния в душах человеческих»

Вместе с тем значимой инициативой Церкви сегодня являются программы реабилитации людей, вышедших из мест лишения свободы. Данные проекты могут быть реализованы при непосредственном участии государственных институтов. Важная задача, стоящая ныне не только перед Церковью, но и перед всем обществом, — подготовить специалистов для осуществления такой деятельности, создать для нее прочную материальную основу».

В Московской епархии накоплен немалый опыт работы в ИТУ, десятый год действует соглашение, заключенное с Управлением исполнения наказаний Московской области; в четырнадцати исправительных учреждениях действуют храмы и часовни. Но предстоит освоить новые подходы к этой важной стороне социальной активности Церкви. Выступая на епархиальном собрании города Москвы, Первосвятитель озвучил некоторые из проблем: это помощь подросткам, вышедшим из колоний и специальных воспитательных заведений, а также поддержка забеременевших девочек-подростков, подвергающихся общественному осуждению и склоняемых к совершению абортов.

«Нельзя забывать о „проблемных социальных слоях“; нельзя отворачиваться от таких явлений в молодежной среде, как экстремизм и антисоциальное поведение; нужно пытаться хотя бы дать им оценку, а в идеале постараться как-то им противодействовать», — сказал Святейший Патриарх.

Работа с молодежью, несомненно, является одним из важнейших направлений социального служения Церкви.

Святейший Патриарх подчеркивает, что работа с молодежью должна выстраиваться как на уровне епархии, так и на уровне прихода; в каждой епархии должна быть сформирована «инфраструктура подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу. При этом важно ввести систему аттестации, выявляющей искуснейших, и поддерживать их энтузиазм соответствующими полномочиями».

«История древней Церкви знает много замечательных примеров, когда святители, сами проводя первые встречи с оглашенными, затем перепоручали их своим помощникам, которые в течение долгого периода обучали уверовавших основам веры. Этот опыт вполне применим в нынешних условиях. Подготовка православных молодежных лидеров — это не то же самое, что полное духовное образование, возможное в стенах семинарий или богословских институтов», — отметил Святейший на Архиерейском совещании в феврале 2010 г.

«Сейчас, я думаю, при каждом приходе должен быть преподаватель, социальный работник, молодежный лидер, которым можно было бы давать задания, которые зарплату получали бы от прихода и были бы подотчетны настоятелю и приходскому совету. Вот работает такой молодой человек, а в конце года или через полгода участники приходского собрания или настоятель спрашивают: слушай, а насколько наш приход-то увеличился в этом молодежном сегменте, сколько ходит на Литургию? Ходило 30 человек, а сейчас сколько? Если он скажет, что теперь ходит 32, значит, работа неудовлетворительная. Нужно переходить на такой уровень», — сказал Святейший Патриарх на встрече с православной общественностью Одессы в июле 2010 г.

Приведем ряд тезисов, которые дают представление о всем спектре вопросов, волнующих Его Святейшество:

«Особое внимание следует уделить молодежным организациям, их инициативе снизу. Увы, сегодня существует серьезная проблема социальной инертности в молодежной среде. Однако мы должны понимать, что решить эту серьезнейшую пастырскую задачу одними только административными мерами невозможно».

«Работая с детьми и юношеством, особый акцент надо делать на волонтерских проектах, привлекать молодых людей к социальной работе, приучать их к рутинному, повседневному, будничному добру. Работа с молодежью должна предполагать не только проведение разовых мероприятий, но и строиться на постоянной системной основе».

«Важно учитывать на практике несхожесть молодежных аудиторий, с рассудительностью подходить к вопросам работы с юношеством в зависимости от степени их воцерковленности, жизненных приоритетов, возрастных интересов, готовности участвовать в социально значимых проектах. Для каждой из таких групп необходимо продумывать свой план работы».

«Ищите то, что интересно молодым. Работать с молодежью — это значит создавать благоприятные условия для юных талантов, формировать в подрастающем поколении осознание их востребованности и Церковью, и обществом. Помимо вовлечения молодежи в богослужебную, образовательную или социальную работу прихода очень полезным, как показывает опыт, является организация кружков по интересам, занятия спортом, участие в приходских паломничествах».

Для Московской епархии, где практически реализуются все озвученные Его Святейшеством инициативы, важно помнить еще и призыв Патриарха «организовать пространство вокруг наших храмов таким образом, чтобы можно было максимально активно заниматься и социальной, и молодежной, и образовательной работой», что означает постоянное вовлечение в сферу этой работы новых молодых людей.

Говоря о работе с молодежью, трудно провести границу между собственно молодежной проблематикой и работой в сфере религиозного образования. Взаимодействие с системой народного образования — одна из самых масштабных программ Московской епархии. Договор о сотрудничестве, заключенный между епархией и Министерством образования Московской области, промыслительно совпал с наступлением нового тысячелетия. Обе стороны — и церковная, и светская — ведут тесное сотрудничество по воспитанию подрастающего поколения в духе высоких моральных ценностей, взаимодействуют в вопросах учебно-методического обеспечения, анализа и обобщения опыта работы в области духовного и нравственного воспитания; постоянно действует Координационный совет.

На встрече с общественностью в Орехово-Зуево Святейший Патриарх сказал: «Познакомившись с работой Московской областной епархии в сфере образования, я хотел бы поблагодарить Владыку митрополита, священников, работающих в этом направлении, и всех вас, мои дорогие, в первую очередь преподавателей, за тот большой труд, который вы совершаете… В каком-то смысле этот огромный проект выстраивания взаимоотношений Церкви и школы был пилотным проектом для наших приходов, для наших священников». Но высокая Первосвятительская оценка ко многому и обязывает.

В своих высказываниях о духовно-нравственном просвещении Святейший Патриарх делает упор на то, чтобы в результате преподавания «Основ православной культуры», факультативных занятий в общеобразовательных школах и в системе воскресных школ «сердца детей и молодежи обращались к вере».

«Современные люди нуждаются в реальной христианской мотивации своих поступков, — говорит Первосвятитель, — Причем эта мотивация должна распространяться на все сферы жизни. Поэтому нужно развивать систему религиозного воспитания в воскресных школах, светских учебных заведениях».

Святейший Патриарх в своих выступлениях напоминает о великом созидательном значении Православия для России; знать это со школьной скамьи — значит, независимо от своих религиозных воззрений, жить в духе мира, добрососедства, терпимости и братолюбия: «Церковь призвана не разделять, а объединять, и, учитывая огромное значение Православной Церкви для российского общества, она должна не только объединять православных людей, но быть неким ферментом, объединяющим всех — верующих и неверующих, людей иных христианских конфессий и приверженцев других традиционных религий России. Великая Россия — от океана до океана, от моря до моря — стала таковой именно благодаря Православной Церкви, которая всегда насаждала мирный дух, а люди стремятся к тем, кто мирен, и отталкиваются от тех, кто отстаивает свои интересы при помощи конфликтов».

Святейший Владыка подчеркивает, что преподавание «Основ православной культуры», как и вся работа Церкви, нацелено на то, чтобы народ не изобретал новую систему ценностей, не искал некую новую идеологию, а, используя огромные возможности своей собственной духовной культурной традиции, сформировал такие убеждения у молодого поколения, которые бы, с одной стороны, сочетали все необходимое для участия в жизни современного общества, а с другой — дали бы мощный духовный базис.

По мысли Его Святейшества, православный приход должен строиться таким образом: священник, диакон, если нужно — регент, псаломщик, а также катехизатор и социальный работник, которые работали бы не в качестве добровольцев, но получали бы зарплату. «Для того чтобы организовать работу, нужен специалист. Вот почему перед нашими учебными заведениями сегодня стоит задача подготовки не только священников и богословов, но и церковных социальных тружеников, образовательных работников — катехизаторов», — сказал Святейший Патриарх и подчеркнул, что подготовка актива, который профессионально работал бы на уровне прихода — важный вопрос повестки дня.

Беспокойство Святейшего Патриарха вызывает «мнение, что школа — это просто рыночная услуга в сфере образования. В парикмахерской — услуга, в булочной — услуга, и в школе — услуга, а значит, рыночные принципы должны регулировать работу школы. Я глубоко убежден в том, что это неправильный подход… Образование — это система передачи самого главного, что есть в народе — фундаментальных ценностей, а также знаний и опыта предыдущих поколений…»

«Вот почему Церковь так долго и настойчиво призывала к тому, чтобы в учебные программы были включены „Основы православной культуры“, основы культур других традиционных религий России. Это отнюдь не борьба за цеховые интересы, это не отстаивание ведомственных интересов — это забота о будущем России, потому что это один из предметов, который, наряду с литературой и историей, и должен формировать духовный и культурный профиль нации».

Особую заботу Святейшего Патриарха вызывает организация православных школ и гимназий, причем таких, где учредителем является Церковь. «Нередко бывает так, что учрежденные частными лицами гимназии называют „православными“, при этом в лучшем случае туда приглашают батюшку, — отметил Святейший Патриарх. — У Церкви должны быть свои учебные заведения, созданные епархией или же епархией совместно с приходами».

«Православными учебными заведениями могут считаться только те, где более половины учредителей представляют Церковь; и таких школ должно становиться как можно больше». Столь же важным считает Святейший Патриарх формирование системы православных дошкольных учреждений. Он назвал признаком небрежения в вопросе воспитания детей то, что в стране всего девять православных детских садов, и призвал епархиальные власти к скорейшему устранению этого недочета. «Церковный детский сад, учредителем которого является епархия, приход, монастырь или совместно епархия и приход, — это то учреждение, где действительно может быть построено системное воспитание детей», — подчеркнул Святейший Патриарх.

21 июля 2009 г. Президент России и Верховный Главнокомандующий Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал инициативу Святейшего Патриарха Кирилла и руководителей традиционных религий России о воссоздании института военного духовенства. Это решение открыло новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и Армии.

В связи с введением должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими в каждом из воинских соединений Российской армии — на уровне бригад, дивизий, а также в аналогичных соединениях различных родов войск Русской Православной Церкви необходимо выделить для служения на штатной основе около четырехсот священнослужителей. Взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными органами в Московской епархии — одно из самых масштабных направлений социальной деятельности. Более трехсот воинских частей на постоянной основе окормляется духовенством Московской епархии. Это духовенство приходское, совмещающее свое служение с работой в воинских частях.

Выступая летом 2009 г. перед студентами калининградских вузов, Святейший Патриарх так изложил свое видение проблемы: «Я за то, чтобы в армии были капелланы, священники. Это общемировая практика, и мне трудно понять, почему в России до сих пор этого нет.

Но возможно, есть обстоятельства, которые оправдывают наше отставание от общемировой практики. С одной стороны, это неполная готовность Вооруженных сил, с другой — не в полной мере готовность Русской Церкви. Ведь для того, чтобы в армии на постоянной основе работали священнослужители, нужно много таких священнослужителей и нужно их хорошо подготовить. Но и сейчас осуществляется пастырское окормление армии и флота, и ответственность за него несут местные приходы. Я думаю, еще какое-то время эта практика просуществует, но постепенно нужно будет переходить к профессиональному окормлению военнослужащих священниками, которые не имели бы другого послушания, кроме армейского. Что соответствует мировому опыту и что соответствует сегодняшним потребностям Вооруженных сил России — по крайней мере, очень многих офицеров и солдат, которые нуждаются в таком пастырском окормлении, особенно в труднодоступных гарнизонах».

На встрече с моряками-подводниками Тихоокеанского флота 19 сентября 2010 г. Святейший Патриарх сказал: «Церковь была вместе с Вооруженными силами всегда, на протяжении всей своей истории. Даже тогда, когда по идеологическим причинам Церковь была внешне отделена от людей в погонах, внутренне она не была от них отчуждена, потому что за каждым богослужением, в каждом храме возносилась усердная молитва о властях и о воинстве. Сегодня у нас другие условия жизни. Как вы знаете, решением Президента Российской Федерации в Вооруженных силах России начинает развиваться институт военного духовенства. Пока мы еще делаем самые первые шаги, может быть недостаточно энергичные. Но поскольку юридическая основа уже заложена, то я надеюсь, что в ближайшем будущем в наших войсках — в армии, на флоте — появятся священнослужители, которые будут нести служение бок о бок с военнослужащими, духовно укрепляя тех, кто реально нуждается в этой поддержке».

Большой общественный резонанс вызвала программная речь Святейшего Патриарха на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви 16 ноября 2010 г. о целях и задачах современного миссионерского служения. Четыре поколения людей выросло в условиях гонений на веру Христову, когда любое влияние Церкви на жизнь общества было исключено, поэтому в настоящее время, подчеркнул Святейший Владыка, «невозможно проповедовать Христа, просто апеллируя к традиции, к генетической памяти. Для того чтобы люди приняли Христа, сегодня действительно нужны миссионерские усилия».

Святейший Патриарх считает необходимым, чтобы «миссией занимался весь народ Божий — иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция, которая несет особую ответственность за все случившееся в нашей стране, — а потому православная, воцерковленная интеллигенция сегодня должна активно включаться в эту общую миссионерскую работу».

Его Святейшество указывает главную задачу миссионерской работы: «Вера должна в первую очередь вооружить человека критерием определения добра и зла, способностью отличать правду Божию от бесовской лжи; вера должна реально помогать человеку находить свое место в общественном пространстве, выбирать жизненные приоритеты, строить свою жизнь».

Говоря о практических шагах миссионерской работы, Святейший Патриарх назвал местом первоочередных миссионерских усилий приход. На каждом приходе должны действовать не только социальные, молодежные, образовательные, но и миссионерские программы.

Важнейшими центрами миссионерской деятельности должны быть и монастыри. Монастырь — центр духовной жизни, привлекающий большое количество людей. Среди них есть не только паломники-богомольцы; экскурсантов привлекают памятники архитектуры, истории. Именно такие посетители монастырей должны становиться объектом миссионерской заботы: отношение монашествующих к ним должно быть проникнуто «духовной заботой о человеке — с тем, чтобы молитвенный, духовный потенциал обителей, обращенный к современным невоцерковленным людям, делал свое доброе дело, открывая сердца людей навстречу Богу», — подчеркнул Святейший Патриарх.

Завершая наш краткий обзор взглядов Святейшего Патриарха Кирилла на жизнь Церкви и на задачи пастыря в современных исторических условиях, отметим, что к такому служению Первосвятитель призывает все без исключения духовенство — от служащего в столичном соборе до скромного сельского прихода. Говоря о необходимом минимуме приходского социального служения, Святейший Патриарх сказал, что при каждом храме должны быть организованы молодежный центр, социальная служба для работы со стариками, беспризорными, людьми, нуждающимися в социальной поддержке; кроме того, должен действовать образовательный блок, в первую очередь воскресная школа. Все это и будет способствовать решению задачи «второй христианизации» нашего Отечества.

Задачу Предстоятель нашей Церкви ставит перед нами непростую; она потребует максимального напряжения сил. Но, Богу содействующу, будет успешно решена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.